Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Исследование: Любовь Орлова и «Орловские рысаки»

Любовь Орлова… Из кучи книг, фильмов о ней начинает создаваться образ, как говорят некоторые режиссёры, поистине голливудской звезды.

Отец Любочки, Пётр Фёдорович Орлов, служил в военном ведомстве, где его довольно высоко ценили. Дворянский род отца, дворянский род матери… Отец этой матери был начальником Николаевской Академии Генерального штаба, членом Государственного совета, генералом от кавалерии… Да, таких дворян в послереволюционной России часто быстро доводили до стенки и… Дальше сами понимаете!

Любочка росла любимым ребёнком, её очень баловали и всячески поддерживали в стремлении совершенствоваться в театральном мастерстве. Но уже в самом раннем возрасте все хотели, чтобы она стала пианисткой и в 7 лет отдали в музыкальную школу. Её прирождённый артистизм поражал.  Даже Шаляпин, которого приглашали её родители в свой дом в числе многих писателей, актёров и художников, заявил однажды – эта девочка станет знаменитой актрисой! Тогда он участвовал в детском любительском спектакле «Грибной переполох», где Любочка играла редьку, и даже написал ей некое послание, начинающееся так: «Маленькому дружку моему Любочке…». Тогда многие замечали талант этой девочки. Когда она на этом детском балу входила в зал, становилось светло – облако розовых кружев, царственный взгляд, шла микроженщина. А Лев Толстой, с которым мать Любочки состояла в родстве, вообще, подарил ей свою маленькую книжечку «Кавказский пленник» с именной надписью. Так она пела, танцевала, с ранних лет занималась с педагогами вокалом и игрой на фортепиано.

Но всё это быстро исчезло, когда грянула революция. Естественно, отец оказался в ГПУ. Жить становилось не на что. Так не была закончена учёба в Московской консерватории по классу фортепиано, где она находилась с 1919 по 1922г.г. (возможно, это произошло ещё и из-за болезни Маньера с некоторым поражением слуха временами). На Любу обрушилась забота о семье. Пришлось талантливой и подающей большие надежды девочке таскать и развозить большие бидоны с молоком. В мороз это было особенно трудно, коченели руки. Потом она всю жизнь будет прятать эти натруженные руки. Да, в Москве, как и в Питере, в эти времена во всю свирепствовал бандитизм, могли напасть и отобрать вырученные от продажи деньги! Но нужно было как-то выживать. Несомненно, она понимала, что ей нужно учиться и желательно театральному мастерству, что эти огромные бидоны – не её судьба!

С 1922 по 1925 г.г. она учится на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. Л.В.Луначарского (сейчас ГИТИС). Как и многие артисты того времени, Орлова берёт уроку актёрского мастерства. Она понимает, что без этого никак не обойтись. Откуда у этой девушки в двадцать с небольшим лет такая тяга пока ещё к театру? Кино будет потом! Мне всё время вспоминается образ Мерилин Монро, которая также из жуткой нищеты выбивалась в Голливуде в звёзды мирового экрана. Чего только она не делала за эти несколько долларов, большая часть которых всё же шла на косметику, на оплату уроков.

Любовь Петровна стала брать уроки актёрского мастерства у режиссёра Художественного театра Е.С.Телешовой. Приходилось подрабатывать тапёром в кинотеатрах Москвы. Это музыкальное сопровождение немых фильмов позволяло лучше узнать Великого Немого, познакомиться с чередой великих артистов, среди которых был её будущий друг Чарли Чаплин. Как везло этой девочке на всех великих!   Она чувствовала, что может уже зарабатывать эти деньги, от которых всё зависело в этом мире, своим музыкальным талантом, своим умением танцевать, которое приобрела на хореографическом отделении театрального техникума. Всё это давало возможность ей работать учителем музыки и танца за эти какие-то деньги, она уже выступала с концертными номерами перед началом фильмов, например, в кинотеатре «Арс». Всё это происходило в период 1920-1926г.г., тогда ей приходилось работать тапёром в кинотеатрах «Унион» (повторного фильма), «Великий Немой», «Орфеум», тот же «Арс». Но это были уже не бидоны с молоком! Семья существовала.

В 1926 году ей удалось познакомиться c Андреем Гаспаровичем Березиным, заместителем начальника административно- финансового управления Народного комиссариата земледелия (Наркомзем). Нищенское существование было отброшено в сторону. Фактически, этот Березин стал спонсором её и всех родственников. Наверно, они любили друг друга. Возможно, это была первая и настоящая любовь молоденькой Любочки. Не зря же потом, когда Березина арестовали по делу Трудовой крестьянской партии и сослали в Казахстан, Любочка, ставшая уже известной артисткой, даже не боясь быть репрессированной, бесстрашно просила у товарища Сталина узнать о его судьбе и помочь ему.

А до этого она окончила свой Московский театральный техникум и с 1926 по 1933 годы работала хористкой, а затем и ведущей актрисой Музыкального театра имени народного артиста Республики В.И.Немировича-Данченко. До ареста мужа у Орловой было весьма сносное житьё. Похоже, она не рвалась на первые роли. Кордебалет, хор, мелкие роли – ничего заметного, хотя, говорят, что и тогда некоторые останавливали своё пристальное внимание на этой интересной начинающей актрисе. Но с арестом мужа всё пошло по-другому. Опять ей одной нужно было кормить всех родственников! Нужно было резко становиться ведущей артисткой. Не исключено, что Любочке пришлось активнее обращать на себя внимание Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Бог знает, что ей ещё пришлось, но роль Периколы стала её ролью. Ведущая артистка театра!

Кроме оперетты Оффенбаха «Перикола», она не без успеха играет в спектакле Ш.Лекока «Дочь мадам Анго» (Герсима), «Корневильские колокола» (Серполетта), «Соломенная  шляпка» (Жоржета). То есть, до встречи с Григорием Александровым она была уже известной во многих кругах артисткой. И тут на неё свалился этот Гриша Мормоненко! Как она скажет потом: «Я увидела голубоглазого, золотоволосого бога, и всё было кончено.» Как скажет сам Александров – потом было 42 года счастья.

Кто же этот Мормоненко-Александров? О, это новая огромная история, не менее захватывающая, чем у Любовь Орловой! Там какие-то свои легенды. Так, его отец по одной версии (и она как бы официальная!) был уральским горнорабочим, по другим сведениям, был хозяином неплохой гостиницы и ресторана «Сибирь». При этом выкрал у родителей невесту из знатного рода сибирских татар. Грише Мормоненко с 9 лет пришлось много (как и всю жизнь!) работать. Как он оказался в Екатеринбургском оперном театре? Судьба! Рассыльный мальчик Гриша, затем — бац! – помощник реквизитора! Это ж надо иметь завидную тягу к познанию! Затем – бац! – электротехник. Ещё раз это бац! – помощник режиссёра. Просто так не станешь электротехником или помощником режиссёра. Да ещё где-то четырнадцатилетним в 1917 году окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки! Ковали же в Екатеринбурге такие кадры! Дальше больше. Появился некто Иван Пырьев. Тоже из этих екатеринбургских. Вместе с ним Гриша сумел создать художественную самодеятельность в екатеринбургском клубе ЧК, а в 1920 году этот Гриша уже окончил режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра, естественно, при Екатеринбургском Губобразнадзоре. Мальчик понимает, что ему с новой властью по дороге, по прямой дороге! Дальнейшее его существование полностью связано с новой властью, он становится как бы её номенклатурой. В составе фронтового театра 3-й армии РККА он ездит по Уралу, получает назначение инструктора отдела искусств, на нём контроль за репертуаром кинотеатров. Гриша Мормоненко занимается монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливает их под новую идеологию… А тогда ему было 18 лет.

Дальше после армии судьба предлагает ему снова встречу с Пырьевым, теперь они организуют детский театр.  Сколько ещё таких вех! Например, он принимает участие в деятельности клуба ХЛАМ (Художники – Литераторы – Артисты – Музыканты). Да, много ещё чего! Мальчик скорей действовал, чем ждал.

Известно, что после курсов режиссёров рабоче-крестьянского театра Гриша Мормоненко с Пырьевым едут в столицу, где пробуют поступать (сдают экзамены) во все студии актёров. Осенью 1921 года поступают в Первый рабочий театр Пролеткульта под руководством Сергея Эйзенштейна, ученика Мейерхольда.

Дело в том, что Луначарский (в прошлом драматург-символист) приветствовал любое культурное явление, которое можно было бы интерпретировать угодным для интересов революции образом. Но вот этому противостоял «Пролеткульт» (пролетарские культурно-просветительные организации). Основатель этой организации Александр Богданов. Данная организация была создана всего за несколько дней до Октябрьской революции, но затем, вдруг, разрослась до огромного объединения, насчитывавшего 400 тысяч членов в трёхстах организациях на местах по всему Союзу. Задачей Пролеткульта было формирование новой, истинно пролетарской культуры. Для этого необходимо, например, было писать повести о жизни заводов, объединяться в любительские театральные кружки, ставить пьесы о событиях революции. Это новое искусство должно было стать инструментом преобразования общества (вообще, это идея Вячеслава Иванова о будущей роли театра). Свой интерес Пролеткульта к кинематографу помог Эйзенштейну и Александрову финансировать фильмы «Стачка», а затем и многие другие. Как грибы растут театры для пропаганды, агит-постановки. Бурно идёт воспитание новой аудитории из рабочих и крестьян. Ещё в 1920 году в Красной армии насчитывалось 2000 трупп. Часто использовался пропагандистски – подчёркнутый текст, ну, как, например, в «Мистерии – буфф» Маяковского. Эта «плакатная агит-драматургия», по определению Луначарского, оставила отпечаток на раннем театральном опыте Эйзенштейна и на его кинематографических работах. Вместе с ним и Александров-Мормоненко активно участвует в постановках: «Мексиканец» (1921г.), «Мудрец»(1923г.), «Слышишь, Москва», «Противогазы»(1924г.). В торжественном параде по случаю 1 годовщины Октябрьской революции участвует недавно сформированное Интернациональное объединение артистов цирка. Часто задействовали в спектаклях клоунов и акробатов. В этом культурном контексте следует рассматривать и цирковые эксперименты Эйзена и Александрова.

Пошла эта биомеханика – изобразите квадрат, треугольник!… Ещё до этого Григорий Мормоненко умудрился в силу своей вечной тяги к чему-то новому поработать акробатом, канатоходцем в цирке. Но чего только не заставлял его делать Эйзен! Например, на одном из его «левых» (не совсем официальных) спектаклей Мормоненко ходил по проволоке («На всякого мудреца довольно простоты» ) Приходилось работать с противогазом.  Аттракционов хватало! Ну, его учитель — ученик Мейерхольда! Зато зрители не успевали хохотать.

Эйзен (как его называли иногда ученики) отмечал, что ему необходима «энергетическая поддержка», которую он находил в начинающем кинематографисте Александрове (Мормоненко). Ведь последний неизменно принимал участие в создании великих шедевров своего учителя (а именно так называл всегда Григорий Мормоненко своего Эйзена). Фильмы «Броненосец Потёмкин», «Стачка», «Октябрь» получили всемирную известность. Эйзенштейн, Александров и Тиссэ были приглашены в США как участники создания этих фильмов, причём, Григорий даже исполнял там некие небольшие роли. Потом он рассказывал как его неоднократно бросали в «Броненосце» в ледяную воду вместо всех офицеров поочереди (исполнители ролей офицеров отказались тогда туда прыгать). Ещё их послали и потому, что в советском правительстве понимали, как далеко оторвалось американское кино от нашего – голливудская продукция всё же просачивалась и в нашу закрытую страну. В правительстве понимали, что народ необходимо отвлечь и развлечь. Даже решили снимать настоящую советскую комедию.

Вообще, Эйзенштейн и Александров пришли в кино в 1924 году. Официально в Европу и Америку их отправили в 1929 году по распоряжению наркома культуры Луначарского для пропаганды советского киноискусства. Я понимаю так, что там, вообще, не знали про такое киноискусство. В Америке Григорий удачно знакомится с Чарли Чаплиным (как было не увлечься его механической пластикой и элементами акробатики, наложенных на остросоциальный сюжет), впоследствии эта дружба только окрепнет, к ней присоединиться и Любовь Орлова. При любой возможности они будут встречаться. Там же произошла встреча и с Троцким. Последний хотел экранизировать свою книгу «Тайная жизнь Кремля». Но бдительные советские граждане с криками «Провокация» сумели откреститься от этого и убежать. За эту трёхгодичную поездку Александров успел, в основном, сделать фильм «Да здравствует Мексика! «, который закончит и выпустит на экраны уже к концу жизни. За него же он получит приз на Венецианском фестивале — один из многих его призов!

За эти годы он познакомится со многими западными артистами, среди которых Марлен Дитрих и Грета Гарбо. Молва приписывает ему романы с последними. Но это не доказано. Во всяком случае никто не сомневается, что Анюта из «Весёлых ребят» с её цилиндром на голове – это Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» – пол головы чёрная, а пол головы платиновая – это тоже Марлен Дитрих.  Видимо, последняя была для него идеалом, и он лепил из брюнетки Орловой ослепительную блондинку Дитрих.

Когда Григорий Мормоненко был за границей, он был уже женат (женился сразу после фильма «Броненосец Потёмкин»). Жена Ольга Иванова работала в ансамбле «Синяя блуза» (те же агит-постановки). За границей до Александрова дошли слухи, что она ему изменяет с актёром Борисом Тениным. По приезде в 1932 году из-за границы, Григорий убедился в этом и развёлся. А ведь она бы могла стать вместо Орловой всеми любимой народной актрисой!

После заграничной поездки Александров снимает фильм «Интернационал», где он, согласно своим убеждениям, прославляет Сталина, политику партии… Такие фильмы ему часто заказывали, ну, например, об очередном съезде партии, фильмы о Сталине. Вероятно, это помогло ему снять «Весёлых ребят» в дальнейшем. Итак, вместе со сценаристом Николаем Эрдманом и композитором Исааком Дунаевским он пишет либретто к первой советской музыкальной комедии. У него уже произошёл разрыв с Эйзенштейном, который видел в нём всё того же Гришу Мормоненко, во всём слушавшегося его, великого Эйзена! Мормоненко становился Александровым!

Про Эйзенштейна много написано воспоминаний. Он получил прекрасное образование от своих обеспеченных родителей, знал несколько языков, умел быстро вникать в любую проблему и решать её. Из писем Александрова во время трёхгодичной поездки их по Европе и Америке видно, что, благодаря этому знанию языков, их постоянно приглашали на разные встречи, доклады, совместные работы с зарубежными деятелями искусства. Благодарный ученик Мейерхольда иногда делился идеями своего учителя, например, с Пролеткультом, что часто не нравилось этому учителю. Разрыв состоялся. Потом он скажет: «Никого я так не любил, так не обожал и так не боготворил, как своего учителя».

Все советовали Григорию посмотреть на роль главной героини фильма, которую он безуспешно искал, некую Любу Орлову, солистку Музыкального театра им. В.И.Немировича-Данченко. И он сходил на «Периколу» Оффенбаха. Что произошло дальше, описывается везде и всюду. Голубоглазый бог очаровал успешную в своём творчестве брюнетку! Они проговорили всю ночь. Полное сходство интересов. Люба уходит из театра. Лирико-колоратурное сопрано, фортепиано, танцы, акробатические трюки – и всё это на профессионально уровне! Кому повезло больше? Хотя Александров тоже кое-чему научился у Эйзенштейна, но чем дальше, тем сильнее чувствовался разрыв между ними. Он всё больше почему-то не нравился своему Эйзену!

Появился Утёсов, солист Ленинградского мюзик-холла. Его помощь во всём была неоценима. Его известность была огромна. Постепенно дело пошло на лад.

В самом начале работы им сильно мешали. Наверно, многим не нравилось, почему именно их отправили на трёхгодичное знакомство с зарубежной кинематографией?

Партийная организация «Союзфильма» приняла особое постановление: надо разрешить «проблему советского смеха на советском материале в условиях нашей советской действительности». Предложенный сценарий называли типичным европейско-американским ревю. Этот «сценарий джаз-комедии лишь подводит итоги достижений в искусстве буржуазного смеха». Но в Гагры поехали, т.к. поддерживали известные «директивные органы». Оператор Нильсон жаловался: «Снимаем жуткую халтуру, тем более вредную, что всё это несомненно будет иметь успех и станет стилем советского кино». Сценарист Масс называл картину «пошлятиной».

Отснятый материал показали Горькому в Горках. Он собрал жителей деревни и множество ребятишек. Зал хохотал. «Покажем Сталину!». Сам же Горький об этом и договорился. Вождь пригласил с собой на просмотр членов Политбюро. «Очень весёлая картина. Я как будто месяц в отпуске пробыл. Её будет полезно показать всем рабочим и колхозникам». Так началось шествие «Весёлых ребят».

Эйзенштейн не мог не следить за успехами Александрова. Дунаевский, Лебедев-Кумач стали теперь неизменными соавторами его фильмов. Недаром Эйзен теперь называл их «орловскими рысаками». Создавалось новое советское кино, музыка и слова этого и последующих фильмов Александрова стали достоянием всего народа. Песни этих фильмов лились из каждого окна. Народ принял.  Постепенно начался отход от мейерхольдовской биомеханики, конструктивизма. Появились фильмы «Александр Невский», «Иван Грозный» у Эйзенштейна. Появился Пырьев с множеством своих любимых народом фильмов. Но фильмы Александрова были первыми по-настоящему захватившими всю страну, всенародными. И Орлова была первой, действительно, народной артисткой со своими «орловскими рысаками»!

Отечественный кинематограф теперь потеснил театр, как по количеству зрителей, так и по кассовым сборам. Во многом это произошло благодаря Орловой, хотя несомненно в этом гигантская заслуга Сергея Эйзенштейна. Этот режиссёр создал Григория Александрова, у которого после «Весёлых ребят» появился «Цирк», получивший Гран – при международной выставке в Париже и Сталинскую премию в 1941 году. Где-то через пару лет народ повалит на мюзикл «Волга – Волга», а в 1940 году выйдет очередной мюзикл «Светлый путь». Как и в «Весёлых ребятах» во всех этих фильмах море музыки и песен, масса александровких находок. Каждый из этих фильмов мгновенно становился народным. Наш народ как бы немного взял паузу, отдохнул перед Великой отечественной войной, скосившей десятки миллионов людей! Светлый образ Любовь Орловой стоял перед измученными нашими соотечественниками в эти страшные годы. Эти образы Анюты в «Весёлых ребятах», Дуни в «Волга – Волга», Тани в «Светлом пути» становились классикой отечественного кино, любимыми народом. Выросшая в дворянской семье Любовь, блестяще играла в кино советских золушек! Критики неизменно вспоминали эти фильмы, причём часто ругали за формализм. Орлова всегда была вне критики. Много пишут и говорят о товарище Сталине, огромном поклоннике творчества этой актрисы, приписывают, по-моему, то, чего не было на самом деле. Так, оказывается, что она пропадала днями у товарища Сталина после её вызова к нему… Некоторые из родственников Любовь Орловой категорически отрицают это, говорят, что она общалась с вождём всех народов всего не более получаса за всё время их встреч. Внучка сестры Орловой Нонна Голикова передаёт наблюдаемую ею реакцию Орловой на смерть Сталина:

— Наконец-то, он сдох!

Тем не менее, она неоднократный лауреат Сталинской премии первой степени, Герой Социалистического труда, кавалер многих орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и т.д. Существует и такое мнение: Сталин был безответно влюблён в актрису.  Орловская улыбка, стрижка под «Любовь Орлову», подражание в моде…

Слухи! О, это сколько угодно! Тут и несносный характер, и пластические операции, которые оплачивал Чарли Чаплин, и браки по расчёту (тут и Берзин, и гражданский муж австрийский импресарио Франц, и даже сам Александров!). Доподлинно известно, что Любочка беременела, и делала аборты, и ненавидела себя в положении, и никогда не хотела иметь детей… Сначала не хотела, а потом не могла. Отшучивалась, что у неё уже есть сын – это её Гришечка!

Во время войны она объездила все фронты, концерты, встречи, эта женщина провожала в бой прямо с концерта наших бойцов. Сколько было выпущено с Александровым «Боевых киносборников»! Народ помнил письмоносца Стрелку.

В это время Александров в отряде противовоздушной обороны. Контузия. Алма-Ата. Баку, где он руководит местной киностудией. В сентябре 1943 уже руководит «Мосфильмом». Преподаёт во ВГИКе, профессор, статьи, президиумы, участник жюри в международных конкурсах, три ордена Ленина, три Трудового Красного Знамени, Герой Соц. Труда, лауреат двух Сталинских премий первой степени.

После войны Александров пытается создать новые шедевры, его творчество неиссякаемо. Фильм «Весна». Он не может не пригласить на главную роль Орлову, это его актриса, хотя… Всё тот же Пырьев как-то говорит прошлому другу: «Тебе надо сменить женщину» (Иван имеет в виду Любовь Орлову, которой тогда уже было хорошо за сорок. У Пырьева начинала блистать Марина Ладынина в «Богатой невесте», «Трактористах», «Испытание верности», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле сибирской» и др.).

Фильм «Весна» был неоспоримой удачей Григория Александрова. Кроме Орловой там заблистал целый ряд великих актёров: Черкасов, Раневская… У каждого своя история, связанная с этим фильмом. Например, Орлова умоляла Николая Черкасова на коленях играть вместе с ней! А чего только не пишет Фаина Раневская в своих воспоминаниях! Александров умело подхватывал, как говорится, требования окружающей действительности. Все верили его типажам и этой захватывающей жизни! Может ли женщина быть учёным? Может ли учёная любить? Александров умел отвечать своим согражданам на многие вопросы в те нелёгкие для всех годы. В этом великая ценность его и смешных и грустных фильмов.

Дальше в 1949 году через два года после «Весны» была «Встреча на Эльбе», где Орлова играет американскую журналистку и где режиссёр поднимает вопрос о холодной войне, наиважнейший вопрос того времени.

В 1970 году появился «Русский сувенир», на мой взгляд, неплохой александровский фильм для того времени. Это время великих строек, одухотворённых людей, больших достижений страны. Да, загримированная Орлова не тянет на совсем ещё молодую (как кажется по сценарию) девушку, но ей и не надо быть здесь очень молодой! Она прекрасно передаёт этот всенародный подъём строителей новой жизни. Александров старается здесь во всю – это и огромные экраны, открывающиеся перед немного уставшими туристами где-то в горах Сибири, и воспевание строителей новой жизни в этой Сибири. Огромный сгусток энергии, захватывающий зрителей!  Немного пропаганды, но где ж её нет!

Наконец, в 1972 году появился фильм «Скворец и Лира». Многие считают его крупной неудачей Орловой и Александрова. Есть сведения, что Орлова запретила выпускать его в прокат. Возможно. Семидесятилетняя Орлова исполняла идущую под венец двадцатипятилетнюю невесту. Несоответствие могли заметить многие, если не все!  Фильм о разведчиках. Сценарий был написан Александровым под давлением, как гласит рассказ одной из родственниц Орловой. Великая актриса, поссорившись, ушла со своими вещами от режиссёра и не приходила обратно, пока тот не написал для неё этот сценарий.

В 1975 году её не стало (рак). «Хорошо, что она первая» – так сказал Григорий. Дальше была череда смертей. В 1978 году умер сын Григория Дуглас (инфаркт) от первой жены Ольги. Вдова этого сына Галина стала ухаживать за самим Александровым, перепечатывала его дневники, приводила в порядок архив, вышла замуж за престарелого режиссёра и стала его наследницей. Сам Александров умер в больнице от инфекции в почках в 1983 году. Наследником всего стал внук Александрова (сын Дугласа и Галины) тоже Григорий. Его мать Галина ненавидела великую Орлову и выбрасывала многие её альбомы и фотографии на помойку у их дачи во Внукове (во всяком случае жильцы этого посёлка с удивлением находили всё это на упомянутой помойке). Внук режиссёра Григория Александрова тоже Григорий называл блистательную актрису «великой гадиной». Сейчас эту дачу и архив купил у внука один известный адвокат, который печётся о сохранности и пополнении всего этого. Спасибо ему!

Орлова много и удачно играла во многих спектаклях театра Моссовета: «Русский вопрос» К. Симонова, «Сомов и другие» Горького, «Нора» Г. Ибсена, а также «Милый лжец», «Странная миссис Сэвидж» и др.

Ну, а Сергей Эйзенштейн пошёл тоже совершенно своей дорогой, оторвавшись от двух своих талантливых учеников, создал и «Александра Невского» и «Ивана Грозного». Он прожил свою жизнь куда-то торопясь и несвоевременно ушёл из жизни после войны. Он высоко ценил Довженко, помогал режиссёру Рошалю в работе над «Делом Артамоновых», ценил «Петербургскую ночь» Рошаля и Строевой, где играла и начинающая Любовь Орлова. Отдельная тема – это рисунки Эйзенштейна и в них заметки по поводу его мыслей о картинах товарищей. Эти рисунки путешествовали по всему миру, вспоминается блестяще оформленная выставка в Париже. Мировая пресса считала его большим рисовальщиком. Но это уже другая тема. Как и многие гении он умер почти в нищете, но с ним во многом начался расцвет нашего кинематографа. Он стоял у его истоков.

Лев Фунчиков


комментария 2

  1. Byuf

    Замечательно, познавательно и очень важно для последующих поколений знать эти великие имена и великое искусство , послужившее отечеству и народу.

  2. Римма

    Искренне благодарю автора за публикацию, за светлую Память о великих, несравненных Мастерах нашего Искусства!.. — ‘When Nature has work to be done, she creates a genius to do it’.

Добавить комментарий для Римма Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика