Вы здесь: Главная /
Мнение /
Музыка /
Сергей Богаченко. «Ротовой способ формирования голоса-гласных не годится для пения»
Сергей Богаченко. «Ротовой способ формирования голоса-гласных не годится для пения»
08.08.2018
/
Редакция
Теорема ГЛ-4
Хочу проинформировать Вас, дорогой читатель, что в интернете на канале «Богаченко Сергей» есть видео лекции по теремам голосообразования (ГЛ), теоремам дыхания (ДХ) и теоремам дикции (ДЦ), в которых на конкретных примерах и мультипликационных видеорисунках я подробно объясняю суть теорем. Уровень сложности видео лекций более, чем приемлемый, и рассчитан на человека с начальным и средним образованием.
Давайте рассмотрим ротовой способ формирования голоса-гласных и посмотрим проблемы, возникающие при этом способе. Как говорит теорема-аксиома ГЛ-1 – все согласные беззвучные, а голос – это гласные! Поэтому, говоря о ротовом формировании голоса, можно однозначно говорить о ротовом формировании гласных.
Как я уже говорил, гласные возникают за счет попадания звуковой волны в замкнутый объем с определенными геометрическими соотношениями длины к поперечному сечению, и это доказал Гельмгольц в своих демонстрационных опытах еще в начале 20 столетия (Смотрите рис. 3, 4). В этом случае не важна даже природа источника звука! Этим источником могут быть и голосовые складки, и внешний источник – для возникновения гласных это не важно, главное ОЗВУЧИТЬ этот объем!
Напомню этот механизм.
Механизм образования гласных
Гласные фонемы возникают, благодаря попаданию звука от любого источника звука в замкнутый объем определенной конфигурации. В нашем случае источник – это голосовые складки, а звук, издаваемый ими, называют в научной литературе – непосредственный звук голосовых складок. Замкнутым объемом может быть любой полый предмет, и наш дыхательный тракт в частности, а точнее его участки. Конфигурационные особенности полостей заключаются в соотношении диаметра к их длине, примерно так, как это показано на рисунке 3. В человеческом организме такими полостями могут выступать участки дыхательного канала, которыми могут быть или рот, или глотка, или трахея, как у чревовещателей, или сочетания этих вариантов….
Преобразование звука в гласные фонемы имеет ряд акустических особенностей, которые еще в 19 веке отметил Гельмгольц: «Мне удалось одной и той же язычковой трубой воспроизводить последовательности звука «а», «о», «э», «у» тем, что, приставляя пустые стеклянные шары, в наружные отверстия которых была вставлена стеклянная трубка длиной от 6 до 10 см для того, чтобы при этих гласных воспроизводить двойной резонанс полости рта» (рис. 4).
Для справки. Говоря о формировании гласных, в научном мире говорят о двойном резонансе и о характерных их формантах, которых тоже две. В книге Максимова «Фониатрия» на рисунке 39 (стр. 104), а у нас рис. 16, приведена диаграмма акустической доставки человеческого голоса, на которой видны два пика (две зоны) резонансных формант гласных F1 и F2. Суммарная работа этих двух зон в разных сочетаниях и создает в нашем слуховом органе различные гласные звуки. (Если Вас интересует этот материал, то он приведен и в моей книге «Сложное искусство петь просто…»)
Геометрия надставной трубы человека, в которую входит рот и глотка может значительно меняться, что и может давать различные резонансные форманты, образующие гласные. (Надставной трубой у человека называется область выше голосовых складок, в которую входит глотка, рот и параназальные полости, но последние не имеют возможность менять свою геометрию, поэтому в формировании гласных участвуют только рот и глотка). При этом та или иная гласная есть функция соотношения длины надставной трубы к ее диаметру:
Гласная = f (L/D)
(где f– функция, L– длина, D – диаметр. Рис. 3).
Если говорить о геометрии надставной трубы, то тут важны не ее габариты, а соотношение длины к диаметру, поэтому одна и та же гласная может быть получена либо изменением длины, либо диаметра, либо и того и другого варианта одновременно (рис. 3). Так гласная фонема «Э» может быть получена объемом L1/D или L/D1, а гласная «А» может быть получена объемом L/D2 или L2/D. А так же одновременным изменением как длины L, так и диаметра D. Этим и объясняется возможность получения одинаковых гласных у всех людей независимо ни от пола, ни от возраста.
Таким образом, гласным все равно где формироваться, главное, чтобы объем мог менять свою конфигурацию. Таким объемом может быть и рот, и глотка, и более глубокий объем дыхательного канала человека и даже объем вне человека, как это делал Гельмгольц в своих демонстрационных опытах. Возникает только вопрос, а ГДЕ ЛУЧШЕ строить (формировать) гласные?
Традиционная школа проповедует, как правило, ротовой способ получения гласных, а значит и голоса. Этот способ, как наиболее простой, используется в негромкой бытовой речи. И это закономерно потому, что для негромкой речи и близкого расстояния общения голоса как такового и не надо. Этот способ ротового формирования гласных автоматически переносят и в вокал. В этом случае ротовой объем, установленный в положение той или иной гласной, может быть озвучен даже звуком СОгласных! Да! Да! СОгласных, если они достаточно шумные!
Сами посудите, ротовые гласные и согласные возникают в одном и том же месте! Поэтому громкости согласных будет достаточно, чтобы озвучить рот! Но это работает, пока человек говорит тихо, негромко, как в бытовой речи, на небольшом расстоянии! С увеличением же расстояния до слушателей громкости шумовых согласных будет уже недостаточно, поэтому этот способ – озвучивания согласными, для сценической деятельности уже не годится!
Таким образом, активное проговаривание СОгласных в принципе не может обеспечить эффективное, громкое озвучивание ротовых гласных! (В этом случае происходит «перепихивание» фонационного дыхания за голосовые складки, и возникает форсированность, что доказывается в теоремах дыхания) Вот тут-то вступают в силу голосовые складки и резонанс, звук которых во много раз превышает уровень громкости СОгласных, поэтому, попав в рот, он хорошо озвучит и ротовые гласные!
Как гласит аксиома ГЛ-1 – все согласные беззвучные! А теорема ГЛ-2 гласит, что вся ротовая область беззвучная и не имеет никакого отношения к формированию голоса, поэтому активизация артикуляции приводит к ухудшению условий формирования голосовых гласных, то есть опоры, резонанса, а с этим и всего голоса!
Таким образом, ротовой способ формирования голоса-гласных не годится для пения, и его можно характеризовать, как самый неудачный! Самое интересное, что традиционная школа сама заставляет певцов формировать голос во рту традиционными требованиями такими, как, например, «петь на передних зубах, на губах» ….
Пение на губах или на передних зубах…!?
Кажется, что выше сказанное применить в вокале трудно. Но давайте поговорим о том, какие требования к вокалисту предъявляют при обучении вокалу? Отвечу: «требуют петь на передних зубах или на губах!», требуют четкой дикции, то есть активного произнесения СОгласных (Пока я не беру требование петь в «маску»!). Это приводит к ротовому формированию голос-гласных, к активному вовлечению в процесс пения беззвучной области рта! Таким образом, происходит распределение усилий в работе вокального аппарата, составными частями которого является фонемо-образующимй аппарат беззвучных согласных фонем – он же артикуляционный аппарат, и голосо-образующий аппарат голосовых гласных, в сторону фонемо-образующего аппарата беззвучных согласных фонем, которым является вся беззвучная область рта. Сами понимаете, что голос – это гласные, о чем гласит аксиома ГЛ-1 о «беззвучности согласных и голосовых гласных»! Таким образом, резко усложняется формирование опоры, резонанса, а с этим и всего голоса, вне зависимости, где строится опора. Это всего лишь слуховая оценка, куда направляются усилия голосового аппарата – на голосовые гласные или в рот, где формируются беззвучные согласные.
Теорема ГЛ-4 рассматривает процесс голосообразования с точки зрения активизации беззвучных СОгласных и области их формирующей и голосовых гласных. Проблема в том, что определить область формирования СОгласных просто, и все это понимают – достаточно произнести любую согласную и практически любой человек скажет где и как она образуется. А вот с гласными не все так просто, и это связано с совершенно другим механизмом их формирования, что будет рассмотрено в следующей теореме ГЛ-5, которая гласит: «Гласные НЕ ИМЕЮТ и НЕ МОГУТ ИМЕТЬ ЧЕТКОГО МЕСТА формирования».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ