Среда, 11.09.2024
Журнал Клаузура

Светлой памяти уважаемого учителя

Авшаров Юрий Михайлович

народный артист России, режиссёр, актёр театра и кино, профессор, театральный педагог

(22. 12. 1937 г. – 29. 01. 2010 г.)

Каждый человек, ступая на творческий путь, верит в свою звезду, верит в свою удачу. Отныне для него существует два мира – искусство и… жизнь, с присущими ей перипетиями, или периодами относительного спокойствия; конфликтами, требующими решений, или счастливыми событиями. Совместить в себе эти два мира у каждого получается по-разному. На то много причин: характер человека, на основе чего он делает свой выбор; мера его таланта, даже везение и бесконечное множество других, важных и не очень важных факторов.

Юрий Михайлович Авшаров отдавал предпочтение миру искусства и театра.  В этом смысле он был каким-то театральным аскетом, далёким от жизненной практичности. Он очень любил театральный процесс, любил заниматься творчеством (анализировать пьесы, разбирать роли, репетировать спектакли, играть на сцене) и никогда не хотел обременять себя в театре руководящей административной работой, даже если это сулило материальные выгоды, перспективы, возможности.

Когда ему предложили в Щукинском училище должность заведующего кафедрой актёрского мастерства, он без сожаления отказался от этого предложения. Вероятно, он опасался, что эта работа отнимет много драгоценного времени, будет отвлекать от творчества многочисленными повседневными заботами и мешать погружению в стихию театра! А жизнь вне театра – театра подлинного, захватывающего, где дорога каждая мысль, каждое ощущение, была ему не так интересна…

Юрий Михайлович был истинным служителем сцены, преданным, бескорыстным, он следовал своему призванию, голосу мощной актёрской и режиссёрской природы, и не сворачивал с этого пути. Все его блестящие постановки и виртуозно воплощённые роли становились для него искомой творческой наградой: будь то неподражаемый Базиль с гитарой из спектакля «Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше или авторская чтецкая программа по произведению «Дон Кихот» Сервантеса, или спектакль «Эти два столь замечательные существа» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы» и многое другое.

Его работы – пример подлинного театрального мастерства  вдумчивого, глубокого режиссёра, яркого, неподражаемого актёра.

Его уроки – пример высшего педагогического искусства, бесценного, незабываемого.

Год театра, несомненно, призван воскресить в памяти всё лучшее, всё высокое, что есть в театре, и что есть театр… чтобы защититься от варварства погружающего во мрак это прекрасное искусство…

«Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

А.С. Пушкин

Вот фотография из разряда не слишком знаменательных. Запечатлённое на ней событие – мельчайшая крупица в славной летописи театра, но вспоминается с уважением и признательностью. И теперь на этом снимке обратили на себя внимание три знака, как бы вдруг символически пересекшихся: театральная сцена, портрет Пушкина и фигура выдающегося мастера Ю.М. Авшарова, кому предназначаются эти строки.

Студенты ВТУ им. Б.В. Щукина. В центре педагог по художественному чтению
доц. Л.Л. Бирюкова и художественный руководитель курса н.а. РФ, проф. Ю.М. Авшаров

Глядя на эту фотографию минувших лет, удивляешься, что будто специально для сегодняшнего дня на ней сошлись воедино три составляющие: ТЕАТР и ПУШКИН, и Ю.М. АВШАРОВ (во главе студенческой группы), словно из прошлого на подмостках, освящённых портретом Александра Сергеевича, приветствуют высоким стилем нас и торжество 2019 года: Год театра и 220-летие великого поэта, русского классика. Субботним декабрьским, уже очень далёким вечером, в литературной гостиной Государственного музея А.С. Пушкина звучали отрывки из романа «Евгений Онегин» и стихи Лермонтова.

ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

У каждого из тех, кто знал и любил этого человека, свой Юрий Михайлович. Потому что в этом большом сердце и большой душе хватало места для всех. Он любил весь мир какой-то простой и тихой любовью и явился в эту жизнь «очарованным странником». И так же, как и герой Лескова, он не замечал зла и не верил в него.

Однажды во время жаркого спора ему заметили: «Что Вы нам тут рассказываете про жизнь во Христе?!» Именно, жизнь во Христе, именно, эту мораль ставил во главу угла Юрий Михайлович, и другое было для него немыслимо.

И он прощал нечистоплотность в отношении себя. Вернее, не прощал, а просто находил логическое оправдание для не очень честных и не всегда порядочных поступков, продиктованных тайной завистью его недоброжелателей. Ведь он не искал зла. И не брал в руки меча. Он был рыцарем без оружия. Но рядом с ним было надёжно, и возникало чувство защищённости. Трудно представить, что прося помощи у Юрия Михайловича, кто-то мог её не получить. Получали её и те, кто не был бескорыстен в своих помыслах. Юрий Михайлович не делил людей на хороших и плохих, а с надеждой и верой искал в них семена добра. Но, если и постигало его временами горькое разочарование, то никто бы не мог об этом догадаться. Всё скрывало его великодушное христианское сердце, его высокая натура.

Мы приходим в этот мир, чтобы стремиться к идеалу, который заповедал нам Творец. Юрий Михайлович ни разу не свернул с этого пути. Для него это было единственно возможное направление. Он шагал вперёд строго и уверенно, опровергая и ниспровергая всё ничтожное, низменное, мелкое и суетное, что, подобно безродным шавкам, нападало на него исподтишка.

Спектакль «Эти два столь замечательные существа» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы»
Режиссёр Ю.М. Авшаров;
В ролях: Ю.М. Авшаров (Степан Трофимович Верховенский), Т.Е. Лебедькова
Артисты Московского академического театра Сатиры

Юрий Михайлович во всех смыслах высок и величественен. Он над тобой, и, в то же время, рядом с тобой. Он входит и шлейфом вносит за своими плечами целый мир, – другой нескончаемый мир художественных образов, творческих идей и мыслей, необыкновенных видений необыкновенного режиссёра и необыкновенного актёра. Этот мир разрастается, ширится, занимает собой пространство, вытесняя реальность. Этот мир уже повсюду: вверху, внизу, справа, слева… Юрий Михайлович открывает тебе дверь в этот мир, он протягивает руку, помогая переместиться в другое измерение, помогая преодолеть привычное бытовое сознание. Кажется, он знает всё. Нет ни одного вопроса, на который бы он не мог дать ответ. Нет абсолютно ничего такого, что было бы для него недоступно, невозможно, чего бы он не мог придумать, решить, трансформировать, создать. И не понятно, из каких глубин, тайников человеческого мышления он черпает свои идеи, с каких космических высот они к нему приходят.

Он педагог, он великий Учитель, ни разу не усомнился ни в одном из своих учеников. В каждого он верил и каждому подставлял своё плечо, помогая адаптироваться в этом невообразимом, нереальном мире творчества, фантазии и иллюзии, в котором он чувствовал себя счастливым, который был для него желанней, интересней и важнее, чем наша действительность. В каждого ученика он старался вложить частичку своей души, своего твёрдого художественного взгляда, могучего, неисчерпаемого таланта. Проявляя уважение, он в каждом пытался открыть личность. Будучи тонким психологом, был терпелив и терпим. На моей памяти, лишь единственный раз он повысил на студента голос, когда тот непочтительно пошутил о Шекспире. Ведь имя Шекспира было для Юрия Михайловича священно. Он скорее бы простил шутку в свой адрес, чем глумливое отношение к памяти величайшего автора мировой литературы.

Шекспир и Достоевский его два равновеликих и равнолюбимых художника. В их произведениях он находил источник вдохновения для своего творчества. Страсти Шекспира, их размах, их вечная тематика; и глубочайший психологизм Достоевского, любовь к подробностям, мельчайшим деталям, погружение в образ – вот что было наиболее заветно и бесценно для Юрия Михайловича в искусстве. К этому он стремился, и это определяло его художественный стиль. И как всего этого, порой, не хватает в современном искусстве. Всё, что делал Юрий Михайлович, он делал мастерски. Во всём, доходил до сути, открывал только ему ведомые и открывающиеся смыслы и соотносил их с духом времени. Философская глубина и животрепещущие человеческие отношения всегда отличали его спектакли и актёрские работы.

Спектакль «Эти два столь замечательные существа» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы»
Режиссёр Ю.М. Авшаров; В ролях: Ю.М. Авшаров, Т.Е. Лебедькова (Варвара Петровна Ставрогина)
Артисты Московского академического театра Сатиры

Этому он учил и других, никогда не навязывая при этом своей точки зрения, не выдавая свою эстетику за аксиому. Всё, что он делал, и то, как он делал, достойно быть нравственным примером человека и художника. Он всегда был одинаково честен и добросовестен и в жизни и в профессии. Его деятельность неотделима от понятия этики и морали. И за то низкий ему поклон. Ведь какова цена жизни без морали и театра без этики, я думаю, не надо говорить. Юрий Михайлович поднимал человеческую личность на пьедестал и своим примером учил не подменять вечные ценности искаженными, извращёнными понятиями.

Юрий Михайлович, дорогой учитель и художественный руководитель моего курса Юрий Михайлович Авшаров, человек тонкий, одарённый, редкий, интеллигентный, человек уникальных знаний, неординарных идей, удивительных способностей, всегда был и будет окружён ярким светом. Только светом и ничем иным.

Неутомимый труженик, отрицавший презренный и пошлый карьеризм, он создавал театральный эмпирей для тех, кто понимал профессию «артист» как высокое и ответственное звание.

«Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты солнце святое, гори!»

 А.С. Пушкин

Светлана Волошина-Андрийчук,

член СТД РФ, действительный член ПАНИ,

член СПР,  член СТС «Москва Поэтическая» 


комментария 2

  1. Светлана Волошина-Андрийчук

    Спасибо, Юрий, за Ваши слова, за Ваше верное и прекрасное дополнение в адрес Юрия Михайловича.
    Видно, что Вы знаете цену словам. И статья пополнилась ещё одним, таким дорогим и нужным воспоминанием.

  2. Юрий

    Интересный материал. Юрий Авшаров действительно значительное лицо в русской театральной культуре. Крупнейший мастер образа, как режиссер умел довести артистов до понимания мысли литературного произведения (пьесы, романа, повести, новеллы), а потом и спектакля. Он умел (может быть, единственный в конце 80-х и все 90-ые и далее) сделать постановку и умно и эмоционально, при этом эстетично, оригинально, в лучших традициях русского театра.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика