Богаченко Сергей Николаевич
1956 года рождения. В 1978 году окончил Одесский политехнический институт, факультет автоматики и вычислительной техники по специальности «инженер системотехник». Семь лет проработал инженером в проектном институте Укр НИИ СИП (станков и полуавтоматов). Поступил в школу вокальной педпрактики при Одесской консерватории им. Неждановой. В 1987 году поступил на 1 курс подготовительного отделения вокальной кафедры и через год был принят на второй курс вокального отделения консерватории.
До третьего курса были большие сложности с голосом, что заставило заняться практическими изысканиями. На лекциях мне приходили разные идеи, которые я записывал в дневник изысканий, и тут же проверял их на практике в классе…. Однажды, буквально за одну ночь, я расписал идею, как, не повышая подсвязочного давления, решить проблему интонирования крайних верхних нот (по голосу я тенор): если научиться СУЖАТЬ ТРАХЕЮ, то скорость атаки голосовых складок можно увеличить без дополнительной подачи количества дыхания (воздуха), то есть не форсируя фонационного дыхания. Закономерность скорости атаки и сужения просвета трахеи была впечатляющая: диаметр уменьшается, например, в 2 или 3 раза, а скорость возрастала в 4 или 9 раз соответственно. При этом не требовалось никакой дополнительной подачи дыхания…!? Для разгона воздушного потока до нужной скорости в технике используется СОПЛО! Открыв Советскую энциклопедию на слове «сопло», я был поражен эпюрой распределения максимальной скорости, достигнутой в самом узком месте сопла – она имела особую, КЛИНОВИДНУЮ форму, что «затачивало» атакующий воздушный фонационный поток на атаку центральной части голосовых складок, где в момент фонации находятся их фальцетные края…! За ночь я расписал перспективные возможности новой теории, после чего приступил к практической реализации… За год я добился того, чего и близко не смог добиться за семь лет… Закончил консерваторию по специальности на «отлично», а на банкете ректор консерватории Народный артист Украины Н. Огренич (тенор) сказал такие слова: «Богаченко, я чувствую, что ваши верхние ноты вычислены…» Это была лестная оценка проделанной мной работы за полтора года.
Дальше мне было интересно узнать, что пишут в различных исследовательских научных книгах, статьях по голосообразованию, что говорят выдающиеся певцы прошлого и современности, а также мнения различных школ вокального воспитания в отношении движения гортани, фонации голосовых складок и тому подобное. Я знал, что надо искать, и на что надо обращать внимание, поэтому было достаточно просто разобраться во многих даже парадоксальных исследовательских фактах таких как,
Рис. 23. Течение воздуха в простом сужении и в сужении в РЕЖИМЕ СОПЛА
парадоксальное движение гортани в крайнем верхнем и крайне нижнем певческом диапазоне, парадоксальное дыхание, сверх высокое звуковое давление на уровне гортани, можно ли воспитать в голосе «полетность», механизм правильной не травмирующей твердой атаки – по новой теории гармонической, и другие. Все эти факты нашли не только объяснение в рамках новой теории, но и нашли взаимосвязь в системе – теории подскладочного сопла и подскладочного полостного резонатора.
Кроме того, в результате глубокого анализа открылись новые аспекты голосообразования – тройной резонанс подскладочного полосного резонатора, дуализм проявления человеческого голоса, наподобие светового фотона – до определенной частоты звук передается через соударения частиц воздуха, создавая звуковое давление, а выше определенной частоты (частоты среза по Юссону), как звуковая волна….
В книге «Математика вокала» весь накопленный материал систематизирован в теоремы: 23 теоремы голосообразования (ГЛ), 20 теорем дикции (ДЦ), 14 теорем дыхания (ДХ) и 6 теорем психологических (ПС). Благодаря этому можно с достаточной степенью достоверности создать теоретическую основу правильного или неправильного воспитания голосов, то есть создать академическую школу вокала, гарантирующей сохранение природных голосов и воспитания высококачественных голосов из средних, тем более, что в современных условиях применения микрофонов и подзвучки ими залов, умение строить голос на опоре, на эффекте внутреннего резонанса самого певца теряет актуальность и, к сожалению, сходит на нет….
Основная задача теории – создать музыкальный инструмент – голос на опоре, на дыхании, на эффекте внутреннего резонанса, о котором в своей книге «Искусство резонансного пения» заявляет профессор В.П. Морозов.
В конечном итоге «Создатель» простым сужением трахеи в области солнечного сплетения решил акустические, резонаторные, аэродинамические, экономические параметры вокального дыхания… Несмотря на всю теоретическую сложность и многозадачность в постановке вокального голоса на дыхании, на эффекте внутреннего резонанса самого певца, все сводится к отсечению заведомо ложных путей, приемов, постулатов, направлений применяемых при воспитании вокальных голосов в консерваториях, которое можно охарактеризовать, как «Сложное искусство петь просто…» Не зря существует мнение: «Когда вы слышите «простое», понятное пение, то создается ложное впечатление, что петь хорошо – это очень просто!».
Богаченко С. Н.
1 комментарий
Byuf
07.01.2020Потрясающая статья! Чего может достичь творческая личность и помочь своими идеями и талантливыми разработками для практического использования всем, кому интересно и необходимо научиться правильно владеть своим голосом, — певцам, мастерам художественного слова, педагогам, лекторам, артистам, решительно всем! Сергей Николаевич, с таким вниманием читала все Ваши рекомендации и жалела только о том, что познакомилась с ними поздно для себя, хотя и сейчас поработаю над собой , а вот внукам моим очень пригодятся. Большое спасибо ! Успехов Вам в Новом году и с Праздником Рождества Христова!