Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Хорошая драка – признак любви? Студенты Щепки в коридорах МакДонаха

Школа-студия «Булгаковский Дом» п/р Сергея Алдонина и мастерская Бориса Клюева ВТУ им. Щепкина 6 октября представили премьеру – «Сиротливый запад» по одноимённой пьесе Мартина МакДонаха.

Творчество непобедимо априори. С этой неодолимой силой воевать даже не стоит. Творческих людей под замок не посадишь, и маска здесь не поможет тоже. Ну, хотя бы потому, что творить они начинают в сердце, в голове, а потом волна-волнище всё равно всё вынесет наружу.

Так вышло и с этой постановкой.  Артиста Малого театра, педагога по мастерству Петра Жихарева тема пьесы волнует невероятно, он уже ставил её с одним из актёрских курсов, теперь решил обратиться снова.

«Это Евангелие от МакДонаха, — считает он. —  И  очень пронзительное — человек взял и через самопожертвование подарил этому миру чуть-чуть больше любви. Ведь это реально больно — мир, в котором чипсы дороже смерти и жизни. Но даже в этом мрачном мире находятся люди, хоть и тоже падшие, но способные найти в себе силы, пусть и путём такой огромной цены, как цена собственной жизни, всё-таки экзистенциально немножечко улучшить мир».

Матвей Афремов (Отец Уэлш)

Постановщик спектакля Сергей Алдонин хоть и считает, что студентам-второкурсникам (а во время работы над спектаклем ребята только завершили второй курс) такой материал играть рановато, но от работы с ними не отказался. И ребята не подвели, они не только шли за режиссёрами, но сами активно работали над образами тоже, по их словам, энергию черпая от Сергея Эдуардовича.

Казалось бы, такая простая и понятная заповедь людям – любите друг друга, но что они вытворяют, чтобы любовь получить, а потом с нею справиться.

Артём Тверской (Коулмен Коннор)

Оказывается, в поисках любви можно … отрезать собачке уши, плавить фигурки святых, можно … даже стрелять в отца. Так  любви ли ищут герои из ирландского городка? Или только внимания?..

И это хорошо, что ребята-студенты уже вошли в эту воду, попробуют пропустить через себя главную земную тему, и молодым зрителям смотреть и думать оттого, пожалуй, будет легче. Пока ещё совсем не заматерели, не закоснели в том, что сами именуют жестью.

«Нам действительно сложно, — признаётся исполнитель роли Валлена Коннора Владислав Князев, — но работать с нашими режиссёрам — такой шанс! Мне сначала было очень тяжело в это встроиться, что-то найти, но стал искать ключ к моему герою, разбираться, почему он такое творит, зачем. Здесь у всех одиночество, а оправдание – любовь, нет человека, который не хочет любви. Мой герой стремится её получить от любимого братика своими пакостями…»

Артём Тверской (Коулмен Коннор) и Владислав Князев (Валлен Коннор)

Да и братик, порой просто инфернальный, не лучше – адская свистопляска без начала и конца… Но исполнитель роли Коулмена Коннора Артём Тверской уверен, что и это – поиски любви и тепла, которых герой недополучил в детстве.

«Мне на самом деле, — говорит он, — образ Коулмена достаточно знаком, я рос с такими людьми. Я из Саратова и поэтому знаю, что значит быть маргиналом. Хочется сказать спасибо герою, за то, что он такой, какой есть – какой-то нелепый, добрый, никому не желающий зла. Здесь сиротливо, здесь невозможно жить, здесь только умирать можно, и отсюда нельзя вырваться наверх».

Из нелюбви, по мнению Артёма, подняться может только сильный. «И к концу спектакля, — продолжает он, — кто-то из героев вырвется, но кто – неизвестно. Надо думать самостоятельно, это вопрос открытый. Для каждого из зрителей – финал свой».

И правда, всё очень шатко – братья то ли помирились, то ли встанут завтра, и с утра начнут делить конфорку. Насколько осознали, что есть любовь, сделав крест из коробок из-под чипсов?

Владислав Князев (Валлен Коннор)

А студентам нравится искать, примерять, менять и меняться. И каждый раз, они уверены, действо выходит новым. «Приходите – увидите», — приглашают они.

Труднее всего, пожалуй, пришлось Матвею Афремову, исполнителю роли Отца Уэлша. Немолоденький уже, живущий в плену алкоголя священник с тонкой душой – как это сделать 20-летнему мальчику?

«Роль очень отдалённая от меня была изначально, — говорит Матвей. —  Здесь надо быть по-настоящему мудрым, и, конечно же, действительно уметь любить, любить настолько, чтобы принести ради этой любви, ради этого несовершенного мира (а наша история, по сути, проекция мира в целом) такую жертву. Постепенно, постепенно в процессе репетиций образ складывался, но до конца я ещё не дошёл. Я и все мы очень признательны, что нас режиссёры втянули в это».

А любовь в спектакле всё-таки есть – как контраст безумным поискам братьев. Гёрлин – она действительно любит, любит Отца Уэлша, но какой здесь ответ?

«Девчонка эта, — рассказывает о своей работе Арина Суровцева, — далека от настоящей меня в жизни, и, несмотря, что многое от меня ей передаётся, всё равно это другой человек. Спустя несколько месяцев, только сейчас перед выходом на сцену мне один из режиссёров сказал: «Просто помни о том, что ты одна девчонка – одна девчонка на сцене с партнёрами, одна девчонка в этом городе, и ты просто одна в Ирландии, ты одно существо женского пола». И на самом деле всё поменялось – в минуту, в секунду всё переигралось. Эта работа — новый опыт, новые ощущения, новые эмоции какие-то даже просто от постановки, потому что у нас четверых между собой сложились другие, более близкие отношения».

Пьесу, написанную ирландцем МакДонахом в 1997-м, в России любят. Эта постановка 17-я. Отчего так? В этот мир надо погружаться– ответ, скорее всего, будет очевиден.

Пожалуй, вынужденное затворничество — отличный повод подумать о вечном, например, задуматься над формулой любви. А формула, наверное, всё-таки проста: хочешь любви – начинай любить сам.

Наталья Косякова

Фото: Виктория Мясникова

На фото к статье: Арина Суровцева (Гёрлин) и Матвей Афремов (Отец Уэлш)


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика