Среда, 24.04.2024
Журнал Клаузура

Сергей Богаченко. ТЕОРЕМЫ ДИКЦИИ — 2 и 3

Теорема ДЦ-2

Речь воспринимается

ЗВУКОВЫМИ БЛОКАМИ-СЛОВАМИ,

а НЕ ОТДЕЛЬНЫМИ ФОНЕМАМИ

Четкость дикции – это сторона речи, которая определяется, прежде всего, четким произнесением отдельных фонем, то есть букв. Но буквы сами по себе ничего не несут – это всего лишь абстрактные символы, из которых при написании или прочтении складываются слова.

Необходимость появления букв в том или ином языке связано с необходимостью сохранения накопленной человечеством информации, которое до недавнего времени человечество сохраняло на стенах пещер или скал, на деревянных дощечках, на глиняных черепках, папирусах, коже, а многие века в основном на бумаге и в книгах. В настоящее время для хранения информации появились разновидности электронных носителей…. Народы, у которых не было письменности, информацию передавали из уст в уста, от стариков детям и т.д.

Но с чем связана «погоня» за четкостью именно СОгласных фонем? Тому есть своя логика…. Надо сказать, что количество СОгласных во многих языках намного больше чем гласных. Так в русском языке чистых гласных всего 6 (а, о, у, э, и, ы), 4 й-отированных гласных (я, ё, е, ю) и 22 СОгласных.

Кроме того, СОгласных в словах в 3-4 раза больше, чем гласных потому, что слог состоит из одной гласной и от 1 до 5 СОгласных. Таким образом, естественно, что на практике основной акцент направлен на достижение четкости СОгласных фонем – это ЛОГИЧНО!

Но возникает вопрос: «Как понимают друг друга дети и неграмотные люди, не знающие букв и фонем?» Мы об этом не задумываемся, но, как Вы знаете, в этих ситуациях проблем со взаимопониманием не возникает…!

Таким образом, логика, связанная с букво-фонемами, работает только в кругу грамотных людей, умеющих читать и писать, то есть знающих и буквы, и звуковые фонемы. Тогда возникает вопрос: «КАК мы, люди, все-таки ПОНИМАЕМ друг друга?». Другими словами, по какому АЛГОРИТМУ работает ПРОГРАММА РАСПОЗНАВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ?

Формирование «СЛОВАРЯ» ребенка…

Начнем с самого начала, а именно, когда и как мы учились говорить, то есть с самого детства….

Сразу хочу настроить Вас на конечный результат, что хорошая понимаемость речи, и вокальная в частности, вопреки расхожему мнению – это функция четкого выделения УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ в СЛОВАХ…!

Итак, начнем с самого начала – с детства, практически с самых пеленок. Вопрос на засыпку: «Разве тогда, когда мы еще НЕ учились читать и писать, мы знали буквы или слоги?» Ответ очевиден – Нет! Тогда никаких букв и, тем более слогов, мы не знали! Родители разговаривали с нами, и в нашем маленьком сознании постепенно закладывался своеобразный СЛОВАРЬ СЛОВ – словарь ЗВУКОВЫХ БЛОКОВ-СЛОВ, каждый из которых отождествлял ОДНО СЛОВО! Этот словарь постоянным повторением закреплялся и расширялся. В конечном итоге в детском сознании формировался большой СЛОВАРЬ ЗВУКОВЫХ БЛОКОВ-СЛОВ – СЛОВАРЬ СЛОВ, который по мере нашего взросления, познания и обучения постоянно пополнялся и пополняется на протяжении всей жизни! Задам очередной вопрос на засыпку: «Когда же в НАШЕМ СОЗНАНИИ начинают появляться БУКВЫ и СЛОГИ?»

Когда в нашем сознании появляются БУКВЫ и ФОНЕМЫ?

Все дети и люди неграмотные овладевают речью, ЗАПОМИНАЯ СЛОВА на СЛУХ, поэтому в их «базе» данных или, если хотите «словаре», хранятся ЦЕЛЫЕ ЗВУКОВЫЕ БЛОКИ-СЛОВА! Эти звуковые блоки абсолютно не связаны с отдельными ЗВУКО-фонемами или, тем более, БУКВАМИ – это, как я уже сказал, ЦЕЛЫЕ звуковые блоки-СЛОВА!

Когда же в нашем сознании начинают появляться буквы и фонемы? Как правило, в возрасте, когда мы НАЧИНАЛИ УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ и ПИСАТЬ! Таким образом, буквы и слоги появляются в нашем сознании в возрасте 5-7 лет. До этого момента, в устной речи, мы всегда пользовались и ПОЛЬЗУЕМСЯ ЗВУКОВЫМИ БЛОКАМИ-СЛОВАМИ!

Как дополнение, напомню тот факт, что люди неграмотные вообще не знают ни букв, ни слогов, и, тем не менее, прекрасно общаются и понимают, как грамотных, так и неграмотных людей. Таким образом, понимаемость речи абсолютно не связана с грамотностью, с буквами, с согласными и, в конечном итоге, с четкостью ДИКЦИИ – она (понимаемость) связана с ЦЕЛЫМИ ЗВУКОВЫМИ БЛОКАМИ-СЛОВАМИ! Таким образом, теорему ДЦ-2 можно считать доказанной.

Теорема ДЦ-3

УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ объединяет звуковой блок-слово

Всем хорошо известно, что во всех словах есть ударная гласная и она всего одна! Точно так же в звуковых блоках-словах ударная гласная всегда одна, и она выделена более громким и более длинным произнесением по сравнению со всеми остальными фонемами слова!

Вспомните, как нам в детстве «вдалбливали» слова, которые мы говорили неправильно? Например, если мы говорили «И-грушки», то нас ПОПРАВЛЯЛИ – «игрУ-У-У-Ушки!», «игрУ-У-У-Ушки!». Мы говорили «рЕка», а нас поправляли – «рекА-А-А!». Даже, если мы этого не осознаем, этот процесс происходит автоматически на протяжении всей жизни, уже на подсознательном уровне. Именно громкое и удлиненное произнесение УДАРНОГО СЛОГА, а точнее УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ, как бы «цементирует» весь звуковой блок, ставя все звуки-фонемы под один «зонтик», острием которого является ударная гласная (Рис. 6). Возникает своеобразная СТРУКТУРА ЗВУКОВОГО БЛОКА-СЛОВА, которая характерна для всех слов, всех языков (немецкий, французский, итальянский, английский и др.…), в которых присутствуют ударные гласные…! Можно сказать, что УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ в СЛОВАХ РЕЧИ – это САМЫЕ ГЛАВНЫЕ БУКВЫ-ФОНЕМЫ…!

Возникновение ПСЕВДО ударений…

Нарушение или искажение структуры «зонтика» может значительно затруднить процесс узнавания слов, а, следовательно, и понимания речи, состоящей из слов. Как ни парадоксально, но этому искажению способствует «погоня» за ЧЕТКОЙ ДИКЦИЕЙ, то есть за четкостью СОгласных. Давайте в этом разберемся более подробно!

Желание получить четкую дикцию приводит к четкому выговариванию всех СОгласных фонем. Как известно в словах есть ударный и неударные слоги. Активное выговаривание СОгласных приводит к выделению ВСЕХ СЛОГОВ, и УДАРНЫХ и НЕУДАРНЫХ, в результате чего все выделенные слоги начинают подсознательно восприниматься, как УДАРНЫЕ – возникают ПСЕВДО УДАРЕНИЯ, причем сразу НЕСКОЛЬКО в ОДНОМ СЛОВЕ! Становится не понятно, где же ударный слог? Это приводит к искажению привычной на слух структуры звуковых блоков-слов (структуры «зонтика»), «записанной» в нашей памяти, что затрудняет его узнавание – это, с одной стороны.

С другой стороны, появление псевдо ударений приводит к РАЗДЕЛЕНИЕ ОДНОГО слова на два или более ПСЕВДО СЛОВ…! Возьмем, например, слово «СоловЕй» и выделим все слоги, получим: «сО – лО – вЕй» или «сОло – вЕй». Таким образом, вычленить привычный звуковой блок-слово «СоловЕй», объединенное одной ударной гласной «с ходу», становится достаточно трудным делом, а, следовательно, быстро узнать слово на слух становится трудно! Тут нужны уже дополнительные «умственные манипуляции», вплоть до банального переспрашивания… Не забывайте, что при четком произнесении эта проблема распространяется на все слова речи в большей или меньшей степени! Таким образом, объем умственной работы по узнаванию слов резко увеличивается. Короче говоря, такая речь становится трудно понимаемой!

Так вокальная речь часто скатывается на «добросовестное» пение по слогам, вне всякого выделения ударных гласных, что приводит к появлению псевдо слов. Не забывайте, что весь этот текст «забивает» еще и музыкальное сопровождение…!

Есть и третья сторона четкого выговаривания, в результате чего возникают псевдо ударения. Возьмем фразу, например, «Слово становится трудно понимаемым» и выставим ПСЕВДО УДАРЕНИЯ. Получим следующее:

«СлО –вО станО-вИтся трУ-днО понИ-мАе-мЫм»

После такого активного выговапивания или пропевания текста становится сложно понять даже на каком языке говорит или поет человек. Можно говорить о фатальном нарушении структуры звуковых блоков-слов, в которых, как я уже говорил, ударная гласная должна объединить все фонемы под один «зонтик» (Рис. 6). Опять же, не забывайте, что все это усложняет еще и музыкальное сопровождение!

Я думаю, Вам встречались в жизни люди, которые как-то странно «тараторят», что понять их довольно-таки сложно – и это на бытовом уровне! Такая речь лишена акцентов на ударные гласные, поэтому речь льется сплошным монотонным звуко-фонемным потоком, в котором звуковые блоки-слова лишены структуры «зонта» …. В таких случаях приходится замедлять темп «тараторивания», в результате чего мы начинаем успевать выделять звуковые блоки-слова…. Но единственный ли это путь улучшения понимаемости такой речи?

Оказывается, нет! Достаточно потребовать «показать» ГЛАВНЫЕ БУКВЫ в словах, то есть ГРОМКО ПРОИЗНЕСТИ УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, и понимаемость речи резко повысится при том же быстром темпе проговаривания…!

Такая же ситуация часто проявляется на театральных сценах в сценической речи. Если же брать вокально-музыкальные жанры, то там ситуация особенно критическая. Часто вообще невозможно понять на каком языке поет певец, не смотря на то, что он поет на Вашем (нашем) языке! Особенно это проявляется у женских голосов.

Одной из причин плохой понимаемости не только у женских голосов, но и мужских, является появление ПСЕВДО УДАРЕНИЙ, а с ними и ПСЕВДО СЛОВ.

Другая причина плохой разборчивости была рассмотрена в теореме ДЦ-1 – это то, что вокальные гласные сильно искажены, то есть отклоняются от норм речевого произношения.

Последняя тенденция характерна особенно для женских голосов, так как их голоса строятся не в речевом регистре, а в микстовом.  Таким образом, понимаемость текста у женских голосов должна быть значительно ниже, и должна проявляется значительно чаще, чем у мужских, что в действительности на театральных подмостках и проявляется …! И это факт!

Практическое применение теоремы ДЦ-3

Теорема дикции ДЦ-3 говорит о том, что в желании получить хорошую «дикцию» все внимание певец должен обратить на УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ. В словах ударная гласная должна быть ГРОМЧЕ, ЯРЧЕ и ДЛИННЕЕ всех НЕУДАРНЫХ СЛОГОВ, что позволит избежать появлению в словах ПСЕВДО УДАРЕНИЙ, а с этим и ПСЕВДО СЛОВ! Это сохранит ЦЕЛОСТНОСТЬ звуковых блоков-слов, и упростит процесс их вычленения, затем узнавания, а дальше, и понимания! Кроме того, весь акцент будет направлен на ГОЛОСОВЫЕ ГЛАСНЫЕ!

Учитывая, что надо выделять ударные слоги, необходимо научиться выделять гласную ударного слога более ГРОМКИМ и ДЛИННЫМ ее произнесением. Обычно такое произнесение слов происходит в нашей повседневной жизни, когда мы начинаем говорить назидательно, или активно кого-то отчитывать. В этих случаях даже в повседневной речи в словах и возникает структура «ЗОНТИКА», представленная на рисунке 6.

Сергей Богаченко

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика