Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Портрет профессионала: Юлия Карпенко

В структуре Москонцета есть должность, люди которой никогда не появляются на афишах, публика их не знает, но они хорошо известны артистам и всем, кто причастен к организации мероприятий. Без них не состоится концерт или спектакль, зрители не наполнят зал, да и зала никакого может и не быть. У них обширное поле деятельности и в результате – тяжелые вериги ответственности.

Должность эта называется администратор. Да, так просто – незвучно, обыденно, и не ассоциируется ни с чем важным. Но, судя по должностным инструкциям, в профессии заложена деятельность огромного созидания и требует мужской воли, а порой жесткости.

А теперь познакомимся: Юлия Карпенко – администратор.

Стройная, красивая женщина, душевная – так, что иной раз кажется наивной, – она общительна, остроумна. Ясные зеленые глаза, русые волосы двумя волнами опускающиеся на плечи; лицо, привлекающее совершенными чертами, – Юля сама элегантность и женственность. Ей место на концертной или театральной сцене, на экране телевизора или кино, но она администратор.

— У вас было желание стать артисткой?  

— Не было! Когда я училась в музыкальной школе по классу «скрипка», мой педагог (женщина большого таланта, ума и интуиции) пророчила мне большое будущее в этой области, она видела меня музыкантом. Занималась со мной дополнительно год, разучивая сложные крупные формы музыкальных произведений – для поступления в музучилище. Должна признать, что очень разочаровала ее, сообщив после летних каникул, что не вижу себя в этом деле.

— А актрисой театра и кино?

– О, нет, и в мыслях не было. Люди театра и кино мне казались несерьезными, и мне это не нравилось в детстве и позже, когда я вступала во взрослую жизнь. Только потом поняла, что эта «несерьезность» возникает из врожденной избыточной непосредственности и эмоциональности. А это черты таланта, большая редкость.

— Как вам удается справиться с таким количеством концертов и спектаклей? Вы обладаете каким-то специальным методом, секретом?

– Особого секрета никакого нет. Я, как и другие, привлекаю артистов, подбираю площадки и договариваюсь с администрациями учреждений, менеджерами, бизнесменами. Делаю это настойчиво, изо дня в день…

Конечно, не каждому дано заниматься билетами, залами, декорациями, съемками и прочим, что требуется для организации мероприятия. А создать артистам условия для их деятельности и творческого настроения? А ведь они, имеющие оголенные нервы, как правило, беззащитны в миру, и потому порой бывают капризны, словно дети. Как же с ними быть? Как уговорить, заставить, упросить?.. И тут не подойдет мужская воля, и я обхожусь без нее. Тут важна мягкая женская дипломатия.

Вот и все. Если это секрет, то вы теперь тоже им обладаете.

Когда вы пришли в профессию? Это был ваш выбор?

— В том, что я выбрала себе эту стезю, виноват не случай, как часто бывает. Нет, тут замешана внутренняя установка на жизнь. Я ведь по своей природе энтузиастка, долго оставаться без движения мне трудно. И как только на горизонте появляется повод, который побуждает к новым порывам мысли и чувства, я настраиваюсь на поиск пути для воплощения зародившегося замысла.

Я пришла в профессию еще во время обучения в институте. И это было моим осознанным выбором. Я примерно знала, что хочу от будущей работы, а по мере учебы мои представления о ней уточнялись. Так что с профессией у меня брак по любви.

У вас есть жизненный девиз? 

– «Делай что должен, и будь что будет»!

—  Часто вам приходится о нем вспоминать?

– Довольно часто. Как известно, мир не совершенен. И предостаточно случаев, когда не понимаешь, зачем столько несправедливости. Но эта формула, этот девиз, – настраивает на дело, на работу. А взявшись за нее, забываешь о том поводе, который толкал на пессимизм.

— В народе сложилось понимание, что менеджеры, директора, – словом, те, кто организовывает что-то, – люди циничные, наглые, готовы идти на обман, лишь бы добиться успеха…

– Я никого никогда не обманывала. Не представляю даже, как это возможно. Я же свою работу не скрываю, она у всех на виду. Тут, если не сдержишь слова, то в следующий раз никто не поверит. А у меня много организаций, с которыми я работаю долго. Тут, если хотите, скорей станешь человеком глубокой нравственности. Да и вообще, мне кажется, это дико – опускаться до обмана.

— Я знаю, что вы человек добрый, светлый. И в то же время профессионал современного толка обязан обладать твердым стремлением к результату. Как вы справляетесь с этим противоречием?

— Нелегко, конечно. Ни благостью цели, ни целесообразностью тут не прикроешься, как щитом. Нервотрепка, сверхусилие – бесконечные спутники моей деятельности. Вы скажете: «Когда этим занимается мужчина – понятно, он по природе добытчик, и его дело преодолевать трудности, чтобы обеспечить семью. Но женщина?» Я в свою очередь хочу спросить вас: «А кто сказал, что все должно быть легко?» Мы еще не в раю, а будем ли там – неизвестно. Пока что «путь наш во мраке», и мы идем по нему, как можем. Опять же, вспомните девиз: «Делай что должен, и будь что будет»!

 Как относится к вашей работе семья?  

– Я думаю, большое количество звонков и постоянные мои переговоры очень утомительны для семьи, но мне об этом не говорили, жалели меня. Сейчас кое-что изменилось, большая часть работы перешла в письменное общение, поэтому в доме стало тише. Мою работу в семье никто не оспаривает, и отношение к ней никогда мы не выясняли. Ну, есть такая работа: приносить искусством людям удовольствие, – вот и все. По-моему, в нашей семье с этим все согласны.

А с начальством вы ладите? Всегда ли ваши руководители идут навстречу вашему энтузиазму? 

— С начальством надо уметь договариваться и понимать его. Это важная составляющая работы, без которой невозможно осуществить дела!

А что касается энтузиазма, то ведь для работы оно хорошо, редко какой руководитель не оценит этого качества в подчиненном. Да, с ним хлопотно, морока, но что делать: в наш век технологий без него никак нельзя. Мои руководители это понимают, у нас же творческое учреждение, и сфера деятельности –культура.

Администратор – это своего рода художник, только художник административной работы. И деловитость должна быть наполнена творческим мышлением. Тогда появится молниеносная находчивость! И отсюда – нестандартные решения для преодоления возникающих трудностей.

Другое дело, когда у администратора энтузиазм отсутствует, когда нет вдохновения. Тогда беда. Но профессионалы должны уметь его у себя стимулировать.

У вас были (бывают) сомнения или разочарования в своей работе? 

— Сомнения бывают, разочарований тоже хватает, но меня это не останавливает, не рушит мировоззрение и не вгоняет в пессимизм. Предпочитаю сразу искать выход из ситуации или пробовать что-то новое. В современных реалиях надо быть готовой к постоянному обучению и умению взглянуть на проблему с другого ракурса.

Что вы чувствуете, когда концерт или спектакль заканчивается и когда аплодируют артистам, а не вам?

— Это самый приятный момент – видеть довольные и вдохновленные лица зрителей, особенно детей! Значит, мероприятие удалось! Воздействие искусством уникально! Каждый, кто посещает концерт или спектакль, входит в зрительный зал с намерением получить… да он и сам не знает, что он хочет получить, но верит, что это будет нечто положительное. Но организаторы и артисты понимают, что они несут зрителям. Мы не можем обмануть их интуитивные надежды. По окончании мероприятия люди должны ощутить положительный эффект: это и приятные эмоции, и пища для размышлений. Если это нам удается, конечно, я, как все участники, радуюсь!

Насчет аплодисментов артистам. Никогда не было обидно. Ни один творческий процесс не возможен без административной опеки его. Но лавры всегда пожинают артисты, а в случае неуспеха (тьфу, тьфу, тьфу!) – все шишки достаются организаторам. Так было всегда, и потому я отношусь к этому спокойно, как к издержкам профессии. Ничего страшного. Но вы недооцениваете артистов… Хоть и говорят, что артисты – это неблагодарные дети, тем не менее, они прекрасно понимают меру вашего участия и ответственности, и вы всегда почувствуете тепло с их стороны к вам, если мероприятие прошло удачно. Правда, если неудачно, то им самим нужна поддержка и ваше тепло…

Как вы проводите свои выходные и отпуск? У вас есть хобби?

— Я путешествую, изучаю интересные места, природу, архитектуру, историю. Люблю усадебную культуру, в свое время объездила более 100 усадеб ближнего, дальнего Подмосковья и рядом лежащих областей.

Обо всех этих уникальных местах пишу у себя на страницах в соцсетях.

Люблю спорт, с большим удовольствием занимаюсь тай-бо (фитнес-программа, основанная на сочетании элементов из боевых искусств, классической аэробики и танцевальных движений – Ю.А.) и боксом. Здоровье – это гибкость мышления и тела. Вообще, темой оздоровления и улучшения качества жизни человека через познание себя, я заинтересовалась недавно, когда открыла для себя су-джок терапию (профилактика с помощью массажа кисти и стопы – Ю.А.). Мое увлечение неожиданно для себя самой переросло в получение образования в этой области, и я даже получила сертификат специалиста по оздоровлению.

Что вас может вывести из себя?

— Сейчас, наверное, уже ничего. Если человека что-то раздражает в людях: поступки, отношение к миру, к людям, друзьям, его предпочтения, неловкие слова – это исключительно его диагноз и его дисбаланс. Но сама природа сущего желает во всем равновесия или, если взглянуть глубже, гармонии. Я стараюсь видеть в людях их положительные стороны, – то, за что их можно ценить и уважать! Мне это помогает и жить, и работать.

А вам весело жить?

— Мне интересно жить!

У вас есть образец для подражания? На кого бы вы хотели быть похожи?

Образца нет, но есть представители эффективного менеджмента, которые меня вдохновляют.

Например, Юрий Грымов, знакомство с котором произошло еще в студенческие годы, когда наш курс участвовал в съёмках его рекламных роликов и видеоклипов. Тогда он поразил меня чёткостью, ясностью постановки задач каждому из группы. А сегодня, просто посмотрев несколько спектаклей в театре «Модерн», художественным руководителем которого он является, я ещё раз убедилась, как красиво и талантливо выглядит сочетание творческих и рациональных качеств в руководителе. И этим невозможно не восхищаться!

Какую музыку любите? Какой театр?

— Однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Вкусы меняются, недавно у меня появился интерес к авторской песне. Из театральных жанров предпочитаю оперетту.

Это не означает, что старая любовь забыта. Я, конечно, по-прежнему люблю классическую музыку: Ф. Шопена, Ф. Листа, А Вивальди и др.

Бывали ли в вашей работе неординарные случаи?

— Ну, это сколько угодно! Не забывайте, что я работаю с артистами, а это такой народ – сам по себе неординарный. Ничего не поделаешь. Сколько было случаев, когда, например, артист вчера был здоров, а сегодня – в день спектакля! – вдруг заболел. А бывает – пропал и не подходит к телефону. А то еще перепутает площадку, на которой надо работать, и махнет в другой район или даже город. Таких историй хватает. И приходится выкручиваться, чтобы не сорвать концерт или спектакль.

Потом вспоминаешь – смешно. Но только потом, а в минуты, когда ставят перед подобным фактом, – не до смеха.

***

Юлия успешна в своей профессии. Она делает мероприятий больше, чем предусмотрено планом. Это трудно. Но она продолжает искать новые залы, придумывает новые постановки, генерирует свежие идеи, призывает новых зрителей посмотреть новый концерт, спектакль… При плотной конкуренции в культуре и небольших материальных средствах, отпускаемых на мероприятие, возможность расширить концертную деятельность – сложная задача…  И тем не менее она это делает.

В процессе беседы мы пили чай с вареньем, которое Юля принесла из дома. Можно многому удивляться в этой женщине-профессионале. Можно преклоняться перед ее умением, логикой, созидательным умом. Но, друзья мои, я неожиданно открыл для себя ее с другой стороны. При всех своих деловых качествах, какое варенье она готовит!

Юрий Андрийчук

 


1 комментарий

  1. Александр Зиновьев

    Сто усадеб объехать — это ТАЛАНТ!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика