Среда, 24.04.2024
Журнал Клаузура

Юлия Романова. «МЕДВЕДЬ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЕДВЕДЬ»

Образ медведя в фольклоре народов Сибири известен довольно давно. Каковы его истоки, в чём причины столь устойчивого сохранения медвежьего образа? Об этом читайте в статье профессионального филолога и лингвиста Юлии Романовой.

МЕДВЕДЬ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЕДВЕДЬ

Сравнение России с медведем уже стало притчей во языцех. Сегодня мы можем найти изображение медведя, начиная с оберток конфет и заканчивая символикой действующей партии власти. Так, например, в конце 2016 года символическим хранителем столицы Алтайского края города Барнаула стал медведь. В связи с этим родилась и легенда, рассказывающая о «добром духе медведя», который следит за благополучием местных жителей, приносит счастье и богатство жителям и гостям города. Данная легенда, по нашему мнению, основывается на уже ставшим традиционном сравнении России с медведем. Символ «Российского медведя» – в значительной степени западное «изобретение» [3, с. 110]. С другой стороны, немецкий исследователь Ханс Лемберг, специально занимавшийся вопросом выявления истоков сращивания медвежьего образа с Россией, отмечал, что «для европейцев страна считалась северной. А для этой географической координаты естественным был образ северного животного – медведя. Ведь и Полярная звезда — ориентир для определения сторон света в нашем полушарии, входит в созвездие Малая Медведица и указывает на Север» [3, с. 110]. «Архетипический образ медведя – один из самых распространенных и наиболее древних образов мифологии, религиозных верований и фольклора Северного полушария» [1, с. 266]. Действительно, исследователи находят множество преданий, легенд, сказок у разных народов, населяющих Россию и, в частности, Сибирь, у которых медведь с древних времен считается тотемным животным. Интересно то, что у разных народов, населяющих Сибирский регион, мы находим общность в понимании сущности медведя как священного животного. Медведь наделяется сверхъестественными силами,  символизирует «карающую силу в случаях, если человек нарушал клятву, табу или гармонию с растительным и животным миром». Этот мотив проявляется, например, в русской народной сказке «Медведь – липовая нога». Медведь в верованиях русских был хозяином леса, т.е. лешим. В русском фольклоре часто встречается образ медведя-героя: Ивашка Медвежье Ушко, Иванко Медведко, Василий Медведеух, способного совершить превосходящий человеческие силы подвиг. У русских Медвежье Ушко борется с Бабой Ягой – нечистой силой, хозяйкой нижнего подземного мира мертвых. Также прослеживается связь медведя с верхним, божественным миром, а также с нижним – миром мёртвых  — через образы медведя-Велеса и медведя-лешего. У русских связь медведя с солнцем прослеживается по материалам обрядового фольклора: зимний солнцеворот связывали с поворотом медведя в берлоге на другой бок, а пробуждение медведя весной связывали с переходом солнца в активную фазу. Существует и новая концепция архетипического образа медведя, являющаяся следствием дальнейшей трансформации данного образа, характерная только для русского населения – это медведь-святой (Власий, Николай Мирликийский ) [1, с. 269].

Что касается литературного наследия народов Севера и Сибири, то в  ней сюжет встречи охотника с медведем в тайге является самым распространенным. Это обусловлено не только жизненным материалом, но и общностью фольклорного пласта культур многих сибирских народов, где медведь является священным животным, хозяином тайги и предком самого человека. Так, по свидетельству ученых, «древний культ или различные пережитки этого культа имеются у манси, хантов, нанайцев, нивхов, тофаларов, эвенков, эвенов, в мифологии и фольклоре которых медведь традиционно занимает одно из главных мест» [4, c. 195].

В алтайской мифологии медведь является творением Эрлика (в тюрко-монгольской мифологии владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых.). Также в алтайских мифах говорится о том, что медведь был в прошлом человеком. По другой легенде северных алтайцев, медведь раньше был настоящим сыном бога, богатырем. Похожую легенду можно встретить у народов ханты и манси: медведь произошел на свет через «обращение или видоизменение человека-богатыря» [2, с. 79]. Широкая распространенность культа медведя среди народов, принадлежащих к разным языковым группам, была обусловлена географией расселения, сходным бытом, условиями жизни.

Сегодня медведь является общим символом в целом для всей России. Это доказывает и то, что в произведениях с сюжетом о медведе нет каких-то специфических отличий, обусловленных характером той конкретной национальной культуры, носителем которой является автор, поскольку, как только речь заходит о медведе, он неизбежно попадает в общее, единое для многих народов России тематическое поле, а повторяемость и ограниченная вариативность «медвежьих» мотивов и сюжетов задана как жизненным материалом, так и едиными мифологическими и фольклорными источниками. А культурное наследие народов, населяющих Россию, сформировало культурный слой, создало фундамент для глубинного понимания важности образа медведя.  Таким образом, создаётся, по нашему мнению — сверхтекст, в котором сформировалось особое понимание и значение образа медведя как специфического феномена российской культуры, ставшего объединяющим народным символом. Ведь литературное творчество писателей коренных народов Севера и Сибири возникло и развивалось в контексте русской культуры, то есть не в «герметичной» локальной среде, а в процессе диалога двух культур» [5, с. 204].

Сегодня медведь трактуется как сильный, умный покровитель России, который в случае необходимости сможет защитить свой народ. Медведь — это межнациональный образ, который объединяет многонациональную страну. Медведь как культурный герой продолжает быть востребованным. Так, например, образ медведя появляется в жизни человека уже с первых дней в виде игрушек, как персонаж мультфильмов, народных сказок.

Ю.Р. Романова,

Алтайский государственный педагогический университет

 

Литература:

  1. Кошкарова Ю.А. Концепции образа медведя в русской ментальности // Теория и практика общественного развития. — 2010. — № 2. — С. 266-270.

  2. Кучукова Д.А. Зооморфные образы в мифологии северных алтайцев: к проблеме этнокультурных контактов народов Сибири // Вестник Тюменского государственного университета. — 2013. — № 2. — С. 21-26.

  3. Махмутова Л.Ф., Ушакова Н.В. Медведь как символ России и как политический образ на Западе // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2012. — № 10 (Вып.1). — С. 109-115.

  4. Непомнящих Н.А. Варианты сюжета «поединок человека с медведем»… // Сюжетология и сюжетография. — 2015. -№ 2. — С. 194-205.

  5. Якимова Л.П. Многонациональная Сибирь в русской литературе. Новосибирск: Наука, 1982. — 228 с.

 


комментария 2

  1. Светлана Демченко

    В своё время, пребывая на студенческих стройках в Ханты-Мансийском округе, мы удивлялись «песне» местных жителей, которые однажды после удавшейся охоты слагали осанну и благодарность Медведю — «царю и повелителю тайги». В этом было очень много не просто местного колорита, но и загадочной многовековой тайны инстинкта самосохранения,приспособления человека к суровым сибирским условиям жизни. Для хантов и мансов медведь действительно больше, чем медведь, это символ духа, власти, могущества. И корни мощи этого края, России кроются именно в такой народной мудрости, заложенной самой жизнью.
    Славная статья, познавательная. Спасибо редакции и Автору.

  2. Иван

    Статья представляет интерес для формирования менталитета современного гражданина России, прежде всего, молодого — независимо от его этноса, для русского особенно важно, когда в обществе идёт непримиримая, широкомасштабная война за сознание человека. Заокеанские партнёры внедряются в национальные культуры различных народов, преследуя свои геополитические цели.
    Хотелось бы, чтобы студенты гуманитарных ВУЗов, в том числе и АлтГУ, связанных с культурой, это понимали ясно.
    Статья Юлии Романовой «МЕДВЕДЬ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЕДВЕДЬ» этому ненавязчиво помогает.
    Иван Мордовин МИФ

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика