Вдохновенно служа высокому искусству кино и театра, народная артистка России, Вера Витальевна Глаголева, на протяжении своей яркой творческой жизни жила мечтой служения и сотворчества со своим любимым и благодарным зрителем.
Магия таланта и обострённое чувство правды жизни у личности большого артиста освещает сердце и захватывает силой проникновения в трудности и печали наших судеб. Нередко заставляя говорить все струны нашей души и помогая оставаться Человеком Долга и Чести. Нередко, раскрыть или отыскать в себе то лучшее, что затаилось в глубинах памяти как далёкая мечта…
Таким ярким самобытным талантом чувствовать, сопереживать и действовать обладала и Верочка Глаголева. Это была пронзительная сила чувств и переживаний, передаваемых в жизненной мудрости сопричастной с образом не только её киногероинь, но и узнаваемой в её современницах. Эта хрупкая женщина удивительной красоты душевных качеств, высочайшего мужества и воли, радовала своё окружение проявлением своей неординарной личности.
Верочка Глаголева (1956-2017)
Она заявила о себе как о талантливой актрисе, дебютируя, вчерашняя школьница, в фильме режиссера Родиона Нахабетова «На край света…» (1975). Всегда рядом, уже как его супруга и единомышленник, продолжала сниматься в его нескольких лентах, всегда покоряя зрителя искренностью и глубоким проникновением в судьбы своих киногероинь. Особенно близок её душе был образ учительницы Нонны Юрьевны в ленте Р. Нахабетова «Не стреляйте в белых лебедей» (1980). Сценарий, созданный по мотивам романа фронтовика-писателя Бориса Васильева, отражал его раздумья о корнях и роли творческой одарённости в судьбах людей.
По словам кинокритиков, Вера обладала не просто киногеничной внешностью, но и уникальным актерским типом: хрупкая девушка, которая имеет скрытую силу и цельность, ломкую пластику, точность «психологического жеста» — благодаря своей необыкновенной интуиции и врождённому артистизму.
Она родилась в 1956 году в Москве, в семье учителей Виталия Павловича и Галины Наумовны Глаголевых.Семья вместе с детьми,
Борисом и Верой, жили в ГДР — ныне Германия (1962-1966 гг.), где родители работали в школе при группе советских войск. Школу Верочка закончила в Москве.
Путь к достижению квалификации мастера спорта по стрельбе из лука, в юности — она входила в команду юниоров Москвы, воспитал в ней волю к победе и самодисциплине. Видимо это умение сконцентрироваться, не потерять себя в жерновах испытаний преодолением и помогало Верочке в непростых буднях жизни. Её не сломало ни расставание со своим супругом, ни трудности воспитания обеих дочерей. В прощальном письме своему Родиону она благодарила его за счастливые, принадлежащие им годы и благословила его на счастье творчества, не важно, что уже в другой семье.
Вера Витальевна оставалась в одной из самых трудных профессий, профессии актрисы кино и театра. А вскоре сумела раскрыть свой удивительный талант кинорежиссёра, сценариста и продюсера.
Ей были подвластны как драма и мелодрама, так и комедия. Однако, она ещё долго жалела, что не прошла театральную школу Анатолия Эфрона, у которого снималась в его фильме «В четверг и больше никогда» (1977), в полюбившейся ей роли Вари. Возможно из-за боязни подвести режиссера в следствии «непрофессионализма», что и не позволило ей принять предложение работать в его Московском драматическом театре на Малой Бронной.
В 1970-х — 1980-х гг. Вера много снималась в кино. Зритель горячо принял её образ и актерское амплуа — хрупкие, возвышенные и поэтичные, но вместе с тем, это духовно сильные и самостоятельные женщины. Широкая популярность к актрисе пришла в 1985 году, после выхода на экраны мелодрамы Виталия Мельникова «Выйти замуж за капитана», где Верочка сыграла вместе с Виктором Проскуриным. За роль журналистки Лены в этом фильме она была признана лучшей актрисой 1986 года по опросу журнала «Советский экран».
Зрелость актерского мастерства переросла в желание выражать замысел сценария целостным режиссёрским видением конфликтов и драм в судьбах и коллизиях человека.
Режиссерским дебютом Веры Витальевны стала психологическая мелодрама «Сломанный свет» (1990) о безработных актерах, о горечи невостребованности истинного таланта, где она сыграла роль главной героини. Следующая её работа – это драма «Заказ» — вышла лишь в 2005 году, в ней Вера выступила как автор сценария. Спустя год она сняла мелодраму «Чертово колесо», получившую в 2008 году Гран-при Первого всероссийского кинофестиваля «Золотой феникс» в Смоленске. А в 2010 году в прокат вышел её, наиболее серьёзный фильм «Одна война». Эта лента о трагических судьбах женщин с детьми, рождённых в период Великой Отечественной от немцев, в сложное время окупации. А в 2012 году была снята мелодрама «Случайные знакомые».
Ленту «Две женщины» (2014) по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне» Вера Витальевна создавала уже как сценарист, режиссер и продюсер.
Интересны её театральные работы. Это «Поза эмигранта» (1998, Театр Антона Чехова); «Русская рулетка. Женский вариант» (1999, антреприза «Мосфильм-ТВ»), «Под небом голубым» (2006, Театр-студия под руководством Олега Табакова). А в 2011-2014 гг. она руководила одной из мастерских Театрального факультета Московского института телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО).
Член Союза кинематографистов РФ, она стала обладательницей множества призов российских и зарубежных кинофестивалей. Это были и десять наград за драму «Одна война» («Золотая нимфа»50-го фестиваля в Монте-Карло за режиссуру, гран-при и приз зрительских симпатий на 17-м фестивале русского кино во французском Онфлёре) и др.
Не получив профессиональное образования, она успешно снялась в 68 кинофильмах. Наиболее близки по духу ей были: новогодняя комедия Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша» (1977), где 12-летняя Саша готова все отдать, лишь бы всегда быть рядом с мамой, которую играет Верочка; лента о молодых любовниках, когда знакомство с пожилой парой заставляет их принять наконец верное решение(«Зонтик для новобрачных» (1977); военная драма о любви в ленте «Сошедшие с небес» (1986).
Образы киногероинь, сыгранных ею, объединяло одно свойство, удивительная поэтичность: это и Женька из «Звездопада» (1981) поставленного режиссёром Игорем Таланкиным и отмеченный на Венецианском кинофестивале; и поющая девушка из «О тебе» (1986); и Шура из «Торпедоносцы». (1985). Это и созданные образы в лентах «Зал ожидания» (1998), «Маросейка, 12» (2000) и др.– они оставались в памяти зрителя такими же загадочными и возвышенными. Снималась она и в сериалах, где зрители отмечали её блистательный талант в лентах— «Зал ожидания», «Знаете ли вы, что».
В 1996 году Вера Витальевна Глаголева получила звание заслуженной артистки, в 2011 году – стала народной артисткой России.
Обладая несокрушимой силой воли и цельностью Мастера своего дела, Верочка всегда оставалась трепетной матерью для своих девочек, оберегая их любовью и нежностью. Во время коротких перерывов между съемками, дозванивалась им, подбадривала и обещала совсем скорую встречу дома. Они так и выросли, понимающие трудности и сложности профессии своей мамы, всегда готовые её поддержать и даже защитить.И были счастливы за свою мамочку, когда после замужества, в дом вошёл очень добрый, любящий и красивый человек, Кирилл Юльевич Шубский, а особенно, когда появилась в семье сестричка Настенька.
Счастье быть рядом со своими близкими
Дети росли, старшая дочь Аня стала художником, а Маша была принята в труппу балета Большого театра. Настя закончила ВГИК. Выбор жизненного пути во многом был предопределён советами и пожеланиями мамы, помогающие искать её девочкам своё предназначение.
В феврале 2017 года в рамках Международного кинофестиваля, на кинорынке был презентован новый остросоциальный проект режиссёра Веры Глаголевой «Глиняная яма» («Не чужие») по одноименной пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой, но он оказался в творческой судьбе Верочки последним.
Вера Витальевна ушла, не простившись и внезапно, в августе 2017 г., под Баден-Баденом, в германской клинике Шварцвальд-Бар при университете Фрайбурга, куда ранее прилетела на обследование. Покидая съёмочную площадку своего последнего фильма, сказала коллегам:
«… я ненадолго, только уточню кое-что»
По словам близких, она ушла из жизни после продолжительной болезни, но для всего окружения это было неожиданной и бесконечно трагичной утратой.
Владимир Путин назвал уход актрисы Веры Глаголевой невосполнимой потерей для нашей культуры. В официальной телеграмме, опубликованной на сайте Кремля, президент выразил глубокие соболезнования её родным и близким со словами: «Вера Витальевна Глаголева была замечательным, талантливым человеком. Её творчество знали, ценили, любили миллионы людей, а коллеги видели в Вере Глаголевой настоящего Мастера, бесконечно преданного высокому искусству и своему делу. Её кончина – невосполнимая потеря для всей нашей культуры. Но с нами останутся сыгранные Верой Витальевной роли, добрая и светлая память о ней»
По слова коллег, Верочка была замечательным, очень жизнерадостным, очень оптимистичным человеком. Её сильному характеру была присуще сдержанность, которая не позволяла ей делиться своими проблемами и трудностями.
Последний, не законченный фильм Веры Витальевны, «Не чужие», завершили её коллеги по съёмочной команде, осуществив его премьеру в 2018 году. По словам продюсера ленты, Натальи Ивановой — это современная социальная драма о нашей жизни. Прежде всего, о том, какую цену мы платим за любовь и веру в неё. Это повествование о традициях и непростых межнациональных отношений, о гуманизме и многом другом. Пьеса «Глиняная яма» была известна на театральных подмостках, но её киноверсия отличалась по финалу. Он для судеб своих героев, матери и её двух дочерей, оборачивался уверенностью, что жизнь у них должна обязательно наладится.
Желание продолжить сьемки своего фильма в Казахстане были связаны и с судьбой семьи Веры. Её дед по материнской линии — герой гражданской войны, а в мирное время конструктор скоростных поездов, в декабре 1937-го был арестован.
Только в 1956 г., после реабилитации деда, семья узнала о подробностях этой семейной трагедии. Как английского шпиона его приговорили к десяти годам без права переписки, а в через год он был расстрелян. Бабушку, его супругу, по профессии врача, отправили в АЛЖИР — Акмолинский лагерь жен изменников родины. Их детей, Верочкину будущую маму с её сестрёнкой, воспитывали дедушка с бабушкой по линии матери.
К большому сожалению для всех, в рассвете сил, Верочка ушла от нас в возрасте 61 год. Многие планы её остались нереализованными, а проекты – незавершенными. Прозрение и осознание истины в трудных коллизиях жизни несла своим творчеством Вера Витальевна сердцу зрителя.Она обладала чувством неимоверного участия к людям и служила им всей силой своего многопланового таланта, поразительной интуиции и высокой гражданственности актрисы и кинорежиссёра. Свет её доброты и сострадания к человеку в её фильмах вселяли веру в завтрашний день, помогали желанию избавиться от последствий стресса социальных трагедий. А для многих и от страданий, от боли жестоких потерь близких на Великой Отечественной войне, от бремени непоправимых ошибок и не только. Великое искусство, через осознание и постижение своего времени, давало им силы строить свою судьбу. Жить мечтой о будущем с человеческим лицом.
Верочка Глаголева, её творчество остались навсегда не только для близких и друзей, но и точкой опоры в судьбах горячо любящего её зрителя. Она как свет путеводной немеркнущей звезды освещает непростые пути, надежды и мечты её современников в нашем сложном, и нередко, противоречивом мире.
комментария 2
Инга
13.07.2020Спасибо Римме Кошурниковой за серьёзные уточнения, но статья автора, посвященная не простой жизни всеми любимой Верочки Глаголевой, написана с такой сердечной теплотой, искренностью и любовью, что безусловно заслуживает благодарности.
Римма
06.07.2020Автор публикации допустила серьезную ошибку: режиссер фильма «В четверг и больше никогда», где снималась Веря Глаголева, — Анатолий Эфрос и главный режиссер театра на Малой Бронной!.. А упоминаемый автором Анатолий Эфрон никогда не существовал, известен — Сергей Эфрон — муж Марины Цветаевой, и Георгий Эфрон — их сын, погибший в 19 лет!..