Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

«Грандиозный open-air в Астрахани». Интервью с режиссёром Константином Балакиным

5 и 6 сентября на Соборной площади Астраханского Кремля состоится масштабное оперное действо. Солисты, хор, балет и оркестр Астраханского театра оперы и балета под управлением Художественного руководителя и главного дирижёра театра Валерия Воронина представят оперу Александра Бородина «Князь Игорь». Постановка осуществляется по инициативе и при поддержке губернатора Астраханской области Александра Жилкина. С режиссёром предстоящего спектакля, Константином Балакиным, состоялся этот разговор.

«Князь Игорь» — это уже ваша вторая постановка в стенах Астраханского Кремля. Два года назад на том же месте с большим успехом прошла опера Мусорского «Борис Годунов». С какими сложностями пришлось столкнуться? Какие были отзывы?

«Борис Годунов» был действительно первый open air в Астрахани, и сложности, конечно, были. Нужно было справиться с акустическими проблемами, так как на площади присутствует эффект отражённого звука. Особенностью постановки стал принципиальный отказ от сооружения крыши над оркестром и певцами, чтобы зритель мог максимально погрузиться в действие и видеть открытое пространство живых декораций Соборной площади. Конечно, в определенной степени это риск, связанный с погодными условиями, но если строить дополнительную сцену, то получится уже выездной театр. Отзывы были самые восторженные. Зрители высказывали свою гордость за свой город, называли спектакль насквозь пронизанным державным духом. В нынешней постановке добавится еще одна сложность: на протяжении всего спектакля, который будет идти без антракта около двух часов, на северный и западный фасады Успенского собора будет проецироваться сложный видео-контент. Эта дорогостоящая технология называется мэппинг, и обычно используется фрагментарно, у нас же она будет сопровождать весь спектакль и это будет беспрецедентная акция. Собор, по сути, станет активным действующим лицом, и с ним будут происходить различные трансформации, он будет «рушиться» и возрождаться. Художники уже приступили к работе и результат должен быть впечатляющим.

Сколько человек занято в постановке и сколько зрителей могут увидеть спектакль?

В «Борисе» у нас было занято около 250 человек, а здесь, за счёт балета, будет более 300. На каждый из вечеров продается 2000 билетов с местами. Открыт свободный вход для всех, кто готов постоять. В интернете будет организована on-line трансляция спектакля

Как возникла идея выбрать для постановки именно оперу «Князь Игорь»?

Выбор был продиктован рядом условий. Прежде всего, это должна быть, конечно, русская опера с подлинным гражданским пафосом, дефицит которого сейчас особенно ощутим. Второе – в особенности Астраханского региона, в его многонациональности. Поэтому в трактовке необходима толерантность: мы не собираемся показывать половцев как отрицательных персонажей, этого нет и у Бородина. Половцы удивительный народ с интересной культурой, с совершенно железной дисциплиной и четко выстроенной иерархией власти. Думаю, поэтому они завоевали в средние века такие обширные земли.

Какую редакцию оперы вы используете в постановке? Ведь Бородин при жизни не успел завершить свою оперу.

За основу был взят весь доступный музыкальный материал, а затем сделаны сокращения, связанные, прежде всего, с ограничениями по времени. Финал мы берем из Пролога. После того, как «разрушится» собор, мы не можем отпустить публику без надежды на возрождение. Вообще опера «Князь Игорь», как и литературный первоисточник — произведения с заданной гражданской позицией, в них ясно слышен призыв к объединению государства против врага. Известно более тридцати поэтических переводов великого древнерусского текста. На мой взгляд, Бородин сделал еще одну поэтическую версию «Слова о полку Игореве», произведения, лежащего в основе русской литературы и культуры. Можно сказать, используя формулу из Священного писания, что вначале было «Слово». Бородин искал универсальный язык для воплощения «Слова» в музыке. Получилось цельное, ни на что не похожее произведение. В его  монументальности буквально слышны красота и величие нашей богатейшей культуры.

Беседовал Георгий Ковалевский


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика