Казимеж Бабкевич (Польша). «Восхищения и разочарования». Замечания художника на тему архитектуры. (Архив журнала)
07.06.2016
Когда я готовился к возвращению домой, завершая свою первую поездку во Францию (это было в 1992 г.), мой французский коллега подарил мне несколько номеров журнала, посвященного искусству. Не было времени посмотреть их там, мог это сделать только после приезда в Польшу. В одном из журналов нашёл довольно обширный текст со многими фотографиями посвященный удивительным архитектурным произведениям, которые появились в Штатах во второй половине семидесятых годов, сегодня уже минувшего, ХХ века. Их авторами оказалась члены творческой группы под названием SITE (сокращение от: «Sculpture in the Environment»). Название появилось потому, что шеф группы J. Wines является скульптором по образованию, и кроме того, первоначально группа хотела сосредоточить свою творческую активность на скульптуре в городском пространстве.
Но обстоятельства сложились иначе, и они занялись прежде всего архитектурой. Им удалось довести до реализации довольно большое количество своих необычных архитектурных замыслов. Запроектированные ими здания выглядят так, как будто их построили прежде всего для того, чтоб тот, кто их увидит, мог улыбнуться. J. Wines в интервью заявил, что членов группы не интересуют интерьеры зданий. Они, может быть, даже вовсе ими не занимаются. Посмотревши на снимки, я бы сказал, что при проектировании их интересует почти исключительно только сам фасад. В обыкновенной архитектуре внешние стены, а уж прежде всего именно фасад, должны быть стабильны и недвижимы как скала, но в своих реализациях группа SITE лишает их этой стабильности окончательно. Вид фронтальных стен говорит о том, что там происходило какое-то сильное движение:
— то внешний слой стены фасада построенной из красного кирпича «отклеивается» от стены как будто бы он был из бумаги,
— то целый фасад «уходит» вниз от вертикали и одновременно один из его концов «поднимается» вверх,
— а то верхняя часть фронтовой стены из белого кирпича выглядит так, как будто она рассыпается от старости, причём в одном месте на плоской крышке у входа в здание видна искусственно сделанная куча кирпичей, упавших якобы из разрушающейся стены.
—
—
—
—
Приглядываясь к снимкам произведений группы, я заметил, что те архитектурные элементы, которыми они прежде всего занимались, не имеют никакого значения для самой конструкции зданий. Глядя с этой точки зрения, их могло бы просто там не быть. Так что, они там появились для совсем других целей (J. Wines утверждает, что эти архитектурные произведения должны людям ставить вопросы, вроде тех, которые иногда ставит перед зрителем современная живопись).
Эстетическим идеалом, к которому стремилась архитектура в ХХ веке была такая ситуация, когда красота в архитектуре возникала из самой конструкции сооружения. Отсюда и взялось отсутствие традиционных архитектурных украшений. Своего рода украшением должны становиться исключительно: игра пропорции самих только геометрических тел и форм, ритм рядов окон или других элементов имеющих непосредственное значение для конструкции (устои, опоры, и т.п.).
Произведения авторства SITE свидетельствуют о том, что группа решительно отказалась подчиняться идеалам архитектуры ХХ века, демонстрируя отсутствие заинтересованности проблемами конструкции при одновременном, демонстративном обращении внимания на сам вид зданий, на их визуальную экспрессию, и даже — если верить словом Wines’а — передачу идеи не только эстетического порядка.
Меня, как художника, мало занимает всё, что касается самой конструкции. Смотрю на архитектуру как на произведение искусства, в котором его визуальная сторона является самой важной. Считаю, что иногда можно и надо добавлять в значительном количестве материальные средства только для того, чтоб повысить визуальные качество сооружения, даже в случаях, если эти средства идут на то, что не имеет никакого потребительского значения.
***
Несколько месяцев тому назад я ехал на поезде к моим родителям. Так случилось, что по причине ремонта части железной дороги мне пришлось выбрать не тот маршрут, чем обычно. Сидя у окна вагона смотрел я на места, которых давно не видел. Вдруг заинтересовал меня вокзал в городе Кутно. В мои школьные годы я часто ездил через этот город и вокзал был мне знаком, но когда снова увидел его, то оказалось, что совсем не помню, как выглядел он прежде. Видимо я просто не обращал на него никакого внимания. А теперь не только тщательно его отреставрировали, но и добавили новые элементы, резко отмежевывающиеся от старинного, главного корпуса здания. Они отличались не только своей современной формой, совсем другим цветом, чем остальные части вокзала, но и материалом из которого были сделаны. Я был восхищён смелостью архитектора, которые сумели соединить в гармоничное целое совсем разные, и никак непохожие на себя элементы. Поезд стоял на станции несколько минут, и мне удалось за это короткое время присмотреться довольно внимательно к целому вокзалу, но особенно заинтересовали меня эти новые элементы. Они выглядели так, как будто их сделали из заржавелого листового железа. Заметил тоже, что их потребительские функции не имеют большого значения для пассажиров. Одного из этих элементов, находящегося между двумя отдельными частями здания старого вокзала, можно считать просто крытым пассажем, ведущим от улицы прямо на первый перрон. Благодаря тому что он там есть, на дистанции около 10 метров, в случае дождя, пассажирам идущим на платформу не капает на голову, а кому не надо спешить — может посидеть на скамейке. Пассаж выглядит довольно странно, он похож на чрезвычайно большой стол, стоящий на 10 ногах. В разных местах на его «ногах» и на «столешнице» находятся ажурные розетки. Второй, кажется идентичный, «стол» стоит в нескольких шагах от главного корпуса вокзала, с его правой стороны, если смотреть от перронов. Его предназначение, как кажется — это закрывать от дождя ожидающих такси, и входящих в подземный тоннель, ведущий на перроны. Оценивая потребительские функции, стоит всё-таки заметить почти двухметровую толщину «столешниц» (зачем такая толщина?). Видно, что там не экономили на материалах и готовы были добавить дополнительные средства, нужные для достижения предвиденного эстетического эффекта.
Вернувшись домой, я поискал немножко в интернете и нашёл информацию на тему странного материала из которого сделаны были «столы» из вокзала в Кутне. Оказалось, что это жесть из специального сорта стали под названием «кортэн». Она ржавеет, но имеет такое свойство, что слой ржавчины на поверхности предохраняет жесть от дальнейшего ржавления.
Снимки железнодорожного вокзала в г. Кутно
—
—
—
Пересматривая информацию в интернете, я узнал и то, как жители г.Кутно воспринимают свой вокзал в новом виде. Оказалось, что многим не нравится использование поржавелой жести для построения новых конструкций, которые по их мнению выглядят так, как будто их сделали из материалов, найденных на свалке металлолома. Но есть и такие, которые считают свой вокзал одним из самых красивых в Польше. К этому мнению я готов присоединиться. Есть у нас теперь несколько новых, больших, красивых железнодорожных вокзалов построенных за гигантские деньги, но этот в Кутно имеет что-то специфическое, неповторимое — свой особый климат. Замечаю здесь странную гармонию, возникшую из столкновения новых форм и новых материалов со старой архитектурой. Меня всегда сильно впечатляет отвага архитекторов, которым приходится сооружать новое здание среди исторической застройки, или достроить какую-то новую часть до здания построенного в другой эпохе, и которые в таких ситуациях не пользуются стилизацией под старую архитектуру, а творят в духе современных эстетических идеалов, используя при этом сегодняшние технические возможности и новые материалы. Талантливый архитектор всегда сумеет успешно соединить современную форму с тем, что было построено давно. Вокзал в Кутно как раз хорошо иллюстрирует такой подход к делу. Есть и другие интересные примеры, как хотя бы неоготическое здание находящиеся в г. Лемборк до которого достроили новое крыло в совсем современном стиле.
Здание в г. Лемборк
Есть наконец и многие примеры из древних веков. Когда, по разным причинам, надо было перестраивать, или модернизировать старые здания, никому не приходило в голову сохранять их древний стиль. Наши предки, иначе чем мы сегодня, доверяли своему вкусу. Им казалось, что новый стиль всегда гораздо красивее старого, дело было только в том, чтоб найти гармонию между тем, что оставалось как было прежде, а тем что достроено. Архитекторы были в состоянии отлично справляться с этой задачей. Им удавалось соединять с собой совсем непохожие на себя архитектоничные порядки, такие как готика и барокко. В Польше увидеть можно много готических костёлов с куполами на башнях в стиле барокко. Они появлялись после пожаров (в те времена во всей стране шла тяжёлая война со шведами), и костёлы с новыми куполами выглядят так, как будто их сразу именно так и запроектировали.
В древних веках строение больших храмов зачастую тянулось долго. Бывало так, что завершать сооружение приходилось в другой эпохе. Когда изменялись эстетические взгляды, тогда появлялись и изменения в первоначальных планах — ведь никто не хотел завершать здания в устаревшем стиле, если были возможности сделать хотя бы небольшую его часть в новом духе. Так и было с завершением стройки башен очень известного в стране готического Костёла Маряцкого в Кракове. Купол второй башни был построен во время позднего ренессанса, и его стиль вполне ответствует тогдашним эстетическим идеалам.
Костёл Маряцки в Кракове
В моём родном городке Кодэнь (восточная Польша) есть два костёла, которые были построены на переломах эпох. Первый из них это готический костёл, но его фасад и фронтон имеют уже характерные черты раннего ренессанса. Оттуда взялись и горизонтальные деления плоскости фасада и круглые арки. Этот храм интересен и уникален ещё и потому, что он был построен как православная церковь. Князь Сапега (Сапеха?), который в г. Кодень имел свой замок исповедовал православную веру, потому и велел построить именно церковь. Её преобразовали в костёл позже, когда княжеская фамилия Сапегов поменяла веру на католическую. Со времён постройки не было никаких изменений в архитектуре объекта, так что без всякого сомнения можно его считать готической церковью. Сколько таких найдётся в мире?
Кодэнь — Костёл Святого Духа
Второй кодэньский костёл начали строить в эпохе позднего ренессанса и характерные черты стиля тех времён найти можно в целом сооружении, кроме фасада с его башней, которые воздвигали позже. Потому они вполне репрезентативны для стиля зрелого барокко.
Кодэнь — Костёл Святой Анны (фото Г. Подбял)
Сегодня пришла мода на стилизации под древнюю архитектуру. Это касается прежде всего таких ситуаций, когда строятся новые дома, или другого рода объекты среди исторической застройки. Их стиль трудно определить — его можно назвать старо-современным. Вот два примеры взяты из старой части города Славно, в котором я теперь живу. То, что видно на снимках напоминает отдельные домики стоящие тесно один с другим, как это бывало в центрах старинных городов — а на самом деле это своего рода небольшие жилые блоки, которые совсем недавно появились по соседству от готических ворот-башен.
Новые дома в городе Славно
—
Город Кошалин тоже имеет такие блоки, имитирующие старую архитектуру. Трудно сказать, что они являются украшением своих городов. Архитекторам, или тем, за чьи деньги их строили, не хватило смелости, а может быть хорошей идеи. А ведь можно было поступить смелее, проектируя сооружения, имеющие сильнейшие связи с духом наших дней. Здесь, как и в множестве других городов тоже — к сожалению — не было такого подхода к делу, из которого возникли произведения архитекторов работающих для городов Кутно, Лемборк и тех, о которых я упоминал.
Жилой блок при готической кафедре в г. Кошалин
—
г. Кошалин — новое здание построено недалеко от готической кафедры
Примечания редакции:
Текст написан автором на русском языке, без использования услуг переводчика
Текст иллюстрирован снимками, представленными автором:
— Фото группы «SITE» сканированы из журнала «Connaissance des arts» № 330, 1979
— Фотоснимки из семейного фотоархива автора, являются его собственностью
________________________________
Казимеж Бабкевич
1 комментарий
Ольга Несмеянова
31.12.2013Замечательно интересная и полезная статья. Власти Санкт-Петербурга в примеру большой фантазии в этом деле не проявляют — у нас весь новострой в историческом центре на один фасон — как здесь на фото здания в г. Лемборк
Понравился вокзал из ржавого металла — фактура интересная, как бархат