Акварель без границ. «Причал» Геннадия Шпаликова в интерпретации Данила Чащина
24.01.2020
Театр «Человек» снова «не на гребне волны». Но это если расшифровывать привычное словосочетание как «хайп», «ажиотаж», «шумиху». Нет, театр снова о серьёзном и далеко не всем известном. После «Гамлета» Сумарокова зрителям представлена новая премьера — «Причал» по сценарию неснятого фильма Геннадия Шпаликова.
Четверо актёров (Арина Постникова, Андрей Савостьянов, Александр Соколовский, Антон Шурцов) помогают зрителям снять своё кино. Да, да – именно так всё и происходит – кино возникает в голове и у каждого своё.
«Когда мы начали репетировать, — рассказывает режиссёр Данил Чащин, — хотели сделать инсценировки, чтобы были роли, но потом я понял, что у Шпаликова очень важен каждый нюанс, каждая деталь, и мне захотелось, чтобы он именно так был услышан».
Делать бытово Чащин отказался, решил сохранить поэзию, создать некую акварель — частями, штрихами мозаики, а зритель – соучастник творческого акта, по его замыслу, целиком должен увидеть уже собственную картину.
«Когда я читал сценарий, мне показалось, — продолжает автор спектакля, — что вижу готовый фильм. В голове нет ограничений, поэтому спектакль и мы отдаём в зал. У каждого своя Москва, своя Катя получается – так история становится богаче».
По словам Чащина, для артистов такой ход точно был непривычен, актёру всегда хочется играть, а режиссёр задумал обратное. «Я хотел, — говорит он, — сделать экономнее, пастельнее, чтобы образы проступали не слишком явно, чтобы существовали не избыточно».
Но почти читка не означает, что актёры не могли лицедействовать. Конечно могли! Но тоже в собственном воображении. «Даня, — говорит Арина Постникова, — потрясающе глубокий режиссёр и очень разносторонний. Он из тех, с которыми всё получается. Работал с нами, в самом лучшем смысле этого слова, как на первом курсе – мы простраивали биографию каждому персонажу, он хотел, чтобы мы понимали, как эти персонажи выглядят, о чём думают, как говорят, чем и как живут».
Домам, которые видели герои, гуляя по московским улицам, актёры тоже придавали зримый вид: какие там стены, какого цвета, какие у зданий особенности. А ещё в сценарии есть баржа, есть машины, самолёт, который катится по ночному городу, река, набережная, велосипеды… И, знаете, они перед зрителем оживают очень и очень зримо. А ведь это камерный зал – просто чёрная комната без декораций. Но спросите зрителей на выходе о том, где они были – весь простор столичных набережных, плеск волн, улочки, автострады, бархат летней ночи и прохлада раннего утра: все реально долго и с удовольствием вместе с героями «Причала» гуляли по городу и совершенно отчётливо слышали аккордеон.
«Многие после спектакля, — добавляет актриса, — говорили, что почувствовали дух времени, что это, несомненно, годы оттепели. Приятно было слышать – значит у нас, не знавших тех лет, получилось, но мне кажется, что это история вне времени, она о людях, которые ищут друг друга, теряют и через препятствия обретают вновь. История вроде бы простенькая, но в ней столько любви, столько чувства, столько мысли, боли. И потому она не может не быть актуальной».
А, собственно, кто знает, что нужно зрителю? Не он ли сам лучше других? Может, ему нужны не какие-то новейшие театральные изыски и формы, а что-то, что греет душу? Впрочем, каждый разберётся сам.
Но если рукописи не горят, то и замыслы не пропадают. В своё время «Причал» не был снят и не вышел на киноэкраны, но сценарий проявился в нужное время и в нужном месте. Он воплотился силами молодых людей, знающих об оттепели только по тем или иным повествованиям. Хорошее веяние, настоящее.
Наталья Косякова
Фото предоставлены пресс-службой Театра «Человек»
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ