Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

ДВА ИОСИФА: ЗА ПОРОГОМ ВИДИМОГО. «Мандельштам» Дона Нигро в постановке Романа Виктюка

Казалось, всё будет ясно: отношения творца и власти, а, вернее, невозможность их построить теперь уже в истории с Мандельштамом и Сталиным. Тема, которая появляется у маэстро с неизменным постоянством. Но не тот Виктюк режиссёр, который от спектакля к спектаклю станет шагать по равнине.

Никогда не знаешь, на какой вышины ступень он поднимет и какой предложит ракурс. Неизменно лишь одно — в тебе заработает и станет откликаться каждая клеточка.

Американский драматург Дон Нигро в России почти неизвестен, хотя написал немалое число пьес о наших гениях и ставится чуть ли не по всему миру. На различные периоды русской истории он предлагает взглянуть через жизнь великих Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Мандельштама, Пастернака.

Но судя по «Мандельштаму» Виктюка — это софиты, что подсвечивают, нет, даже не историю, а вскрытое в каждом из нас вечное. Здесь уже не намёки и отдельные нотки, а само, что ни на есть, запредельное — мощному поэту нужно мощное зеркало в образе тирана, а иначе кто заметит его мощь? И это только один штрих…

Суть любви в том, чтобы заучить наизусть стихи великого мужа или в том, чтобы немного спустить его с небес на землю? Комиссар Смерти приходит, чтобы уничтожить или чтоб освободить от земных мучений? Некая игра в кошки-мышки добивает или создаёт острую осознанность главного? Почему крики, стоны? Не существует выхода? О чём забыла вся страна в эти жуткие годы? И что стоит за кошмаром существования?

А, может, на самое дно стоит упасть, чтоб оттолкнуться и взлететь в необозримую высь?  Может, страдания для рождения крыльев? Если спектакль запустит в вас этот процесс, рано или поздно ответ обнаружится точно.

А не запуститься он не может — режиссёр и его актёры сделали всё для этого. Только включайтесь полностью: Игорь Неведров представит каждое мельчайшее изменение в лике и внутренней сути поэта — от резкой неприязни до утекающей на ваших глазах жизненной энергии; вы забудете о всех привычных штампах образа Сталина, когда увидите Александра Дзюбу, и поймёте, что глубина мироздания просто безмерна, что белое и чёрное — всего лишь иллюзия… Непривычным будет Пастернак Прохора Третьякова, только, пожалуй, женщины – жёны поэтов — останутся верны себе. Смотрите на каждого своим внутренним взором.

«Есть уголки души, которых может достичь только искусство, — считает Дон Нигро, — потому что для всего остального они совершенно недостижимы». Не думаю, что о политике делал режиссёр этот спектакль, скорее о смыслах и подсознании. Самое время понять — стоит ли кого-то судить и всё ли видимое истинно… Какой ты сам на пороге Вечности?

Наталья Косякова

Сцены из спектакля

Пастернак (Прохор Третьяков), Жена Пастернака (з.а. РФ Людмила Погорелова), Мандельштам (Игорь Неведров), Жена Мандельштама (з.а. РФ Екатерина Карпушина), Сталин (Александр Дзюба)

Фото: Марина Львова


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика