Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Станислав Коренблит. «Синтез слова и музыки – основа создания авторской образовательной программы «Весёлый день дошкольника» — «ВеДеДо» (из личного опыта)». Часть 1

Принципы и подходы к формированию Программы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования фиксирует совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В его основе лежат принципы

• поддержки разнообразия детства;

• сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (как педагогов, так и иных сотрудников образовательной организации, а также родителей) и детей;

• уважения личности ребенка;

• реализации образования в формах, специфических для детей дошкольного возраста.

ФГОС ДО реализуется через вариативные Примерные основные образовательные программы, а также Авторские основные образовательные программы.

Исторически программа «Весёлый день дошкольника» возникла как проект и стала развиваться как ответ зафиксированную в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования необходимость обеспечить для детей дошкольного возраста баланс:

— познавательного и эмоционального компонента образования;

— исполнительских и творческих форм деятельности;

— вербальных и образных форм подачи содержания;

— информационной и художественно-эстетической составляющих.

Это отвечает психологической специфике ребенка дошкольного возраста и позволяет качественно решать задачи его развития, поскольку именно эмоциональная составляющая чрезвычайно важна для становления системы отношений растущего человека к самому себе, окружающим людям – сверстникам и взрослым, окружающему миру – природе и миру культуры,

— обогащает процесс приобщения ребенка к культуре как целостному синкретическому образованию, в котором художественный эстетический компонент играет важнейшую роль,

— расширяет эстетический и эмоциональный опыт, который ребенок получает в детском саду в дошкольном возрасте,

— соответствует международному стандарту качества дошкольного образования,

— дает новые возможности развития творческих способностей ребенка,

— соответствует на сегодняшний день первому принципу ФГОС ДО РФ – обеспечение разнообразия детства.

Таким образом, авторская основная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» поставила в качестве главной цели обогатить палитру профессиональных красок современного дошкольного образования России эмоциональным музыкальным творческим развивающим содержанием и инновационными подходами к его реализации с детьми.

Программа охватывает все образовательные области – социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, эстетически-художественного развития, физического развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет в условиях детского сада.

Программа может использоваться также в качестве основы организации деятельности семейных детских садов, работы нянь и гувернеров, домашнего образования ребенка. Прекрасно зарекомендовала себя как основа деятельности групп кратковременного пребывания.

Несмотря на то, что стержнем программы являются музыкальные произведения – детские песни – Программа рассчитана на реализацию педагогами, имеющими обычное педагогическое образование, то есть воспитателями. Она не требует создания каких-либо специальных условий в образовательной организации. Психическое развитие рассматривается Л.С.Выготским как процесс присвоения или интериоризации социально-культурного опыта, который передается ребенку окружающими его взрослыми в процессе общения. Из этого следует, что музыка также должна стать средством или предметом общения взрослого с ребенком, а не предметом отдельного обучения, изучения или прослушивания в специальной, «выдернутой» из жизни ситуации музыкального занятия. Такое положение возможно только в том случае, если музыка входит в сложившуюся достаточно глубокую и содержательную систему отношений «взрослый — ребенок». В дошкольном возрасте (до пяти лет) такая система может сложиться в детском саду только с теми взрослыми, которые постоянно находятся вместе с детьми, т. е. с воспитателями. Таким образом, музыка снова должна стать частью повседневной жизни детей и воспитателей в группе.

Программа может быть реализована на любом национальном языке.

Методологической основой программы является культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, а также исследования Б.М.Теплова в области психологии музыкальных способностей и становления музыкальности как качества личности.

Эстетическое восприятие как сложная психическая деятельность, сочетающая в себе эмоционально-волевые и познавательные моменты, по мнению психологов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец) возникает у детей на более высокой ступени развития личности, на базе приобретенного практического осмысления явлений и предметов действительности. Рассматривая эстетическое восприятие как более высокий уровень познания, ученые подчеркивают его особую значимость для становления всего жизненного опыта ребенка: коммуникативного, речевого, двигательного, интерсенсорного. В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных игр. А.Н. Леонтьев пишет: «личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ». Эстетическая функция связана таким образом с педагогическими задачами развития: эстетического сознания, проявляющегося в способности дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное; творческих способностей детей в восприятии и оценке прекрасного; собственной творческой деятельности, инициативы.

В основе программы лежит представление о специфике периода дошкольного детства как периода жизни человека, в который формируется основа его личности.

Это предполагает акцент на ценностных компонентах образования ребенка. Принцип единства аффекта и интеллекта, сформулированный Л.С.Выготским особенно важен в образовании дошкольника. Вместе с тем, в сложившейся системе работы в детских садах педагоги больше ориентированы на передачу знаний, а точнее – познавательной информации, которая не связана с живой непосредственной эмоциональной реакцией. Обеднение эмоциональности ребенка-дошкольника чревато тем, что у него не будет сформирована способность к эмпатии – сопереживанию чувствам другого, что является основой собственно человеческого отношения к окружающему, природе и людям. Но как вызвать эмоциональный отклик ребенка? Ответ и прост и сложен одновременно: это возможно сделать только средствами искусства – художественной литературы, изобразительного искусства и, конечно, – музыки.

Важнейшим обстоятельством жизни маленького человека должна быть наполненность его дня не только событиями и впечатлениями (когнитивный компонент), но и радостью и удовольствием, которое ребенок учится получать от познания, созерцания и общения. Это особенно актуально в свете вызовов настоящего времени в виде растущего процента зависимостей разного рода среди подростков и взрослых.

Таким образом, авторская основная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» создана как эстетически ориентированная и ориентирующая на творчество программа. Приоритетными направлениями являются эстетически-художественное и развитие речи.

Специфический образовательный ключ, который программа «ВеДеДо» предлагает педагогу – это детская песня. Автор идеи и руководитель программы – композитор, и это отличает её от других. В основу положено представление о том, что именно песня как синкретическое явление искусства позволяет реализовать необходимое содержание образования в естественной для маленького ребенка игровой, веселой, занимательной, эмоциональной форме.

«Над новорожденным поют, поют при апогее его развития на свадьбе, поют и при его погребении; поют, идя с тяжелой денной работы, поют солдаты, возвращаясь с горячего учения, а иногда идя на штурм. Реальность песни заключается… в истине высказанного чувства», — писал А. А. Фет.

Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме. С глубокой древности музыка служила человеку как эффективнейшее средство психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях сопровождали его жизнь.

Музыка (пение) была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечернее домашнее пение и музицирование также были само собою разумеющимися атрибутами душевной и духовной жизни.

Безусловно, музыка – это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка – это источник духовного насыщения, питания ребенка. Если ребенок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать подлинную музыку,- у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.

Вряд ли художественный вкус у дошкольника разовьется благодаря беседам об искусстве. В этом вся проблема. Давайте оглянемся вокруг себя (дома и в группе д/сада): много ли найдется истинно художественных вещей рядом с нами? Бывают ли наши дети в музеях, на концертах? Что они видят и слышат вокруг себя?

Младенец рождается с практически не развитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает различать голоса окружающих его взрослых, реагирует на их интонации. Еще в теле матери он слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходило во внешнем мире. Первую информацию о мире он получил еще до рождения и именно через слух!

Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвертой неделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками – создание материальной основы интеллекта – происходит у зародыша человека задолго до рождения. Уже у 6-7-месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг еще не родившегося ребенка начинают действовать звуки: шумы внутренних органов матери, её голос, удары сердца и звуков извне –музыка, гудки машин, шум ветра и т. д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребенок способен еще до рождения накапливать сенсорную информацию и обогащение его внутриутробного опыта оказывает значительное воздействие на все последующее развитие.

Так, во время внутриутробного периода ребенок оказывается способным запоминать мелодии; он может выделить из музыкальных произведений, прослушанных впервые, те, которые слушала его мать во время беременности. Были проведены исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную вслух до их рождения. Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды в день читать детскую сказку о коте. Когда же новорожденные получили возможность выбирать из двух записей голоса матери, в одной из которых она читала сказку о коте, а в другой – иную сказку, они выделили знакомый им рассказ изменением ритма сосания.

Французская исследовательница Мари-Луис Эшер сделала ряд интересных наблюдений в семьях профессиональных певцов, регулярно репетировавших дома. Матери с голосом сопрано рожают детей с развитой верхней половиной тела. У этих детей очень рано отмечалось наличие сенсомоторной координации при хватании. Дети певцов, обладавших густым басом, рождаются с хорошо развитой нижней половиной тела и рано начинают ходить. Выяснилось, что упорядоченное звуковое воздействие на организм будущей матери повышает динамичность нервной системы ребенка и впоследствии стимулирует его развитие (ж. «Дошкольное воспитание», № 8, 93 г.).

Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и пульса, расслабление или напряженность мускулов. Чем меньше ребенок, тем более восприимчив он к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белье, стены комнаты были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что вокруг звучит. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка.

Малыш растёт, все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают наиболее грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или СД-проигрывателю, с экрана ТВ, у них отсутствуют чувство ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, а самое главное, у них нет желания и умения слушать музыку, получать от нее удовольствие; они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу.

А нужно ли им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их «в себе». Но ведь не любая форма их разрядки приемлема: истерика, агрессия, хоть и помогают сиять напряжение, порождают другое тягостное состояние – чувство вины.

Музыка – чистый источник радости, положительных эмоций, удовольствие. А ведь именно в дошкольном возрасте формируется тот эмоциональный репертуар, от богатства которого зависит уже в подростковом и взрослом возрасте способность человека радоваться жизни, находить удовольствие в эстетической культурной реальности, а не в наркотиках, алкоголе и иных разнообразных по содержанию физиологических излишествах.

______________________________________

Станислав Коренблит

Продолжение. Часть 2


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика