Вторник, 18.12.2018
Журнал Клаузура

УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ помогает ВЫЧЛЕНЯТЬ звуковые блоки-слова из потока речи

Теорема ДЦ-4

Что же нам помогает в устной речи вычленять звуковые блоки, затем, узнавать слова и понимать друг друга?

Если на бумаге все слова отделяются друг от друга пробелами, то в устной речи такого визуального разделения нет! Иногда мы разделяем слова паузами, и тогда возникает слуховое разделение слов, что упрощает их понимание. Возникает вопрос: «а когда речь «льется» сплошным поток и пауз нет, то, как мы вычленяем звуковые слова-блоки из потока рече-фонемно-звуковой информации? Что нам в этом процессе помогает вычленять звуковые блоки-слова…?

И вот, оказывается, что признаком слова в потоке речи, как я сказал, в потоке рече-фонемно-звуковой информации являются ударения, то есть ударные гласные! Именно они говорят нам: «ЗДЕСЬ слово, ЗДЕСЬ слово…, что и упрощает нам задачу ВЫЧЛЕНЕНИЯ звуковых блоков-слов из звукового потока речи и, как следствие, их ПОНИМАНИЕ!

В звуковом блоке-слове ударная гласная объединяет все звуки, как бы под один «зонтик», «острием» которого всегда является ударная гласная. Изменение ударения приводит либо к искажению норм речевого произношения слова, либо к изменению слова. Только после процесса вычленения звукового блока-слова человек сможет приступить к подсознательному анализу-узнаванию слова, «обратившись» к своему «словарю»!

Неправильная постановка УДАРЕНИЙ…

Вопрос: «что может кардинально исказить слово?» ответ — неправильная постановка ударения при произнесении слов! Так, например, слово «помни», при неправильной постановке ударения, превращается в слово «помни». В любом звуковом слове, если оно не составное, всегда, лишь одно ударение! При написании же его на бумаге ударная гласная не обозначается. При слабом навыке чтения человеку приходится произнести слово внутренней речью, поставив правильно ударение, что позволяет ему воспроизвести правильно звуковой блок-слово и узнать его. После этого мы уже по привычке обращаемся к нашему словарю звуковых блоков-слов, и узнаем, и понимаем слова, а за этим и смысл написанного…!

Этот процесс «понимания» можно наблюдать у детей, которые только учатся читать. При прочтении слов по слогам им приходится иногда несколько раз повторить слово вслух, пока они не поставят правильно ударение, после чего в сознании детей возникают привычные в их жизни звуковые блоки-слова, а, следовательно, их узнавание-чтение! Со временем это процесс чтения-понимания переходит на «автомат» и происходит практически мгновенно. Формируется навык чтения.

Итак, пока ребенок не поставит правильно ударение в прочитанных буквах-словах, которые четко отделяются пробелами, он не может, или ему сложно будет сопоставить прочитанные буквы с речевым звуковым блоком этого слова, в котором имеется одно ударение, и стоит оно четко и однозначно!

Попробуйте в любом слове активно выделить неударный слог произнесением внутренней речью, и Вы увидите, что слово становится трудно узнаваемым! Сейчас я напишу предыдущее предложение («Попробуйте в любом слове активно выделить неударный слог произнесением внутренней речью, и Вы увидите, что слово становится трудно узнаваемым!»), изменив ударные гласные во всех словах, получим следующее:

Попроб-У-йте в л-бом словЕ А-ктивно выд-Е-лить не-дарный слОг произнесен-И-ем внутр-Е-нней речь-Ю, и Вы увид-И-те, что слов ст-А-новится трудн-О узн-А-ваемым!

Как Вам результат?! Мы с Вами изменили ударную гласную в словах и этим исказили звуковые блоки-слова, изменив ударения в словах, после чего понять что-либо становится очень затруднительно!

Естественно, что если человек будет произносить все фонемы либо одинаково тихо, либо одинаково громко или одинаково четко, то ударные гласные станут неявными, в результате чего резко затрудняется процесс вычленения звуковых блоков-слов, а, следовательно, и понимаемость речи. Если говорить о вокальной речи, то там все осложняется музыкальным сопровождением. Поэтому в пении ударные гласные необходимо хорошо акцентировать, то ли громкостью, то ли длительностью, то ли и тем, и другим способами одновременно.

В этом плане интересен тот факт, что многие композиторы сознательно или подсознательно (сейчас это не важно) выделяют ударные гласные, делая их или более длинными, или более высокими, что заставляет певца петь их громче, или совмещая оба эти способа вместе! Возьмем, например, ариозо ленского из оперы «евгений онегин» п.и. Чайковского «куда, куда вы удалились…»:

«КудА-А-А, кудА-А-А, кудА вы удалИ-Ились веснЫ-Ы-Ы моЕ-Е-Ей златые днИ-И-И! ЧтО-О-О день грядУ-У-Ущий мне готО-О-О-Овит? ЕгО-О-О-О мой взО-О-Ор напрасно лО-О-О-Овит! В глубО-О-Окой тьме таИ-И-Ится О-О-Он! Нет нУ-У-Ужды прав судьбЫ-Ы-Ы закО-О-Он…»

В данном случае чайковский максимально выделил большинство ударных гласных, поставив их на сильные доли такта, в результате чего звуковые блоки-слова вокального текста при исполнении любым певцом более чем понятны – они (звуковые блоки-слова), гениально выстроены чайковским таким образом, что ритмо-интонационная составляющая его музыки удерживает звуковые блоки-слова от появления псевдо ударений со всеми положительными вытекающими последствиями для отличной понимаемости его вокальных произведений.

Таким образом, выделение УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ упрощает процесс ВЫЧЛЕНЕНИЯ звуковых блоков-слов в потоке фонемно-звуковой информации независимо от темпа проговаривания. Кроме того, теорема ДЦ-4 опять нас уводит от БЕЗЗВУЧНЫХ СОгласных к УДАРНЫМ ГЛАСНЫМ, то есть к ГОЛОСУ-гласным!

Теорема ДЦ-5

СТРУКТУРИРОВАННОЕ СЛОВО – это ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СЛОВО…

При тренировке ударных гласных в словах необходимо помнить, что для эффективного восприятия устной речи все слова должны соответствовать структуре «зонтика», в которой доминирующую позицию, как по громкости, так и по длительности должна занимать ударная гласная. Вспомните, как в детстве нас исправляли при неправильной постановке ударений: «рЕ-ка» – «рекА-а-а», «И-грушки» – «игрУ-у-ушки».

Кроме того, надо помнить, что аксиома ГЛ-1 доказывает, что СОгласные – это БЕЗЗВУЧНЫЕ фонемы, а ГЛАСНЫЕ – это ГОЛОСОВЫЕ фонемы. Таким образом, добросовестное проговаривание СОгласных, как в ударных слогах, так и в безударных, приводит к ухудшению формирования голоса.

Хочу напомнить тот факт, что голос проявляется на конкретных ГЛАСНЫХ, которые мы поем, что выдвигает требование контроля при пении конкретных гласных и особенно ударных гласных. Для закрепления этой аксиомы попробуйте сейчас пропеть какую-нибудь музыкальную фразу ОДНИМИ СОгласными…!!! Пропели?! Как видите, ничего не получилось!  Получилась СВИСТО-ШИПЯЩАЯ фраза…!!!???

На рисунке 6 структура «зонитика» несколько нарушается тем, что неударные гласные тоже должны иметь свои ПИКИ, которые акцентируют внимание певца на неударных, но, тем не менее, голосовых гласных. В противном случае голос скатится на беззвучные согласные, и выделить ударные гласные будет тоже сложно.

Надо помнить теорему ГЛ-3, которая говорит, что итальянский механизм озвучивания возможен только в том случае, если ГЛАСНАЯ будет формироваться ПАРАЛЛЕЛЬНО (одновременно) с СОгласными СВОЕГО ЖЕ СЛОГА (Рис. 2). Только в этом случае ГЛАСНАЯ СМОЖЕТ «ПОНЕСТИ» СОгласные и слово будет достаточно понятно, как об этом говорил итальянский певец и педагог Э. Барра.

При структурировании слогов речевого слова мы переходим к записи текста ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ СЛОГАМИ (Рис. 2). Благодаря этому, очень просто реализуется такое вокальное умение, как ЗВУКОВЕДЕНИЕ. При этом ГЛАСНАЯ одного слога будет естественно переходить на ГЛАСНУЮ другого слога без разрыва СОгласными. Таким образом, возникает ТЕХНОЛОГИЯ ЗВУКОВЕДЕНИЯ. В противном случае БЕЗЗВУЧНЫЕ СОгласные будут постоянно РАЗРЫВАТЬ ГОЛОС, и певец будет петь по СЛОГАМ….

Автоматическое выполнение выше заявленных требований теоремы ДЦ-5 возможно при условии привития этих простых навыков. В силу доказанности их необходимости в соответствующих теоремах можно говорить об этих навыках, как о вокальных постулатах. После соответствующих настроек останется сосредоточить внимание певца только на ударных гласных, которые «понесут ЦЕЛОЕ СЛОВО». В результате этого возникает структура, схожая с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ СЛОГОМ – это ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СЛОВО (Рис 6).

В речи ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ слово проявляется у детей, не знакомых еще с буквами и слогами, когда им, например, показывают рисунки, и они называют, что на рисунках нарисовано. Читать они не умеют, поэтому называют, что нарисовано, ВЫДЕЛЯЯ ГЛАВНЫЕ БУКВЫ-ФОНЕМЫ, то есть УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ. Таким образом, умение говорить ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ СЛОВОМ – это возврат в детство….

Технология произнесения ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СЛОВА…

Для того, чтобы теоремы не выглядели, как абстрактное словоблудие, хочу описать технологию произнесения и пропевания любого слова. Для этого необходимо написать тренируемое слово так, как показано на рис. 6. Затем, не произнося слово, мысленно «нацелиться» на ЕГО УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ, держа ее в УМЕ, или в поле ЗРЕНИЯ или СВОЕГО ВНИМАНИЯ, что позволит ВИЗУАЛЬНО и МЫСЛЕННО ОТВЛЕЧЬСЯ от всех СОгласных и всех НЕУДАРНЫХ гласных, находящихся как ДО, так и ПОСЛЕ ударной гласной.

Затем нужно сделать активный, короткий вдох нижней частью живота и произнести УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ. (вместе со всеми фонемами слова), стараясь при этом контролировать процесс ее долгого произнесения (контролируем только ударную гласную!) Это позволит ударной гласной включиться РАНЬШЕ и ДОМИНИРОВАТЬ на фоне всего слова (Рис. 6). Признаком правильного формирования гласной в структурированном слоге или слове является возникновения ощущений ВИБРАЦИЮ на уровне ГРУДИ, которую можно проконтролировать, если ПОЛОЖИТЬ НА ГРУДЬ СВОЮ РУКУ.

Повторив, таким образом, слово несколько раз можно ОПТИМИЗИРОВАТЬ МОТОРИКУ произнесения любого слова, когда практически, НЕ КОНТРОЛИРУЯ и НЕ ЗАНИМАЯСЬ ДИКЦИЕЙ, можно получить ГРОМКОЕ СЛОВО в рамках ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

Маленький нюанс – это «ГРОМКОЕ» слово, которое и определяет, куда Вы направляете свои усилия – на ГОЛОСОВЫЕ ГЛАСНЫЕ или БЕЗЗВУЧНЫЕ СОгласные. В случае ПРАВИЛЬНОГО выполнения произнесения слова СОгласные не должны торчать на общем фоне произнесения – НЕУТРИРОВАННЫЕ СОгласные ПОНЕСЕТ УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ, делая слово достаточно разборчивым….

Выводы теоремы ДЦ-5

УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ объединит под один «ЗОНТИК» группу СОгласных фонем и НЕУДАРНЫХ слогов, составляющих одно слово (Рис. 6). Таким образом, образуется ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СЛОВО по принципу параллельного СЛОГА. При этом произойдет и объединение, и озвучивание всех БЕЗЗВУЧНЫХ СОгласных и НЕУДАРНЫХ слогов слова УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ. В этом случае слово будет восприниматься как ОДНО ЦЕЛОЕ, и при произнесении возникает ЗВУКОВОЙ БЛОК-СЛОВО, которое очень просто ВЫЧЛЕНЯЕТСЯ и РАСПОЗНАЕТСЯ на СЛУХ…! В данном случае можно говорить о СТРУКТУРИРОВАННОМ СЛОВЕ или, как я уже говорил, о ПАРАЛЛЕЛЬНОМ СЛОВЕ.

Мысленное «НАЦЕЛИВАНИЕ» НА УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ с последующим ее произнесением автоматически решает проблему ОПЕРЕЖАЮЩЕГО доминирования всех голос-ГЛАСНЫХ над СОгласными. Опережающее доминирование гласных при параллельном механизме произнесения слова НЕ ПОЗВОЛИТ НИ АРТИКУЛЯЦИИ, ни БЕЗЗВУЧНЫМ СОгласным фонемам негативно повлиять на голос, в частности, «зажать» его. А «…когда звук голоса ПРИОБРЕТАЕТ ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЗОНАТОРНОЙ НАСТРОЙКИ И ЛЕГКОСТЬ – согласная ПОЛЕТИТ В ЗАЛ ВМЕСТЕ С ГЛАСНОЙ и слово будет достаточно разборчиво», как говорил итальянский маэстро Барра.

В следующей тереме ДЦ-6 мы рассмотрим такой вопрос, как «ЧЕТКАЯ ДИКЦИЯ и ее ПАРАДОКСЫ»

Сергей Богаченко

Уважаемые читатели, Вы можете в интернете в поисковике забить запрос на поиск видео теорем ДЦ-4, ДЦ-5: «Теоремы дикции ДЦ-4, ДЦ-5, Богаченко СН», и посмотреть видео лекцию с хорошими иллюстрациями и простыми примерами, в доступной форме объясняющих суть этих теорем дикции.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика