Александр Фитц. «ПОДАРОК ЛЮТЕРАНАМ… В ЮБИЛЕЙ РЕВОЛЮЦИИ»
08.11.2017В год 500-летия Реформации главным подарком лютеранам Российской Федерации стало торжественное возвращение прихожанам Кафедрального собора Святых Петра и Павла, расположенного в Старосадском переулке Москвы. Архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в России Дитрих Брауэр (Dietrich Brauer) получил символический ключ от храма из рук замглавы Росимущества по Москве Николая Пешкова.
В церемонии символической передаче ключей приняли участие президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), председатель совета Евангелической церкви в Германии Генрих Бетфорд-Штром (Heinrich Bedford-Strohm), министр культуры РФ Владимир Мединский, посол ФРГ в России Рюдигер фон Фрич—Зеерхаузен (Rüdiger von Fritsch-Seerhausen), председатель Международного Союза немецкой культуры Генрих Мартенс (Heinrich Martens) и вице-президент Европейской конфедерации автохтонных национальных меньшинств Ольга Мартенс (Olga Martens).
Собор Святых Петра и Павла (для самого крупного городского лютеранского прихода Российской империи: его община насчитывала 17 тыс. прихожан) был воздвигнут в 1905 году по проекту британского архитектора Уильяма Валькота (William Walcot) российскими архитекторами Виктором Косовым и Артуром Лолейтом (Artur Loleit).
В годы советской власти московских лютеран и их храм постигла та же судьба, что и верующих других конфессий. Из собора изъяли все ценности, пастора Александра Штрека (Alexander Streck) вместе с членами церковного совета расстреляли, а службы прекратили.
Какое-то время в здании собора располагался концертный зал, потом кинотеатр «Арктика», затем склад и, наконец, студия «Диафильм».
В 40-х годах прошлого века часы с колокольни кирхи (их хорошо видно на многих сохранившихся фотографиях) сняли и установили на фронтоне главного фасада здания МГБ (ныне ФСБ). А вот орган, считавшийся лучшим концертным инструментом Москвы, ни по красоте, ни по техническим показателям не уступавший органу Большого зала Московской консерватории, в 1941 году увезли в Новосибирский театр оперы и балета, где уничтожили, частично пустив на металлолом, частично – на декорации. Перед VI Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 году был разобран шпиль собора.
Примечательно, что юридически Евангелическо-лютеранская церковь в России никогда не закрывалась, но вследствие массовых репрессий к концу 1938 года фактически прекратила существование. Спустя 50 лет, в 1988 году церковь вновь конституировалась во главе с епископом Харальдом Калныньшем (Harald Kalnins). А в мае 1991 года инициативная группа, в которую, кстати, входил и я, подала документы на регистрацию общины Святых Петра и Павла в Управление юстиции Моссовета, и уже 7 июня того же года мы получили свидетельство о регистрации.
Столь быстрое решение нашего вопроса объяснялось и тем, что отчаявшись получить разрешение проводить службы в здании бывшего лютеранского собора мы письменно обратились к властям города с просьбой дозволить провести нам демонстрацию, дабы «принародно потребовать… возврата часов с церкви Св. Петра и Павла, которые теперь отсчитывают кагэбэшное время». Мол, или возвращайте собор, чтобы было где молиться, или пойдём часы снимать.
Об этом сообщила пресса, в том числе популярная и влиятельная тогда «Независимая газета», упомянули в сводках новостей радио «Свобода», Би-би-си. И это подействовало. Сначала позволили проводить службы в бывшей часовне, воздвигнутой по проекту архитектора Франца Шехтеля (Franz Schechtel), (в советское время в ней находились архив и картотека с данными на всех уезжающих навсегда за границу), а в июле 1992 года постановлением Правительства Москвы лютеранам передали и здание собора. Затем, в несколько этапов, ещё несколько зданий комплекса. Тогда же в общине появился первый постоянный пастор Гуннар фон Шлиппе (Gunnar von Schlippe).
В 1996 году возрожденной общине Святых Петра и Павла был передан старинный орган фирмы Wilhelm Sauer. История этого инструмента начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, где его установили в 1898 году. В 1928 году, после закрытия церкви, орган перенесли в 1-й Московский крематорий. В 2005-м фирма Reinhard Hüfken из Хальберштадта, капитально отремонтировала его и установили в Кафедральном соборе.
Ну и в заключение краткого рассказа о том, как возрождался собор Святых Петра и Павла сообщу, что возвратили его верующим, только с третьей попытки, после соответствующего распоряжение президента РФ Владимира Путина от 29 августа с. г.
Этот факт не остался незамечены. Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, выразил особую благодарность российскому президенту за поддержку, оказанную при передаче собора Евангелическо-лютеранской церкви России, отметив, что это – очень яркий жест, сделанный именно в юбилейный год Реформации. «Мне бы очень хотелось, чтобы мы встречались – лютеране и православные, русские и немцы, — подчеркнул он, — чтобы этот храм Божий, в котором мы сегодня находимся, стал одним из мест для таких встреч. И они продемонстрировали бы, что различия не должны стоять на пути к единству и близости».
В день символической передачи ключей от собора в нем открылась выставка картин художников – российских немцев «Схожу с небес высоких я…», организованная Международным Союзом немецкой культуры.
Выступая от имени правительства РФ министр культуры Владимир Мединский сказал: «Сегодня, мы стараемся восстановить историческую справедливость по отношению ко всем конфессиям, которые подверглись жестоким гонениям в годы советской власти. Я очень рад, что лютеранская церковь и, самое главное, прихожане, москвичи, официально обрели свой дом в центре города». Упомянув выставку «Схожу с высот небесных я…», подготовленную Международным союзом немецкой культуры, Владимир Мединский добавил: «Я внимательно осмотрел выставку. Сколько храмов еще не восстановлено! У нас впереди много работы, и, надеюсь, такая деятельность по восстановлению храмов станет связующим звеном между Россией и Германией».
Хочется в это верить, тем более что лютеранство было второй государственной Церковью Российской империи, а лютеране, не только немцы, а также финны, эстонцы, латыши, шведы, сыграли значительную роль в российской истории.
Об это в том числе говорил архиепископ Дитрих Брауэр, а также о том, что лютеране появились в Москве сразу после Реформации, еще в XVI веке, и до Октябрьской революции лютеранство насчитывало несколько миллионов верующих. Причём, «главой Российской Лютеранской Церкви был сам император. Лютеранами были Константин Тон (Konstantin Ton), Карл Фаберже (Carl Fabergе), Михаил Барклай-де-Толли (Michael Barclay de Tolly), Витус Беренг (Vitus Bering), Иван Крузенштерн (Johann Krusenstern), Владимир Даль (Wladimir Dal), Карл Брюллов (Karl Brjullow) и многие, многие другие», – отметил он.
В этот день Ольга Мартенс представила собравшимся серию книг, выпущенную московским издательством «МаВи групп» к 500-летию Реформации. Следующий сюрприз привёз из Германии российско-немецкий театр из Нидерштеттена (Баден-Вюртемберг), показав спектакль «Ты уверен, Мартин?», в котором рассказывается о роли в истории Реформации жены Мартина Лютера (Martin Luther) – бывшей монахине Катарины фон Бора (Katharina von Bora).
Ну и, наконец, в какой-то степени можно считать символичным, что возвратили храм лютеранам в канун 100-летнюя Октябрьской революции
Александр Фитц
Мюнхен
Tags: журнал клаузура, литературный журнал, литературоведение, публицистика, рецензия, современные русские писатели
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ