Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Истоки доброты музыканта Ирины Лебощиной
- Dasein и человечность: кино (не)прошлого («Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью») как манифестация семейной состоятельности
- Международный день благотворительности: праздник добрых дел
- Яков Шафран. «Ничего, кроме счастья». Рассказ
Войцех Яворский. «Под знаком «Арта…»»
31.03.2017Наконец-то! Как меня много лет не предупреждали проклятые аллопаты, однако вестники моей физиологической зрелости оказались нежданны… Сначала глаза потребовали «больше света!» — я прямо постоянно слышу этот классический лейтмотив горьковской драмы – «Солнца мне, солнца…»… Потом свои права на меня попытался предъявить простатит, в лице лица восточнокавказской национальности, прочно оккупировавшей самые сексуальные специальности в нашем повседневном здравоохранении – этому беспардонному наезду «товарища с Востока» я сумел дать адекватный ответ, влюбившись в прекрасную умную и желанную (в хорошем смысле этого слова) женщину! Регулярная Любовь обезвреживает своих потенциальных противников с куда большим эффектом, нежели регулярная армия. Ну, разве что это не «Армия любви»!
И вот третий звонок (хорошо, что не контрольный выстрел) – на меня, в полном соответствии с моими профессиональными предпочтениями, а я без ума от искусства (на языке крутых бриттов – Арт) налетел АРТроз… Увы! Этот враг оказался не только наиболее соответствующим моим искусствоведческим притязаниям, но и гораздо подготовленней к победе над моим растренированным телом…
Однако в таком развороте ему долго не быть – у меня с любыми проявлениями Арт(а) разговор короткий – или эти артефакты признаются мной, как знаковые (а это случается очень редко, из-за того, что после изучения истории мирового искусства мой пиетет перед изобразительством хиреет, аки хризантема без ухода), или я отвергаю их с ленинской принципиальностью.
Так что еще несколько дней и я сниму «розовые очки», объявив конец эпохе «Искусства Розы», чтобы за этим красивым словосочетанием ни стояло!
Опять слова классика – «из всех искусств…» — и не важно, что там дальше! Наличие не просто Арт(а), но целого их сонма – вот, что радует меня, как и любого поклонника Культуры.
Конечно, я буду вести речь не о многоликости проявлений культурологического процесса – смешивать в одной «кастрюле» такие разные ингредиенты, как театр, кинематограф и современные версии Арт(а) это моветон, позволительный лишь девственному сознанию, только-только начавшему разбираться в причинах той или иной бессмысленной человеческой деятельности. Меня интересуют явления, приближенные к нынешним временам, которые изобличают причины появления самого парадокса (дзена) Арт(а).
Мое столкновение с АРТроз(ом) было не случайным – к этой встрече, к этому знакомству я шел, готовясь по всем меридианам своего бытия. Во-первых, я старел… Прямо с самого зачатия… Хотя биологически, конечно, этот процесс начался в районе 20 лет. Ну, будто мне наконец-то разрешили покупать курево и спиртное! Хотя «геронтить» было приятно, но все же «пожирание времени» было небезобидным занятием! Даже, если представить, что вся жизнь моя состояла только из удовольствий (типа кофе, секс и сигареты) – это все равно не уберегало мои органы от разрушения… Морщины, увядание, потеря былой силы – весь джентльменский набор стареющей «звезды» (ведь мы все себя так любим!)…
Во-вторых, увы и ах, кроме «кофе…» было много куда более противных вещей. Целый ворох нажитых комплексов, зависимостей и страхов!
Осознание своей смертности, принятие идеи конечности бытия вкупе с нежеланием быть «двуногим животным», обладающим вместо когтей и клыков более совершенным оружием – Разумом, заставило меня и мне подобным (как видите, мы тоже подвержены классификации – род, вид и т.д.) выдумать целый арсенал «человекоопределяющих» констант! Я говорю об этике, морали, нравственности и, конечно же, о феномене культуры! Кстати говоря, проверять свои поступки и даже намерения по лакмусовой бумажке под названием «Человечность» — в смысле нахождения их за чертой животного начала – очень трудно, но и почетно!
«Человек, это звучит гордо!» — мать ее ити…
Так вот — Культура! Игрушка для одних, способ самоидентификации для других, а для меня последствие (отрыжка или экскременты – как у пчел мед) деятельности особей, помешанных на абстрактных ценностях. Я подозреваю, а точнее абсолютно в этом уверен – творческие люди, то есть те, кто мыслит в категориях человеческих, отличных от животных инстинктов и рабского или мещанского самосознания, по отношению к большинству являются толи жрецами или «Прометеями», толи инородными вирусами или раковыми клетками… В любом случае именно им выпала роль «убийц» своей популяции… Ну и всего остального тоже! Ведь, именно благодаря им началась цивилизационная мутация под названием «Прогресс»! А Культура – всего лишь аббревиатура инструмента этой деятельности!
Да ну ее – вирусологию! Хотя мнение о том, что мы – люди, подобны постоянно мутирующим вирусам, для которых сама наша Земля-матушка всего лишь пища, притягательно.
Понятно, что все сказанное мной до сей поры лишь прелюдия… или увертюра! Пришла пора главной темы!
А интересны мне способы реализации своих способностей художниками при написании или даже задумывании своих произведений! Одним словом – как из ниоткуда появляются грандиозные замыслы типа Сикстинской капеллы, или картины «Герника», как выстраиваются сложнейшие композиции, каким образом происходят «революции» в подходах к «языковым» решениям и, вдруг, как бы по велению щучьему появляются мощнейшие светотеневые «игры» у Караваджо, или «демонический» взгляд на действительность у Врубеля?
Общаясь с большим количеством художников, я смог вычленить у них несколько различных подходов к тому, как:
-
Задумывать картину (откуда берется сама тема?);
-
Находить композиционное решение;
-
Придавать значимость посылу…;
-
Открывать новую манеру или следовать традициям…
Вот так-то вот! То есть, как-то вот так!
Хотя Культура и является неким «карнавальным» украшением на здоровом теле человеческой популяции, совершенно не определяя истинную суть человеческого естества, однако именно благодаря ей, некий внешний беспристрастный наблюдатель может «узнать» высочайшее назначение людей, как вида – быть надмирным существом, равным в своем величии и предназначении Богам (своим, тутошним, конечно)!
И все это почему? А потому, что получи некая внеземная цивилизация вместо «бандероли» с материалами-результатами абстрактной мыслительной деятельности людей, посылочку с описанием предпочтений «бандерлогов» (тут речь, конечно не о Болотной площади, а о заброшенном индуистском храме) – быть нам увеселительным «Макдональдс-Дисней-лендом» для малышей любознательных пришельцев!
Ну, так вот – возвращаюсь к нашим баранам! Каким же образом, почему, и зачем, бегающему в поисках самки и еды, пра-человеку вдруг захотелось рисовать? Какие механизмы включились в нем?
Тут, очевидно, не обошлось без космических влияний! Я имею в виду замечательную доктрину Бога-Возможности и систему Эгрегоров, как способов соединить примитивных существ вокруг той или иной идеи… Для того, чтобы к этой системе подключиться и стать полноправной частью конструкции необходимо одно единственное условие – наличие у некой человеческой особи способностей (таланта) и, конечно, благоволение Судьбы! Ведь талант без подключения к нужному кластеру, может запросто превратить любого гения в несчастное жалкое существо…
Итак, отставим социальный миф, отвлечемся от устройства мозговой и душевной деятельности человека, тем более, что никакие науки до сих пор не дали однозначного ответа ни на один вопрос о причинах и способах функционирования этих двух основополагающих аппаратов человеческой личности. Согласимся лишь с тем, что некоторые люди имеют способности и тягу к рисованию и периодически становятся перед выбором – что и как рисовать?
Я сознательно ограничусь станковой живописью и графикой, так как мне интересен сам принцип творчества, а не технические особенности того или иного вида искусств.
Ну, так вот – минуя годы их обучения или раскрытия способностей, я рассадил перед мольбертами художников-станковистов и принялся изучать и классифицировать их подходы к созданию картин.
Начать пришлось с самого начала – зададимся вопросом, а каким образом в принципе в голове художника возникает та или иная идея картины? Я не говорю о чистом незамутненном желании водить кисточкой по холсту – здесь уж, как кому повезет! Кто-то любит зубочисткой в зубах ковыряться, кто-то предается непрестанно сексуальным фантазиям, большинству же живописцев рисование приносит физиологический кайф и психологическое удовлетворение. Что бы ни рисовалось в результате — голые тетки на последней страничке школьной тетрадки, бесконечные орнаменты на документах во время нудного заседания в союзе художников или, как более высокое деяние – растирание красок на картинах ренессансных художников – все едино! Радость от прикосновения кисти или карандаша к поверхности сама по себе уже самодостаточна!
Однако понятно, что речь здесь идет не об этой рефлекторной деятельности, а об истоках и формах художественных видений. И вот какая получается классификация:
-
Рисование по принципу «степного татарина» — что вижу, то и рисую;
-
Рисование фетишей – например, натюрморты на тему русской посконной деревенской чистоты;
-
Визуализация литературных или философских текстов – грустный Онегин, нехотя убивает Ланского или с испугом вчитывается в текст письмеца Татьяны; Вариант №2 – спор Платона с отсутствующим Сократом;
-
Идеология стеба – Иосиф Сталин очень «любит» маленькую девочку;
-
Заказ – профессиональное исполнение на заданную тему с использованием технических приемов (пятновое, цветовое решение, ритм, выделение главного и т.д.);
-
Осознанное мифотворчество – создание образа себя-Великого – повальное увлечение деятелей Contemporary Art;
-
Реализация желания передать красоту мира – дзен чистой воды;
-
Воспроизведение насылаемых образов – удел сумасшедших и призванных.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ