Суббота, 23.06.2018
Журнал Клаузура

Сергей Богаченко. «Новая теория голосообразования»

Теория подскладочного сопла и

подскладочного полостного резонатора

В данном случае предлагается особый метод исследования и доказательства, который с одной стороны базируется на практике – вокальной, исполнительской и педагогической, с другой на научных исследовательских материалах. В данном случае предлагается итерационный метод пошагового приближения к оптимальным приемам, и постулатам, за счет отсечения заведомо ложных путей и представлений в отношении вокального голоса и его развития. Ложность или правильность тех или иных мнений, представлений, приемов и установок в отношении вокального голоса доказывают целый ряд теорем. Эти теоремы автоматически определяют, что, как и где надо делать и цель, и задачи различных требований и приемов.

Кроме того, данный подход позволил выдвинуть ряд гипотез и детально их проанализировать, благодаря чему возникла новая теория голосообразования – теория подскладочного сопла и подскладочного полостного резонатора (рис. 1). Данная теория позволила просто объяснить практически все известные парадоксы, феномены и «белые пятна» вокального голосообразования в системе единого механизма: парадоксальные движения гортани, феномен формирования сверхвысокого звукового давления на уроне гортани, парадоксальное дыхание и так далее… Практика показала свою универсальность вне зависимости от типа голоса, толи мужского, толи женского, а также и детских голосов.

В книге «Математика вокала» многие положения, прежде всего, доказываются, поэтому их можно использовать в качестве различных теорем – теорем голосообразования, теорем получения четкой, разборчивой речи, теорем психологического воздействия на голос, теорем образного воздействия на голос, на опору, на резонанс. Таким образом, математика вокала и математика вокального воспитания – это те основы, на которых может быть построена академическая вокальная наука…!

Рис. 1. Формирование ОПОРЫ

Метод подхода комплексный: рассматривается вокальный голос с точки зрения различных его составляющих:

  1. С точки зрения голосообразования.

    • Что относится к голосу с точки зрения вокальной речи (согласных и гласных). Из этих теорем вытекает, что только гласные и имеют прямое отношение к голосу и голосообразованию, а согласные это шумовые звуки, возникающие в результате прохождения воздушного потока (дыхания) через фонемообразующие перекрытия, которые возникают благодаря артикуляции.

    • Какие области ротоглоточного канала имеют прямое отношение к голосообразованию, а какие косвенное (рот, параназальнеые полости, глотка, трахея)

    • Куда логичнее направлять усилия певца и в каком направлении.

  2. С точки зрения дикции – это проблема донесения вокального текста.

    • Как мы понимаем друг друга в устной речи, то есть алгоритм распознавания устной речи. В результате чего выясняется, что этот алгоритм базируется на целых звуковых блоках словах, целостность которых скрепляется ударными гласными. Именно ударные гласные говорят нам, как слушателю, «здесь слово, здесь слово», благодаря чему из потока речи вычленяются эти целые звуковые блоки-слова, происходит процесс обращения к нашему словарю, потом процесс узнавания слова и, в конечном итоге. Понимание устной речи, и вокальной в частотности.

Анализируя все аспекты алгоритма распознавания и бытующих требований о необходимости четкой дикции выясняется такой парадокс, что четкость дикции и понимаемость устной вокальной речи лежат в противоположных направлениях, а именно, чем четче дикция, тем сложнее понимаемость устной речи… Это не мое мнение, а результат доказательства соответствующих теорем дикции – их 20 теорем.

В конце концов теоремы дикции выводят на звуковые гласные, но уже ударные…

  1. С точки зрения слухового восприятия голоса.

    • Рассматриваются такие качества голоса, как «близкий» и «углубленный» звук. «близкий» звук, как правильный и это так! И «углубленный» звук, как неправильный – и это тоже так! Но! В результате анализа в теоремах ГЛ-6 выясняется, что эти качества зависят от присутствия высоких частот в тембре голоса, и тогда голос воспринимается, как «близкий», и отсутствия высоких частот в тембре голоса, и тогда голос воспринимается как «углубленный». То есть эти качества абсолютно не связаны с местом нахождения источника звука – это слуховая иллюзия…!!! В результате этого анализа открывается путь на углубление, то есть углубляться можно, а дальше соответствующие теоремы голосообразования доказывают, что углубляться нужно, другой вопрос каким способом и ради чего?

    • Теорема ГЛ-7 доказывает, что параназальные полости не могут являться резонатором усилителем, а наоборот глушат звуковые частоты 1200-1800 Гц – это доказывают многочисленные исследования в различных направлениях, но эти факты перевешивают заявления выдающихся певцов, что «масочные» ощущения – это признак правильного голосообразования, и это действительно так! Но абсолютизация этой идеи привели к деградации не один голос – это говорит история вокального воспитания различных школ – это традиционный практический путь познания. Возникает законный вопрос почему? И этот ответ дает ряд теорем, выдвигая сначала гипотезу, что именно трахея, замкнутая снизу и является тем головным резонатором, работая как органная трубка открытого типа, на конце которой возникает пучность, то есть зона максимального колебания частиц воздуха, которые и раздражают масочные рецепторы!

  2. Теорема голосообразования ГЛ-8 выясняет, что опоры – это результат сужения дыхательного канала певца, после чего возникает вопрос: «в каком месте дыхательного канала это происходит?» выше голосовых складок, на уровне голосовых складок или ниже голосовых складок? Ответ, а точнее доказательства, вынесенные рядом теорем – ниже голосовых складок!

  3. Далее возникает вопрос о степени сужения дыхательного канала ниже голосовых складок. И тут возникают три варианта этой степени сужения, особым из которых оказывается только сужение, перешедшее в режим сопла…

В свое время впервые открыв «советскую энциклопедию» на слове «сопло», и увидев структуру потока воздуха, выходящего из сопла, я был поражен! Оказалось, что структура потока имеет клиновидную форму распределения максимальной скорости, достигнутой в самой узкой части сопла. Если исходить из того, что это и есть особое вокальное дыхание, кардинально отличающееся от всех остальных, то тогда атака голосовых складок будет происходить, начиная с фальцетных краев голосовых складок, а не всей площади голосовых складок.

  1. И тут, исходя из возникшего аспекта, возникла необходимость анализа традиционных представлений на атаку звука с учетом новых возможностей структурирования воздушного потока, вытекающего из сопла. Как известно выдающийся певец и педагог Гарсиа дал определение трем атакам – твердой, придыхательной и мягкой, сочетающей в себе преимущества твердой атаки с точки зрения звучания голоса и придыхательной с точки зрения анти травмирования голосовых складок. В результате тщательного анализа выяснилось, что мягкая атака – это крайние проявления одновременно и твердой и придыхательной атак, когда время между смыканием голосовых складок и подачей воздуха равно нулю!!! То есть времени для существования мягкой атаки не существует…!!!

  2. С учетом клиновидного распределения максимальной скорости в потоке, исходящего уже из сопла, вынудило выдвинуть гипотезу правильной не травмирующей твердой атаки, за которую ратовал Гарсиа. Очередная теорема привела к тому, что логично назвать ее гармонической атакой. В соответствующих теоремах рассматриваются достоинства гармонической атаки от традиционных представлений.

С точки зрения прохождения воздушного потока по дыхательному тракту человека; как работает фонационный поток воздуха: на каком отрезке дыхательного канала его можно рассматривать, как фонационный, а на каком нет. В данном аспекте рассматриваются парадоксальные движения гортани, что они дают и как все это происходит или может происходить, если стать на позиции подскладочного сопла. Многое сразу можно объяснить и очень просто.

Далее можно уже анализировать различные типы дыхания и рассматривать их правильность с точки зрения формирования опоры-сопла. Оказывается, староитальянская школа, представителями, которой были Эверарди и Ламперти ратовали за дыхание нижним животом – об этом говорят те, кто у них учились. Анализируя все типы дыхания, которые я встретил на страницах тех или иных книг, теоремы дыхания приводят к тому, что Эверарди и Ламперти были правы на все 100 %

Психологические аспекты формирования вокального голоса. Ряд соответствующих теорем доказывают, что итальянцы правильно говорят, что «пение – это продленные слоги речи», а точнее, что доказывают соответствующие теоремы ГЛ-1 «пение – это продленные гласные слогов речи» … Говоря же о художественном пении, мы приходим к постулату: «Пение – это продленные ударные гласные слов речи» …

Сергей Богаченко

_____________________________

Мои книги: «Искусство говорить», 2005 г., 67 стр., «Победи заикание», самоучитель, 2009 г., 76 стр., «Сложное искусство петь просто», 2008 г., 252 стр., «Тайна голоса Ф. Шаляпина» 15 стр., «Сложное искусство петь просто. От теории к практике. Опора и дыхание», 2014 г., 250 стр., (практическое руководство), «Сложное искусство петь просто. От теории к практике. Дикция. Проблемы и решения», 2014 г., 298 стр., (практическое руководство), «Математика вокала», 2017 г., 397 стр.

 


1 комментарий

  1. Alex Vladimiroff

    Очень рад читать статьи Сергея Николаевича Богаченко в вашем журнале!!!!Эта тема достойна освещения!!!!Буду следить за публикациями!!!!!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика