Воскресенье, 15.05.2022
Журнал Клаузура

Анна Рылева. «О точке, которая превратилась в запятую»

Девиз небольшого сборника «PRОфиль жизни» московской поэтессы Ирины Денисовой – «Жизнь – это праздник». Не думайте, что автор поставила в конце восклицательный знак – это было бы банально. Препиналица речей – ЗАПЯТАЯ – вот что заставляет задуматься критика этого сборника и читать его дальше. А дальше, НО, в котором спрятаны сумерки, контрасты и перепады чувств и настроения.

Жизнь. Поэтесса сочиняет стихи о чувствах и настроениях. Знатоки ухмыльнутся – эка невидаль. Что же тут такого?

ПРОСТОТА. Вот ответ. Простота и чистота этих самых чувств и настроений. В самом деле, что же тут такого?

Простота — это уже серьезно и… не так уж просто. Почему вдруг начинают писать стихи, рисовать картины, берутся за дела, которые раньше никогда не делали? Где эта точка начала? Что происходит с обычным, казалось бы, человеком в этой волшебной точке Х, в которой сворачивается один мир, а развернуться может любой другой, точке божественной простоты, в которой на самом деле сосредоточены все вещи, заключено великое разнообразие миров, заложены все возможности ума, точке, которая превращается в запятую?

Николай Кузанский: «Отсюда сделай вывод об изумительной способности нашего ума; ибо в нем сосредоточена сила, подобная свертывающей силе точки, благодаря чему ум обнаруживает в себе возможность уподобляться любой величине…» (Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. Т. 1. С. 398).

Чтобы личность могла сделать что-то иное, она должна как минимум «расщепиться» (не в смысле раздвоения, конечно), а обнаружить в себе те глубины, которые и позволяют выходить в иные миры и обнаруживать в себе ИНОГО. Как нам представляется, именно это и произошло с Ириной.

16406819_427794024224410_3047976894057948697_nВозникает вопрос: каковы же условия обнаружения в себе ИНОГО? Что нужно, чтобы это случилось? Ответ на этот вопрос, каким бы он ни показался странным, скрыт, по нашему мнению, в Библии, а точнее – в самой природе человека, которая обнаруживается во всей красе, только выкинутой из Рая, когда человек оказывается в беспомощном состоянии – он полон воспоминаний о былом счастье, но дорога к этому счастью закрыта – специально поставленный херувим предупреждает попытки вернуться. А перед человеком расстилается пустыня. И тут выбор невелик – либо выть и погибать, либо выть и действовать. И тут из Ничего является божественная простота первой линии, первой мелодии, первого стиха. Так рождается то, что знаменитый философ-диалогист Владимир Библер назвал «миром впервые». И в этом мире человек одновременно одинок, беспомощен и силен. Это парадоксальное сочетание силы и слабости дает удивительный по искренности эффект простоты, к которому инстинктивно тянутся люди, так как в глубине души каждый знает – в этом спасение. А человек, решивший Делать, рождает неповторимые миры, да что уж там – просто творит культуру – уже будучи в своем Дне творения, становясь тем самым подобным Богу.

Поэтесса словно проговаривается, подтверждая наше предположение: «Время жить. Кору рукою тронув…», «Не заметить в облаках страданья…», «Почувствовать снова Твою, Господь, благодать…», «Вдруг неожиданно песню запеть…», «Шла женщина, счастливо улыбалась, Всё худшее оставив позади…», «Не смотрите в глаза сочувственно, Знайте, я чудесно живу…».

Немного поменяем ракурс – как в разговоре о поэзии не обратиться к… Александру Сергеевичу (не потому, что хотим уподобить – улыбнемся мы), а потому что хотим напомнить: «Трагедия моя кончена; я перечел её вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!» (Из письма А.С. Пушкина Петру Вяземскому о завершении работы над трагедией «Борис Годунов», 1825.»).

О чем это мы? А вот еще приходит на ум: «Радость, пламя неземное/ Райский дух, слетевший к нам…» (Ф. Шиллер). И все же – к чему мы клоним?

РАДОСТЬ. Вот о чем мы хотим сейчас поговорить. Радость от создания этого мира (своего рода «И увидел Бог, что это хорошо»). Радость от сотворенного, от того, что смог, довел, пропел – это и есть райская радость. Оказывается, чтобы вернуться в Эдем, т.е. войти в радость (при невозможности это сделать – херувим-то стоит), нужно всего лишь оказаться творцом своего впервые-бытия, сделать свой первый шаг и ПОРАДОВАТЬСЯ этому. Так ли у Ирины? Проверим: «Засмеяться в небо голубое/И опять над миром воспарить…», «На душе мажорно! В сердце – штиль…», «И поняла, кем я была в ту ночь: Немного ангелом, ребенком и – собою…», «Почувствовать снова Твою, Господь, благодать…», «Жизнь – это праздник, любви торжество! Счастье на облаке мчится!/И вопиет все мое существо:/В жизнь надо просто влюбиться!»…

Вот еще одно доказательство, что мы на верном пути понимания феномена московской поэтессы.

Но есть и еще кое что – детски-незамутненное видение, тут посмотрим на метафоры: «Веселилась трава, как могла…», «Падают в оливковую воду/Крестики сирени невзначай…», «Мать-и-мачеха светится ясно…», «Целую солнце в желтые уста…», «Жужжала муха и в окошко билась./А я совсем-совсем одна была./И вдруг от одиночества приснилось,/Что муха как подружка прослыла…», «Шершавый асфальт. Отражаются взгляды/Багряных огней и зеленых витрин…», «Письма твои как птицы…» …

16174679_1232938770128029_6435582027528875010_n

Представляется, что поэзия Ирины Денисовой – поэзия преодоления и нахождения себя, поэзия обычного человека, который столкнулся с невероятной мощью жизни и выжил в этом столкновении – именно этот светлый и ясный взгляд, эта внутренняя сила и привлекают читателей. Полагаем, что поэтесса подтверждает наше представление о современной культуре – культуре индивидуальных миров, творящих свое впервые-бытие, свои «миры впервые». Добавим – видимо, человеческий род как раз и держится, благодаря тому, что отдельным ее представителям удается обрести качество достойного собеседника Бога – а им может быть лишь человек творческий… Добавим наше пожелание поэтессе – желаем тебе ЗАПЯТУЮ после первого сборника. Иди. И напоследок одно из стихотворений Ирины Денисовой:

Черная точка

Я — в заключении. Я – в черной точке.
И из неё не вырвусь всё никак.
Как будто вор в тюремной одиночке.
Как будто охватил меня столбняк.
И я внутри заламываю руки:
Как выбраться из черного столба?..
Никто не слышит, тщетны перестуки…
Да неужели то судьба моя?!
Но, точка, нет, тебя я расшатаю!
Моей душе не сможешь помешать!
Пожалуй, вызов этот принимаю,
Я буду многоточьем продолжать!..

Анна Н. Рылева

доктор культурологии

автор книги «О наивном»

Фото: Сергей Балаев


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика