Четверг, 18.04.2024
Журнал Клаузура

НАТАЛЬЯ И КОНСТАНТИН 20-е годы 20-го века. О двух выдающихся русских художниках Наталье Пономаревой и Константине Янове

О двух выдающихся русских художниках  —  Наталье  Пономаревой и Константине Янове  рассказывает психолог, писатель Елена Константиновна Янова. Интервью приурочено к совместной выставке работ Пономаревой и Янова в Союзе Художников СПб. Рассказ проиллюстрирован работами живописцев.

Наталья Петровна Пономарева родилась в Казани, в  дворянской семье. Ее отец – известный историк и археолог, братья – ученые, преподаватели Казанского университета. До переезда в Петербург,  Наталья Пономарева училась живописи у Н.И. Фешина, и была одной из лучших учениц в Казанской Академии художеств. Фешин считает ее очень талантливой, восхищается ее живописными способами, благородством ее колорита. Эль Греко, Сезанн, Врубель были ее любимыми художниками. Всю жизнь в характере Натальи  присутствовали горячность, трудолюбие и особо острое чувство  собственного достоинства. Николай  Иванович Фешин, уезжая в эмиграцию в 1921 году, хотел взять ее с собой, но именно перечисленные качества характера помешали ей уехать с учителем. Закончив Казанскую Академию художеств,  Наталья переехала в Петроград. Там стала преподавать в художественной школе, а затем в Государственных художественно-промышленных мастерских (позднее ЛВХПУ им. Мухиной).  В 1927 году молодая художница окончательно связала свою жизнь с Петроградом, выйдя замуж за художника Константина Янова. Супруги не расставались вплоть до трагической смерти Натальи Пономаревой  от голода в блокадном Ленинграде.

Наталья Пономарева была членом ЛОСХ с 20-х годов, неоднократно выставляла свои работы в залах Союза художников. Ее имя увековечено на стене памяти членов Союза погибших в блокаду.

Константин Павлович Янов родился в Польше, где провел ранние годы, вплоть до Первой Мировой войны. В 1914 году его семья вернулась в Петроград,  и уже в 13 лет Константин поступил в рисовальные классы Общества поощрения художеств, в мастерскую Эберлинга. Позднее – в Академию художеств. Константин учился у профессоров: Вахрамеева, Беляева, Рылова и оказался на одном курсе с Юрием Васнецовым, Георгием Трауготом, Валентином Курдовым, Василием Власовым, Леонидом Каратеевым, Израилем Лизаком. Соученики считали Константина практически самым талантливым на курсе, и профессора предрекали ему блестящее будущее. Однако,  Константин Янов был чужд как нарождавшемуся соцреализму, так и авангардным течениям того времени. Поэтому он начал работать художником на студии «Белгоскино» и проработал в кинопроизводстве вплоть до 80-х годов. Все эти годы он очень много рисовал карандашом, углем, красками и никогда не отступал от своего неповторимого стиля и призвания художника-мистика.

В 2011-2013 году графические работы Константина Янова экспонировались  неоднократно как в России, так и за рубежом.

Ассоциация писателей и драматургов «Русский мост» представляет материал из журналистского архива  писательницы  Екатерины Асмус .


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика