Владимир Ключников. Рецензия на роман Анны Ефименко «Английская лаванда»
18.05.2017
/
Редакция
Роман «Английская лаванда» Анны Ефименко повествует об отношениях трех закадычных друзей на Туманном Альбионе в Эдвардианскую эпоху, в 1910-х годах.
Лейтмотивом книги выступает идея о дружбе, пронесенной через года – благородная тема, которую писательница исследует с трех диаметрально противоположных позиций. Используя остроугольную, замкнутую систему трех персонажей, автор демонстрирует читателям три совершенно разных мировоззрения, амплуа и даже – косвенно – три менталитета различных времен в человеческой истории. Чтобы обрисовать это в общих чертах, достаточно лишь рассмотреть каждого из героев романа по отдельности:
Садовник. Наследник крупных земельных угодий Гардинер не желает соответствовать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к его социальному классу, и запирается внутри своей усадьбы, все больше дичая. Его занимает лишь работа с землей и тяготы о судьбе зеленых массивов, которым угрожает технический прогресс. Гардинер – отшельник, в котором жива синкретическая память тысячелетий до господства человека над природой, до пришествия цивилизации. Многочисленные отсылки к язычеству лишь подчеркивают эту картину.
Писатель. Романтичный и отстраненный Клайв – по сути, живое воплощение викторианской морали и нравов 19 века. Личность якобы творческая на проверку оказывается полностью погрязшей в условностях и ханжестве «благовоспитанных людей». Писатель желает выглядеть по-писательски, чувствовать по-писательски и жить «как подобает» — но даже самые сердечные порывы Клайва отдают лицемерием и не вызывают симпатии. Писатель в данном романе – своеобразная пародия на английское высшее общество в том виде, в котором оно знакомо нам по литературе и кинематографу.
Чиновник. Уроженец Уэльса, Мередит, поначалу может показаться циником и злодеем, однако в сюжетных перипетиях раскрывается впоследствии как самый искренний из всей троицы персонажей. Мередит – это уже победившее двадцатое столетие, с его залпом военных орудий, великой властью средств массовой информации и тотальным, почти нигилистическим отрицанием идеалов прошлого.
Сталкивая между собой трех непохожих персонажей, автор словно пытается проанализировать также и характеристики разных исторических эпох. За кем стоит большая сила: за стихийным буйством неукрощенной природы, за рафинированностью и хорошими манерами чопорного английского общества, или же за современными взглядами на жизнь, не признающими ни правил, ни авторитетов? Какая из линий поведения одержит победу в непростых поворотах сюжета и под давлением обстоятельств? Об этом читатель узнает лишь в финале книги – который, как это было и в предыдущем романе Анны Ефименко, «Архитектор», окажется весьма неожиданным.
Отдельно стоит отметить также и присущее остальным работам автора стремление воссоздать эпоху посредством множества мелких подробностей. Эдвардианская Англия в книге оживает и предстает перед читателем трехмерно, во всем своем детальном многообразии: от названий магазинов до текстов телеграмм и марок первых в истории грампластинок. Всё это позволяет полностью прочувствовать эпоху, реконструированную отчетливо и ярко, со своей самобытностью, винтажной романтикой и подчеркнутым изяществом слога.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ