Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

«Бардовский маршрут» – маршрут песенных психосостояний

Серия «Качество аутентичной песенности бардов». Статья № 19

Среди нескольких десятков внутренних моделей нашей комплексной теоретической модели «Песенность бардов» есть модель «Бардовский маршрут». Ее содержания мы уже касались, при рассмотрении таких тем, как: 1) Бардовский минимум[1]; 2) Бардовский вызов[2]; 3) Бардовский песенный слух[3]; 4) Бардовский поединок[4]; 5) Песенность бардов[5]. По сути, такая модель появилась у нас в связи с поиском ответа на важнейший вопрос песневедения бардов: «В чем тайна песен бардов?». Все эти темы имеют рамку – они направлены к  уровню «аутентичный исполнитель песен бардов».

§ 1. Путь сознания исполнителя «песен бардов» – это путь в пространстве Красоты

Аутентичный исполнитель песен бардов – это исполнитель песен, сознание которого следует «бардовским маршрутом» (см. рис. 1-3) в пространстве «Авторская культура песен бардов». Такой маршрут – это путь движения в пространстве, имеющем 4-е «магнитных полюса» (4-е полюса Красоты: Красота Нетронутой Природы, Завораживающей, Пронзительной, Магической) с преобладающим акцентом на притяжение полюса «Красота Пронзительная». Ощущение таких полюсов пространства песен возникает на основе саморазвития исполнителя песен сквозь песенную материю.

Красота Нетронутой Природы (Полюс № 1). Речь идет о линии  «самодеятельная песня». Например, в песне известного барда Виктора Бокова (Россия) «Знаешь ли ты как память».

Красота Завораживающая (Полюс № 2). Наиболее просто ее можно почувствовать, например, в исполнительской подаче (интерпретации) выдающегося барда Сергея  Никитина (Россия).

Красота Магическая (Полюс № 3). Наиболее просто ее можно ощутить в исполнительской подаче выдающегося барда Александра Мирзаяна (Россия). Особенно это происходит в тех песнях, где Александр пытается подражать камланию шаманов или «взывать» к образу Бояна, или «пересекать» философию Реальностью, «идя» песней по скрижалям мировой Судьбы.

Красота Пронзительная (Полюс № 4). Наиболее просто ее можно почувствовать, например, в исполнительской подаче выдающегося барда Владимира Туриянского (Россия).

Рис. 1. Общая блок-схема «бардовского маршрута».

Рис. 2. Визуальная схема «бардовского маршрута».

Рис. 3. Результат попытки автора статьи, направленной на образную идентификацию «песенного маршрута» аутентичного исполнителя «песен бардов», на одном из вечеров «песен бардов» в КСП г. Днепропетровска.

Можно полагать, что «полюса» образуют объемную треугольную фигуру – пирамиду, в основании которой находится треугольник, образованный вершинами, соответствующих «полюсам» с № 1-3, «полюс» № 4 – вершина пирамида.  Сначала акцентируется плоскость основания пирамиды, потом напрягается  вертикаль (путь из плоскости основания к вершине пирамиды).

Тайна «песен бардов» состоит во всегдашней и преобладающей устремленности сознания аутентичного исполнителя таких песен к «полюсу» Красота Пронзительная[6].

§ 2. Типы движения сознания исполнителя «песен бардов»

Наш опыт[7] изучения мышления человека показывает, что мышление – это целенаправленное движение в пространстве психики человека, которое разворачивается двумя основными способами: 1) движение по формальным реперам; 2) движение по психосостояниям.

Исполнитель песни разворачивает песню на основе движения своей памяти вдоль текста, положенного в основу песни. Здесь его сознание движется по формальным реперам – вдоль языковой цепочки слов. Как бы по поверхности песенного пространства.

Подачу текста также сопровождает художественная выразительность, которая требует другого типа движения сознания исполнителя песни – движения по психосостояниям. Такое движение, например: 1) начинает песню; 2) сопровождает интонационную выразительность песенного разворота; 3) завершает песенный процесс накоплением нового качества сознания ее исполнителя.

§ 3. Сознание аутентичного исполнителя «песен бардов» может достигать состояния «художественный транс»

В процессе своей исследовательской деятельности М.Е. Марков[8]  обнаружил, что процесс понимающего восприятия искусства обладает свойством оказывать на людей трансовое воздействие, переводя их сознание в измененное состояние, родственное гипнозу. Он назвал такое состояние «артефазом».

Дужкин Ю.С., ученый искусствовед и участник фольклорно-певческого «ансамбля Дм. Покровского», в своих воспоминаниях о деятельности ансамбля, пишет: «Дмитрий Покровский практически владел искусством «художественного транса»[9], и со знанием дела использовал фольклорный материал в качестве инструмента, переключающего сознание человека в иное состояние, переносящего его в иную реальность. Такие свойства искал он в, прежде всего, в подлинном, аутентичном материале. Подлинным было для него то, что несло в себе подлинную жизнь и обладало подлинной энергией, то, что замыкало цепь (между «мной» и «тобой», между мной и моими далекими предками, между моим сознанием и моим подсознанием…). Ему, если хотите, нужна была подлинная «магия» фольклора. Речь, собственно, идет о силе, заключенной в подлинном фольклорном тексте. Он умел выпускать эту силу на свободу. Многие помнят, как это происходило и как это действовало … Дмитрий Покровский был одним из немногих, кто действительно владел «артефазом» – художественным трансом. Покровский не использовал подобной терминологии. Он просто говорил о «состоянии». И все, кто был с ним, понимали, что значит «петь в состоянии» и почему песня, исполненная без «состояния» не имеет жизненной ценности. Он знал, как самому войти в состояние, знал, как ввести в него коллектив исполнителей. Умел, приведя в состояние ансамбль, так организовать его контакт с публикой, чтобы ввести в состояние всю аудиторию. Иными словами, это была виртуозно выстроенная цепь, передающая и усиливающая идущий от Мастера импульс, доводящая этот импульс до всех и каждого.» [10].

Известный российский бард А.З. Мирзаян говорил[11], что иногда, во время исполнения своих песен, он попадал в психосостояние, когда не он ведет песенную речь, а она ведет его. Например, так происходит в процессе исполнения песни «Не знать бы мне с какой сорвусь струны». При этом, он сообщал об интереснейшей своей метаморфозе: «После исполнения некоторых песен я испытываю новые состояния познания. При этом, такой потенциал зависит от количества исполнений песни. Песня выступает как некий путь саморазвития ее исполнителя …».

Следует отметить и тот факт, что, среди женской половины бардов, есть немало авторов и исполнителей песен, которых увлекают песни на стихи М.И. Цветаевой. Они даже серьезно враждуют друг с другом из-за права концертного исполнения таких песен. Что такого особенно в этих песнях?

Среди современных бардов особенной результативностью песенного творчества на стихи М.И. Цветаевой выделяется бард Е.Б. Фролова. Однако, нам ни разу не приходилось слышать или читать, чтобы Е.Б. Фролова говорила о том, что она испытывает художественный транс от своих песен на стихи М.И. Цветаевой или от своих песенных подражаний русскому этническому фольклору. Но это не означает, что мы не можем подозревать ее в этом. Почему? — Да, потому, что видеозаписи показывают, что Елена преображается и даже отрешается во время песенного исполнения. Как нам говорила одна из авторов песен: «Прикасаюсь к гитаре и я уже не та, кем была до этого». Песенность – это процесс опрерирования «песенной тайной». Здесь возможен вход не только в «измененные состояния психики», но и в «сокральные» ее состояния.

Мы не можем здесь не вспомнить особенный звук песен ансамблей литературно-песенной студии А.Н. Васина-Макарова (г. Москва). «Рудой» таких песен является «натуральный лиризм русской поэзии», песенный звук которой, на наш взгляд, легко соединяет сознание человека с природой, становясь проводником таких психосостояний сознания, как: «очарованный странник», «пламенный дух», «свободная душа» и др.

§ 4. Песенный маршрут на основе тесто-метрии настроений слушателя

Каждая звучащая отдельная песня и их ряд создает у слушателей  цепочку «песенных настроений», которую можно проявить и зафиксировать  с помощью простых и быстрых «проективных тестов». Например, с помощью «Проективного теста Маркерта»[12].

Наша практика[13] таких измерений показывает, что: 1) отдельной песне соответствует примерно от 1 до 3 настроений; 2) концертной программе песен соответствует ряд из примерно 9-18 настроений.

Может ли облако настроений зала слушателей служить «зеркалом» психосостояний исполнителя? – Может, но только тогда, когда между исполнителем песен и залом устанавливается «связь», проявляющая себя как[14]: 1) в зале возникает особенная «концентрированная тишина»; 2) зал и исполнитель «дышат вместе».

§ 5. Маршрут сознания исполнителя песни – это фазовый круг

Наиболее детальная версия наших представлений о таком круге состоит из 5 фаз[15] (см. рис. 4).

Рис. 4. Пятифазный контур «бардовский маршрут».

Здесь «бардовский маршрут» носит двойственность: 1) путь движения сознания исполнителя песен; 2) путь саморазвития сквозь песенную материю. Если двойственность не разорвана, то круг превращается в спираль саморазвития – каждый обход круга увеличивает потенциал психосостояния исполнителя песни.

§ 6. Анализ качества деятельности «исполнитель песен»

Внимательный читатель наверняка обратил свое внимание на то, что понятие «бардовский маршрут» имеет в нашем изложении не один, а несколько образов, как то: 1) привязка к особенному пространству: а) движение в четырехполюсном пространстве Красоты; б) движение по пятифазному кругу; 2) привязка к особенным свойствам: а) движение по формальным признакам и психосостояниям; б) движение к состоянию и в состоянии «художественный транс».

Такие образы хороши для комплексной теоретической умозрительности, исполнительской практике песни нужно более простая форма.

Выйти к представлению о такой форме помог случай. Нас пригласили на концерт (07.11.2019, г. Нюрнберг) известного автора и исполнителя песен с бардовской биографией Николая Якимова (сейчас живет в Чехии). При этом, попросили написать небольшой отзыв. Мы согласились, тем более что у нас было от чего оттолкнуться даже в сложном случае – был уже создан развернутый теоретический образ модели «бардовский маршрут».

В процессе слушания вокальных произведений Н. Якимова, а он исполнял по нашему мнению не песни, а именно вокальные произведения, у нас сложился образ (форма) «простого анализатора» (см. табл. 1), для оценки качества исполнителя вокальных произведений с упрощенной опорой на теоретическую модель «бардовский маршрут».

Таблица 1. Простой анализатор «маршрута исполнителя вокальных произведений». Колонка «констатация» заполнена для концерта Н. Якимова в г. Нюрнберге.

§ 7. Связка психосостояний «песенное-мыслимое»

Мы не скроем от читателя тот  факт, что наше познавательное движение уже много лет происходит как тройственное движение – совместное взаимно дополняющее движение трех тематических линий: 1) теоретическая модель «Песенность бардов мира»; 2)  Куматоид методологической культуры мышления; 3) Теоретическая эзотерика.

Особенное смыкание отмеченных линий видится нам в сфере «движение психики по психосостояниям». Нам представляется, что гениальное мышление отличается от посредственного, как минимум, качеством исходного психосостояния – качеством состояния, из которого происходит разворачивание процесса мышления. Ведь недаром же гении науки неоднократно писали[16], что им в их научном творчестве помогает чтение классической художественной литературы.

А нельзя ли соединить психосостояния познавательного мышления и песенные психосостояния? Ведь, тогда можно будет настраиваться на процесс познания с помощью «песен бардов»!? – Такая идея представляется нам интересной. Однако, тема «движение психики человека по психосостояниям» плохо изучена современной наукой, искусствознанием в частности. Например, нельзя просто сопоставить данные «психологии мышления человека» и «искусствоведческого песневедения», обнаружив нужную информацию в Интернет. Нужно все делать самому так, как будто бы исследователь находится в позиции «самое начало исследования выбранной темы». Мы ведем такую деятельность на основе частной инициативы, ее результаты будут опубликованы в готовящейся нами монографии «Движение психики человека по психосостояниям». Здесь же мы приведем один пример (см. рис. 5) из этой рукописи.

Рис. 5. Общая схема организации «потока решающего мышления», в процессе нашей интеллектуально-методологической игры «Предельная Темология»

На схеме видно, что игровой поток мышления организуется, как рамочный методологический процесс имеет. Его началом является погружение психики игроков (соискателей культуры методологического мышления) в самое себя на основе «глубинного массажа», производимого организатором (игрологом) извне. На такой «массаж» психика каждого игрока отзывается натуральным автоматизмом («возвратным потоком направленного движения»). Все такие потоки игроков соединяются организатором в «русловый поток мышления методологической культуры» и устремляются на фундаментально-познавательные движения в пространстве выбранной для игры темы.

Резюме

Автор статьи вводит в обращение понятие «бардовский маршрут», опирая его на образный ряд, объединенный в одной комплексно-теоретической модели. Читателю предлагается взглянуть на выбранную тему с 7-ми сторон.

Предлагаемая теоретическая модель не проста для использования в песеной практике. Поэтому, автор предлагает упрошенную табличную форму для анализа качества деятельности «песенный маршрут исполнителя песен».

Автор статьи подчеркивает необходимость изучения движения психики человека, как «движения по психосостояниям». Отмечает возможно смыкание здесь представлений «песенных состояний психики» и «состояний психики гениального мышления».

Сергей Орловский

Примечания:

  1. См. нашу статью «Понятие «Бардовский минимум» и его структура» (сетевой научно-культурологический журнал «Релга» (№14 [302] 05.12.2015)).

  2. См. нашу статью «Бардовский вызов» (сетевой литературно-публицистический и просветительский журнал «Клаузура», Серия статей «Качество аутентичной песенности бардов». Статья № 6).

  3. См. нашу статью «Бардовский песенный слух и его метаморфозы» (сетевой научно-культурологический журнал «Релга» (№10 [298] 15.08.2015)).

  4. См. нашу статью «Понятие «Бардовский поединок» и его структура» (сетевой научно-культурологический журнал «Релга» (№12 [300] 05.10.2015)).

  5. См. нашу статью «Универсальная модель понятия Песенность» (сетевой литературно-публицистический и просветительский журнал «Клаузура», Серия статей «Качество аутентичной песенности бардов». Статья № 13).

  6. Это один из важных результатов нашего исследовательского проекта «Песенность бардов мира».

  7. Речь идет о результатах нашей многолетней исследовательской длительности по теме «Методологический куматоид культуры мышления человека».

  8. психолог, гипнолог, экстрасенс, автор книги «Искусство как процесс» (М., Искусство, 1970. -239 с.).

  9. Так Ю.С. Дружкин называет «артефаз».

  10. См. статью Ю.С. Дружкина «Круг Дмитрия Покровского» (2004 г.) на его странице в Интернет.

  11. Это записано в архивных тетрадях автора статьи, из прямой речи А.З. Мирзаяна.

  12. Описание теста см. в Интернет.

  13. Такая работа была проделана специальной группой из подготовленных 5 человек, которая тестировала свои личные настроения во время концертных программ известных бардов: А. Дулова, С. Никитина, В. Ланцберга, Е. Клячкина, Л. Сергеева, В. Берковского.

  14. Мы приводим здесь несколько описаний, которые нам приходилось слышать от хороших исполнителей «песен бардов».

  15. См. нашу статью «Внутренняя компаравистика сферы «Песенность бардов» (сетевой литературно-публицистический и просветительский журнал «Клаузура», Серия статей «Качество аутентичной песенности бардов». Статья № 17).

  16. См. например, биографическую литературу об А. Эйнштейне. Гений физики отмечал особенное влияние произведений классика русской литературы Ф. Достоевского.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика