Понедельник, 29.04.2024
Журнал Клаузура

Борис Кунин. «И не сказка, и не быль…»

В общем-то, «запойным» любителем телевизора я никогда не был. Даже в те годы, когда это был единственный источник видеоинформации. То есть, программу «Время» периодически прослушивал, «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», как и «До и после полуночи», старался не пропустить, все же остальное…

Раздражала меня необходимость в конкретное время «прилипать» к «ящику», чтобы узнать очередные хитросплетения в судьбе рабыни Изауры или героев «Бандитского Петербурга». Хотя все части и серии последнего я все-таки просмотрел.

Записанные на DVD.

Уже живя в Германии.

В свободное время и столько сразу, сколько на тот момент хотелось и моглось. Хоть и до рассвета в ночь с субботы на воскресенье.

А вот собственно «русское телевидение» мы себе здесь так и не удосужились поставить. В первые годы это было сложно технически и дорого финансово. А потом… Так все же теперь есть в интернете. Опять же – смотри, сколько хочешь. Или – не смотри вообще! Что я, к слову, обычно и делаю. Особенно после просмотра некоторых российских сериалов (более подробно об этом – в статье «Неужели я настолько стар?»).

И вдруг!..

Разговариваю как-то с родственником из Гомеля по телефону. А он среди прочего интересуется, не смотрим ли мы сериал «Пепел»? Дескать, популярно сейчас, да и исторический период показан противоречивый и интересный.

Через несколько дней звоню вечерком знакомому в Мюнхен. А он как-то недовольно отвечает, да и разговаривает односложно, как будто я его от чего-то важного оторвал. Спросил, разумеется. Оказывается, смотрит очередную серию «Пепла» по одному из русскоязычных телевизионных каналов.

Это стало уже занятно.

Полез в интернет, нашел все серии сразу и за пару вечеров осилил… Из чисто профессионального любопытства. Ибо жена сразу (посмотрев начало первой серии и кусочек второй) сказала, чем все действо закончится. Права, кстати, оказалась. Как это, впрочем, обычно у нее и бывает.

Уж точно не сказка

Во-первых, хотя бы потому, что в большинстве публикаций жанр определен как «детективная историческая сага». Вот так вот: ни больше, ни меньше!

Сюжет вполне умещается в один небольшой абзац. Цитирую один из сайтов специально для тех, кто вдруг (о, ужас!) сей «шедевр» так и не посмотрел.

«СССР, 1938 год. В купе поезда встречаются вор Сенька Пепел (Евгений Миронов) и капитан Красной армии Игорь Петров (Владимир Машков), которому грозит арест. Неожиданно перед красноармейцем открывается фантастический шанс избежать верной смерти: он меняется с Пеплом одеждой, документами и забирает воровской «общак». Однако Петров изменил не только свою жизнь, но и судьбу любимой женщины Риты (Елена Лядова), которой предстоят поиски мужа, мучительное ожидание и встреча с Пеплом, которого все теперь принимают за Петрова. Основное действие картины разворачивается в 1948-м году, когда бывший вор, уже ставший полковником, вынужден участвовать в поимке бывшего капитана, ставшего опасным преступником. Спустя 10 лет им предстоит вновь встретиться и разобраться в том, как и почему изменились их судьбы».

То есть, в классической сказке Добро обязательно побеждает Зло, и к окончанию повествования у главных героев все складывается просто великолепно.

Есть считать счастливым концом убийство – пусть, «якобы», случайное – бывшим капитаном Петровым своей жены (?) Риты и его же последующее самоубийство, и дальнейшую жизнь бывшего вора без любимой женщины, то…

Добра же, как такового на всем протяжении сериала как-то и не обнаружилось. Тогда как Зла…

Хотя, с другой стороны, все очень похоже на «сказку». Как и с точки зрения исторической правды, так и с позиций чисто человеческих. Или, если хотите, психологических: действий, поступков и даже эмоций главных (да и не только) действующих лиц.

В общем, как любил говаривать один из друзей моей советской молодости: «сказка для дефективных детишек».

Насчет же были…

Начну с того, что создатели сериала очень мудро поступили, везде, где только можно, четко обозначив показываемый исторический отрезок. Потому как о 38-ом годе еще можно догадаться по приходу к руководству Наркоматом внутренних дел СССР в конце ноября Лаврентия Берия. Насчет же 1948-го… Но, не будем забегать вперед.

Итак, капитан Красной Армии Игорь Петров, судя по всему, совсем недавно женившийся, оказывается под угрозой ареста. И, тем не менее, едет к месту службы, чтобы безропотно принять свою судьбу. По меньшей мере, хотя бы декларирует это.

Едет, что примечательно, в шикарном купейном (или – спальном?) вагоне. Надо думать, зарплата позволяла. Обыкновенному капитану? Ну, да ладно…

И оказывается в одном купе с медвежатником по кличке Пепел, который куда-то там везет воровской общак. Причем, изначально было решено, что ехать он будет один, но подручные (одновременно и охранники) «скрысятничали» и деньги, выданные на второй билет, элементарно прикарманили.

Так мало того: потом еще и на общак позарились, предложив, правда, из «вежливости» и Пеплу вступить в долю. А, когда тот отказался, в «лучших» традициях жанра проломили ему череп. Но отрезать руку, к которой наручниками был прикреплен баул с общаком, не успели: в тамбуре появляется капитан Петров…

Не буду дальше пересказывать сюжет, замечу лишь, что по логике событий его там быть не должно. Особой приязни случайные попутчики друг к другу с первых минут не питали и, даже, если и Петрову вдруг резко захотелось в туалет, то пошел бы он, скорее всего, в другой конец вагона. Если же покурить, то либо вместе вышли, либо…

В общем, озабочиваться долгим (?) отсутствием попутчика капитан не должен был: своих-то проблем выше крыши. Однако же, не только пошел следом, но и подручных вора успокоил, и баул с общаком себе забрал.

Оставив руки Пепла в целости и сохранности: большим умельцем оказался наш служивый.

А дальше уж все пошло совсем как в «сказке». Часть сюжета про то, что кадровый офицер и коммунист быстро переквалифицировался в вора и убийцу, смог остаться в живых все годы войны (то ли «партизаня», то ли просто скрываясь в лесах) и даже значительно увеличил личный золотой запас, оставим на совести сценариста с режиссером. Тем более что на это – чисто теоретически – можно возразить, что это как раз была та «паршивая овца», которая, как известно, портит все стадо.

Гораздо интереснее просто «сказочные» хитросплетения дальнейшего жизненного пути Сеньки Пепла.

Хорошо, успел Петров его переодеть, оставить свои документы (ни на одном из которых фотографии, надо понимать, не было?) и сам беспрепятственно покинуть место кровавого действия. Но, дальше то?

Ни в госпитале, ни в застенках Ежова, ни, позднее, в армии НИКТО не обратил внимания на его «иконостас»? Ведь, судя по сюжету, это был, говоря современным языком, вор в законе. Или что близко к этому. То есть, татуированный уголовник в Красной Армии, дослужившийся к концу войны до звания полковника? При той системе тотальной слежки, всеобщей подозрительности и присутствия государства во всем и вся?

Не говоря уж про то, что жизненные пути двух главных героев очень уж «подозрительно» часто пересекались. В смысле, так захотел режиссер. Или сценарист…

А уж различного рода проколам в сериале просто несть числа. Кадровый офицер, несущий чемодан в правой руке или идущий с женой под руку тоже с правой стороны? Или его представление командиру по прибытии на новое место службы после реабилитации? Типа: «Привет, начальник!»…

Про ситуацию с добычей золота вообще писать не хочется. Все шито даже не белыми нитками, а … колючей проволокой. С прорехами размером отнюдь не с Люксембург.

Одним словом, изучать историю на основе данной «исторической саги» чревато. Хотя, может, так и было задумано?

Сакраментальный вопрос

Нет, не «Кто виноват?» или «Что делать?», а кому же это нужно? Или – выгодно?

Советская история, мягко говоря, не блещет показательными примерами. Но и выставлять ежовских подручных законченными кретинами тоже как-то… Не хорошо, наверное.

Как, впрочем, и провинциального милицейского майора со всеми его сослуживцами и начальниками. У них под носом безнаказанно кто ворует золото килограммами. А они все ищут. Анализируют, думают…

Кстати, а как же «товарища» Петрова с его благо приобретенным на зоне «иконостасом», легко приняли на работу бригадиром одного из золотых приисков? Не поинтересовавшись ни его прежней биографией, ничем-то другим.

Они, к слову, ни Петров, ни Пепел (особенно последний) все эти годы вообще в бане не мылись? Или делали это исключительно в отдельном кабинете? Без лишних глаз, так сказать. Ведь и пару десятилетий спустя любая подобная татуировка однозначно считалась явной принадлежностью к криминальному миру.

В общем, и само появление сериала, и массированная реклама, это появление предваряющая, наводят на определенные размышления.

Если это явно несоциальный заказ, то, тогда – чей? Кому нужно, чтобы эти десять лет советской истории в памяти многих остались чем-то вроде бульварного анекдота?

Еще и артистов талантливых пригласили. Но, ведь артисты перед камерой всегда делают и говорят то, что написано в сценарии. И так, как требует режиссер.

Пусть даже сами с подобным внутренне не согласны… Ох, как хотелось хотя бы в это верить!

__________________________________

Борис Кунин


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика