Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Российский театральный художник впервые в истории стал лауреатом иранской премии Фирдоуси

Весной по всему Ирану проходят литературные вечера, посвященные великому Абулькасему Фирдоуси, создателю бессмертного поэтического эпоса «Шахнаме», т.е. «Книги царей». Всемирный день памяти Фирдоуси отмечается 25 Ордибехешта (15 мая). В городке Тус, вблизи величественного мавзолея поэта, в этот день собираются его почитатели со всего Ирана и из других стран. Город Тус – пригород Мешхеда, столицы остана Хорасан-Резави.

С 12 по 15 мая 2019 года в Мешхеде прошла Международная научная конференция «ШАХНАМЕ НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ». Было зачитано более 30 докладов, посвященных научному осмыслению различных сторон творчества Фирдоуси. Не удивительно, что его великая книга, написанная более тысячи лет назад, продолжает оставаться актуальной, ибо это не только собрание иранских мифов и развернутая историческая картина одной из древнейших цивилизаций на Земле, но и настоящая этическая энциклопедия, позволяющая и ныне разобраться в сложнейших психологических и даже политических вопросах. Что есть справедливость и кому дается право на власть? Что есть настоящая любовь, мудрость, мужество, верность дружбе и долгу? «Шахнаме» – это океан образов и смыслов, который можно изучать вечно и находить все новые и новые сокровища.

В конференции приняли участие филологи, историки, философы и искусствоведы из разных исследовательских центров Ирана, а также из Азербайджана, Афганистана, Грузии, Индии, Польши, Турции и Швейцарии.

Россию на конференции представлял художник Сергей Феофанов, выставка которого торжественно открылась в первый день работы форума в галерее мэрии города Мешхеда. Художник привез в Иран пять живописных полотен и шесть керамических работ, а также десять больших постеров своих скульптур. На полотнах Феофанова угадываются персонажи из эпоса Шахнаме – Рудабе, ставшая матерью богатыря Рустама, его быстроногий и неутомимый конь Рахш, герой Сиявуш во время испытания огнем, коварное чудовище Див. Все привезенные из России керамические рельефы посвящены еще одному герою Шахнаме – мифической вещей птице Симург, взрастившей Заля – отца Рустама. На самом большом панно Симург, как конь, несет вдохновенного Фирдоуси с рукописью в руке; на другом – Симург предстает в виде небольшой птички, похожей на знаки древнеперсидской клинописи. Третье панно – магическое перо Симурга. Четвертое – его яйцо. Пятое – Симург в виде расправившей крылья загадочной женщины с гнездом на голове.

На открытии выставки выступили заместитель мэра города Мешхеда, руководитель комиссии ЮНЕСКО в Иране, представитель министерства культуры и исламской ориентации в остане Хорасан-Резави, руководитель Шахнаме-центра в Университете им. Фирдоуси и научный секретарь конференции «Шахнаме на Шелковом пути». Все они высоко оценили работы российского художника, проявившего такой живой интерес к иранской культуре.

В день закрытия конференции состоялось торжественное собрание в актовом зале Факультета фундаментальных наук Университета им. Фирдоуси в Мешхеде. На нем в присутствии заместителя министра культуры и исламской ориентации господина Хосейна Энтезами были торжественно вручены премии за достижения в области сохранения персидского языка и иранской культуры. Высокой награды имени Фирдоуси в 1398 иранском году удостоились специалист по истории религии Сейид Фатхолла Моджтабаи, литературовед Саджад Айденлу, писатель Сейид Мостафа Саиди и художник Сергей Феофанов.

ИНТЕРВЬЮ

с художником Сергеем Феофановым

Сергей Григорьевич Феофанов родился в Москве в 1950 году. Окончил ГИТИС им. А.В. Луначарского. Как театральный художник оформил десятки спектаклей в Московском театре кукол им. С.В. Образцова, в театрах Вологды, Костромы, Уфы, Красноярска, Пензы, Твери, Тернополя, а также в театрах Тбилиси, Кутаиси и Берлина. В 80-е годы он работал главным художником Главной редакции программ для детей Центрального телевидения и создавал студийное пространство таких передач как «Спокойной ночи малыши», «Будильник», «Веселые нотки», «Этот фантастический мир» и других. Сергей Феофанов автор многих популярных диафильмов. Был художником-оформителем Игр доброй воли в 1984 году и Фестиваля культуры СССР в Индии в 1987 году. Член Московского союза художников с 1991 года. Последние 30 лет работает как живописец и скульптор. Участник групповых и персональных выставок в России, Финляндии, Швеции, Германии, Бельгии, Испании, Индии, Великобритании и Китае. Несколько лет назад в Москве, в Академии художеств состоялась большая персональная выставка Сергея Феофанова, на которой в числе почетных гостей был посол Ирана в России доктор Мехди Санаи. Выставка называлась «Полет Симурга».

– Сергей Григорьевич, когда вы начали заниматься темой Фирдоуси, Шахнаме? Как вообще это появилось в вашей жизни?

– Я занимался русским искусством и интересовался русским лубком. В русской культуре есть народные картинки, которые называются «лубок». И я обратил внимание на частое повторение в этих картинках персонажа Еруслана Лазаревича. Это были лубки 18-19 века. А прототипом Еруслана Лазаревича, оказывается, был иранский богатырь Рустам из поэмы Фирдоуси «Шахнаме»! Культуры России и Ирана настолько близки, настолько тесно связаны в прошлом, что как-то незаметно для себя, занимаясь лубком, я приблизился к теме Фирдоуси, поэме «Шахнаме». И познакомившись с книгой «Шахнаме», я решил сконцентрироваться именно на этой теме, но не делать иллюстрации в привычном, обычном смысле, классическом, а как бы сделать импровизацию на тему Фирдоуси. И в своих работах я осознанно избегал узнаваемости материальной культуры, для того чтобы абстрагироваться, для того, чтобы это был как бы взгляд художника, который незнаком с изобразительной культурой Ирана, но знает его литературные предания.

– И все-таки, чем конкретно вас привлекла поэма Фирдоуси «Шахнаме»? Что именно затронуло в ней? Какие персонажи?

– В поэме «Шахнаме» есть такой персонаж – Симург. Это птица, которая появляется, в отличие от других персонажей, постоянно, на протяжении всей поэмы, и в начале, и в середине, и в конце. Герои, шахи, цари рождаются и умирают, а эта птица – величина постоянная. На мой взгляд, она олицетворяет дух иранского народа. И этот персонаж, Симург, созвучен нашей птице Сирин, птице Гумаюн, Алконост. Все они – из одного источника и очень близки нашей культуре. Поэтому я сосредоточился на Симурге и посвятил ему много работ. В нем много материнского начала. Сам этот персонаж – птица-женщина – он пришел из Китая. В Иране он сформировался в виде Симурга, в виде Гамаюна, а к нам пришел уже в виде Алконоста и Сирина. Все эти персонажи, как я уже сказал, родственные, и родина их Китай. Они пришли к нам из Китая через Иран и Византию. Это было очень давно.

– Вот в этом-то и чувствуется «Шелковый путь»! Да?

– Да! Вот именно по Шелковому пути эта женщина-птица пришла к нам.

– А почему у всех ваших персонажей на голове яйца?

– Дело в том, что яйцо – это символ жизни. Свои персонажи я наделял максимально понятной символикой. И яйцо – один из этих элементов символизма.

– Несмотря на то, что в Шахнаме очень много смертей, убийств и трагических моментов, в ваших картинах присутствует дух радости, продолжения жизни, даже дух шутки и юмора. Чем это вызвано?

– А пессимизм – не характерная черта для иранской культуры и для культуры нашей родины России.

– Какие достопримечательности вам удалось посетить? Что вам особенно запомнилось?

– Мы посетили усыпальницу Фирдоуси в городе Тус. В Мешхеде мы побывали в величественном мавзолее имама Резы. Это большой комплекс, с многочисленной керамикой. Там очень красиво! Мне это очень понравилось.

– Ну а как вам иранцы как люди? Как вас принимали?

– Принимали удивительно гостеприимно! Это меня поразило. Иранцы очень доброжелательно относятся к русским людям. И постоянно я встречал желание как-то помочь, желание как-то поговорить. Я хотел бы выразить свою благодарность за организацию этого выставочного проекта руководитель Культурного представительства при Посольстве Ирана в Москве господину Солеймани, профессору Мешхедского университета доктору Йахаки и мэрии города Мешхед. Я им очень благодарен за организацию выставки, за такое лестное гостеприимное отношение ко мне и, конечно, за высокую награду – премию имени Фирдоуси. Я очень надеюсь еще раз побывать в Иране и, если сложится, с другой, более обширной, более полной выставкой своих работ, – сказал художник Сергей Феофанов.

В день памяти Фирдоуси, у подножия мавзолея великого поэта в городе Тус, российский художник в присутствии мэра Мешхеда преподнес свое панно с летящим на Симурге Фирдоуси господину Масуду Риязи, директору Комиссии развития Туса, под руководством которого планируется в ближайшее время на 30 гектарах создать большое культурное пространство, посвященное Шахнаме.

Материал предоставлен: Журнал «КАРАВАН», Выпуск № 71, июнь 2019 года

Автор: Аида Соболева


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика