Вы здесь: Главная /
Литература /
Мнение /
Екатерина ЩУР. «Если ты не веришь в волшебство, то оно тебя и не коснется». О жанре «фэнтези» в литературе.
Екатерина ЩУР. «Если ты не веришь в волшебство, то оно тебя и не коснется». О жанре «фэнтези» в литературе.
26.04.2017
/
Редакция
«Если ты не веришь в волшебство, то оно тебя и не коснется. Если ты не веришь, что мир обладает собственным сердцем, то и не услышишь, как оно бьется»
Чарльз де Линт. «Покинутые небеса»
Современная литература богата на жанры. Но до сих пор нет четкого определения, что из себя представляет жанр «фэнтези». Его популярность подтверждается широким распространением в абсолютно разных сферах жизни — в кино, театре, музыке, живописи, компьютерных играх, одежде… Есть люди, которые не согласны считать «фэнтези» за литературу, достойную внимания и прочтения, обосновывая свой взгляд наличием тысяч книг, грузом лежащих на полках, с очень низким уровнем качества. И они во многом правы, конечно. Но далеко не во всем.
Единого толкования слова «фэнтези» на данный момент не существует — слишком расплывчаты границы, слишком много элементов оно в себя включает. Но если давать вольное определение, фэнтези — это жанр литературы, возникающий на стыке между фантазией и реальностью, включающий в себя мифологические и сказочные элементы. Действие происходит в мире, часто средневекового типа, в котором наличие волшебства и различных сверхъестественных явлений, персонажей, событий и прочего — неотъемлемая часть мироздания, и в отличии от той же научной фантастики, мироустройство не нуждается в логичном обосновании.
Считается, что фэнтези — в том виде, в котором мы его знаем — возникло в начале двадцатого века. Среди его основателей Эдвард Планкетт, известный под именем Лорд Дансени (Боги Пеганы, Время и боги, Дочь короля Эльфландии), Джон Толкин (Властелин Колец, Хоббит), Роберт Говард (циклы о Конане и Соломоне Кейне), Говард Лавкрафт (Зов Ктулху, Тени Дагона), Майкл Муркок (Сага об Элрике) и др.
Но если вдуматься, то фэнтези — как волшебные истории о борьбе Добра со Злом, о поиске своего места в мире и о приключениях — возникло гораздо раньше. А точнее, в слегка видоизмененном виде, присутствовало всегда, с самого начала появления человека.
Истории, которые рассказывали друг другу в древних племенах, в свете костра, истории про духов и шаманов — разве это не фэнтези? Мифы о возникновении жизни на Земле, в особенности мифы древней Греции и Рима — разве нельзя назвать их полными волшебства легендами? К примеру, миф о двенадцати подвигах Геракла. Есть герой-полубог, обладающий огромной силой и могущественными врагами в лице Геры и своего брата-царя. У него есть задания, только выполнив которые, он сможет получить награду.
В фэнтези основной костяк очень похож, только называется иначе. Квест — дословно «Поиск», поиск предметов или приключений, один из самых распространенных приемов фэнтезийной литературе. Есть главные герои, есть конечная цель похода и есть враги, как же без них. Самым явным примером служит поход Фродо Бэггинса у Джона Толкина в трилогии «Властелин Колец». Герой совершает свой подвиг, как и Геракл в мифах, чтобы в конце достичь той цели, к которой он так долго стремился, терпя лишения и меняясь внутренне.
Еще одни предтечи жанра «фэнтези» в литературе — сказки. Да, именно. Сказки — это чистое, выкристаллизованное фэнтези с особыми приметами для каждой национальности. Сборник «Сказок народов мира» можно считать своеобразной энциклопедией, в которой хранятся обычаи и отличительные черты жителей всех стран и регионов, рассказанные языком легенд и преданий. Чтобы понять и по-настоящему прочувствовать культуру людей с другой точки земного шара, стоит прислушаться к их историям. Тем самым, что сначала передавались из уст в уста, а затем записывались на свитках или глиняных табличках, на страницах книг, были слышны в словах песен и угадывались в сочетаниях цветов…
Именно по сказкам дети узнают мир, волшебные события в них не просто являются фантазией для развлечения, а метафорой, способом донесения информации. Добро и Зло часто предстает утрированным, гротескным — злые персонажи уродливы, противны, их слова и поступки вызывают неприязнь, их одежды темные, рваные, грязные; в то время как добрых героев отличает красота, чистота и благородство облика, цвет их одежд играет богатой палитрой красок, на помощь им приходят как люди, так и звери, да и сама природа нередко встает на их сторону. Эти простейшие отношения Добра со Злом, проблему выбора между ними и последствия этих решений не получилось бы объяснить детям иначе, используя другие, более современные и приближенные к реальности декорации.
Кроме античной мифологии и сказок, огромное влияние на появление и развитие фэнтези оказали средневековые рыцарские романы и легенды о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Истории о Мерлине и Моргане, поисках Святого Грааля, романтичный ореол этих легенд — вдохновили многих писателей на свое изложение. Наиболее известными являются, разумеется, книги Томаса Мэлори (Книги о короле Артуре и его доблестных рыцарях Круглого стола), а наиболее волшебные и романтичные вариации встречаются в книгах Мэри Стюарт о Мерлине и Мэрион Брэдли (Туманы Авалона).
В рыцарских романах и британских легендах, кроме очевидного элемента «герой в поиске чего-то» становится все более популярной схема «группа в поиске чего-то». Совместный поход-приключение с несколькими главными героями успешно сохраняется в фэнтезийной литературе и по сей день.
Ошибочно полагать, что фэнтези — это только мир средневековья, населенный эльфами, орками, гномами и прочими расами, в котором злодействует Темный Властелин и всех принцесс надо обязательно спасать. То, что раньше помогало определять, что перед читателем именно книга, написанная в жанре «фэнтези», сейчас является довольно распространенным штампом.
Фэнтези изменилось, раздробившись на множество ответвлений и подвидов, что, впрочем, неудивительно для такого пластичного жанра. И хотя множество книг написаны на стыке нескольких вариаций, есть основные черты, позволяющие отнести историю к тому или иному типу.
— Эпическое фэнтези. Присутствует мир со своей собственной, часто тщательно прописанной историей, географией, магией и волшебными существами. Герой пускается в приключение, в процессе которого он может оказывать глобальное воздействие на мир. Как понятно из названия, для этого вида фэнтези характерны события эпического размаха, будь то масштабная битва Добра против Зла на фоне более мелких войн («Песнь льда и огня» Джорджа Мартина), или отдельная война героя против порождений тьмы («Ведьмак» Анджея Сапковского). Мастера русского эпического фэнтези — Ник Перумов с «Летописями Разлома» и другими его произведениями, а так же Вера Камша.
— Героическое фэнтези. В центре внимания герой и его миссия, прицельное внимание оказывается изменению характера персонажа в сложившихся обстоятельствах («Сага об Элрике» Майкла Муркока).
— Юмористическое фэнтези. Веселое приключение, карикатурные персонажи, но весьма часто затрагиваются серьезные темы. Мастер юмористического фэнтези Терри Пратчетт с его «Плоским миром» и Роберт Асприн с «МИФическим циклом» считаются центральными фигурами этого жанра. Из русских писателей стоит выделить Андрея Белянина и его трилогию «Меч без имени».
— Историческое фэнтези. Здесь может быть взят за основу какой-то период времени, с реально случившимися событиями или же какое-то отдельное событие, но подается все это в фэнтезийном ключе. Яркий пример жанра — «Сага о Рейневане» Анджея Сапковского.
— Городское фэнтези (часто перекликается с магическим реализмом). Фэнтезийные персонажи и события в современном мире, возможны как варианты открытого их существования и полной ассимиляции, так и неявного, носящего характер внезапных магических явлений. Писатели, работающие в этом жанре — Чарльз де Линт с циклом романов «Ньюфорд», Сергей Лукьяненко с популярным циклом «Дозоры», Нил Гейман и его известный роман «Американские боги».
— Технофэнтези (часто пересекается со стимпанком). Мир, где главенствует сплав фэнтези и науки, в рекомендациях к чтению — Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона», Алексей Пехов «Пересмешник», Чайна Мьевиль «Шрам».
— Темное или черное фэнтези. Этот жанр появился на волне смещения доброго и слегка наивного тона фэнтези в сторону жестокого реализма. Зло в черном фэнтези — не просто что-то абстрактное, готовящееся к появлению, а возможно уже господствующее. Как на просторах мира, так и в сердцах героев — как это случается в цикле «Первый Закон» Джо Аберкромби.
— Авантюрное фэнтези. Книги в этом жанре — это концентрированное приключение, с элементами юмора, детектива и всевозможными интригами. Например, как у Скотта Линча в «Обманах Локки Ламоры» и «Хрониках Сиалы» Алексея Пехова.
— Детское и подростковое фэнтези. Граница между ними часто бывает размыта, как и между подростковым и взрослым фэнтези, но что есть, то есть. И дети, и взрослые зачитываются «Гарри Поттером» Джоан Роулинг, циклом «Крестоманси» Дианы Уинн Джонсон и «Хрониками Нарнии» Клайва Льюиса. и это еще раз доказывает, что фэнтези все возрасты покорны
— Славянское фэнтези. Оно возникло из всеми любимых русских сказок и славянских мифах о могучих богах. И развиваться стало в двух направлениях. Сказочное направление задал, конечно, А.С.Пушкин в «Руслане и Людмиле», «Сказке о царе Султане», а продолжил А.Ф. Вельтман в «Кощее бессмертном». Сейчас сказочную тему успешно развивает писательница Анна Старобинец. Что касается второго пути развития славянского фэнтези — то безусловными мастерами этого жанра являются Мария Семенова с циклом «Волкодав», Юрий Никитин с циклом «Трое из леса» и другие.
— «Попаданческое» фэнтези. Истории про «попаданцев» из нащего мира в мир волшебный, ну или наоборот, пользуются большой популярность. К сожалению, массовость и коммерческие мотивы порой отрицательно сказываются на качестве книг. Возможно, это из-за кажущейся простоты схемы. Ну что может быть сложного — слепил пару удалых героев, отправил в другой мир и сделал их там самыми крутыми, непобедимыми, жутко привлекательными для противоположного пола и вообще получающим все и сразу по щелчку пальцев. На самом деле, этот жанр из-за обилия низкокачественных историй зарекомендовал себя не лучшим образом, став чем-то вроде «бульварного чтива» в жанре фэнтези. Однако есть и хорошие примеры — тот же Андрей Белянин (Меч без имени) и другие.
— Романтическое фэнтези. Появление этого жанра, или точнее, его развитие сравнимо с лавиной, и по качеству, к сожалению, вызывает похожие неприятные ассоциации. Основой романа служат романтические отношения героини (что чаще) или героя с представителем другого мира или/и другой расы. Сам сюжет часто является лишь второстепенной декорацией в этой розовой слащавой симфонии. И все же истоки романтического фэнтези лежат в мифах и легендах, таких, как «Тристан и Изольда», мифе о Парисе и Елене Троянской и других. Поэтому ставить крест на них не стоит, ведь есть книги М. и С. Дяченко «Ритуал», цикл Н.К. Джемисин «Наследие» и другие, романтическая линия в которых является плюсом, а не минусом.
Жанр «фэнтези» очень многообразен, в нем постоянно появляются новые подвиды и часто просто невозможно определить, к какой категории относится та или иная книга. Но именно эта многоликость и доказывает, что фэнтези — полноправный жанр литературы, со своими сильными и слабыми сторонами, прошлым, настоящим и будущим.
Фэнтези живет не только в литературе, но и в кинематографе и мультипликации — примеры тому «Властелин Колец», «Пираты Карибского моря», «Рапунцель» и множество других кинолент, мультфильмов и сериалов.
Картины Виктора Васнецова и Михаила Врубеля полны сказочных мотивов, и современные художники с неменьшим вдохновением творят волшебство в своих работах. Стоит только посмотреть на иллюстрации Владимира Бондаря, Андрея Фереза, Василия Половцева, Майкла Уэлана…
Сказочные мотивы есть в музыке, театре, одежде, не говоря уже о компьютерных играх, в которых фэнтезийные ролевые истории — это отдельная веха развития.
Некоторые считают людей, любящих фэнтези и фантастику и собирающихся на Комикконе, Евроконе и прочих съездах и фестивалях — людьми, оторванными от жизни. Но, может быть, стоит взглянуть шире? Ведь фэнтези — это не просто отдельный жанр, это мироощущение, способ познания и творчества. Это не оторванность от реальной жизни, а просто одна из ее сторон.
1 комментарий
Виктор
12.06.2017Спасибо ЕКАТЕРИНЕ ЩУР и КЛАУЗУРЕ за статью о фэнтези. Я себя считал тем весьма начитанным человеком, которому всё это буйное и прихотливое хозяйство в принципе не интересно. Подумаешь, дескать, фантазии. Статья подвигнула к размышлениям, даже к «самокопательству», и я понял, что фэнтези — это прекрасно. Это ещё один инструмент познания себя и мира, причём инструмент, предоставляющий огромные возможности, Очень пришлась по душе мысль о том. что фэнтези давным-давно укоренено в мировой культуре.