Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

ЧЕТКАЯ ДИКЦИЯ и ее ПАРАДОКСЫ…

Теорема ДЦ-6

Четкое выговаривание НЕУДАРНЫХ слогов приводит к появлению ПСЕВДО УДАРЕНИЙ, которые ЗАСОРЯЮТ нашу речь и усложняют определение УДАРНЫХ гласных, а с этим процесс ВЫЧЛЕНЕНИЯ ЦЕЛЫХ ЗВУКОВЫХ БЛОКОВ-СЛОВ. Возникает ПАРАДОКС: ДИКЦИЯ ЧЕТКАЯ, но вычленить из рече-ФОНЕМНО-звукового потока целые звуковые БЛОКИ-СЛОВА становится СЛОЖНО, а при ускорении темпа произнесения эта задача становится просто НЕВЫПОЛНИМОЙ, то есть мы, как слушатели, уже не сможем, или НЕ УСПЕЕМ решать задачу ВЫЧЛЕНЕНИЯ-УЗНАВАНИЯ, а, следовательно, не можем уследить, ЧТО ГОВОРЯТ. Таким образом, возникает ПАРАДОКС – речь, построенная на ЧЕТКОЙ ДИКЦИИ, становится ТРУДНО ПОНИМАЕМОЙ…! Эту ситуацию не спасают даже микрофоны! Не верите…?!

Внимательно послушайте речь любого человека или «вокальную «речь» певца, и Вы увидите, что там, где явно прослушиваются УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, все становится ПРОСТЫМ и ПОНЯТНЫМ. Там, где ударные гласные становятся НЕЯВНЫМИ, то приходится НАПРЯГАТЬСЯ и внимательно ВСЛУШИВАТЬСЯ…!

Кроме того, как это уже было сказано выше, в речи звуковые блоки-слова «цементируются» УДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ, которые на ОБЩЕМ ФОНЕ звуковых ФОНЕМ СЛОВА произносятся и ГРОМЧЕ, и ДЛИННЕЕ – это уже ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ восприятие! Помните пример «И-И-И-грушки» и «игрУ-У-Ущки»?

Психологически человек воспринимает речь через звуковые БЛОКИ-СЛОВА, которые объединяются ГРОМКОЙ и ДЛИННОЙ УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ. Именно ГРОМКОЕ произнесение УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ говорит нам, что ЗДЕСЬ СЛОВО, что упрощает процесс его ВЫЧЛЕНЕНИЯ и УЗНАВАНИЯ. По этому АЛГОРИТМУ работает ПРОГРАММА ВОСПРИЯТИЯ и РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ, как у детей и неграмотных людей, так и у людей грамотных.

И наоборот, любая ГРОМКАЯ ФОНЕМА СЛОВА, то ли ГЛАСНАЯ, то ли СОгласная будет ПОДСОЗНАТЕЛЬНО восприниматься, как УДАРНАЯ! Поэтому погоня за ЧЕТКОЙ ДИКЦИЕЙ приведет к РЕЗКОМУ повышению ГРОМКОСТИ СОгласных, в результате чего возникнут ПСЕВДО УДАРЕНИЯ на СОгласных фонемах! Проще говоря, в речи появляется МНОГО «МУСОРА» – СВИСТЯЩИХ, ШИПЯЩИХ и других звуков СОгласных, которые своей активностью будут ПРИТЯГИВАТЬ к СЕБЕ ВНИМАНИЕ, и этим просто «ЗАБИВАТЬ» УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ!

Послушайте речь Левитана, и Вы услышите, что его речь построена на УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ…! СОгласные ПРИСУТСТВУЮТ в его речи, но НЕ ВЫПИРАЮТ! Поэтому самое главное правило произнесения и пропевания текста – это ЧЕТКО, ДЛИННО и ГРОМКО произносить, прежде всего, УДАРНЫЕ СЛОГИ, а точнее УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ этих слогов! При этом не надо забывать о НЕУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, которые, как говорит аксиома ГЛ-1, являются ГОЛОСОМ.

Почему все-таки НЕ СЛОГИ, а ГЛАСНЫЕ? Да потому, что СОгласные УДАРНОГО СЛОГА точно так же не имеют никакого отношения к ГОЛОСУ, о чем гласит аксиома ГЛ-1, а ГЛАСНЫЕ УДАРНОГО СЛОГА – это ГОЛОС! Об этом говорит ЛОГИКА, связанная с необходимостью ВЫЧЛЕНЕНИЯ звуковых блоков-слов!

Надо сказать, что доминирующим способом выделения ударных гласных является выделение ГРОМКОСТЬЮ потому, что часто для их УДЛИНЕНИЯ просто нет времени – например КОРОТКИЕ НОТЫ – они же СЛОГИ…! Поэтому главным способом выделения является ГРОМКОСТЬ ударной гласной.

Физические закономерности восприятия звука

и его распространения…

В отношении повышения ГРОМКОСТИ, необходимо учитывать особенности человеческого СЛУХА. Человеческое ухо воспринимает звуки, мощность которых различается на колоссальную величину в 10 000 000 000 000 раз! Таким образом, самый громкий звук отличается от САМОГО ТИХОГО, который может уловить наш слух в 10 000 000 000 000 РАЗ (на 130 дБ)! Для удобства вводится единица ДЕЦИБЕЛ, которая показывает, ВО СКОЛЬКО РАЗ возросла, либо уменьшилась какая-либо величина. Наиболее часто используемые числа при расчёте в децибелах по сравнению с числами;

В 1,26 раз – соответствует 1 дБ

в 2 раза – соответствует 3 дБ

в 10 раз – соответствует 10 дБ

в 100 раз – соответствует 20 дБ,

в 1000 раз – соответствует 30 дБ,

в 1000 000 раз – соответствует 60 дБ,

в 100 000 000 раз – соответствует 80 дБ,

в 10 000 000 000 раз – соответствует 100 дБ,

в 10 000 000 000 000 раз – соответствует 130 дБ.

Таким образом, увеличение «ГРОМКОСТИ» в 10 раз соответствует 10 дБ. Причина широкого использования децибел является простота вычислений. В этом случае увеличение или уменьшение какой-то величины в 10 раз отмечается ПРИБАВЛЕНИЕМ или ВЫЧИТАНИЕМ 10 дБ соответственно! Согласитесь, что куда проще при вычислениях использовать небольшие числа вроде 10, 20, 60, 80, 100, 130. Ещё одним достоинством децибел является то, что их просто суммируют. Если проводить вычисления в разах, то числа необходимо умножать. Например, 30 дБ + 30 дБ = 60 дБ (в разах: 1000 * 1000 = 1000 000). Думаю, с этим всё ясно.

Если указывается знак «-», например, –1 дБ, то значение измеряемой величины, например, мощности, уменьшилось в 1,26 раз. Если перед децибелами не ставят никакого знака, то речь идёт об УВЕЛИЧЕНИИ, росте величины. Это стоит учитывать. Иногда вместо знака «-» говорят о затуханиях, СНИЖЕНИИ коэффициента усиления.

Конец справки.

Но вернемся к увеличению громкости голос-ГЛАСНЫХ. Увеличение громкости звука в 2-4 раза практически не заметно на слух, поэтому только РЕЗКОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ГОЛОСОВОЙ ОТДАЧИ (в ДЕСЯТКИ РАЗ!!) позволит ВЫДЕЛИТЬ ГОЛОСОВЫЕ-ГЛАСНЫЕ (на 10-30 дБ)! В ПЕНИИ надо учитывать МУЗЫКАЛЬНЫЙ «ФОН», который автоматически ВЫНУЖДАЕТ певца увеличить звуковую отдачу ДОБАВОЧНО ЕЩЕ в ДЕСЯТКИ РАЗ!!!

Не забывайте, что максимальная отдача ОПЕРНОГО голоса на расстоянии 1 метра от ротового отверстия, как показали измерения, достигает 120-130 дБ, по сравнению с первоначальным тихим звуком, который может уловить человеческое ухо, то есть возрастает в 1 000 000 000 000 – 10 000 000 000 000 РАЗ!

Но это еще не все! В пересчете на энергию на УРОВНЕ ГОРТАНИ, этот показатель у певца УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ЕЩЕ на 30-40 дБ, то есть ПОВЫШАЕТСЯ ЕЩЕ в 1000-10000 РАЗ, и достигает 150-170 дБ…!? Хочу напомнить, что этот факт является «БЕЛЫМ ПЯТНОМ» человеческого голоса потому, что вообще не понятно, как человеческий голос выдерживает такие нагрузки…!

Кроме того, надо учитывать резкое уменьшение звуковой энергии, воздействующей на ухо зрителя, с увеличением расстояния до него. Так если считать, что звук распространяется сферически, то энергия звуковой волны начинает распределяться на все более увеличивающуюся площадь сферы. Ее площадь равна = Э/(4пR2), где п =3,14, R- радиус сферы, то есть R — это расстояние до уха зрителя. Таким образом, первоначальная звуковая энергия с увеличением расстояния распределяется на все более увеличивающуюся площадь сферы распространения звуковой волны обратно квадратично радиусу сферы. Если звуковую энергию обозначить через «Э», то можно рассчитать силу ее воздействия «F» в любой точке пространства, где может оказаться ухо зрителя:

F = Э/S = Э/(4пR2)

Из этой формулы видно, как быстро затухает сила воздействия звука на ухо зрителя с увеличением расстояния, по сравнением с силой, измеренной на расстоянии 1м от ротового отверстия певца.

Таким образом, обольщаться певцу, что голоса хватит, не приходится. Не забывайте еще музыкальное сопровождение, и то, что оркестр сидит намного ближе к зрителям, чем певец. Это необходимо учитывать дирижерам и придержать громкость игры музыкантов, а певцу петь намного активнее и громче.

Ошибка, которую делают дирижеры – это то, что работают над партией чаще в небольших классах с хорошей акустикой, поэтому заставляют певца убирать голос, а поют на большой сцене, где, как показали выше приведенные закономерности, с увеличением расстояния до слушателя голос очень быстро теряет свою силу…! Певец же по «привычке» на сцене начинает петь, как в классе…!?

Таким образом, если говорить о четкости донесения вокального текста, то петь ГРОМЧЕ – это уже ЧЕТЧЕ! Но это с точки зрения распространения звука. Кроме физических и физиологических закономерностей распространения звука в пространстве, надо учитывать и теоремы дикции. В противном случае получить разборчивую вокальную речь будет сложно!

Несмотря на возникающие парадоксы при «погоне» за четкой дикцией, тем не менее, отвергать ее (четкость дикции) необходимость нельзя. С одной стороны, все хорошо в меру! С другой стороны, все хорошо к месту! И такие места, когда необходима четкая дикция, в речи периодически возникают.

ТЕОРЕМА ДЦ-7

Необходимость четкой ДИКЦИИ…

Эта необходимость возникает, прежде всего, в словах, в которых искажение какой-то СОгласной ведет к невозможности идентификации слова, то есть к фатальному его искажению. Если искажение СОгласной не ведет к фатальному изменению слова, то четкость этой СОгласной в данный момент не принципиальна. Вспомните, как говорят иностранцы с акцентом, но мы их хорошо понимаем!

При традиционном представлении о получении разборчивой речи говорят о необходимости четкой дикции, и, как обычно говорят: «Для этого необходимо четко выговаривать СОгласные…!» Это требование не лишено логического смысла потому, что в слогах слова на одну гласную приходится иногда до ПЯТИ СОгласных – об этом я уже говорил.

Случается, так, что изменение даже одной какой-то СОгласной может конкретно изменить слово – происходит ФАТАЛЬНОЕ его искажение, например, «граФ» и «граД», «соН» и «соМ» или «соР», «гоРод» и «гоЛод» и т.д и т.п…. Это правило касается, прежде всего, коротких слов, состоящих из одного, двух слогов. В данном случае действительно необходимо говорить о необходимости четкой дикции, особенно если эти слова произносятся отдельно, вне смысловой, по отношению к ним, фразы…!

Редко употребляемые и незнакомые слова….

Другая ситуация, когда в разговоре вдруг появляются РЕДКО УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ слова или слова вообще нам НЕЗНАКОМЫЕ. Можно сказать, что при ПЕРВОМ произнесении этих слов возникает необходимость СВЕРХ ЧЕТКОГО их произнесения, что заставляет нас иногда их произносить даже по СЛОГАМ. Происходит своего рода ПРЕДСТАВЛЕНИЕ-ПРОИЗНЕСЕНИЕ слова….

Представление-произнесение слов…

Представьте, что Вы встречаете первый раз человека в своей компании. Он Вам представляется – «Иван Никифорович Фортайло!» Если имя «Иван» простое и распространенное, то есть НА СЛУХУ, то уже отчество «НИКИФОРОВИЧ» встречается намного реже, а фамилия «ФОРТАЙЛО» заставит Вас ПЕРЕСПРОСИТЬ собеседника…. «Как Вы сказали?», потому что фамилия очень редкая и непривычная.  Вам, как правило, повторят сначала по СЛОГАМ – «ФОР-ТАЙ-ЛО!». Вы спросите: «ПО или ФО-ртайло»? Вам еще раз уточнят «ФО-о-о!!!» А Вы еще раз повторите про себя «Ага! ФОР-ТАЙ-ЛО!». Можно назвать этот процесс, как «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛОВА», НЕЗНАКОМОГО слова или СВЕРХЧЕТКОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ НЕЗНАКОМОГО слова. Оно, как бы становится уже на СЛУХУ, то есть знакомым. Таким образом, четкое ПРОИЗНЕСЕННИЕ – ПРЕДСТАВЛЕННИЕ любого РЕДКО УПОТРЕБЛЯЕМОГО и НЕЗНАКОМОГО слова, в НАЧАЛЕ РАЗГОВОРА НЕОБХОДИМО и ЖЕЛАТЕЛЬНО….

После такого представления уже отпадает необходимость в четком произнесении редкого слова, а в данном случае имени и отчества, и мы, обращаясь к нему, в дальнейшем можем говорить уже: «Ива.. Никифч Фортай..о!» Главное сохранить в словах СТРУКТУРУ «ЗОНТИКА» (Рис. 6). Таким образом, необходимость четкого произнесения в первом произнесении слова, и его НЕЧЕТКОГО произнесения в дальнейшем общении, создает «плавающую» необходимость, то есть когда-то это необходимо, когда-то нет.

Так, например, в театре, на сцене, первое появление любого персонажа требует представить его «ВЫПУКЛО», прежде всего, ЗРИТЕЛЯМ, после чего мы уже запоминаем его имя и т.п. После этого необходимость в этой «выпуклости» снижается.

«ВЫПУКЛО» – это значит, как минимум, ГРОМКО с АКТИВНЫМ, ГРОМКИМ, ДЛИННЫМ выделением УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ! Артисты же, за месяцы репетиций, и так знают, кто есть, кто, а для зрителей это происходит первый раз. Поэтому мизансцену первого появления персонажа необходимо усилить эмоционально! Эмоциональная речь всегда произносится НАМНОГО ГРОМЧЕ, чем повествовательная и, тем более, равнодушная речь, что и позволяет произнести имя громко, то есть ВЫПУКЛО и ЧЕТКО и, таким образом, зритель точно запомнит имя персонажа.

Для того чтобы представление не выглядело «искусственным» необходимо придумать соответствующую эмоциональную ситуацию, то есть проявить режиссёрскую жилку, в которой ГРОМКОЕ произнесение было бы оправдано ситуацией, то есть ЛОГИЧНО – как говорят актеры, ОРГАНИЧНО….

После такого представления, редко используемые и новые незнакомые в речи слова, становятся у нас на слуху, в результате чего в дальнейшем отпадает необходимость в их четком произношении. Для новой публики эту операцию ПРЕДСТАВЛЕНИЯ непривычных слов, имен необходимо ПОВТОРЯТЬ КАЖДЫЙ раз заново. После представления слова ДОСТАТОЧНО сохранять его СТРУКТУРУ «ЗОНТИКА», когда громко и четко звучит УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ этого слова, и оно будет ВЫЧЛЕНЕНО из потока речи, и УЗНАНО…!

Сергей Богаченко

От автора

Уважаемые читатели, Вы можете в интернете в поисковике забить запрос на поиск видео теорем ДЦ-6, ДЦ-7: «Теоремы дикции ДЦ-6, ДЦ-7, Богаченко СН», и посмотреть видео лекцию с хорошими иллюстрациями и простыми примерами, в доступной форме объясняющих суть этих теорем дикции.

Вот ссылка:

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика