Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Партитура страха. Герои Агаты Кристи на сцене Театра Олега Табакова

10 сентября в Театре Олега Табакова состоялась вторая премьера сезона – спектакль «И никого не стало» по одноимённой пьесе Агаты Кристи в постановке Владимира Машкова.

Это ужасный ужас! Не устаёт холодеть спина! Но зато — какая гармония, слаженность, ритм, какой актёрский ансамбль!

Эта задумка в портфеле желаний Машкова хранилась давно, конкретно он озадачился этой идеей сразу после прихода в Театр Табакова в качестве художественного руководителя два года назад.

«Нам повезло, — говорит он, — правообладатели нам эту пьесу играть разрешили, а они серьёзные, смотрят, кому отдают в руки. Поэтому мы приложили все усилия, чтобы им понравилась наша задумка. А от зрителя, по словам Агаты Кристи, нужно только одно – чтобы он смотрел, слушал и чувствовал»

10 ведущих актёров театра, ещё десяток молодых актёров и студентов Школы Табакова, костюмы времён сдержанной английской моды начала сороковых прошлого столетия от Валентина Юдашкина (это его вторая работа здесь после «Моей прекрасной леди»), пофантазировать в пространстве сценографии Машков попросил знаменитого скульптора Александра Рукавишникова – это его первая работа в театре.

«Спектакль-детектив, — продолжает Машков, — редко встречающийся в театре жанр, жанр сложный, требующий от артиста большого мастерства. Крайние проявления эмоций, которые герои испытывают перед лицом своей и чужой смерти, дают богатейшие возможности для перевоплощения»

Сергей Беляев (генерал Маккензи), Виталий Егоров (доктор Армстронг), Аня Чиповская (Вера Клейторн), Сергей Угрюмов (Блор), Евгений Миллер (капитан Ломбард), Владислав Миллер (Марстон), Алёна Лаптева (Эмили Брент), Яна Сексте (Миссис Роджерс), Игорь Петров (дворецкий Роджерс)

Герои, по словам постановщика, буквально загнаны в угол, и здесь происходит переход от законов человеческой общности к законам стаи, где каждый пытается спастись, оправдавшись или пытаясь уничтожить кажущийся источник угрозы возмездия.

«В героях, — поясняет Владимир Машков, — «тёмные качели» от вины к невиновности раскачивает сильнейший страх. Самые разные его виды мы и исследуем в спектакле. Это интересное, местами жутковатое путешествие»

Поклонники режиссуры Машкова знают, что в работе он – вихрь, жар, требует от актёров стопроцентной отдачи, внимания и включённости.

«Детектив ведь можно поставить очень по-разному, — говорит исполнительница роли Веры Клейторн актриса Аня Чиповская. – Наш спектакль очень энергозатратный, ты должен существовать на безумно высоких скоростях, и на безумно высоком градусе, но при этом не терять чувства правды и быть одновременно с этим правдоподобным. Это очень непростая задача, но очень интересная, потому что бесконечно увлекательная»

Аня Чиповская (Вера Клейторн), Евгений Миллер (капитан Ломбард), Сергей Угрюмов (Блор) и Виталий Егоров (доктор Армстронг)

Народный артист РФ Борис Плотников в качестве приглашённого актёра работает в Театре Табакова с 1996 года, но в спектакле Владимира Машкова впервые. «Мне посчастливилось, — говорит исполнитель роли судьи Уоргрейва, — что мы встретились с таким не просто фанатиком, не просто увлечённым, а суперувлечённым человеком. Владимир Львович внёс сюда опыт своей жизни и увлёк нас всех, и каждый из нас вытаскивал что-то из своего жизненного опыта».

Плотников уверен, что никто из нас не идеален, и каждый совершал разного рода проступки и преступления, хотя бы в собственном воображении, потому и отклик у книг среди читателей и зрителей бывает такой острый. «Кто не слышал, — говорит актёр, — где-нибудь в метро, как иные, разнервничавшись, восклицают: «Всех бы поубивал!» Идеальных людей просто нет. А претензия к промахам других, желание почистить род человеческий – это есть, и у каждого — стремление восстановить справедливость, отбрасывая свои ошибки в сторону. И наша история не просто об остроте коллизий, но о философии жизни».

Владислав Наумов (лодочник Фред Нарракот)

Евгений Миллер тоже в работе встретился с Владимиром Машковым впервые. «Спрашиваете, — говорит исполнитель роли капитана Ломбарда, — даёт ли Владимир Львович актёрам свободу в ходе репетиций? Он настолько чётко понимает чего хочет, что в какой-то момент лучше довериться и поработать с показа, чтобы потом наполнить эту форму своим содержанием, и предлагать что-то своё. Тем более, что в этом спектакле, очень важна ритмика, мы как симфонический оркестр – надо добиваться чёткости, чтобы не разваливалась партитура. Здесь очень важно всем вместе существовать, а потом, уже исходя из этой партитуры, кто-то может сымпровизировать, но чтобы не развалилась общая картина,  поначалу лучше довериться».

Итак, Остров Индейца (речи о негритятах здесь не будет), на сцене 10 героев королевы детектива. Стоит только назвать имена исполнителей – Борис Плотников, Виталий Егоров, Аня Чиповская, Сергей Беляев, Сергей Угрюмов, Евгений Миллер, Яна Сексте, Игорь Петров, Алёна Лаптева, успевший уже стать известным ролями Хлестакова и Давида Шварца недавний выпускник Школы Табакова Владислав Миллер, Владислав Наумов – и сразу разыгрывается воображение. И, если узнать, кто кого играет можно запросто, то сопоставить тотемное животное с тем или иным персонажем – для зрителя интереснейшая загадка.

Дело в том, что Владимир Машков Остров Индейца, который миллиардер  создал для своей любимой, желая ввести её в первородность любви, желаний, страстей, отрезав от мира, и дав всё – от знаний до Истины, решил стилизовать и населить пространство замка десятью тотемными животными.

«Созданные Рукавишниковым образы, — рассказывает Машков, — невероятны по своей художественной ценности, в них вложен весь смысл тотема, который может стать для человека счастьем или бедой. В них вложен смысл перехода человеческого в животное и животного – в человеческое. И получается, что сверхзадача рождается в зале. Мне кажется, сейчас близится эра непримиримости – люди очень быстро хотят расправиться с другими людьми, хотят справедливости для групп людей и для себя лично, но иногда это принимает очень стремительные формы. И вот это, думаю, с пониманием природы человеческого духа, исследовала Агата Кристи – как человек смиряется со знакомым злом, и это зло, которое он совершил, принимает другие формы, практически героические — человек себя оправдывает и живёт с этим оправданием. Потом сталкивается с иной ситуацией – и здесь начинается невероятное столкновение жизни и инстинкта. Мне кажется, очень современные, очень живые предлагаемые обстоятельства – актёры в них уже начинают чувствовать себя, как рыба в воде. И это меня очень радует»

И напоследок, чтобы никто излишне не разволновался и не стал искать ошибки – пьеса написана самой Агатой Кристи по мотивам её же романа «Десять негритят», но с другим финалом.

Кристи считала, что пьеса «И никого не стало» стала началом её драматургической карьеры, хотя ещё в 1930-м она написала имевший большой успех «Чёрный кофе».

Наталья Косякова

Фото: Ксении Бубенец

На фото к статье: Владислав Миллер (Марстон), Алёна Лаптева (Эмили Брент), Виталий Егоров (доктор Армстронг), Сергей Беляев (генерал Маккензи), Аня Чиповская (Вера Клейторн), Евгений Миллер (капитан Ломбард), Борис Плотников (судья Уоргрейв), Игорь Петров (дворецкий Роджерс) и Сергей Угрюмов (Блор).


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика