Вторник, 23.04.2024
Журнал Клаузура

Надежда Середина. «Подмосковные ключи». Новелла

Он отказался без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства,

И был теперь, как смертные, как мы.

Б. Пастернак. Гефсименский сад

Солнечные часы на Соборной площади Лавры показывают свое время, а электронные часы на руке свое, другое. Словно позолоченный шар на десятиметровой колонне сияет век XVIII, а напротив – храм с резьбой по белому камню – хранит тайну истории век XIV.

Испив воды из источника Надкладезной часовни рядом с Успенским собором, отправились в путь. Гремячий ключ от Сергиева Посада в 5 часах пешего хода, на левом берегу реки Вондига. Но трасса окружная.

А вот и Малинники, автобус поехал дальше, мы отправились пешком. Посадки, кукурузное поле, перелесок. От речки дорога пошла в гору. Грунт, как зеркало, раскатан до блеска. Кажется, и солнце сошло на землю и отражается даже от дороги. Жара.

Машина по зеркалу катит. Тормозит, видя нашу протянутую к ней руку.  Матушка подвинулась (посадили неопытную в пешеходном деле).

И вот Гремячий ключ: низина, а за нею поднимающееся взгорье. Врата, постройки, сруб без единого гвоздя: живо мастерство средневековья.

Дебри первозданные спускаются с взгорья. У подножия дебрей – деревянные постройки средневековья. Деревянный настил: дебри перед нами, под нами – везде. Живая вода водопада. Бежит она по камушкам, шепчет, журчит о тайнах дебрей, о медведе, которого прикормил Святой Сергий. Он выдержал и вой волков, и беснование кромешной бури, и морозные ночи, когда надо дровишки в печь постоянно подкладывать.

Красота предвосхищает. Афон в Малинниках? Между строениями и диким первозданным лесом, пустынью, – молодой сад – как лань и лев, в добром соседстве. Рассказ, откуда в этих краях появился источник, напоминает одно из древних сказаний о преданном ученике Преподобного Сергия Романе Киржачском.

…Весь день шли они, и ученик попросил Преподобного помолиться Богу, чтобы он из ближайшей горы извел воду, как пророк Моисей. И по сей день на этом месте стоит  памятный знак.

Семинарист первого курса с особым состоянием погружения в историю Лавры начал так:

— Об изведении источника в житиях. Преподобный Сергий всегда  ожидал помощи от Бога. Но, когда стали укорять его о нехватки воды, он говорил: «Я братья не ведал, что вы хотели в святом братстве бытии. А я надеялся, что мне одному тут безмолвствовать. Бог же хочет святую обитель воздвигнуть, тем прославить святое имя его. Аще, Бог так изволил. Не скорбите, не пренемогайте. И узрите спасение. Из сухого камня воду источил. Вас же, работающих ему день и ночь, презрети ли? Но послушайте меня.

Яко да помолимся, яко да дарит нам воду на потребу нашу. Надеемся на неизреченное милосердие Бога. И прошение наше исполнит. И рек к ним и отпусти их каждый в свою келью.

Сам же изыди из монастыря. Позва же с собой единого инока в добродетели процветшаго. И сниде с горы в дебрь… И начал молиться.

Внезапно вода явилась. И доныне нами зрима она. И черпаем воду на всякую потребу, благодарим Бога и Святого его ученика Сергия. И чудотворное удивление. Много исцелений бывало от воды той».

Нам было особенно интересно слушать и видеть, как на склоне горы еще сохранилась древняя видимая дебрь… Но мы стояли на высоте.

Оказалось, что инок сам сочиняет, пишет со школьных лет: то короткие рассказы, то стихи, то баллады.

«Мы призываем каждого из пришедших сюда, лично заботиться о сохранности Святых источников и окружающих их природы», — читаем просьбу.

Мостики и деревянные настилы подняты достаточно высоко над ручьями и травой. Нигде ни бумажки. (Спасибо паломникам, с бережливой любовью приходящих сюда). Вот маленькая ящерица греется на теплой доске, ее гладит рукой девочка.

Ее отец, с благовонием наблюдая за дочкой, блаженно наблюдается:

— Хоть будет что вспомнить. А то за границей ничего нет, кроме их еды, — греются в жарких августовских лучах паломники-автомобилисты. – Сервис там пластиковый, а дерево наше лучше.

Купель бурлит и от водопада, как у фонтана возле Лувра, и от желающих окунуться. Но кое-кто и делает заплыв. На солнце 33. Жарко. Но легкий ветерок ощущается на лице после омовения в источнике.

Худой высокий мужчина садится рядом на теплую деревянную скамью. Знакомимся. Владимир Яковлевич много лет отдавший разработке ядерных технологий делится секретами:

‑ Эмпирическая формула  20 L трубы эпицентра выброса грязи из трубы.

— С ядерными технологиями и формулой выброса грязи из 20 L- трубы … надо бы или уточнить.

— Скажем проще: если труба метр, то за двадцать метров самая сильная зона выброса, и – тут — особо опасное место загрязнения. Не рядом с трубой, а в 20 раз дальше, чем длина трубы. Но вам лучше не портить настроение.

Поднимаемся выше к седьмому источнику.

‑ Успение праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы, ‑ говорит женщина у высокого источника.

Она поднимается выше, выше. Но слышны ее слова: «Во имя Отца и Сына и Святого духа».

‑ Три раза по три окунулась, ‑ сияет солнце в каплях на лице, светятся.

‑ Как вам все это удается?

‑ Держи сердце высоко, а голову низко

И вдруг налетел ветер, сметает пряники с торговых лавок. С земли поднимается пыль, смешанная с глиной. Машины заторопились выехать. В попутчики опять любезно взяли. Четырехлетний мальчик с Ямала, мирно спит на сиденье. Кондиционер жужжит. Новая иномарка пробирается по накатанным ухабам короткой дороги. Вот строится мост. Прокопченный тракторист сидит рядом с раскаленным трактором.

‑ Работа кипит,‑ шутит водитель из Ямала.

За недостроенным мостом небольшая часть дороги засыпана щебенкой.

— Раньше здесь оставляли машину и пешком, — вспоминает водитель. – Стоянка охранялась.

Доехали до трассы, но до 120 автобуса больше часа. Солнце раскалило асфальт. Мелькают машины. И вдруг одна останавливается.

Из машины вылезает девочка лет пяти и женщина с грудным ребенком.

‑ Довезите, пожалуйста, до Лавры, ‑ улыбаюсь я своему везению.

‑ До Лавры? Что сегодня за день?! Садитесь. Значит, нам туда дорога.

И мы доехали, сохранив радостное чувство в душе.

Спустя небольшое время поднялся крепкий ветер, ломая сучья деревьев, загудел в проводах, надвинулась затяжелевшая туча; жиганула, озаряя помрачневшее небо, молния, и покатился, загрохотал гром.

В гостинице поделились впечатлением:

— Жалко, что Вы не пригласили меня к источнику, могли бы доехать на моей машине… Я об источнике не знал. Надо побывать там.

Дождь кончился также быстро. На солнечных часах вечер. Золотятся купола, но уже  свежий ветерок играет по краснеющим гроздьям рябины. Вблизи Каличьей башни  источник св. Саввы Сторожевского, где прозрел слепой Пафнутий.

Надежда Середина


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика