Четверг, 01.10.2020
Журнал Клаузура

Чрезмерная артикуляция

Эта теорема более, чем интересна для воспитания АКАДЕМИЧЕСКИХ голосов, где такое качество голоса, как «блеск», «полетность» является жизненно необходимым качеством для голоса хорошего ОПЕРНОГО ПЕВЦА…

Уважаемые читатели, Вы можете в интернете в поисковике забить запрос на поиск видео теоремы ДЦ-19: «Теорема дикции ДЦ-19, Богаченко СН», и посмотреть видео лекцию с хорошими иллюстрациями и простыми примерами, в доступной форме объясняющих суть этой теоремы дикции ДЦ-19.

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=Vdw-GW7quJo

ТЕОРЕМА ДЦ-19

ЧРЕЗМЕРНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

УНИЧТОЖАЕТ «ЗВОНКОСТИ» В НАРОДНОЙ

и ВПФ в АКАДЕМИЧЕСКОЙ МАНЕРАХ ПЕНИЯ

ОПЕРНЫЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ голоса и НАРОДНЫЕ голоса – это разные жанры применения человеческого ГОЛОСА, которые характеризуются различной МАНЕРОЙ пения, поэтому ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ и ЗАКОНЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ для них могут быть ИДЕНТИЧНЫМИ….

Оперное пение наиболее сложный голосовой жанр в искусстве, так как пение происходит без применения микрофона, на фоне звучания оркестра, который, к тому же, сидит перед сценой. Поэтому певцу необходимо обладать не просто хорошими вокальными данными, но еще обладать определенным, СПЕЦИФИЧЕСКИМ ТЕМБРОМ, который позволил бы его голосу «ПРОБИТЬ» «СТЕНУ» оркестрового звучания. Это качество голоса называется «ПОЛЕТНОСТЬЮ» или «БЛЕСКОМ» вокального голоса, а по-научному – верхней певческой формантой (ВПФ) тембра, которая лежит в частотном секторе 2500-3500 Гц. Именно наличие ВПФ в тембре дают возможность любому голосу «пробить стену» оркестрового звучания, и поэтому приобретают для профессионального оперного певца жизненно важное значение.

ВПФ относится к ГОЛОСООБРАЗУЮЩЕМУ параметру, и, по мнению ИТАЛЬЯНЦЕВ, является ВРОЖДЕННОЙ функцией ГОРТАНИ. Однако, при анализе материала, представленного ниже, выясняется ОПРЕДЕЛЕННАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, а точнее связь ВПФ с АРТИКУЛЯЦИЕЙ, то есть с ДИКЦИЕЙ, которое ставит ПОД СОМНЕНИЕ КАТЕГОРИЧНОЕ МНЕНИЕ даже ИТАЛЬЯНЦЕВ…! Но для начала обратимся к нюансам НАРОДНОЙ манеры пения, которые были выявлены из ниже представленного материала….

ЧРЕЗМЕРНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

УНИЧТОЖАЕТ ЗВОНКОСТЬ…

Так ЧРЕЗМЕРНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ может привести к резкому падению уровня ЗВОНКОСТИ у голосов, поющих в НАРОДНОЙ манере пения! Это выяснилось из материала, представленного в «Вопросах вокальной педагогики», выпуск 5 под редакцией Л. Б. Дмитриева в разделе «Работа с народными певцами», представленная Л. Л. Христиансеном:

… «В 1947 году во время гастролей хора (Уральского народного хора) в Москве состоялась встреча с хором Пятницкого: слушал нас весь артистический состав хора и его руководители, которые после прослушивания поделились своими впечатлениями. Хор и его репертуар понравились. Однако Захаров попутно обронил небольшое замечание, меня смутившее: «В звучании хора маловато ЗВОНКОСТИ!» Мне, при моем академическом хоровом образовании и вокальном воспитании, казалось, что звонкости не то что маловато, а не многовато ли?»

… «По возвращении из гастролей в Свердловск я, посещая репетиции, стал больше прислушиваться к колориту звучания хора: что значит – «маловато звонкости?» и вот замечаю, что ряд певцов поет НЕ ЗВОНКИМ ГРУДНЫМ звуком, а как-то вяло, ПЕСТРО и «РАСПЛАСТАНО». Причем у поющих ЗВОНКО рот открывается НЕ ШИРОКО, а у поющих «ТУСКЛО», «НЕ СОБРАНО» рот открыт ШИРОКО, и они как-то СТРАННО АРТИКУЛИРУЮТ ГУБАМИ. Проверяю поодиночке. Спрашиваю поющих ТУСКЛО: «Почему вы РТЫ ТАК ШИРОКО РАСКРЫВАЕТЕ?». Отвечают: «нам концертмейстер Неонила Александровна говорит, что мы ПЛОХО ГУБАМИ АРТИКУЛИРУЕМ, что они у нас «ленивые». Прошу их петь с РАЗГОВОРНЫМ положением губ – получается и ЗВОНКИЙ, и СОБРАННЫЙ, и ГРУДНОЙ ЗВУК, С ЧИСТОЙ ИНТОНАЦИЕЙ. Вот так я и Неонила Александровна поняли рекомендацию Захарова: «не учите дикции!» Над дикцией мы потом все-таки работали, но НЕ ПУТЕМ ОБУЧЕНИЯ ПЕВЦОВ АРТИКУЛЯЦИИ РТА, а другим методом».

Комментарии Богаченко С.Н.: Негативное влияние ШИРОКОГО ОТКРЫВАНИЯ РТА при пении ВЫЛИВАЕТСЯ «В ПОТЕРЮ ЗВОНКОСТИ», а также «СОБРАННОСТИ» и «ГРУДНОГО» звучания. Причем эта негативная тенденция НЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ, а ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, т.к. в приведенной ситуации характерна была сразу для нескольких певцов. Причина потери «звонкости» у ВСЕХ была одна и та же – УСИЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ и БОЛЕЕ ШИРОКОЕ ОТКРЫВАНИЕ РТА.

Таким образом, методика улучшения вокальной дикции в народной манере пения за счет усиления артикуляции, «ШИРОКОГО ОТКРЫВАНИЯ РТА», и «как-то СТРАННОГО АРТИКУЛИРОВАНИЯ ГУБАМИ» – это ЛОЖНЫЙ ПУТЬ ее улучшения и прямой путь к ДЕГРАДАЦИИ голоса!

Это приводит к усилению ПОТОКА ВОЗДУХА ФОНЕМООБРАЗУЮЩЕЙ атаки, что автоматически приводит к ФОРСИРОВАННОЙ ФОНАЦИОННОЙ атаке, которая, как доказывает ниже ТЕОРЕМА ДХ-1, ЗАКАНЧИВАЕТСЯ на ГОЛОСОВЫХ СКЛАДКАХ (Рис. 22). Причем странное артикуляция губами – это признак РОТОВОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАСНЫХ фонем, что по нашим исследованиям является НЕУДАЧНЫМ вариантом их формирования, о чем говорит ТЕОРЕМА ГЛ-4 – РОТОВОЙ СПОСОБ формирования голос-ГЛАСНЫХ НЕ ГОДИТСЯ ДЛЯ ПЕНИЯ. Теорема дикции ДЦ-16 доказывает, что чем МЕНЬШЕ ШИРОТА ОТКРЫТИЯ РТА, тем ПРОЩЕ МОТОРИКА ВСЕЙ ДИКЦИИ СОгласных фонем.

Таким образом, из этого материала видно, что УМЕНИЕ ПЕТЬ В РАМКАХ ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИИ – «РАЗГОВОРНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ГУБ», позволяет НАРОДНЫМ ГОЛОСАМ ВОСТАНОВИТЬ «ЗВОНКОСТЬ» голоса…!

ЗВОНКОСТЬ НАРОДНОЙ и ВПФ АКАДЕМИЧЕСКОЙ

– ОДНО И ТО ЖЕ КАЧЕСТВО ГОЛОСА…

Богаченко: Христиансен определяет понятие «ЗВОНКОСТЬ» следующим образом: «Основное свойство ЗВОНКОГО звучания – его ПОЛЕТНОСТЬ(?!), способность далеко разноситься на открытых пространствах». Но это не что иное, как ВПФ НАРОДНОГО голоса – качество необходимое и. для оперного КЛАССИЧЕСКОГО голоса, который в этом случае будет ХОРОШО ПРОБИВАТЬ ОРКЕСТР и, естественно, ХОРОШО РАЗНОСИТЬСЯ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ или ПРОСТРАНСТВЕ. Поэтому понятие ЗВОНКОСТЬ в НАРОДНОЙ манере пения ИДЕНТИЧНА сектору ВПФ в АКАДЕМИЧЕСКОЙ манере пения – это ПЕРВОЕ…! Идем дальше….

Физиологические моменты, отличающие

НАРОДНУЮ манеру пения от манеры АКАДЕМИЧЕСКОЙ…

В данной статье довольно-таки четко определены физиологические моменты, отличающие НАРОДНУЮ манеру пения от манеры АКАДЕМИЧЕСКОЙ. В статье говорится, что «при полуприкрытом пении –АКАДЕМИЧЕСКОМ (Богаченко) пении – положение губ тоже близко к разговорному, но с БОЛЕЕ ОПУЩЕННОЙ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТЬЮ и с ПРИПОДНЯТЫМ МЯГКИМ НЕБОМ. В результате этого увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается полутора октавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании…» [2, с. 15].

Первое выделенное дает БОЛЕЕ ШИРОКОЕ ОТКРЫВАНИЕ РТА впереди ротового пространства, а второе – его ШИРОКОЕ ОТКРЫТИЕ В ГЛУБИНЕ, что в сумме ведет к ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧРЕЗМЕРНОСТИ, отличной от ЕСТЕСТВЕННОЙ РАЗГОВОРНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ.

На странице 33 в том же аспекте говорится следующее: «РАЗГОВОРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ песен помогло студенткам ОСВОБОДИТЬ: мягкое небо ОТ «ЗЕВКА», применяемого для прикрывания звука в АКАДЕМИЧЕСКОЙ манере пения. Но особо важную роль сыграло сохранение СВОБОДНОГО, ЕСТЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГУБ – «МЯГКИХ», «ЛЕНИВЫХ», «СОННЫХ», не напряженныхС МИНИМАЛЬНОЙ, РАЗГОВОРНОЙ ЩЕЛЬЮ РТА. Освобождение от НАВЫКОВ ПРИКРЫВАНИЯ звука проходило нелегко (Христиансен переучивал учениц на народную манеру пения — Богаченко). Добившись положительных результатов на упражнениях, они (молодые певицы) снова возвращались к приемам полуприкрытого пения, с характерными звяканиями связок, «засорявшими» хоровое звучание при эмоциональном исполнении песен. Приобретенные ранее рефлексы искоренялись трудно, особенно у студентки, которая два года пела в профессиональном хоре и много выступала солисткой на самодеятельной концертной эстраде. Она же, при пении подлинных народных песен, многострофных, жаловалась НА УТОМЛЯЕМОСТЬ голоса».

ОБУЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МАНЕРЕ…

Давайте рассмотрим процесс ОТУЧИВАНИЯ от ПРИЕМОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ манеры в ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ, как процесс ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ манере. Получим следующее: «Прививание» АКАДЕМИЧЕСКОЙ манеры пения происходит с ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ, ставкой на «ЗЕВОК» и более ШИРОКОЕ ОТКРЫВАНИЕ РТА, что отдаляет АКАДЕМИЧЕСКУЮ дикцию от ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ дикции и от ЕСТЕСТВЕННО РАЗГОВОРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГУБ.

При прослушивании многих великолепных и выдающихся певцов в совершенствовании своей техники, общего уровня пения можно достаточно четко наблюдать сближение вокальной дикции с РЕЧЕВОЙ, как в СЛУХОВОМ восприятии – это РАМКИ РЕЧЕВОГО ИНТОНИРОВАНИЯ, так и в УМЕНЬШЕНИИ ВНЕШНЕЙ АРТИКУЛЯЦИИ, и приближении ее к ЕСТЕСТВЕННО-РАЗГОВОРНОЙ. Таким образом, с ГОДАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности у хороших ПРОГРЕССИРУЮЩИХ певцов наблюдается уход от АКАДЕМИЧЕСКИХ УСТАНОВОК методом интуитивно-практического самосовершенствования, в результате чего ИСЧЕЗАЛ «ЗЕВОК», и АРТИКУЛЯЦИЯ ПРИОБРЕТАЛА РАЗГОВОРНУЮ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ. Эту тенденцию можно рассматривать, как ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА в своем САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ, как процесса ОПТИМИЗАЦИИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ…!

Вопрос на ЗАСЫПКУ…

И действительно, если в НАРОДНОЙ манере пения ЧРЕЗМЕРНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ приводит К ПОТЕРЕ «ЗВОНКОСТИ» – уровня народного ВПФ, и индивидуального уровня ВПФ КАЖДОГО ХОРИСТА, то ПОЧЕМУ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ манере пения она должна приводить к обратному эффекту?! Как было только что выявлено, именно ЧРЕЗМЕРНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ определяет РАЗНИЦУ ЭТИХ ДВУХ МАНЕР, которая, в свою очередь, приводит к ИСКАЖЕНИЮ РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ у оперных певцов.

Таким образом, «ЗВОНКОСТЬ», которая воспитывается в НАРОДНОЙ манере пения за счет УМЕНЬШЕНИЯ и УБИРАНИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ, при переносе ее в АКАДЕМИЧЕСКУЮ манеру и постановку голоса ДОЛЖНА ТОЖЕ ДАТЬ, или точнее ВОССТАНОВИТЬ, «ПОЛЕТНОСТЬ» и «БЛЕСК» и АКАДЕМИЧЕСКОМУ голосу…!

Напомню еще раз, что в Италии эти качества считаются «ВРОЖДЕННОЙ функцией гортани», т.е. НЕ ВОСПИТЫВАЮТСЯ и НЕ РАЗВИВАЮТСЯ до итальянских эталонов?!! Таким образом, в ИТАЛИИ этой ЗАКОНОМЕРНОСТИ НЕ ЗНАЮТ…!

ДОГМАТИЧЕСКАЯ установка НА «ЗЕВОК» и

на ШИРОКОЕ ОТКРЫВАНИЕ РТА…

ДОГМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НА «ЗЕВОК», на ШИРОКОЕ ОТКРЫВАНИЕ РТА в широком вокально-педагогическом мнении и ЕГО ПРИМЕНЕНИИ НА ПРАКТИКЕ делают эти качества голоса трудно развиваемыми. В этом случае ОТСЕКАЕТСЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ. В народной манере пения это проявляется в значительно меньшей степени потому, что певцы поют с «РАЗГОВОРНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ГУБ» ….

СЛУХОВЫМ проявлением ЧРЕЗМЕРНОСТИ в пении является ИСКАЖЕНИЕ ГЛАСНЫХ фонем. Они звучат не как в речи, то есть НЕ В РАМКАХ РЕЧЕВОГО ИНТОНИРОВАНИЯ…!

ВИЗУАЛЬНЫМ проявлением ЧРЕЗМЕРНОСТИ является НЕЕСТЕСТВЕННАЯ, НЕ РАЗГОВОРНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ, то есть ШИРОКОЕ ОТКРЫВАНИЕ РТА, АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ГУБАМИ, а также «ЗЕВОК»! Особенно ситуацию усугубляет ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ «ЗЕВОК» …

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ «ЗЕВОК»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ «ЗЕВОК» – это такой вокальный прием, когда певец СНАЧАЛА УСТАНАВЛИВАЕТ «зевок», ПОДНИМАЯ МЯГКОЕ НЕБО, а ПОТОМ начинает петь. Таким образом, активизируется ОБЛАСТЬ ВЫШЕ голосовых складок. Это приводит к тому, что возникает ЗАЖИМ, который сразу ОТСЕКАЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ, как получения «ПОЛЕТНОСТИ» или ВПФ, так и ВООБЩЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ еще ДО НАЧАЛА ФОНАЦИИ, то есть пения…!?

Общие нюансы ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ…

Таким образом, сначала необходимо начать певческий звук в положении ЕСТЕСТВЕННО-РЕЧЕВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГУБ, естественно-речевой АРТИКУЛЯЦИИ, а уже ПОТОМ, МОЖЕТ БЫТЬ, делать «зевок», если Вы так уж хотите его делать!

Кроме этого, если гласные строятся в ГЛОТКЕ, на слогах ЗАДНЕСМЫЧНОЙ группы СОгласных фонем (ГА, КА, ГЭ, КЭ, ГИ, КИ, ГО, КО…), в районе голосовых складок, то при пении их можно получить НЕ ИСКАЖЕННЫМИ, а ЕСТЕСТВЕННО-РЕЧЕВЫМИ, как в словах «ГАля», «ГИра», «ГОша». «КАтя», «КОля» и т.д.

Если говорить о РОТОВОМ формировании ГЛАСНЫХ, как в словах «Валя», «Виля», «Маня», «Зоя» и т.д., то они НА СЛУХ ЗВУЧАТ ОДИНАКОВО, как и в ГЛОТОЧНОМ варианте, и различить их НА СЛУХ НЕВОЗМОЖНО. И, тем не менее, это РАЗНЫЕ ОБЛАСТИ формирования гласных и это можно и УСЛЫШАТЬ, и ОЩУТИТЬ САМОМУ, если приставить свою руку «лодочкой» ото РТА к УХУ в момент фонации. Можно и самому это увидеть, если посмотреть в ЗЕРКАЛО на СВОЕ ЛИЦО, НА СВОИ ГУБЫ в момент пропевания гласных. Разница же этих двух вариантов ОГРОМНАЯ! ГЛОТОЧНОЕ формирование «садит» ГЛАСНЫЕ на ОПОРУ, на ДЫХАНИЕ, а РОТОВОЕ СНИМАЕТ гласные с ОПОРЫ, и с ДЫХАНИЯ. Первый вариант – это путь РАЗВИТИЯ голоса, а второй – это путь в ДЕГРАДАЦИЮ. Итак, начнем по порядку…

Сергей Богаченко


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика