Вы здесь: Главная /
Мнение /
Людмила Метелюк. «Nota bene на полях фейсбуковских страниц»
Людмила Метелюк. «Nota bene на полях фейсбуковских страниц»
13.09.2017
/
Редакция
Рассудительность Владимира Маяковского в простом откровении его строк «когда я итожу всё, что прожил, и роюсь в днях – ярчайший где, я вспоминаю одно и то же…» при нынешней простой оценке потенциала хотя бы Википедии весьма смутила бы любого желающего проанализировать метаморфозы в социуме даже за одно десятилетие.
В былые времена чтение книг сопровождалось личными пометками на полях, сегодня же, когда виртуальный простор публикаций не только расширил рамки общения, но и ускорил обмен информацией, ощутимо заострился интерес к событийности и роли личности в активизации жизненного ритма. А вот оставить памятные метки по принципу «Nota bene!» (сокращенно – N.В., мол, хорошо, надо бы запомнить), как прежде делал автор на вольном месте в рукописи или читатель на полях книги, адепту интернет-изданий не суждено, равно как нет и возможности позже вернуться к прочитанному.
А жаль, ибо растёт число пользователей, набирает динамики виртуальное поле публикаций, расширяется информационный простор веб-страниц. Поэтому радуют создание фейсбуковских групп по интересам, формирование круга друзей с правом взаимного ознакомления с новостями их личных страниц и пр. Сегодня вот о чём сетует, например, весьма популярный на Фейсбуке известный журналист Владимир Поляков: «Пятнадцать лет я пытаюсь соцсети использовать как инструмент установления социально-политических связей. В 2005-2006 годах казалось, что это удаётся. Но потом всё пошло как-то иначе. Да и с установлением связей низок к.п.д.».
Большего ожидалось и от инициированных объединений. Несомненно, помещаемые ими материалы вызывают интерес. Широкая аудитория у Khairyllo Makhmudov в «Группе добрых людей» («A group of kind people»), причём, уже успевшей изменить тип с «Исследовательская группа» на «Клуб», как и у Марата Ахтамовича Гениатулина в группе «Практическая геронтология», Надежды Панасенко (соответственно – «Секреты счастья для женщин и мужчин + полезные советы – моя жизнь»), Татьяны Фоменко (группа «Красота. Здоровье и любовь»), а также у авторских публикаций Владимира Дианова в группе «Литера-К» и т.п. Причём, этим сообществам сложно организовать «круглый стол» с массовым участием интернет-пользователей, а скоротечный принцип публикаций ограничивает количество отзывов, но ещё более печалит неналаженность аналитических оценок не столько читательской активности, сколько внесенных предложений по совершенствованию сфер социума.
В таком ключе не должен оставаться вне поля зрения общества взгляд Алексея Филимонова на роль социальной сети в части её влияния на формирование субъективного кредо: «Человек думающий подсознательно боится быть обманутым. Никто не хочет слушать и слышать, но, при этом, имея волю высказать с в о ё слово и обосновать его». И можно ли безоговорочно согласиться с мнением Дмитрия Голубовского, что «соцсети – это инструмент сегрегации»? Если подразумевается разделение по определённому признаку (позднелат. «segregatio» – «отделение»), то, очевидно, не принудительное как де-юре, так и де-факто. Или, всего лишь, имеется в виду результат такого размежевания – выделение какой-либо группы, изменение форм информирования с их ранжированием в зависимости от степени успешности и популярности, возникновение технологических различий в средствах влияния, комбинирование процессов взаимодействия с целью отбора по принципу приоритетности и пр.?
А к чему приведёт в будущем риторика Michael Favorov, мол, «по мне, сети – это развлекалово для ума»?
Многие полагают, что группы отлично подходят для выполнения задач и поддержания связи с важными для них персонами. Между прочим, ратует за активное создание новых групп и намерен знакомиться с опытом успешной их развёртки в Фейсбуке. «Группу мизантропии, что ли, создать? Авось найду пару хороших человек в неё…», – мыслится ему на распутье. Отрезвляет его Софья Минквиц: «Ха-ха-ха! У Вас ничего не выйдет… Вы любите людей. Так что расстаньтесь с этой мыслью и пишите книгу». А вот Виктор Кальян солидарен с такой инициативой: «Мизантропия – это правильно. Нельзя любить человека против его воли».
На высказанное Владимиром Поляковым желание покопаться в опыте плодотворной работы фейсбуковских групп откликнулась Кристина Щурова: «Моя родственница, живущая во Франции, когда года два тому назад решила написать книгу о русских женщинах в Париже, создала группу, членов которой попросила по возможности поделиться своими историями. Как психолог, она отвечала на присылаемые заметки поддержкой и реагировала на возникавшие у респондентов проблемы, а как литератор красочно разворачивала сюжеты. Так всё начиналось. Сегодня эта среда стала местом общения русских эмигрантов (и не только), хотя книга давно вышла в свет (о ней уже почти не вспоминают). Все 45 тысяч членов так прямо и живут в сообществе, создательница которого привлекла сюда интересных людей, организованы рубрики (по странам, моде, психологии, кулинарии и еще с полтинник самых разных). Хорошая, кстати, группа. В ней сегодня задействованы администраторы, распределяющие информацию и даже осуществляющие отсев постов. Это ли не пример успешности виртуальной сплочённости?». К тому же, если верить сообщению, это и оригинальная маркетинговая стратегия формирования социальной интернет-среды.
На мой взгляд, именно Фейсбук стал стартовой площадкой для испытания новых подходов к теории решения проблем жизненно оправданного поведенческого многообразия в развитии социума, поскольку в приоритеты времени вынесено зарождающееся новое научное направление, которое может быть окрещено как л а й ф о л о г и я (lifelogу), если речь будет идти о жизненной роли знаний в созидании и прогрессе во всех сферах жизни, ибо уже зарождается массовое понимание нависающей угрозы того, что дальнейшее бытие в планетарном масштабе может перестать определять интернациональность нашего сознания.
Фантастически трудно оценить масштаб интересов ФБ-сообщества, всё же, намного сложнее охватить близкое каждому из его участников поле интересов, поэтому вклад коллектива журнала «Клаузура» («ЖК»), взявшего под свою защиту современный интеллектуальный потенциал, не только бесценный, но и в силах стать источником формирования нового русла в деятельности Фейсбука как формации, открывшей широчайший простор для всеобщего обсуждения внутригосударственных, межнациональных и общепланетарных принципов эволюции разумных законов управления сущим.
Важной задачей общественной мысли некоторые считают способность заблаговременно определиться, стоит ли профессионально относиться к такой, например, «временной онаучненной неопределённости (этакой «туманности») как усиленно формируемая фэнтэзийная экономика. Вполне безапелляционен Сергей Перепеченов: «К их сообществу никто не подкопается, так всё ловко обставлено – графики, индексы… Мошенники придумали себе науку, которая, послушать их, так сложнее атомной физики… А могут только многословно констатировать старые статистические данные и научно удивляться новым». Комментарии фейсбуковцев однозначны. Владимира Полякова, например, поразило «наличие среди докторов экономики «дураков», а Alexandr Vorontsov предлагает представить себе некоего аллегорического персонажа: «Поведение РФ-а («росфедерала»?) было бы весьма неадекватным. Судите сами: прощает всем огромные долги, хотя сам еле сводит концы с концами; влезает в какие-то драки, которые ему ничего не приносят, кроме проблем; запускает в свой дом каких-то подозрительных южан и закрывает глаза на все их скотские выходки; деньги хранит у соседей, которые открыто плюют ему в лицо и держат за нерукопожатного… Таких разносторонних сумасшедших в жизни не бывает, но мы видим перед собой реальный пример». В той же колее и лишенное иллюзий резюме Владимира Полякова: «Фактов, как грязи. Надо только умело из них составить пазл». Подвести черту в здравой оценке «обнаучненного выверта» взялся также и Дмитрий Голубовский: «Ну, поймите, наконец, что люди живут в иллюзиях не потому, что кто-то им их навязывает, а потому, что они иначе не могут. Потому что есть такая естественная потребность ума. Можно сменить одну сказку на другую. Все, что дано уму, – выбирать ложь, которая ему комфортна. Проблема в том, что, чем умнее ложь, тем зачастую она дискомфортнее для души. От чего шибко умные люди и страдают».
А хотите фрагментарный блиц-кросс по векторности убеждений здравомыслящих субъектов ФБ, не сдавших своих общегуманитарных позиций? Итак, если учитывать духовность личности, то в число «высших бытийных ценностей человечества, которые можно назвать и «божественными» («от Бога»), должно войти стремление к Истине и к Добру, к Красоте (настоящей, а не удовольственной), к Совершенству, к постоянному улучшению (себя, общества как контекста, в котором живёшь), к Справедливости, о которой даёт представление Благовестие со стремлением каждого должно воздать по принципу «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе», не исключая Порядка, пребывая в котором, социальная среда неуклонно развивается и улучшается (ведь духовность – это жизнь с высшим сенсом бытия), осмысливая проживаемое, а не скользя по дням, как пришлось. Полнота бытия достижима, когда человек максимально реализует заложенные в нём возможности и живёт полноценно, ибо лишь тогда радуешься бытию несмотря ни на что».
И это не выжимки из проповеди с амвона, а чистой воды N.В. с цитированием заслуживающего запоминания фейсбуковского текста.
С подачи «Литеры К» («Клаузура») можно узнать многое из исторически ценного наследия. Это, в частности, не публикованное ранее о коллизиях соперничества Ивана Бунина и Владимира Набокова (ссылка на SVOBODA.ORG) благодаря очередной исследовательской новинке «Состязание гениев» Максима Шраера. Не оставит в покое также «Серебряный век и век ХХI. В поисках вселенской гармонии» Натальи Головановой. А ведь, действительно, если творец при наитии подобен волхву, то это обязывает его говорить о Вселенной как о колыбели земного разума.
Публикация Khairyllo Makhmudov в «A group of kind people (Группа добрых людей)» по ссылке «Dobro Mail.Ru: Человек Добра: Ольга Журавская» продолжает знакомить с Людьми Добра, которые не забывают в ежедневной суете помогать тем, кому требуются поддержка и забота. Ольга Журавская –президент фонда «Галчонок». В комментариях – радость за планету, собирающую Людей Добра, ибо сим демонстрируется, что человечество способно добиться содействия высших сил, чтобы и на земле была Воля Божья! Осталось только Людям Добра условиться о молитвенном Часе Добра!
А социальная сфера бурлит подобно лаве в вулкане, выплеск её важно не только предугадать, но и в меру возможного исключить разрушения и жертвы. Именно под таким ракурсом прошла в «A group of kind people (Группа добрых людей)» под девизом «Навстречу выборам президента РАН» публикация заметок старейшего члена Академии наук Абела Гезевича Аганбегяна, коснувшегося накипевших проблем былого, настоящего и грядущего Российской академии наук. Кормчим национальной науки первоочерёдно должны быть определены крупные прорывные достижения с их использованием на практике. Ключевыми А.Г.Аганбегяну видятся следующие задачи:
разработка Стратегии научных достижений и их использование в социально-экономическом развитии России на период 2020-2025-2030 годов по трём крупным направлениям – развитие цифровой экономики и инновационной технологии, прогресс в онкологии, освоение гиперскорости в космической технике и сверхзвуковой скорости в авиации;
органическая интеграция науки и образования;
определение принципов притока внебюджетных средств в академический сектор, в основном, в результате выполнения контрактов с бизнес-структурами, а также за счёт экспортной выручки.
Время не ждёт, но исключает поспешность. Мнение аксакала в области науки весомо, но и молодое племя экспериментаторов вправе отстаивать своё видение, ведь это на их плечи будет возложена ноша научного прогресса. Среди точек зрения «за», «против» и «воздержавшихся» едва различимым особняком стоит дилемма: доколе простолюдинам наблюдать и терпеть, как дуплетом выстреливаются деньги налогоплательщиков? Ведь чиновничий аппарат извечно предпочитает отводить роль денежной вторы в дуэтах: Министерство просвещения и науки – Академия педагогических наук + Академия наук; Министерство здравоохранения – Академия медицинских наук; Министерство сельского хозяйства – Академия сельскохозяйственных наук и т.п. До каких пор наука будет питаться по остаточному принципу согласно управленческому велению и хотению? Уж ежели так необходимо сохранить «министерские портфели», то достаточно при РАН открыть управления планированием инвестиций! «Профильные» академии должны пребывать под эгидой РАН в качестве штатных АДМИНИСТРАЦИЙ (…педагогических наук, …медицинских наук и т.п.), причем, почти без ломки старых систем структурирования и руководства ими. Не зря же Gogi Lortkipanidze напоминает одну из ремарок Л.Д.Ландау «Жрец науки – это тот, кто жрёт за счёт науки».
Ждать прогресса и бежать от него – не прерогативы сферы познания законов мироздания. Кстати, на Фейсбуке весь арсенал и потенциал национальной медицинской науки на современном этапе достаточно весомо демонстрируют публикации Марата Ахтамовича Гениатулина в группе «Практическая геронтология», в частности, о достижениях в области продления жизни. По свидетельствованию известного российского геронтолога, президента Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии Владимира Хавинсона журналу «Naked Science», человек уже сегодня жизнедеятельно может здравствовать до 120 лет благодаря пептидным биорегуляторам (так называемому «миниатюрному белку»), на которых не образуются антитела. В постиндустриальный период это будет играть все более определяющую роль вследствие старения населения развитых стран (здесь необходимо будет руководствоваться собственным «генетическим паспортом»). А на горизонте – научные исследования, нацеленные на взятие трёхвековой планки и более.
Привязанная группа «Литературно-публицистический журнал «Клаузура» предложила широкому кругу своих читателей фейерверк интернетовских экскурсов в мир искусств. Среди них светом далёкой звезды засияли:
«Зелень, Синь и Алость мира» Марины Кравченко о поэтическом творчестве Алексея Федоровича Лосева (1893-1988 гг.), одного из видных мыслителей XX столетия, «духовидца», последнего мудреца «серебряного века», в философских трудах которого отразились идеи русских религиозных философов начала эпохи;
«Трогательная история одной огромной любви» Владислава Кураша с посвящением супруге Алёне Гордиенко-Кураш, где отдана дань культурным метаниям от отживающего прошлого к едва обозначенному будущему, чреватому поисками постмодернизма;
межмузейная выставка в залах Ростовского областного музея изобразительных искусств «Иван Айвазовский. 200 лет триумфа», спонсором которой выступил банк «Центр-инвест».
ФБ-сообщество достойно встретило данные публикации. В одном из первых комментариев обзор Марины Кравченко, например, был отнесён к разряду чудодейственных: «Как влить в сознание дальтоника, что окружающий мир – это, прежде всего, одна из планет солнечной системы, изумляющая своей голубизной, очаровывающая зеленью трав, лесов и садов, завораживающая цветовым спектром от белых тонов через все нюансы радужного света до тёмных оттенков космических глубин?! Но А.Лосев умудрился же раскрасить мир словом! Чтобы ожили все краски». На тех же лирических волнах и отзыв об исповеди Владислава Кураша: «Почему-то впервые на вдруг «всплывшую» в памяти песню со словами «О любви не говори – о ней всё сказано. Сердце, верное любви, молчать обязано…» захотелось ответить призывом: «Люби! Сколько хватит сил – люби!». Поэтому иду в едином строю с теми, кто бережёт в сердце искру огня любви, дабы согревать мир!».
Впрочем, не всё в ажуре в социально ориентированных владениях Фейсбука. Бунт против дикарских привычек здесь мотивирован защитой прав сотоварищей на культурную чистоту эфира, нежеланием терпеть выходки зарвавшихся грубиянов. Вот как с открытым забралом выходит на бой Рушан Мустакимов: «Если человек в своих постах оскорбительно, неуважительно относится к гражданам любой страны, то он кто?.. Исключаю таких из френдов сходу. Напрягают».
Одной из причин подобных трений, по версии Светланы Коппел-Ковтун (поэт, эссеист, публицист, автор сказок для детей и взрослых) в публикации привязанной группы «Литературно-публицистический журнал «Клаузура», предлагается рассматривать, в частности, трёхмерность личности в двухмерном мире, когда не функционируют имеющиеся необходимые для полноценной жизни структуры: «Фрагментарное, нецелостное восприятие даёт возможность изменения текста нашего сообщения до неузнаваемости, т.е. недостающие информационные звенья – это пустоты, которые будут заполнены по образу и подобию воспринимающего, который сам полон пустотами, ибо недоразвёрнут, недораскрыт. Точно так же он не вполне адекватен для двухмерных людей, живущих в двухмерном мире. Структуры третьего измерения, которые хоть и не развёрнуты, но, всё же, наличествуют в нём, будут влиять на восприятие двухмерной информации – он будет видеть и слышать иначе, картина мира в его голове будет отличаться от картинки окружающих его нормальных двухмерных людей».
Парадоксы внутри нас, ибо не ведаем, в каком мире пребываем? Скорее всего, время, работая на будущее, способно снять и эту завесу с картин реальности, открыв тайны триединства…
Группа Надежды Панасенко «Секреты счастья для женщин и мужчин + полезные советы – моя жизнь» практикует систему бесплатных вебинаров «Как изменить свою жизнь с помощью подсознания?» и видеороликов (например, касательно нейтрализации без лекарств артериального давления на грани общения со своим подсознанием). Цель её Скорой помощи в сложных ситуациях (отношения, семья, здоровье, успех, счастье) – научить каждого гражданина быть здоровым членом общества.
Фейсбуковской группе «Красота, здоровье и любовь» Татьяны Фоменко, на штандарте которой лозунг «Любви, радости и созидания!», залог пропагандистско-воспитательного успеха видится не только в рецептах здорового образа жизни, не исключая и бытовой санитарии, но и в сервировке их юмором. Да, да, именно так! Ну, судите сами хотя бы по мини-диалогам на страницах сайта:
«– Кать, что такое семейная жизнь?..
– Я работаю. Муж работает. Вечером мы едим…».
Убедительно о рутинности быта? Нет? Тогда – довесок:
«– С чего хочешь начать? – спрашивает он.
– С романтического ужина.
– А завершить акт?
– Хм… Одновременно…».
А можно ли посмеяться над кризисом? И в этой группе твёрдо уверены, что можно:
«– Алло! Турфирма? Я хочу отдохнуть!
– А какой суммой располагаете?
– Пять тысяч гривен…
– Отдыхайте…».
Поскольку о здоровье вспомнить никогда не поздно, группа «Красота, здоровье и любовь» регулярно знакомит своих членов с медицинскими новинками, особенно с эффективными прорывами в педиатрии. Так, злободневны сведения о ветряной оспе, вызываемой одним из видов герпетического вируса (Herpes zoster), передающегося воздушно-капельным путём. Недуг согласно последним зарубежным исследованиям детям важно перенести до двенадцатилетнего возраста, с тем чтобы он не проявился позже с отягчающими последствиями (в частности, не исключён опоясывающий лишай). Поэтому, как информирует группа, в целом ряде развитых стран детей, заболевших ветрянкой, не только не изолируют от сверстников, но и специально приглашают в гости.
Не обходят здесь стороной также проблемы дизайна интерьера и красоты, уюта (например, знакомя с версией Pantone, по которой желто-зеленый оттенок Greenery – гринери-тон – символически признан приоритетным колером 2017 года).
Вообще девиз группы – «Красота, здоровье и любовь», так что в их среде полагают, что улыбка не всегда означает, что человек счастлив, иногда свидетельствует о силе его воли. Любознательность же вооружает знанием, оттого и раздувают костёр интересов к краеведению, предлагая реестр столичных музеев, которые всенепременно следует посетить горожанам (для киевлян, в частности, – Музей миниатюры Николая Сядристого в Киево-Печерской Лавре, особенность творчества которого в том, что его филигранные работы выполнены вручную).
Из проведенного в качестве эксперимента обзора социальной направленности коллективной ФБ-деятельности можно заключить, что веб-ресурс расходуется не зря, будоража активное осознание масштабности проблем человечества, нацеливая его прогрессивную часть на служение будущему благу. Политические мотивы в общественной жизни разнолики, тем не менее, прослеживается тенденция к крайности в выборе национальной идеи. Пока «борцовский» бум вызван, в первую очередь, устремлённостью малочисленных народностей «назад, в будущее», с преобладанием в части государственности жаждой самоопределения на уровне раннеисторических племенных союзов (общин) либо же ненасытным аппетитом глобализации – рудимента эпохи рабства и колониализма под пятой сверхимперий.
Не исключается также туга по времени традиций, некогда связавших родовые кланы воедино, отмежевав их от «чужеземного» окружения с правом на исключительность своей миссии в рамках тотемных верований или этнических особенностей и пр. Так, «восток», видя сегодня промахи в идеализации национальных приоритетов, тем не менее, отстаивает единение с внешним миром лишь в соответствии с собственными традиционными устоями и постулатами.
Вот почему члены ФБ-сообщества время от времени ратуют за компромиссы с планетарным размахом, впрочем, пока в экономических или духовно-этических границах. Но ведь уже вполне очевидно, что единение небезопасно из-за поддерживаемых очагов агрессии сторонниками международных экспансий. Без обиняков и деликатных отговорок, кстати, об этом заявила Валентина Макарова: «Демократия, человеколюбие… И – Барселона, Ницца, Франция, Германия, Великобритания распахнули двери террору. Людей приютили, обогрели. Понятно, что с беженцами просочились по всей Европе террористы, эта зараза так быстро распространяется по всему миру… А где граница между демократией и вседозволенностью? Как противостоять этому? И, вообще, как могли допустить такую бесконтрольную миграцию, если с самого начала было понятно, что это НАЧАЛО конца Европы».
Нельзя не поддержать данную позицию. Действительно, массовая миграция стала бизнесом, для которого «злосчастные бабки» решают всё. Но на страже интересов граждан – государственная служба безопасности, поэтому потоки должны перекрываться обоюдно, т.е. как «отправляющей», так и «принимающей» стороной. Вот и остаётся лишь судить, в чём собака зарыта… В далёкие времена Америка рабсилу собственным транспортом из Африки завозила, но сегодня «трудовая миграция» почему-то по собственной инициативе в благоустроенный мир повалила… Библейский исход евреев имел весомую подоплёку – ностальгическую боль по невольно покинутой земле обетованной, поэтому можно было бы понять жажду афроамериканцев воссоединиться с потомками своих соплеменников под солнцем родного континента, но оправдать бравурный порыв «Даёшь европейский уровень жизни!» нелегальных ближневосточных «мореплавателей» и ходоков через пограничье крайне сложно из-за сбитой ералашности мотивов.
В пределах постсоветского пространства тоже бури в стакане воды, главным образом, вследствие того, что в общественном сознании идёт процесс сродни тектонике плит: рушатся устои завоёванной под лозунгами построения коммунизма конституционности при изощрённом политиканстве власть предержащего олигархата. Активная позиция Владимира Полякова, например, зиждется на защите прав масс на достойное homo sapiens существование: «Людям, которым жилось недурственно в советское время и у которых сложилась положительная оценка «социализма», кажется, что «бывали хуже времена, но не было подлей». Переубеждать их тяжело или даже почти невозможно. Контрдоводы будут только сильно раздражать и злить… Человек – существо сложное, многомерное. У Достоевского Федька Каторжный говорит про Петрушу Верховенского: «У того коли сказано про человека «подлец», так уж, кроме подлеца, он про него ничего и не ведает. Али сказано «дурак», так уж, кроме дурака, у него тому человеку и звания нет. А я, может, по вторникам да по средам только дурак, а в четверг и умнее его». Жизнь ещё сложней и многомерней. В каких-то измерениях советские времена были лучше нынешних, в каких-то хуже. Интегральная оценка? Она всегда субъективна. Трудно подняться над событиями и судить их «по-научному». А Наталья Долина, исповедуя законы объективности, считает, что «жизнь – не палата мер и весов». Борис Орлов полагает, что «социальной геометрией отлично владеет враг, именно потому мы и лишились своей страны», с чем согласен инициатор дискуссии Владимир Поляков: «Да, враги России умеют оценивать ситуации в России объективно. Читаю западных социологов об РФ – лучше наших понимают Россию умом… Если математически, то СССР не был нашим государством. Я не знаю, где моя страна начинается и кончается. Я в родном городе живу, не могу считать его моим». Атмосферу пытается разрядить Алексей Федяков: «Предлагаю ознакомиться в http://a-fed.ru» с материалом «О революционности оппозиции».
На иных нюансах сосредоточен Serge Borodin: «В основе антиамериканизма, антисемитизма и всех других верований в происки злых покусителей лежит, как отмечал ещё Николай Бердяев, бездарность. Есть только один способ бороться с тем мнением, что сторонние силы, отбираемые по тому или иному наглядному признаку (вера, нация, гражданство, происхождение, цвет кожи), коварно играют ведущую роль в науке, технике, искусстве, философии и т.д. И тут способ очевиден – делайте сами великие открытия, будьте сами великими учёными, инженерами. Почему люди на Земле не предпочитают носить российские джинсы, звонить по российским мобилкам, ездить на российских автомобилях, пахнуть духами «Красная Москва»? Виновны враги России? Почему нам самим для работы дворниками и дорожными рабочими необходимо импортировать кого-то из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Украины, Киргизии? Ах, мы делаем ракеты. Бук подтверждает нашу силу… Хоть что-нибудь для жизни, а не для смерти конкурентоспособное делаем?..».
Более четверти века тому назад, как вспоминает связанные с ГКЧП события известный журналист Виталий Челышев, «я был инсайдером, много знал, многое, но не всё, писал. Сегодня хочу помолчать в память о несбывшихся наших надеждах… Тогда, в 1991 году, отец Глеб Якунин, мой искренний друг, на фоне уходившего за гостиницу «Украина» огромного багрового солнца говорил мне: «Виталий! Вот! На Преображение свершится! Преобразится Россия, и мир станет другим!». Через 10 лет он мне говорил: «Мне стыдно за мои восклицания, но не за наши надежды. Всё не так случилось…». Надеется на светлые дни и Nataly Komarova: «Все слово в слово так, как сказал отец Глеб Якунин. Надежда умрет последней… Так мечтается о Преображении». Владимир Войт тоже ждёт перемен, хотя бы исключающих «дестабилизирующее влияние человека на климат, что по результатам анализа последовательности событий можно рассматривать как вполне логично действующий инстинкт самосохранения вида, когда ситуация внешне способна соответствовать условиям стабильного эволюционного развития с поиском альтернатив».
Ежедневно фейсбуковские страницы кишат новостями, щедро изумляя многогранностью времени. Здесь, между прочим, ярко раскрываются таланты плеяды фотомастеров, среди которых – Павел Большаков, Алексей Саламатов, Лариса Горбатова, Леся Ким и др. Находят своих почитателей поэтические перлы Виталия Челышева, Михаила Калакуцкого, Сергея Касаткина и т.д. Не утихают ностальгические нотки музыкальных шедевров и пр. И это – бесценный дар виртуального мира. Но гостей веб-страниц, как истинных землян, мучает жажда прямых связей, как говорится, «живьём», когда можно реально убедиться, что твои интернет-кумиры живут в одно время с тобой, исповедуют диктаты моды, предпочитают новейшие технические эффекты и т.п. Вот почему Фейсбук обречён выходить за экранные рамки. Вас интригует информация в RUSSKIYMIR.RU о российском фотографе Александре Химушине (родился в Якутии, а живёт в Австралии) в рамках его фотопроекта «Мир в лицах» (The World In Faces), который стал по-настоящему глобальным, охватив десятки народов, в том числе живущих в самых удалённых уголках планеты на разных континентах? А хотите коснуться струн сибирской души? Что вы знаете о тайнах Карпат?..
Да, ФБ готов пленять незабываемыми кадрами, но ведь мечтается-то воочию убедиться, что виртуальный мир творят реальные мастера, о встрече с ними, чтобы оживить свой мир сказочностью истинного творчества. Ведь все знают о русских художниках-передвижниках, о членах «могучей кучки» – апостолах музыкальных ценностей… Задача – пойти в народ, собирать апологетов информационных интернет-сетей, давая им право знать, что Мир Фейсбука создают реальные люди, он столь же явный, как и утренний рассвет или вечерний закат солнца. Ведь расширили ж сферу вояжей до космического туризма, дабы видели все, что межпланетные программы – не кинотрюки… Фейсбук первоочерёдно должен не только ранжировать своих героев-активистов, но и подтверждать их вклад традиционными «наградами» разных уровней, предусматривающих, в частности, выставки, книжные издания преуспевающих авторов, конгрессы встреч ФБ-арсенала и активных членов сообщества с обсуждением достижений и формированием планов на будущее сети…
Пусть пока это лишь nota bene на полях фейсбуковских страниц, но нас же никто не лишает права сказку сделать былью… Сергей Касаткин зрит в корень: «Гранин вспоминал: в блокаду выживали те, кто ухаживал за другими людьми. Тощими были все (в смысле дистрофичными), но тот, кто тащил тяжеленное ведро воды на четвёртый этаж для другого, находил внутренние силы какие-то и для собственного выживания… Сегодня проблема «выживаемости» по-прежнему актуальна. Не для того ли мы «придумали» социальные сети, чтобы выйти за пределы собственной ограниченности и подбодрить собственными лайками френдриков и френдцесс?». Хусаин Мамедов решительно подставляет плечо: «Соучастие, реальное, ничего не стоит. Но, по-моему, оно – фактор выживания…». И, несомненно, – не только каждого, но и самой земной цивилизации…
Ведь не упрёком же, а призывом к упорядочению норм существования реально-виртуального информационного мира явлена была публикация: «В ответ на политику «Facebook» я настоящим объявляю, что все мои персональные данные, иллюстрации, рисунки, статьи, комментарии, картинки, фотографии, видео и так далее являются объектами моего авторского права (согласно Бернской Конвенции). Для коммерческого использования всех вышеупомянутых объектов авторского права в каждом конкретном случае необходимо мое письменное разрешение. Facebook теперь становится публичной компанией. Именно поэтому всем пользователям данной социальной сети рекомендуется разместить на своих страницах подобное «уведомление приватности», в противном случае (если уведомление не опубликовано на странице хотя бы однажды), вы автоматически разрешаете любое использование данных с вашей страницы, самое главное – ваших личных фотографий и информации, опубликованной в сообщениях на стене вашей страницы. Каждый, кто читает этот текст, может скопировать его на свою стену в «Facebook». После этого вы будете находиться под защитой законов об авторском праве. Этим коммюнике я оповещаю «Facebook» о том, что разглашение, копирование и распространение моей личной информации из моего личного профиля запрещено. Нарушение приватности моих данных рассматривается как нарушение закона UCC 1 1-308-308 1–103 и Римского Статуса».
Да, «виртуальная литература» должна стать не падчерицей и не пасынком в социальном обиходе, а защищённым юриспруденцией «гражданином» информационного мира.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ