Суббота, 27.04.2024
Журнал Клаузура

В. ПУТИН: «КАК БЫ НИ СКЛАДЫВАЛАСЬ СУДЬБА КРЫМА, ОН ВСЕГДА ОСТАВАЛСЯ В ЛОНЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

14 августа 2014 года в Ялте встреча Президента Российской Федерации В. В. Путина с деятелями культуры и искусства, посвящённая вопросам интеграции Республики Крым в культурное пространство России, началась словами Владимира Владимировича: «Для представителей творческих профессий, для всех, кто знает, ценит отечественную литературу, живопись, музыку, кинематограф, Крым имеет особую значимость». В. Путин подчеркнул: «Как бы ни складывалась судьба Крыма в последние десятилетия, он всегда оставался в лоне российской культуры. Его история связана с целой плеядой выдающихся мастеров». Президент остановился на именах Чехова, Пушкина, Льва Толстого, Горького, Айвазовского, Волошина, дорогих уху каждого культурного русского человека.

В. Путин отметил: «Как бы ни складывалась судьба Крыма в последние десятилетия, он всегда оставался в лоне российской культуры, истории и нашей культурной традиции. Безусловно, это культурно-историческое, духовное единство и родство сыграли очень большую роль в том выборе, который сделали крымчане в марте этого года.

Сейчас идет процесс интеграции Республики Крым и Севастополя в российское законодательство, в экономику, в социальную сферу. Подготовлен проект федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года.

На встрече с депутатами Государственной Думы я назвал цифру – 700 миллиардов рублей, предназначенную на эти цели. Часть этих ресурсов должна быть направлена на решение задач, для обсуждения которых мы с вами собрались.

Эта программа направлена на решение наиболее острых, чувствительных вопросов, которые волнуют жителей двух наших новых субъектов Федерации. Главная цель программы – достичь в Крыму общероссийских стандартов, обеспечить условия для устойчивого роста региона, реализовать его богатейший потенциал».

На фото: Встреча Президента России В.В.Путина с деятелями культуры Крыма

Президент обратил внимание на необходимость интенсивного развития туристической отрасли, подчеркнув: «… возрождение былой славы Крыма, в том числе как уникальной здравницы и, можно сказать, мечты путешественников, не должно сводиться исключительно к модернизации объектов инфраструктуры или гостиничного хозяйства, хотя, конечно, это очень важно, и без этого невозможно решать эту проблему. Очень важно, чтобы в Крыму были современные рестораны, отели и так далее. Но настоящее крымское дыхание, притягательность, неповторимость полуострова призвано обеспечить, конечно, культурно-историческое наследие.

И конечно, современная насыщенная, интенсивная культурная жизнь: театральные премьеры, фестивали, творческие проекты вернут Крыму былую славу, значимость в культурной жизни нашей страны и сделают его по-настоящему привлекательным.

Все это может стать одним из конкурентных преимуществ Крыма, причем не только на внутреннем российском туристическом рынке, но и на международном. Порядка 9 тысяч расположенных здесь памятников достойны внесения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России, и эксперты считают, что это не окончательная цифра. Не случайно А. С. Грибоедов называл Крым естественным музеем, хранящим тайны тысячелетий. Здесь исключительные, редкостные археологические условия, историки это знают, и многие их открытия еще, уверен, впереди».

Владимир Владимирович говорил, что изучением древностей и охраной памятников культурная политика в Крыму не должна ограничиваться, один из приоритетов – поддержка национальных культур и традиций полуострова: «Крым, по сути, отражение многонациональной России, и здесь, как и по всей нашей стране, принципиально важно сохранить мир, согласие, баланс интересов разных этносов. Начат процесс реабилитации репрессированных народов Крыма, законодательство закрепило равноправие трех языков – русского, украинского и крымско-татарского. Предстоит многое сделать для сохранения и развития многогранного, культурно-исторического потенциала Крыма, и в этом мы, конечно же, рассчитываем на содействие российских культурных кругов, тем более что все прошедшие годы прямое обращение деятелей культуры Крыма и России, все контакты между Крымом и Россией не прерывались.

На фото: В.В.Путин на встрече с деятелями культуры Крыма

В России наработана добротная система поддержки  культуры, наработаны определенные стандарты, и профильные учреждения Крыма и Севастополя должны быть подключены к этой системе. Прежде всего это коснется музея-заповедника «Херсонес Таврический» и музея обороны Севастополя со знаменитой панорамой Франца Рубо, которой в следующем, 2015 году, исполняется 110 лет».

В. Путин отметил необходимость развития Ялтинской киностудии, одной из старейших в России и в мире, а также необходимость разобраться в документации о собственности.

Президент подчеркнул, что у крымчан и севастопольцев должен быть «равный доступ ко всем возможностям отечественной сферы культуры». Также засвидетельствовал: «Крым, Севастополь с их великой историей, культурным достоянием, ратной славой могут стать не только центрами сбережения нашей национальной памяти, культуры, патриотического воспитания молодежи, но и сыграть уникальную объединительную роль, помочь залечить раны, нанесенные драматическими событиями XX века, восстановить целостность нашей истории, связь времен и поколений».

Обращаясь к деятелям культуры и искусства, просил использовать авторитет, умения, знания, творческий потенциал, чтобы двигаться в решении этих задач, в том числе и укреплять творческие связи с соотечественниками за рубежом.

Беседу поддержал Министр культуры РФ В. Р. Мединский, заметив, что «святая русская земля дает такие сюжеты, которые не придумать ни одному голливудскому сценаристу». Владимир Ростиславович рассказал героическую историю последнего флага императорского флота, который хранился в Русской православной церкви в Австралии и смог вернуться на родину только, когда Крым и Севастополь стали субъектами Российской Федерации.

Кинорежиссер, председатель Союза кинематографистов РФ Н. С. Михалков проинформировал о создании крымского отделения Союза кинематографистов, создании (проходит регистрацию в Минюсте) крымского отделения Фонда культуры, заметив, что «Арина Вадимовна Новосельская – министр культуры Крыма – предложила свою кандидатуру возглавить это отделение». Также выделил главную тему исторического момента – краеведческий музей, как воспитание любви к малой Родине. Эта тихая, рутинная работа, приведет к пониманию, что малая Родина и есть часть большой. Воспитательная работа должна стать для Фонда культуры основополагающей.

Режиссер–постановщик Республиканской организации «Крымский академический украинский музыкальный театр», режиссёр кино и телевидения, преподаватель Крымского университета культуры, искусств и туризма В. А. Косов назвал патриотизм отличительной чертой крымчан, которая ярко проявилась во время Великой Отечественной войны и вылилась в партизанское и подпольное движение. «И, когда мы не по своей воле были оторваны от большой Родины, у нас было что защищать все эти годы. Наверное, эта дистанция дала нам возможность оценить и сохранить себя как русское общество. Даже когда в разгаре были февральские события в Киеве, мы в театре принимали в это время решение о постановке спектакля, посвященного 70-летию Победы над фашизмом».

Режиссёр подчеркнул: воссоединение Крыма с родной землей хорошо встряхнуло как российское общество, так и крымское: «…у крымчан есть мощный потенциал <…> Уверен, Крым будет во всех направлениях культуры флагманом».

Архимандрит Тихон, наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ высказал своё отношение к изучению истории в последние 23 года, сказав, что это «наложило свой достаточно тяжелый отпечаток. И то, что единое культурное пространство Крыма и России оспаривалось больше 20 лет, принесло свои горькие плоды.

На фото: Посещение Дома-музея А.П.Чехова

Нам надо очень четко преподать молодому поколению: Крым абсолютно неотделим от Руси и от России, начиная с того, что греки считали русских именно жителями Крыма и называли тавроскифами, то есть русскими из Крыма. <…> Духовные, церковные корни Крыма пропитывают полностью всю Русь. Андрей Первозванный, который благовестил святое Евангелие, именно отсюда. <…> Истинное и первое крещение князя Владимира и всей его дружины произошло здесь в Херсонесе Таврическом. <…> Великие святыни и великие святые здесь. <…> И новое время дало нам великих святых. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – великий хирург, лауреат Сталинской премии и в то же время архиепископ, отсидевший 13 лет в жесточайшем заключении, оставшийся патриотом. <…> Воссоединение Крыма с Россией, произошло в День памяти Святителя Луки. <…> Мы сейчас переживаем особые события на Украине: для всех для нас это страшная боль, переживание. Не объединяет людей ни общее в принципе экономическое пространство (газопроводы, нефть и пр.), не объединяет и почти единая культура, не объединяют даже родственные связи. <…> Но вот единая история, она объединяет сильнее, чем что бы то ни было, особенно в многоконфессиональной и многоэтнической стране. <…> Наши, к сожалению, противники используют старый прием, придумывают параллельную историю для какой-то части народа, и начинается страшная, кровавая, братоубийственная, смертельная схватка. Необходимо обратить особое внимание на научное, правильное понимание истории и здесь, в Крыму, и вообще в России».

Архимандрит Тихон информировал о выставке «Романовы» в Ливадийском дворце, о подготовке выставок о Рюриковичах и советском периоде. Также совместно с партнерами из Франции, Германии, США, Великобритании готовится проект – первый исторический парк. Проект основан на современной интерактивной технике и займёт 60 гектаров.

Скульптор, народный художник Российской Федерации, председатель Союза художников РФ А. Н. Ковальчук привёл первый пример интеграции художников Крыма и Севастополя в культурное пространство России – проект «Художественные традиции Крыма и Севастополя в изобразительном искусстве России». Посещение Президентом РФ, руководителями Крыма и Севастополя выставки, организованной совместно с музеями Севастополя, – для художников знак уважения к их творчеству. Планируются выставки в Москве. Также скульптор поблагодарил Министерства культуры Крыма и России, где творческие люди находят понимание, что приведет к хорошим результатам.

Художники Союза художников России получают творческие стипендии, материальную помощь поддержку творческих вузов. Это должно коснуться и художников Крыма, Севастополя.

Председатель правления крымской организации художников Н. С. Моргун поделился планами подготовки к выставкам, приуроченным 75-летию организации. Для многих художников – значительная веха в творческой судьбе – выставиться в Москве. Для этого необходима финансовая поддержка: художники работают на имущественной основе, нужны творческие базы, мастерские, выставочные залы, дома художников, чтобы не было попыток их отчуждения. «Значим для нас Дом творчества Коровина в Гурзуфе и выставочный зал в Ялте возле «Ореанды».

В. В. Путин просил С.  В. Аксёнова самым внимательным образом отнестись к вопросу о собственности.

Главный редактор «Литературной газеты» Ю.М. Поляков говорил о давних связях Москвы, Крыма и Севастополя в области литературы, о том, что на материковой России могут поучиться у крымчан «обостренному патриотизму»; что необходимо навести порядок в организационно-правовой ситуации, сложившейся среди писательских организаций; поделился планами издавать литературное приложение «Таврида» к «Литературной газете» и повлиять на отечественную словесность, чтобы та «развивалась правильно и на благо мировой культуре».

Художественный руководитель и дирижер Крымского камерного хора И. Н. Михайлевский – поделился мыслью о необходимости строительства Концертного зала в Крыму, где станет выступать не только филармонический оркестр, но и будет звучать хоровая музыка. «Профессиональный концертный зал в Симферополе как будущая инфраструктура поможет туризму, это увеличит туристический потенциал. Время наплыва туристов можно увеличить от Пасхальной седмицы, проводя фестивали духовной музыки, заканчивая Рождеством. Я неоднократно привозил сюда иностранные коллективы, это практически профессиональные туристы, которые едут петь, участвовать в фестивалях.

Инфраструктура включает в себя современные средства связи – микрофоны, современные станки и все остальное. Это никогда не вкладывалось. Это необходимо сделать. Акустика, конечно же».

Премьер-министр РФ Д. А. Медведев подчеркнул: необходимо удержать общее историко-культурное пространство, это задача идеологическая и материальная. Заметил, что такого удручающего состояния огромного количества объектов культуры, сосредоточенных на относительно небольшом участке суши, как в Крыму, больше нет нигде: «Мы обязаны не только построить новые объекты, залы, но и сохранить, что есть. <…> Правительство этим уже занимается. Целый ряд решений, касающихся, например, выплат работникам культуры, уже приняли».

Подготовлена и утверждена Федеральная целевая программа развития Крыма, о которой говорил и Владимир Владимирович, по масштабам страны огромная. «Там, помимо инфраструктурных объектов, решения насущных задач жизнедеятельности Крыма нашли отражение и потребности культуры, наверное, не все. Но нет сомнений, что будем по мере возможностей туда деньги добавлять. Есть собственный бюджет Министерства культуры, который тоже теперь распространяется на Крым. Мы обязаны, во-первых, привести в порядок существующую материальную базу объектов культуры полуострова. Это первостепенная задача для Правительства и Министерства культуры», — сказал премьер и заверил, что правительство выделит деньги на строительство нового концертного зала в Крыму.

В. Путин обещал проконтролировать: «…это должно быть современное и не только технически, технологически оснащенное здание, с нужными материалами», следует «проработать это как следует на экспертном уровне, посмотреть, что является наиболее целесообразным» и выбрать вариант с минимальными затратами, но с максимальным эффектом.

Директор Национального заповедника «Херсонес Таврический» Л. М. Жунько выразил обеспокоенность судьбой древнего Херсонеса. Это самый крупный археологический заповедник в Российской Федерации, является единственным заповедником такого рода, который включен в списки Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Это, с одной стороны, переплетение культурных пластов, таких эпохальных, как Древней Греции, Древнего Рима, Византии, а, с другой – место духовного единения, обретения нашей духовности и ментальности. Место, где удивительным образом переплелась судьба русских Помпей и русского Вифлеема. Необходимо в дальнейшем использовать весь этот огромный морально-духовный ресурс.

Леонид Михайлович предложил рассмотреть комплексную концептуально программу, которая уже разработана заповедником совместно с епархией, чтобы «Херсонес Таврический» стал местом паломничества: «Необходимо отвести близлежащие территории. У нас есть такая сакральная территория, на которой расположены древний некрополь, собор Влахернской Божией Матери, могила Мартина Исповедника – одного из пап римских. На этой территории можно расположить диораму, о которой давно уже говорят в студии Грекова, о взятии Владимиром Корсуни, также музей истории христианства, о котором говорил император Александр II.

Необходимо дать развитие самому заповеднику на территориях, которые заняты Министерством обороны. Это непосредственно в буферной зоне. Необходимо разместить должным образом имеющееся национальное достояние – примерно 230 тысяч экспонатов постоянного хранения; создать новые музейные экспозиции, выставочные залы. Необходимы новые технологические разработки, поскольку мы располагаем крупнейшим в РФ (думаю, что не только в РФ) количеством византийских мозаик, требующих серьезной реконструкции. Можно на базе заповедника создать реставрационную мастерскую, которая была бы базовой не только для самого Херсонеса, но, возможно, для всей России.

На фото: Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Владимир Мединский в Доме-музее А.П.Чехова

Второй вопрос, важный для имиджа РФ, связан со статусом заповедника, который в прошлом году был включен в список Всемирного культурного наследия на сессии, проходившей в Пномпене. Российская делегация существеннно помогла.

Однако необходимо незамедлительно устранить недостатки к следующей сессии ЮНЕСКО, на которой отчет должна представлять страна-участница. Чтобы Россия представляла, необходимо имущество включить в состав федеральной собственности».

В. ПУТИН высказал заинтересованность и дал соответствующее поручение советнику по культуре В. И. Толстому  и министру культуры РФ В. Р. Мединскому проработать весь этот комплекс вопросов.

Директор Керченского историко-культурного заповедника Т. В. Умрихина озвучила следующее: «Культура в широком смысле не роль сыграла в этот переходный период, а миссию выполнила. Она держала эту духовную связь и объединила людей из России и Крыма.

Я – керчанка. 4 километра до России – самое близкое расстояние. Не только это расстояние, но все нити и связи держали нас эти годы, которые были обусловлены следующим: великое Боспорское государство, могущественное. Затем – тупик цивилизации. Сегодня – ворота Крыма, через которые Россия вошла в Крым, Крым возвращается в Россию. <…> Нас разделили искусственно. <…> Но мы держали эту связь. Один из примеров. Почти 15 международных археологических экспедиций, самых ведущих музейных учреждений России: Государственный Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Институт археологии Академии наук … Это было непросто. Защищая историю, пришлось ехать в ООН и бороться, чтобы наши археологические экспедиции, фактически наследие, у которого нет ни государственных границ, ни временных, должно и могло было продолжаться и остаться.

Это оправдано. Государственный Эрмитаж 1 сентября со всей большой делегацией начнёт праздновать свой юбилей с Музея древностей в Городе-герое Керчи.

Крым начинается с востока, оттуда идет индустриализация, цивилизация. На Керченском полуострове более 5,5 тысячи памятников. Мы разработали вместе с Правительством Крыма концепцию сохранения историко-культурного наследия Керченского полуострова путем создания Восточно-крымского историко-культурного заповедника на базе Керченского заповедника. Тогда всемирно известные памятники будут под юрисдикцией единственного учреждения на Керченском полуострове, позиционирующего себя структурой, сохраняющей это наследие.

Музеи помимо сохранения главной функции, становятся центром идеологическим, просветительным: словам уже не верят, а факты, погружение в историю убеждают».

Т. Умрихина просила поддержать концепцию, «потому что экономический потенциал восточного Крыма огромен», его составляющей является «туризм научный, познавательный, и культурное наследие мирового уровня» и пригласила Президента в юбилейный год Великой Победы посетить Аджи-Мушкай, Эльтиген и открыть победную Вахту Памяти, которую Керченский заповедник проводит более 40 лет. «Мы нашли 54 солдата, из них 21 имя восстановлено». Директор Керченского историко-культурного заповедника передала слова керчан: «Мы можем гордиться своим Президентом».

В.Путин сказал, что планируются большие инфраструктурные объекты: новые дороги, мосты и т. д. «Часть из них должна пройти как раз по Керченскому полуострову». Решая вопросы, связанные с инфраструктурными проектами, нужно действовать аккуратно, бережно относиться к историческому наследию, «…новые трассы будем строить, и старые реконструировать», «12 миллиардов заложили на городскую дорожную сеть в крупных городах Крыма».

Художественный руководитель – директор Севастопольского театра танца, генеральный директор Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В.Луначарского В.Елизаров предложил построить в исторической черте Севастополя современный театр танца, ведь в 2002 году весь коллектив театра «принимал участие в открытии Дней российской культуры в Каннах и танцевали в знаменитом Дворце фестивалей на набережной Круазетт. <…> С огромным успехом прошли выступления».

Живописец, народный художник РФ В.И.Нестеренко озвучил тревожащий его вопрос: «…оказывается, чудовищная ложь сопровождала Крымскую войну». И продолжил: «Монография Тарле «Крымская война» начинается с того, что Россия проиграла Крымскую войну, а потом весь том доказывает, что она ее выиграла. <…> Не так ли происходит сейчас, когда Россия поддерживает не просто православных, а вообще христианство на Ближнем Востоке – в Сирии и везде? <…> Мне бы хотелось, чтобы не только художники, но и артисты подумали именно об этой составляющей. <…> Это могут быть и художественные, интерактивные выставки, православные выставки по разным направлениям, например, о Крымской войне, чтобы люди знали, что эти проблемы уже были, и из них вышли и еще как вышли!»

В.Путин просил Министерство культуры РФ поддержать вопрос об организации выставок крымских художников в Москве, Петербурге, других городах России, и чтобы ведущие художники из этих городов тоже могли выставляться в Крыму.

Поэт, публицист, член Союза писателей России О.А. Иванова: уточнила, касается ли поручение президента о сохранении собственности только недвижимости художников или собственности писателей и композиторов тоже. Также уточнила о возвращении этих объектов в российскую собственность, в том числе домов писателей в Ялте, в Коктебеле, и получила положительный ответ.

О создании общего духовного и культурного пространства говорили Д. Медведев, Н. Михалков, Архимандрит Тихон.

О. Иванова подытожила тему: «Рада, что среди нас много единомышленников. Действительно, единое культурное пространство невозможно без глубокого изучения реальной истории. Но это и глубокое изучение русского языка. Сохранение культуры русского языка – это и есть сохранение национальной самости, что для единого культурного пространства просто необходимо. Крым прошел через боль, поэтому многие писатели полуострова пишут на патриотические, гражданские темы, на тему русского языка. Назову несколько имен не для того, чтобы прорекламировать, а чтобы проиллюстрировать. Тем более, сейчас затронули вопрос о крымской войне, о той чудовищной лжи, которая скрывалась во многих исторических трактатах, об этом ведь говорит, как я писала лет восемь-десять назад, Константин Фролов – Учитель с большой буквы. Он историк по образованию, в своих поэтических сборниках он через ремарки, сноски дает исторические факты, а поэтические произведения пишет образами так, что мурашки не могут не пройти по телу, и горло не может не перехватить судорога. Преподавать историю нужно все-таки не только через факты, но и через образы. Есть у нас бард-трибун Владимир Грачев, тоже не познакомиться с его творчеством просто невозможно. Юрий Алексеевич Поляков – детский писатель, Учитель с большой буквы, воспитывает у детей мировоззрение, миропонимание через прекрасные светлые поэтические образы. Правильно сказали: крымчане обостренно пишут на темы русского языка, патриотизма, Великой Отечественной войны, и сейчас грядет 70-летие Великой Победы, неплохо было бы выпустить тематические сборники на обозначенные темы. Но книг, телепередач, недостаточно. Младшее поколение называют детьми не читающими. Чтобы их оторвать от компьютерных «стрелялок», дать им книгу, как ни парадоксально звучит, с детьми нужно разговаривать. А чтобы с ними разговаривать, к ним нужно прийти.

Наши писатели ездят в глубинки и встречаются с учащимися. И дети слушают по полтора часа поэтическую речь, не шелохнувшись. Это не сказки, это реальность. Но у писателей нет возможности чаще выезжать в глубинки, потому что транспорт стоит денег. Хорошо было бы Роспечати, Минкультуры России, Минобру РФ не только обратить внимание на писателей, которых я назвала, и, может быть, других (в частности, присутствующий Владимир Терехов пишет о России), пропагандировать творчество этих литераторов через учебные пособия, чтобы оно стало известно широкому кругу детей-читателей (малышей, учащихся средних и старших классов); чтобы учителя знакомились с этим творчеством через методические пособия, методические рекомендации для педагогов. В советское время работало общества «Знание». Хотелось бы, чтобы оно возродилось.

В связи с тем, что есть бюджетные ограничения, В.В.Путин просил участников встречи, руководителей соответствующих субъектов Федерации вместе с Минкультуры ФР и с советником по культуре предварительно проработать вопросы, которые необходимо включить в Федеральную программу, решить, выделить ли эти вопросы в отдельную программу, а потом в таком же составе собраться и выработать приоритеты в сфере культуры. В этом – главный результат встречи: «Мы очень глубоко погрузились в проблемы культурной жизни Крыма и собрались не зря, потому что и для меня, уверен, и для Дмитрия Анатольевича, для Министра культуры многие вещи по-другому будут восприниматься после нашей встречи».

Также Президент выразил надежду, что Крым будет хорошим исключением при выделении финансовых средств на развитие культуры, поблагодарил всех за встречу и пожелал успехов.

Что касается крымчан-участников встречи, то они сделали вывод: руководство страны было чрезвычайно заинтересовано в откровенной беседе с деятелями культуры и искусства, очень серьезно подошло к организации встречи и анализу ее итогов, не случайно же на нее приехали и Президент, и премьер.

Ольга Иванова

заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым

© Фото: Пресс-Служба Президента России


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика