Понедельник, 02.06.2025
Журнал Клаузура

Соломон Воложин. «Позволить себе, что ли?..»

Вообще-то я себе не позволяю вникать в стихотворения графомана. Потому что, во-первых, о графомании нет теории (я не встречал), а во-вторых, я не знаю теории развития современной поэзии.
Но о поэзии Дмитрия Быкове я что-то писал по какой-то причине (не выдержал, помнится), и, помнится, графоманом он мне показался (я так много пишу, что не всё помню, что написал). Впрочем, можно быстро проверить (с компьютером теперь можно делать чудеса). У меня три статьи, где упомянут Быков. Открываю первую и Find-ом спрашиваю: «графоман». – Нет такого. – Вторую. – 4 таких слова. – Третью – нет такого. – Ясно.
И – позволять себе – так позволять…
Год или два, как меня перестали печатать в одном журнале, где главред дипломированный психолог. За то перестали, что я применяю слово «подсознание», тогда как Фрейд его не применял и вообще наука его не применяет. – Я вошёл в раж, и, наверно, теперь у меня вообще нет ни одной статьи без этого слова. (Другие журналы не гнушаются.) – Мало того, у меня появилось впечатление, что от такой раскованности во мне произошёл скачок вкуса, что ли… Или наглость? И наблюдаю, что я стал легче замечать то, что по моим понятиям означает художественность: недопонятность.
Мои понятия есть договаривание до конца того, что опасался акцентировать Выготский в своей «Психологии искусства» (1925, впервые опубликовано в 1965). А именно, что художественность – это «текстовый» след подсознательного идеала автора, выражающийся в недопонятности. А неприкладное искусство – это общение подсознаний автора и его восприемников с целью испытания сокровенного мироотношения.
Так вооружённый, я прочёл стихотворение Быкова:

Всё сказано. И даже древний Рим
С пресыщенностью вынужден мириться.
Всё было. Только ты неповторим
И потому – не бойся повториться.

Жизнь тратили в волшбе и ворожбе,
Срывались в бездны, в дебри залезали…
Пиши, приятель, только о себе:
Всё остальное до тебя сказали.

и всё понял.
Если коротко, воспевается индивидуализм. Если длиннее – индивидуализм противопоставляется… государственности, что ли. Общему. Низкое – возвышенному: «волшбе», «ворожбе». Мелкое – крупному, влекущему «в бездны», «в дебри». Свобода – Порядку (даже Рим, ассоциирующийся с римским правом, «С пресыщенностью вынужден мириться», с чем-то личным, с обжираловкой римских оргий). Сдавался Порядок Свободе. Ибо превыше всего – неповторимое я. Настолько превыше, что можно и повторяться. А о тебе, дорогом, — пусть и вследствие мелкости твоей, — никто не сказал. Тогда как это – самое дорогое. И «Всё остальное» – ерунда, ничего не стоящая.
Когда, давным-давно, я учился эстетике, я воспринял было, кажется, у Плеханова, мысль, что искусство – это то, что рождает очень глубокие ассоциации.
Стихи Быкова их таки порождают.
Вспоминается Карен Шахназаров, которому теперешние США представляются подходящим к гибели древним Римом, с того мировым господством. Так здесь – в пику – проводится противоположная ассоциация, что Рим – вечный город, а античность – символ идеала. С её индивидуализмом.
«…гибельный героизм страстей, грязный идеал красоты, необузданное пристрастие к земле – это всё заимствовано нами у него [Гомера]. Заметьте, что ничего подобного никогда не наблюдалось в других цивилизованных обществах. Одни только греки [и их наследники римляне] решились таким образом идеализировать и обороготворить порок и преступление, так что поэзия зла существовала только у них и у народов, унаследовавших их цивилизацию» (Чаадаев. Статьи и письма. М. 1989. С. 138).
Доживи Чаадаев до нашей эры Потребления, он бы и её наследницей счёл.
Но Чаадаев движим был христианскими переживаниями, чем-то общим. Тогда как Быков – наоборот, движим частным, идеалами западной цивилизации, где нынче умалчивается, говорят, что она – христианская. Поэтому его Рим не только вечный, но против Третьего Рима, Москвы, против русского менталитета, не только коллективистского, но и героического, срывающегся «в бездны, в дебри». Впечатление вечности его Рима, вечности индивидуализма подтверждается лингвистически: «Всё сказано», «Всё было», «повториться», «Всё». А повторение есть неизменность.
Если б я так и остался с плехановским критерием художественности, мне б пришлось Быкова счесть поэтом.
Иное дело теперь. Я не чувствую в его стихотворении ничего недопонятного. Наоборот, чувствуется, что он ещё до сочинения текста всё уже знал – что он хочет воспеть индивидуализм.
Но он не бесталанный. Он слова «индивидуализм» не применил. Он последовал правилу (я забыл, у кого я это прочёл), что надо всё время иметь в виду нечто, но его не называть. Даже «я» нету. Его Быков избежал обращением к «ты». Оно даже поддерживается повтором звука «т» в окрестностях: «Только Ты неповТорим».
Правда, почитав, как Катаев осмеял Казина, умудрившегося даже повторы согласных утворить в своих стихах… А уж естественно говорить ритмически и в рифму – многие могут.
Быков даже знает, что какую-то дозу непонятности надо впустить в стихи. Так обращение к «ты» несколько неожиданно. А неожиданность ведь тоже признак поэтичности.
Признаюсь, с этого и началась моя статья. Я читал необременённое непредвзятостью нападение на гениального, мол, Быкова:
«О какой «пресыщенности» древнего Рима говорит автор, мы должны догадаться сами. То ли от избытка лозунга «Хлеба и зрелищ!», то ли от многочисленных войн, которые вёл Рим, то ли от избытка боёв гладиаторов, то ли ещё отчего-то. Непонятно: «ты» в третьей строчке – это Рим или «приятель», к которому автор обращается в предпоследней строке стихотворения» (Валерий Румянцев. «Дмитрий Быков как зеркальце современной русской поэзии»).
На слово «Непонятно» я немедленно среагировал, потому что мне всё было понятно. Я б так на Быкова не нападал. И вообще все нападки какие-то натянутые. И на второе стихотворение – тоже. А у меня и к нему всё та же претензия: всё понятно.

Август-август, мой месяц – анапест!
Так тепло не бывало давно.
На скамейке стирается надпись
«Алексей плюс Наташа равно…»

Над рекой ветерок повевает,
Есть свобода и, в общем, покой.
А счастливой любви не бывает,
Не бывает совсем никакой.

Занесло лирическое «я» в минор. Через край занесло. Вообще в какую-то нирвану. В почти бесчувствие. Предсказано лингвистически: «не бывало», «стирается», «свобода», «покой», «не бывает», «Не бывает». И в итоге – «совсем никакой».
Однако нирвана это Абсолют. И холодный. А тут «тепло». Оттого впечатление несерьёзности, мимолётности, лёгкости, безответственности.
Этакий арабеск.
Ну бывает такое настроение. Усилению его, фиксации и предназначено стихотворение. Насколько первое стихотворение глубокое, философское, настолько второе поверхностное, что ли.
Такое же и третье обсуждаемое стихотворение (тот же август, то же тепло и то же почти бесчувствие):

Сиятельный август, тончайший наркоз.
В саду изваянье
Грустит, но сверкает. Ни жалоб, ни слёз –
Сплошное сиянье.

Во всём уже гибель, распад языка,
Рванина, лавина, —
Но белые в синем плывут облака
И смотрят невинно.

Сквозь них августовское солнце палит,
Хотя догорает.
Вот так и душа у меня не болит –
Она умирает.

И то, и то, и третье – прикладное искусство, призванное усиливать, уточнять, воспевать и т.п. ЗНАЕМОЕ. Я б сказал – искусство второго сорта. Не занимающееся испытанием сокровенного.
Это как поэты песенники. Их в СССР не пускали, слыхал, в Союз писателей. А не пускали их, наверно, так же неправо критикуя их, как в упомянутом месте Быкова.

Соломон Воложин


комментария 2

  1. Светлана

    Недавно случайно наткнулась на опус господина Воложина , который он написал о моих рассказах в 2007 году
    Прочитала — насладилась тем, как же критик Воложин обожает себя и свою критику, и как навертел умностей по поводу моих рассказов — я прям в восторге
    Согласна — графоманов на свете много, в том числе и я, бездарная , но у Воложина просто весь мир состоит из графоманов , об которых он точит свое перо — тоже, к слову, графоманское
    Интересно почитать , что он сам написал
    Пойду поищу, однако

  2. Валентина

    Какая ГНУСЬ, теперь от его имени ничего итать не стану!

Добавить комментарий для Светлана Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика