С Богом и чёртом не шутят
21.08.2020
/
Редакция
Каким бы вы не являлись современным человеком, но принципы-традиции стороной не обойдёшь. Мама и бабушка, школьные педагоги, в голос утверждают, что писатель не имеет право на две вещи: матерщину и аморальное поведение. Писатель, врачеватель души и светлый образчик, сегодня превращается, к сожалению, в нечто такое, что показать можно лишь узкому кругу людей. Вот приобрёл я роман-фантасмагорию Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад» и, честно сказать, разочаровался. Расхваленное собратьями по перу произведение годится разве что для затыкания дыр в стенах, как написал сам автор З.П., будучи там персонажем автобиографичным и невероятно честным. Матерщина в романе сочетается с постоянным призывом к Божией помощи. Что это: жанр в рамках стёба или сознательное подрывание ценностей? Я уверен, что столь ярое «письмо» не оценили бы и не благословили православные священнослужители. И не включить писателя с обсценной лексикой в школьную программу.
Обращаюсь к жанру, фантасмагорическому, обозначенному вымыслом – вряд ли в нём стоило отображать серьёзные события, происходящие на Украине и на Донбассе, в Народной Донецкой Республике в особенности. Стёб и фантазия известного писателя Захара Прилепина, как неразделимые «понятия», мирно сосуществуют на страницах романа «Некоторые не попадут в ад». Я совсем не склонен проявлять неуважение к творцу этого произведения, но ведь он проявляет таковое к действующему военному конфликту, где гибнут люди с той и другой стороны. Куда проще и лучше, на мой взгляд, было построить работу в жанре фантастики, арт-хауса, как создана оригинальная кинокартина «Кин-Дза-Дза» – к ней во многом не придраться.
Что на самом деле происходило в то время, когда погиб глава ДНР Александр Захарченко рассказывает роман-фантасмагория З. Прилепина «Некоторые не попадут в ад»? Я сомневаюсь, что писатель Захар поднимает достоверный пласт, где описывает события от первого лица. Я бы сам хотел узнать, что происходило и происходит на Донбассе из подтверждённых документов, с печатями и письмами очевидцев. Ни писем, ни приложенных документов, как это было показано у А. Солженицына в «Архипелаге Гулаге», только собственно рассказ Прилепина-офицера, который почти не находится на передовой и в основном обедает в дорогом ресторане вместе с Захарченко. Ополченцы часто пьют водку, закусывают тем, что привёз и купил на свои деньги Захар Прилепин. Ополченцы показаны весёлой компанией, которая словно приложена к «Бате» – так глава ДНР назван в романе. Дружные ребята со звонкими позывными мало о чём беспокоятся, потому что с ними огромный русский писатель Захар Прилепин, пообещавший за них заступиться перед «Императором» – так назван Президент РФ В.В. Путин.
Книга не документ, автор фантасмагории имеет право на вымысел, он охотно вводит в роман неких военных специалистов, которые оказывают помощь силам ДНР в организации обороны. Связь с Кремлём происходит через Прилепина, поставка оружия – тоже с помощь писателя. Свою семью Захар перевозит на Донбасс на некоторое время, потому что там безопаснее, чем в Москве, поскольку на пороге родной квартиры объявляются недоброжелатели – разольют они кетчуп или разобьют стекло в машине, зальют клеем замочную скважину и т.д. В это с трудом верится, если знаешь: поехал Захар на Донбасс туристом, а тот «проходной двор», который он описывает – авторский вымысел.
Я работаю в школе, забыли?
На улице идёт дождь, работа на пришкольном участке отменяется. Начался обед, быстро перекусив, занимаю свободное время чтением новой книги. Беру стул, выношу под навес во внутренний двор, представляющий склад «боеприпасов» в виде старых парт, стульев, стройматериалов – и погружаюсь в чтение книги. Есть у Прилепина оригинальный стиль, как вид грецкого ореха в тонкой кожуре, который встречаешь на юге России, у писателя мощная и одновременно утончённая манера подачи образа. Работает как из пулемёта автор словами и фразами, составляя их в единое целое, а затем даёт последний залп из миномёта – одним глаголом или целой мыслью, заключительной частью метафоры, «уложенной» после тире, как говорится. Я уважаю прозу этого писателя, в чём-то разделяю его мысли и переживания, невзирая на стёб (вдруг это защитная реакция?), он импонирует мне как сильный человек и заявленный деятель, но школьникам я пока что не могу похвастать этой находкой. Прилепинская проза, что кумыс, который много не выпьешь из-за расстройства желудка, точно кофе, который не любишь до поры до времени, но пьёшь постоянно в компаниях, где это принято. Его изложенные мысли в романе я сравню с нерельефным культуристом, мечтающим однажды улучшить качество своей массы. Я бы встретил этого человека и писателя, обязательно пожал бы ему руку за то, что он смел и не сбивается с пути, ни чьё мнение не лишает его сил и задора.
Я защищаю в Захаре Прилепине писателя, прежде всего, способного человека, радеющего за Родину. Он – ветеран чеченской войны и известная в России личность, лукавить ему не пристало в этой сфере. Да, частенько сквернословит, вспоминая Бога всуе, забывает о чувствах Богородицы, но если по-другому нельзя, не поймут коллеги или читатели? Трудно, практически невозможно, представить в произведениях о войне у Л.Н. Толстого или М.А. Шолохова матерщину, хотя я думаю, они слышали её немало, тем более, что описывали людей разного происхождения и положения.
С книгой Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад» я ловлюсь на рабочем месте в школе и в социальной сети, когда выкладываю пост. Директор школы сразу обращает внимание на ярлык «Содержит нецензурную брань» – не ругает Валерий Владимирович, а делает замечание безлично:
– Ругаться некрасиво!
Обрастает комментариями пост в социальной сети «Вконтакте». Знакомый журналист обещает показать короткую хвалебную заметку Николаю Михайловичу Трегубову – моему литературному наставнику.
О Прилепине мы не спорим с Трегубовым – как писатель и неординарная личность Захар состоялся более чем. А вот после моих крупных публикаций: «Красного лотоса» или «Последнего рассвета» – Николай Михайлович ожидает романа о настоящем времени, трудном для понимания уходящему поколению. Он, как редактор и духовной отец, буквально требует большого и честного произведения о подростках, их нравах, также о людях, которые значат в их жизни. Где заканчивается кумир, и начинается здравый смысл. Глаза Трегубова влажнеют, когда он переходит в проекцию моей личности в жизни города и страны, наставник хотел бы, чтобы я не ударил в грязь лицом, а нашёл своё место, недаром он упоминает обо мне на литературных собраниях объединения и говорит на мероприятиях Союза писателей России.
Помню, прозу и деятельность Захара Прилепина мы обсуждаем с русским писателем и учёным Петром Фёдоровичем Алёшкиным – генеральным директором общероссийского журнала «Наша молодёжь».
– Как человек и деятель Прилепин на редкость крепкая личность, ветеран чеченской войны всё же, а как писателю – ему нужно поучиться, безусловно! – заключил тогда Пётр Фёдорович. – Многие знакомые писатели, которых я читаю и знаком лично – пишут намного лучше, чем Захар Прилепин, даже гении есть среди них, но крупный издатель их игнорирует?..
Православный священнослужитель, которому я позваниваю и доверяюсь – служит-проповедует в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», недалеко от школы, где веду иностранный язык; он комментирует писателя Прилепина специально для меня, во-первых, я единственный, кто спрашивает о нём, а во-вторых, батюшка сам кое-что прочитал у З.П., и молчать не может:
– С Богом и чёртом не шутят, Виктор, это чревато последствиями, как минимум. Это какая-то азартная игра – ты веришь до последнего, что тебе не воздастся, Бог простит шалости. Писателю Прилепину нужно решить несколько задач – и не во всех ответы будут богоугодными. Мы чем-то жертвуем ради амбиций, мечты или даже простейшего. Я лично верю, что у Захара получится спасти душу и остаться востребованным! Какой ещё относительно молодой писатель-современник так интересен стране? Ну, может, Сергей Шаргунов – у него отец православный священник, кстати.
Захар Прилепин остаётся для меня загадкой, которую я со временем отгадаю, надеюсь. Познакомлюсь с другими его громкими романами и могучими выступлениями. Его успехи не обойдут стороной ничьи принципы – за ним наблюдают люди разной величины, как выясняется в работе «Некоторые не попадут в ад». Я порадуюсь за него снова и скажу себе, мол, вот это славный мужик – талантливый, боевой, праведный. Передавайте ему доброе слово – я за него молюсь!
Спаси Господи!
P.S.: Я прослезился и задумался, когда в романе прочитал о смерти Александра Захарченко – автор описал кончину главы ДНР художественно, с великим грустным чувством. Как брат родной был Прилепину этот малознакомый Захарченко, я в это поверил! Есть изюминка в романе и в самом человеке З.П., несомненно, есть!
комментария 3
Александр Зиновьев
30.08.2020Наверное как славянину и русскому и много читающему и самому пишущему, мне и важно и заботливо, чтобы не один Евгений Прилепин и Шаргунов, да пятиколоночник Быков вились как мухи над читающей (сильно сократившейся за последние тридцать лет) публикой. И уже мы начинаем думать, ну хоть кто-то. А в целом безусловно не просто жаль, а горько жаль, что сместились, сползли куда-то и во что-то пристрастия и к этому добавилось уж совсем мной неприемлемое — неисполнительность и недержание СЛОВА! В общем перефразируя ещё не забытое «Чума на оба ваших дома» — как-то не хочется ЭТОЙ чумы, но она есть! Литераторов, писатель Сегодня не слышен. Более того, в том амплуа, в котором для русского читателя всегда во дни СССР был писатель (поэтом можешь ты не быть…) мы ему отказали и он (как пролетарий) перестал быть и даже перестал казаться! И само государство от не го, писателя отказалось!
Евстолия
29.08.2020Очень хорошо охарактеризовал его как человека,покойный Эдуард Лимонов.Поэтому ничего удивительного нет.Ловит струю,изменится струя,изменятся и его произведения.Только кому они будут тогда нужны.
Александр
21.08.2020Беда в том , что земля уже не рождает писателей от земли. Да, другие времена, другие нравы и другие личности.Искусственно созданные и чем-то оплаченные.Не принесёт такая литература для души ничего. Как не приносит современное кино, театр, эстрада.Для кого они пишут? Для узкого круга, способного растиражировать такие труды на всю страну, и даже за рубежом.