Среда, 24.04.2024
Журнал Клаузура

О СОВРЕМЕННОМ ПОЭТЕ И ВЕЧНОЙ ПОЭЗИИ

В ноябре в Лавке писателей на Кузнецком мосту состоялась презентация новой книги стихов Ольги Сурковой

«Природа со мною дни жизни листала,

Ведь с нею едины мы в мире не зря».

Несмотря на то, что книга Ольги Сурковой названа «Берегиня», по прочтении в первую очередь возникла отсылка не к языческому культу славян и к образу богини – защитницы,  покровительницы достойных, а к древней шотландской легенде 13-ого столетия о Королеве эльфов и Томасе-рифмаче, но только перенесённой на русскую почву.

Легенда повествует о том, что Королева Эльфийской страны, увидев под Эйлдонским древом (древом жизни – боярышником) Томаса Рифмача, влюбилась в него и забрала с собой, чтобы открыть ему тайны музыки и стихосложения, вложить в него огонь творчества, сделав истинным поэтом своего народа.

Думаю, масштабность художественного образа мира, который рисует нам своими стихами Ольга Суркова, многослойная тематика стихов перевешивают древнее понятие «берегиня».

Поэтому не образ духа природы, желающего нам добра и защищающего от зла, возникает в сознании, а видится автор книги в образе Королевы Эльфов, которая уводит нас, читателей, за собой в свою волшебную страну, чтобы открыть истину и тайную природу вещей, чтобы возвысить над пороками бытия и научить тонко чувствовать окружающий мир, и напитать соками поэзии.

Она встречает нас возле своего древа жизни, подобному Эйлдонскому древу, хранящему старинные преданья и являющемуся границей двух миров: реального и волшебного. Но древо жизни Ольги Сурковой – иное, оно многообразно в своей сути: здесь и российская берёза, и московский каштан, подмосковная рябина, сирень, люберецкая липа, лесная ель и дачный дубок, и садовая яблоня, но главная его ипостась заключена в двух тихих строчках:

«Пахнет ладаном древо словес

Монастырских печальных сказаний…»

Как Слово лежит в основе Божьего миротворенья, так и творчество Ольги Сурковой берёт свой исток от гармонии и силы праведного Слова – «святого слова в сущности стихов». Ведь «К Богу приходят пешком,

А в багаже – только Слово».

Обложка книги О. Сурковой

И вот, переступая в сознании воображаемую границу, попадаешь в удивительный край, где всё подчиняется поэтическому слову, и вдруг начинаешь различать доселе неприметное, начинаешь видеть тайные тропы, невидимые другим:

«И расцвёл непревзойдённый мир,

Не жалея незабвенных красок».

«Вейте, ветры, над землёю песнь мою –

О родной своей планете я пою», – звучит как заклинание. И поэтический поток захватывает в свою власть.

«Мой друг, мне душеньку беречь,

Утаивать нельзя.

Вплетаю я в родную речь,

Что поднесёт стезя».

Пожалуй, главенствующая и любимая тема в поэзии Ольги Сурковой – тема природы. Это подтверждается и некоторыми эпиграфами, взятыми из стихотворений признанных певцов родного края Тютчева, Фета, Есенина. Но речь не об аналогии.

Увидеть в картинах природы неожиданные образы – для этого нужен особый взор, особое собственное мировосприятие, мироощущение, как у О. Сурковой, талант чувствовать и понимать природу:

«Майский дождь на Москву навалился,

И раскрыли каштаны зонты».

«Ягод спелые кисти

На ветру чуть дрожали.

В сеть узорчатых листьев

Их рябины рожали».

В непревзойдённом мире природы, который рисует О. Суркова, всё создано для того, чтобы жить и плодоносить. Здесь плодоносит даже душа, разродившись стихом:

«Вот в душе распахнётся дверца –

Он прорвётся и заорёт!

Голосистый такой, певучий –

Звонок голос его живой.

Есть ли в мире явление лучше,

Чем родимый ребёнок твой?»

С природой у автора крепкие узы. Они с ней одной крови, они будто доноры друг для друга. Рябины налиты соком, «Словно русскою кровью». А в жилах поэта колобродит кровь спелого малинника, «возбуждая лесные повадки».

На каждое человеческое чувство природа находит свою краску. И даже «Характер у страны – медвежий…»

Из природы вырастают все прочие поэтические темы, затронутые в книге: социальная тема и патриотическая, тема города, деревни, тема прошлого и настоящего, духовно-религиозная тема и тема любви. Природа всегда присутствует, либо главным персонажем, либо проходит вторым планом, либо существует фоном, либо в качестве подтекста, либо вписывается как проходящий персонаж.

«Мой дед в войну не похоронен –

Присыпан взорванной землёй.

Склоняются берёзок кроны

Над ним печальною волной…»

Природа является соединительной тканью и объединяет отдельно запечатленные стихи в целостное поэтическое полотно окружающего мира поэта. В этом царстве строф всё сосуществует в симбиозе. Здесь всё живёт своей жизнью:

«Здесь на площади Красной на башне старинной

Поселилась упавшая с неба звезда».

Здесь Москва – царица, здесь храм – богатырь с золотым шлемом на голове, маленькая церковь – древняя старушка, а метро – маяк и звезда.

Здесь луч несёт божью силу, а поцелуи безудержней солнца. Здесь люди наделены свойствами природы, а природа человеческими возможностями: тела могут цвести и тянуться к свету, как растения, могут быть сродни спелым персикам; взгляд отражать отблеск моря, хурмы и винограда. А море может любить, волны перекликаться и толкаться, а небо может венчать или рожать в муках, выливая тонны ливневой воды. Здесь, как в зеркале,  природа отражается в человеке, а человек в природе.

Здесь всё наполнено неистребимой волей к жизни в любое время года: и летний натюрморт, и зимний пейзаж, здесь, как в песне, каждая погода благодать.

В этом волшебном мире все дороги ведут к красоте и гармонии:

«Разбиваются о глыбы

Волны в брызги красоты».

Но это не идеальный мир, где время застыло на месте, не эстетика ради эстетики. Этому миру доступна вся гамма чувств. Только боль, страх, сомнение, тоска, разочарование, страдание преодолеваются терпением, верой, любовью, надеждой и добротой. Плата добром даже за зло – непреложный закон, позволяющий сохранить красоту бытия. Поэтому преумножается мудрость, поэтому «так плавно день уходит в сущность ночи». Поэтому находится место всем и всему, что оживлено окрылённой душой.

«Мир земной – живой, летающий!

Есть ли красочней миры?»

Тема крыльев ещё одна любимая автором тема, воплощённая в разных образах: два крыла Ангела-хранителя, крылья голубиной стаи, расправленные крылья Падшего ангела, окрылённая красота, чувственный полёт в душе, лебединая крылатая песня, расправленные ненасытные крылья любви, машущее хвойное крыло, крылатое сердце.

Крылья – это некая сила, дающая глубину поступкам, мыслям и чувствам. Эта сила осмысливается автором как путь, несущий в себе, то спасение, то мечту, то страх, то отчаянье. Можно обрести крылья, и просто обратившись птицей:

«Только смелый испытает долю,

Чтобы жизнь свою перевернуть».

Но чаще крылья – это всё же путь созидания и надежды.

Интересен с этой точки зрения неожиданный дуэт – поэтесса и лётчик – образ лирической героини и её героя. Им присуща жажда жизни. Это страстные натуры, ищущие любви, способные мечтать, оторваться от реальности и воспарить над землёй. Они оба крылаты. Крылья – в этом родство их душ, в этом заключена гармония их отношений. Он мчится в вышине, расправив стальные крылья самолёта, она на крыльях Пегаса. Они встретились в небе, они странствуют по миру, они спускаются на землю, им везде привольно – «они баловни природы». Природа – ключевое слово, как генокод. Эти герои возникают в книге не единожды, в нескольких стихотворениях перед нами проходит их жизнь.

По мнению автора, жизнь невозможна не только без красоты, без мечты, но и без любви. Любовь – великая ценность:

«Я не хочу завянуть на корню,

Любви к себе живительной не зная».

Любовная тематика освещена автором достаточно широко и подробно. Взаимная любовь и безответная, поздняя и ранняя, счастливая и несчастливая, любовный треугольник, измены, заблуждения и раскаяния. В любви бывает всякое, человеку свойственно делать ошибки, это естественно. Но так же естественно понимать и прощать. И поможет в этом природа. Лес дарует очищение и прощение. Он меняет человека в лучшую сторону, вбирает в себя всё плохое и даёт силы для обновления. Тайные силы природы безграничны. «Много тайн у природы».

Самый главный постулат в любви, выдвигаемый автором, – не осуждай, никто не застрахован от силы любовных чар «до кипения в крови», «от шторма искушенья», даже в природе есть встречные тропки-борозды и скрытные тропки, которые становятся сводными:

«Пусть всуе за грехи корят –

Влюблённые всегда невинны».

«Природа любви светла» – в этой строке  соединились три основополагающих понятия – природа, любовь, свет, как классическое триединство. «А слово любви, – пишет автор, – излучает свет горящий… Стремиться к свету – это ли не цель?!

«Любовь укрепляется священным словом, – утверждает автор, – а губы оставляют на возлюбленном вечный след».

«В соединенье двух сердец

Всегда рождается планета».

«Любовь берёт силушку с поцелуя. В любви может быть ничья, а можно в любви дышать одной вселенной; к подвигу ведёт любовь большая; любовью спасён мир, но любовь может быть и наказанием; чернокрылые ночи летят неумолимо, но пока женщина любима, она остаётся молода», – преподносит нам автор науку «Любовь», раскрывая её философские основы и житейский опыт:

«А ты открыл меня неспроста

Ключом в один оборот.

Ведь для тебя я – именно Та…

И ты мне – именно Тот…»

Та и Тот звучат почти как тет-а-тет. И сразу перекидывается мостик к следующему стихотворению, а вместе с тем и к следующей теме. Стихотворение «Визави» выражает связь автора с зимой:

«Родилась я в стужу стылую

На заснеженной заре.

Туго душу легкокрылую

Пеленали в январе». 

Зима, ставшая колыбелью, всегда дарит автору молодость и силы, и вместе с тем потребность согреться – согреться взаимным теплом внимания и любви.

«Пусть возврата к молодости нет,

Станция Зима – других роднее».

Обложка книги О. Сурковой

Описания зимы не несут в себе суровости и печали. Снег валит как наваждение, даруя радость, снег несёт одеяло-оберег или он присылается зимой в неподписанном белом конверте. Метафоры наполнены вдохновением, красивы и праздничны. На глазах рождается снежная сказка:

«И зимой полыхают цветы,

Утопая в пылу снегопада…

Если рядом со мной будешь ты –

Словно лету, зиме буду рада».

Показательно, что и заканчивается книга зимним стихотворением «Первый зазимок». Здесь уже в снеге сыплются сединки и охлаждённый звенящий ледок. По-прежнему нет уныния. А вместе с тем открывается путь к мудрости и свету и, несмотря на неумолимое время, молодости души.

Погрузив нас в свой мир, открыв его сокровенные тайны, поделившись своим осмыслением жизни, Ольга Суркова вновь подводит нас к границе двух миров: волшебного мира её страны и реальной действительности, предлагая взглянуть на нашу современную жизнь повнимательней. И пристальный взгляд тот час же различит, как неприглядно многое вокруг нас, как защищается природа от человека, от свалок, пил и топоров:

«Зияют тысячи проплешин

В густых нечесаных лесах.

Здесь человек прошёл, не леший,

Но след его вселяет страх».

Наряду с этим встают и другие проблемы нашей больной современности: дорогостоящее и подчас непосильное для многих лечение детей-инвалидов;  наркомания, террористические войны, упадок и нищета российской глубинки, расслоение общества на бедных и богатых. Поэтическое перо Ольги Сурковой не обходит стороной эти, казалось бы, вовсе не поэтические темы. Мастерством автора стихи рождаются и на такую острую социально-политическую тематику. В них уверенно и твёрдо звучит голос россиянки, честного человека и гражданина. Ведь телевизор не нужен. «Вовек не стать ему пророком»:

«Пусть в России опять громко спорят

О правдивом и верном пути…»

 Но автор как истинный поэт и патриот решает пророчить своему народу и своей стране.

«Гармонь, разбуди наши сёла

И радость в дома принеси!

Без песен народных весёлых

Не выжить великой Руси».

И ещё, конечно:

«России не прожить ни дня без Слова.

Здесь Слово есть основа всех культур».

Книга Ольги Сурковой, несомненно, является талантливым поэтическим сборником, отражающим дух времени, боль и радость своего народа, своей страны, и вызовет интерес у современников.

Светлана Волошина-Андрийчук

член СТД РФ, член МГО СПР, член-корреспондент ПАНИ


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика