Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Художественный анализ картины Пьера Огюста Ренуара «Обнаженная»

В 1876 году Ренуар пишет одно  из самых ярких своих полотен  — «Обнажённая» (рис 1), оно также имеет название «Нагая женщина, сидящая на кушетке», «Анна» (по имени натурщицы), «После купания». Но, на мой взгляд, наиболее подходящее название для этой картины «Жемчужина». Оно наиболее близко к образу, который воплотил художник. Что это за образ и какими средствами он достигнут я попытаюсь рассказать в данной работе.

Иллюстрация “обнаженная приложение ” (Рис 1. “Обнаженная” Пьер Огюст Ренуар, 1876 г.)

Описание

Произведение написано в одном из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков — Импрессионизме (от impression «впечатление»). Размер картины 92 х 73 см. На картине изображена знаменитая французская натурщица Анна, которую художники часто называли «прекрасная Анна». Она сидит в пол оборота на кушетке, обнаженная, прикрывая грудь, ее голова повернута к зрителю, темные волосы убраны наверх в пышный пучок, но одна прядь выбилась из основного объема прически, спустилась по шее и спряталась за телом, челка немного прикрывает лоб. На щеках румянец.  Она с легкой улыбкой и лучезарными глазами смотрит на нас. Другая рука легко лежит на коленях. Ее ноги видны лишь до икр.  Модель сидит на белой ткани, повторяющей изгибы мебели. На заднем плане видны вещи и предметы гардероба,  небрежно раскинутые по сторонам и лежащие на кресле, например голубовато-зеленое платье, отделанное лентами. Оно подчеркивает современный характер композиции, — эта конкретика делает картину смелой и вызывающей, вписывает ее в историю не только искусства, но и нравов. Темный фон пробивается из-за светлых одежд.

Эту картину М.С. Лебедянский справедливо причисляет к жанру портрета обосновывая это тем, что ей присущи основные черты этого жанра, включая главную — раскрытие индивидуальных особенностей модели. Чтобы подтвердить данный тезис подробно подробнее опишу деталь на которой сделан акцент — лицо. Мы видим неповторимые черты модели: округлость лица, пухлость щек и губ (выполнены естественным персиковом цветом), они сомкнуты, говоря тем самым о какой-то скромности, открытые серо-голубые глаза наполненные блеском, светятся искренностью, они выполнены трепетным, колеблющимся мазком, который создает игру жизни, пышные ресницы, которые художник немного утрирует, подводит темным сине-коричневатым оттенком верхние и нарочито подчеркивает нижние, так создается ощущение открытости и хрупкости, темные брови снивелированы и не сильно контрастируют со светлой кожей модели, тонкий нос с закругленным кончиком подчеркивает идею мягкости образа. Огюст Ренуар ставит множество бликов заставляя лицо натурщицы сиять, кожа пышет здоровьем, румянец на щеках может свидетельствовать о детскости, невинности, смущении. Это своего рода  психологический портрет передающий сложный эмоциональный настрой модели, которая хочет нравится и в то же время проявляет аккуратность и  целомудрие в своем поведении и манерах.

Ренуар создает образ безграничной женственности, естественной красоты, лишенной мифологического флера. Художнику важно показать мимолетность момента, суету внешнего мира и вечную всеохватывающую силу женской привлекательности и одухотворенности. Ему удается в жанре ню написать настоящий портрет, обнажая девушку он лишь открывает нам ее душу, а не тело. Художник пишет аккуратно, ему хочется сохранить чистоту и непорочность Анны, возможно ее стыдливость.

Композиция

Для начала разберу композицию, так как это наиболее обширная часть, определяющая смысл полотна. Композиция этой картины открытая. Здесь присутствует глубина, она выражена через цвет и свето-теневые отношения, о которых будет говориться позже, прямая перспектива, которая говорит нам о телесности и вещественности, гуманизме и антропоцентричности. Вертикальный формат придает полотну повышенную эмоциональность, возвышенность. Через положение рук, написанные словно вскользь одним-двумя мазками украшения, поворот лица, прическу, расположение тканей за моделью и наклон тела, темные вкрапления на платье, активные цветовые пятна художник создает диагонали. Работая как одно целое, они останавливают внимание зрителя и акцентируют его в месте, предельно важном для художника- лице. Исходя из этого можно снова утверждать, что мы имеем дело с портретом. Автор также, будто веер, разворачивает перед нами общий сюжет, рассказывая историю, помогая нашему взгляду правильно плыть по пространству картины. Так, все начинается с икр ног, затем переходит к бедрам, торс девушки, и заканчивается это раскрытие вертикальными ритмическими полосками обивки кушетки, нивелирует этот обрыв белая ткань, которая заходя за фигуру, возвращает нас к началу этой жемчужной раковины. Эта картина необыкновенно пластична. В ней присутствует S-образное или зигзагообразное движение, которые придают картине текучесть, нежность, шарм и очарование. В то же время само тело богато по пластике. Все анатомические особенности усиливают общее впечатление. Например теневая линия на руке перетекает на плечо, трапецию, оттуда на позвоночник, переходя на ягодицы, и завершается в области бедра. И все эти движения наполнены мягкостью и умиротворенностью. Так, в балансе находятся многие аспекты композиции, приводящие полотно в движение, наделяя своей собственной жизнью и направляя зрителя к той самой жемчужине,  которую  изначально задумал автор.

Импрессионизм

Необходимо сказать о художественном направлении, под влиянием которого написано это произведение, а именно, как уже говорилось ранее, импрессионизм. Характерность его заключается в том, что будучи искусством в известной степени манерным и маньеристским, сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения. Действительно, художник не преследует цель отразить какие-либо социальные проблемы, полотно показывает лишь позитивные стороны жизни, важным здесь становиться внутреннее состояние натурщицы. Картина становится предметом созерцания, а не призывом к действию. Но как у любого художника в живописи Ренуара есть свои особенности. Так, например, устремления художника были сосредоточены, как и у Делакруа, на приемах прозрачного письма. Однако при обилии прозрачных, полупрозрачных и корпусно положенных красочных слоев, виртуозной, «мягкой» живописной кинетики, структура его картин имеет очень мало общего с системой живописи старых мастеров. Это идет вразрез и с письмом многих импрессионистов, приветствующих буйство плотно положенных ярких оттенков.

Цвет

Все же влияние современных течений нашло отражение в использовании Ренуаром цвета. Колорит здесь очевидно тональный. Данная картина основана на контрастах. Это заметно по цветовой гамме, использованной живописцем. Холодному фону противопоставлена теплота кожи девушки. С точки зрения семантики это можно трактовать как соотношение жизни человека и сиюминутности и малозначительности его материального окружения, мирской суеты. Глядя на картину, зрителю сразу становится понятно, что важно для автора. Задний план представляет собой темные куски. Они не однотонны, в них присутствуют оттенки зеленого, бирюзового, голубой фц. Во  фрагменте за спиной больше использованы оттенки красного, краплака и фиолетовые. В нижней части великолепно сочетаются фиолетовый, пурпурный, оранжево-желтый, темно-синий и кадмий. Платье выполнено в более светлых оттенках. Здесь палитра разнообразнее: голубые розовые желтовато-охристые и травянисто-зеленые мазки создают игру света и тени , вовлекая зрителя в свой динамичный танец. При этом ткань, на которой сидит девушка, более теплая по колориту. Изысканно в приглушенных пыльно-розовых и зеленоватых тонах сделана спинка кушетки. Ренуар кладет ярко-оранжевую краску под основной цвет, и он, пламенея, вырывается из под красочного слоя, насыщая этот предмет мебели жизнью. На этом фоне очень выразительно смотрится живое трепетное тело. Для этого эффекта автор использует теплые краски разной насыщенности. Нежные пурпурные оттенки изгибов тела лежат рядом с плотными светло-желтыми мазками. Они будто перетекают по форме, преломляясь на свету и вбирая в себя безграничное множество цветов, которые дополняют и подчеркивают друг друга. Цветом выделены основные акценты: лицо, плечо, грудь и рука, ее прикрывающая, бедро. Здесь уместным считаю привести слова Я. Тугерхольда:

«…И, несмотря на полнокровную пухлость Ренуаровских nus, в них не угадывается алая кровь Рубенсовских тел, и кажется, что они непременно угаснут с закатом, сольются с сапфирами ночи, разнесутся золотыми молекулами в воздухе…«[1]

Свет

Свет очень важен для импрессионистов. Здесь основной источник света направлен на лицо модели, он растворяется все, приближаясь к бедрам. Часть волос освещена, другая находится в тени и абрис выполнен красными оттенками. Элегантно подсвечена грудь, это создает ощущение ее полноты.  Автор полностью следует законам воздушной перспективы, затемняя ноги, правую руку и часть спины. Свет использован естественный, что подчеркивает нежность и живость образа. “В световоздушной среде Ренуар ищет эффекты взаимопроникновения цветов, однако в тесном и темноватом помещении на тело модели ложится не открытый солнечный свет, а холодноватый сумрак комнаты, рождая на коже изысканные и неожиданные красочные эффекты” , — пишет А. В. Петухов в своем анализе для  ГМИИ им. А.С. Пушкина. Интересно, что тени под моделью не выражены, почти отсутствуют. Таким образом создается ощущение легкости, непринужденности. Очень важную роль играют рефлексы. Художник не боится использовать зеленые, фиолетовые и красноватые оттенки для рефлексов в своей работе. На этой почве “Обнаженная”  подверглась критике после того, как она была выставлена на второй выставке импрессионистов в 1976 году. Так, Альбер Вольф писал по ее поводу в газете «Фигаро»:

«…попытайтесь объяснить г-ну Ренуару, что женское тело — это не кусок мяса в процессе гниения с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые обозначают окончательное разложение трупа!»

Именно так воспринимала часть критиков импрессионистическую манеру раздельного наложения мазков чистого цвета. Можно предположить, что так Ренуар попытался передать связь между двумя мирами, публичным и личным. Что и тот и другой накладывает яркий отпечаток на личность в целом, но скорее всего, это лишь средство выразительности в рамках художественного направления. Безусловным считаю то, что свет здесь объединяет главное и второстепенное, фон гармонирует с передним планом. Этому способствует один источник света и внедрение цветов обстановки комнаты на кожу девушки и наоборот.

Фактура и техника

Перейдем к анализу фактуры и техники, использованных в этой работе. Лебедянский писал так:  “Вся картина написана разными приемами. Фон составляют различные вещи. Они изображены открытым мазком, так, что зрители видят движение кисти в изображении фактуры различных тканей и цветной обивки мебели. И контрастом к этим стремительно написанным тканям, к этому холодному по общему колориту фону выглядит плотное, гладкое письмо, каким Ренуар пользуется, изображая фигуру Анны”[2]. Хочется дополнить, что художник не старается прописать весь холст, он прокрывает некоторые куски лишь одним слоем краски, это встречается на периферии работы. Несмотря на то, что такая техника увеличивает светоносность красок, они все равно не выбиваются из общего тона. Этот прием добавляет ритмики и живописности и не спорит с плотно написанной женской фигурой. Ренуар использует живой и свободный мазок, который позже назовут «проворной одухотворенной кистью». Натуру же художник пишет скользящими мазками, накладывая их один на другой так, что они просвечивают и переливаются, сообщая краскам насыщенность и светоносность. Мастер играет на контрастах, изображая единым пятном фигуру и эскизно, будто живописным наброском, антураж комнаты. Важным для понимания образа является тот факт, что художник отказался от четкости контуров и традиционной моделировки формы, так достигается поразительное ощущение жизни прекрасного тела богатством цвета[3]. Этот прием был характерен для живописи импрессионистов. “Они осознавали, что человеческий глаз — это замечательный инструмент. Стоит лишь дать ему намек, и воображение зрителя построит цельную форму. Однако нужно знать, как смотреть на такие картины. Люди, впервые попавшие на выставку импрессионистов, непременно утыкались носами в картины и не видели ничего, кроме мешанины случайных мазков кисти. Поэтому-то они и думали, что художники — сумасшедшие”[4]. Подводя итог, хочу обобщить вышесказанное. Исключительно разнообразны мазки краски, положенные кистью Ренуара. Постоянное их сопоставление — то полупрозрачных, то корпусно положенных, обусловленное движением кисти, лепящей ту или иную форму, фактурным построением изображаемых предметов, колористическими или валёрными особенностями конкретного участка картины,- создает ту неповторимую живописность, которой проникнуты полотна мастера. Живопись Ренуара превосходна не только в светах, как, например, у Клода Моне. Ренуар стремится передать игру глубоких прозрачных тонов в тени. В результате своих поисков он создал не характерную для своего времени, но необычайно выразительную и красивую технику живописи, сочетающую фактурно положенный мазок и лессировку.

Заключение

Таким образом, я проанализировала основные моменты, которые, на мой взгляд, важны для понимания образа картины “Обнаженная”. Так, композиция и свет помогают сконцентрировать внимание зрителя на лице модели, на позе, защищающей нежное молодое тело. Они акцентируют детали, такие как украшения, добавляющие образу блеска, хоть он и не сравниться с сиянием кожи и глаз. Цвет позволяет нам отделить истинную красоту человека от его повседневной оболочки (пышное платье, раскинутое на кресле). Фактура и уникальная ренуаровская техника прозрачного письма наполняет образ жемчужными переливами. Все эти приемы были использованы для того , чтобы наиболее точно передать ощущения автора, его размышления о настоящей женственности, изысканности, элегантности человеческой теплоты и обаяния, запечатлеть момент, который вдохновляет на созерцательность и любование простыми мелочами, которые так часто ускользают от нас в быстром темпе современного образа жизни.

Татьяна Мирошникова

Литература

  1. Гомбрих Эрнст, История искусства. — М.: Издательство ACT, 1998.- 509 с

  2. Лебедянский М.С., Портреты Ренуара. — М.: Изобразительное искусство, 1998. -176 с

  3. Я. Тугендхольд, Нагота — во французском искусстве, «Аполлонъ», No 11, 1910

  4. Вельфлин Генрих, Основные понятия истории искусств. — М.: Издательство В. Шевчук, 2017.- 312 с

  5. Волков Н.Н., Цвет в Живописи.- М.: 1965.- 246 с

    _________________________________________

[1]Тугендхольд Я., Нагота — во французском искусстве, «Аполлонъ», No 11, 1910

[2]Лебедянский М.С., Портреты Ренуара. — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.

[3] То есть на лицо использование живописности, а не линейности, следовательно можно говорить о чувственности изображения, заложенной уже самой техникой.

[4] Гомбрих Эрнст, История искусства.- М.:  Издательство ACТ, 1998.- С 366.


1 комментарий

  1. Инга

    Действительно, сколько раз смотрела на эту картину Ренуара и только сейчас
    представила Анну «жемчужиной» в перламутровой раковине… Неожиданный образ! Спасибо за интересный рассказ.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика