Среда, 12.08.2020
Журнал Клаузура

Станислав Коренблит. «Синтез слова и музыки: психологические аспекты этого взаимодействия»

«Педагогика – не наука, а искусство». Задача педагога «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным  приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

К. Д. Ушинский

Ещё в XIX К. Д. Ушинский выступал против традиционных систем занятий, опирающихся на устное изложение знаний, задаваемых на дом и опрос. До сих пор, в XXI веке, школьные методики обучения «тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребёнка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младших и средних классов школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении» (А. Л. Сиротюк «Обучение детей с разным типом мышления»).

Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики (их все практически цитируют и предлагают в обоснование своей гипотезы).

Профессор Трауготт: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».

Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор Колесов: «Истинное мышление — образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно».

Однобокая система левополушарного обучения влечет за собой проблему мотивации – дети теряют природный интерес к учению, а школа не в состоянии на данном этапе простимулировать природные свойства детей. Все эти проблемы не только неизбежно снижают эффективность учебных процессов, но и пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье детей, вызывая стрессы и неврозы.

Современная жизнь требует новых педагогических технологий, которые могут, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребёнка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста.

Ю. Лотман писал о «кристаллической решётке взаимных связей» (Лотман, 2004, 225), как грани взаимодействия различных видов искусств. (Ю. В. Золоткова. Известия, УГУ-2006, № 47, с.84-90).

В связи с этим особый интерес представляют возможности музыкального искусства, а в данном случае, синтеза музыкального искусства и поэзии, где тесно переплетается мелодика стиха с мелодией композитора – тот новый подход (очень подзабытый старый) к урокам литературы, который мы Вам и предлагаем.

На сегодняшний день учителя имею очень мало необходимого инструментария и дидактического материала для проведения новых технологий преподавания на уроках литературы, в лучшем случае – эпизоды, как небольшое разнообразие для школьников на уроке. Мы, будучи в поисках инструмента для новой технологии прослушали имеющийся богатый музыкальный материал – произведения многих русских композиторов: от Алябьева, Глинки, т.е. композиторов от XVIII до современности, которые сочиняли бы романсы, песни и просто программную музыку на стихи русских поэтов от Ломоносова до Клюева. Но мы не нашли того полного системного подхода, который мог бы лечь в основу нового метода, опирающегося на программу (программы) обучения, применимого во всех школах России. Приятной неожиданностью оказалось и то обстоятельство, что, не зная сам об этом, автор сочинил песни на стихи почти 90% всех поэтических произведений (т.к. у него их около 10 000 песен – шансы были велики), входящих в основные образовательные программы по литературе (на сегодняшний день программ несколько). Таким образом, не ставя себе это первоначальной творческой задачей, автор создал предпосылки для использования этих песен системно. Эти песни школьники могут слушать, слышать, запоминать и даже исполнять, не выходя за рамки учебного процесса и существующих программ. Это обстоятельство и послужило основанием для предложения применения использования методики «Синтез слова и музыки» на уроках литературы, что позволит применить новый комплексный подход к преподаванию лирики в школах, развивая в учениках внутреннюю культуру, гармонию и реализовывать потенциальные ресурсы действия на психику ученика свойств звукоряда.

Американские исследователи X.Leng, G. Shaw считают, «что мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки, и она является своего рода предъязыком. Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т.д.) открывают доступ к врожденным механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга».

«Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень имунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки. Доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности». (А.Л.Сиротюк «Обучение детей с разным типом мышления»).

Н.В.Шутова использовала музыкальное воздействие на обучающегося, как психологическое средство оптимизации его труда. Ею было доказано, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс.

Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству.

Л.Н.Трегубова отмечает, что использование музыкального сопровождения на школьном уроке способствует сосредоточенности, даёт положительный эффект.

Исследование В.П.Петрушина показывает, что инструментальная музыка разного характера стимулирует воображение слушателей и способствует созданию перспективных рассказов.

Но всегда ли влияние музыки на человеческий организм является положительным? В последние десятилетия ушедшего 20-го века появилось множество музыкальных направлений и многие из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка — наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз — «музыкальный наркоман».

Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нём слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б.Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге. Американские врачи во главе с ученым Р.Ларсеном утверждают: повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Едва ли не «общим местом» в исследованиях такого рода считается разpyшительное воздействие на человеческий оpганизм свеpхгpомких звyков — подобнyю мyзыкy специалисты называют «мyзыкой-yбийцей», «звyковым ядом». Исследования Масару Эмото кристаллов воды признаны во всём мире – вода реагирует на смысл сказанных слов и музыку, так как последняя источает сильные вибрационные волны. И вот что поразительно, при замерзании вода, которая «слышала» громкую агрессивную музыку не формирует правильных кристаллов. Её кристаллическая решётка находится в состоянии полного хаоса, как перед землетрясением. Человеческое тело в основном состоит из воды и каждый индивидуум имеет свою вибрацию и звуковую волну. А это значит то, что мы слышим – либо может разрушать нас, либо давать силу и здоровье. И от преподавателей школ, многое зависит — помочь сделать выбор детям, привить эстетический  вкус, дать основы мироздания, где гармония является сутью всего живого. От нас, педагогов, зависит — какими вырастут дети, а главное, что они принесут в мир! Конечно, и мы предлагаем применять песни, исходя из изложенного, осторожно, проверяя влияние каждой песни, находя индивидуальные приемы и способы использования на уроках каждого музыкального произведения (не навреди).

Мы предлагаем уйти от традиционных методов преподавания литературы (век информационно-коммуникативных технологий наступил), поэтому подробно останавливаемся на нецелесообразности старых подходов. В мире происходит глобальная компьютеризация, информационный бум – однако общий уровень успеваемости неуклонно снижается.

Исследуя причины возникновения трудностей в процессе обучения, психологи выделяют, среди прочих, следующие: в процессе развития мозговых структур, плохо развиваются необходимые межполушарные и внутриполушарные связи. Предлагаемые ранее методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов; предъявляемые к ребёнку требования могут не совпадать по времени со стадией функционального развития мозга, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.
В связи с этим представляют большой интерес результаты исследований в области влияния музыки на умственную деятельность детей, а также на функции мозга. Эти исследования отражены в работах таких ученых, как Полякова В.Б (1965-1969), А.Л.Готсдинер (1975), Т.К.Метельницкая (1977), Л.П.Трегубова (1977), В.Ф.Коновалов, Н.А.Отмахова (1983), А.В.Торопова (1995), О.В.Лаврова (1996), Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова (1993-1996), M.Critchley, R.Henson (1987), N. M.Weinberger (1999) и др.

Деятельность полушарий является взаимодополнительной, отражая неравномерность распределения функций между двумя различными системами мозгового кодирования. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, т.е. кодирует «целостность», а левое – дискретными функциями, т.е. кодирует существенные признаки целого.

Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причём восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия.

Т.П.Хризман (1991) также было установлено, что при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры. Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений. В результате проведенных экспериментов у всех детей в момент прослушивания музыки отмечались:
• более высокий уровень всех межцентральных связей по сравнению с фоном;
• более сильные межполушарные взаимодействия в передних отделах коры по сравнению с задними отделами, особенно в левом полушарии;
• большее число межполушарных асимметричных связей.

В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются все функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность. М.В.Хватовой было также выявлено, что обогащенная с помощью музыки сенсорная среда пребывания детей повышает устойчивость биоэлектрической активности мозга к весенним астенизирующим влияниям и способствует сохранению достаточно высокого уровня функционального состояния центральной нервной системы у детей в течение года. Пролонгированное акустическое сенсорное воздействие в виде фрагментов специально подобранной музыки активирует созревание подкорковых структур и совершенствование регуляторных механизмов хронотропной деятельности сердца. В целом улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит – повышается способность мозга к обучению.

Вся Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии, а также поэзия, обладая ритмом и мелодикой слова. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий и Слова на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждали древние, а у нас нет оснований им не верить.

Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки, поскольку оно сопутствует всем остальным. Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. Музыкальное звучание воспринимается как процесс, во время которого сменяются и взаимодействуют различные образы, происходят подъемы и спады, противопоставления, трансформации, смены динамики и статики, напряжения и покоя. Именно это процессуальное развитие делает возможным передачу различного идейного содержания, придаёт музыке силу воздействия, превращает восприятие музыки в подлинно художественное переживание. Слушая музыку, ребёнок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни.

Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне (как правило, дети фиксируют свое внимание на какой-либо одной стороне музыкального образа – ритме, тембре, динамике, ладе и т.д.), так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия. Таким образом, восприятие музыки может быть активным (сознательным) или пассивным (бессознательным). Большое внимание к вопросам бессознательного восприятия музыки детьми уделяла в своих работах А.В.Торопова, ею доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.

Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова (1993-1996 г.) утверждают, что даже пассивное, регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

Следует учесть, что ребёнку доступно почувствовать не только музыкальное настроение, но и, вопреки мнению взрослых, идею произведения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления. Приёмами такой активизации могут быть различные задания.

Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Как сообщается в журнале «NORDIC JOURNAL OF MUSIC THERAPY» (выпуск 1, Зима 2000 г.), ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:

  1. Повышение уровня читательских навыков;
  2. Повышение уровня речевых навыков;
  3. Улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач;
  4. Улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей;
  5. Улучшение концентрации внимания;
  6. Улучшение памяти;
  7. Улучшение моторной координации.

Мы надеемся, что приведённые факты исследований ясно доказывают своевременность обновления уроков литературы и русского языка всемерным применением песен, когда строки поэзии сочетаясь с тонко прочувствованной музыкой, проникнут более глубоко в сердца учеников, помогут создать ауру гармонии и повернут души подрастающего поколения к познанию добра. Ведь это необходимо для современных детей – многие из них подпадают под тлетворное влияния  теле- и видео программ с вульгарной песней, литературного и псевдо-музыкального  мусора. И наша с Вами задача помочь им противостоять хаосу и стать нравственно устойчивыми личностями.

Мы предлагаем Вам новый  подход (хорошо ныне забытый старый метод) к преподаванию поэзии на уроках литературы, с использованием мнемотехники — синтеза музыки и слова, в целях более глубокого усвоения и освоения русского языка и осознания силы воздействия поэтического слова на душу ребёнка. Чтобы школа, как субъект формирования образования и культуры для подрастающего поколения, сумела более эффективно заложить вечные ценности в их сердца, обогатить русскую речь, вытесняя жаргонность – бич последних десятилетий, привить эстетический вкус.

Выводы:

  1. Использование музыки для усвоения и освоения поэтического слова в школах является давно доказанной необходимостью для включения её в образовательный процесс, что привлечёт в педагогику дополнительные резервы человеческой психики (что и было при наших предках);
  2. Необходима общероссийская экспериментальная апробация использования имеющихся песен на программные стихи на уроках литературы и русского языка, для замера дополнительного педагогического результата;
  3. После экспериментального доказательства положительного эффекта применения песен на уроках литературы и русского языка необходимо внедрить и сделать неотъемлемой частью образовательного процесса в школах;
  4. Необходимо создавать песенные материалы по всем общеобразовательным дисциплинам (химия, физика, математика и т. д.) в тех же целях.

 _____________________________________________________

Станислав Коренблит


Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика