Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

М. Трояновский — летописец, ушедшей эпохи нашей страны

М.А. Трояновский— кинооператор, режиссер-документалист, сценарист— один из тех, кто запечатлел навсегда историю нашего Отечества. Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1947, 1948), орденоносец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).

В 1930-е годы кинохроника становится самостоятельной отраслью кинематографии. А телевидение, делала лишь первые шаги и документальные фильмы, и киножурналы являлись единственным источником аудиовизуальной информации для населения. Кино-летопись страны создавалась на 12 студиях кинохроники, расположенных в самых разных частях огромной державы СССР.

Одним из летописцев советской эпохи был М. А. Трояновский, творчеству которого посвящена виртуальная фотовыставка, представленная на сайте «Музей ЦСДФ». На выставке было представлено более 100 фотографий с комментариями на основе его дневниковых записей. Первые записи появились в 1931 году – во время съёмок фильма о строительстве Магнитки.

Марк   родился 19 декабря 1907 года в Петербурге в семье потомственных дворян Варшавской губернии. Его отец Антон Трояновский был военным врачом, а родной брат отца Александр впоследствии стал видным советским дипломатом, послом СССР в Японии и США. Кинематографом Марк увлекся еще в школе, тогда же у него появился первый фотоаппарат. После окончания в 1929 году Государственного техникума кинематографии (ныне – ВГИК им. Герасимова) он стал снимать свои первые документальные киноленты.

Н. Я. Венжер в сборнике «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино»  вспоминает:

«…документалисты, хроникёры – открывали для экрана новый материал, показывали миру не знаемое и неведомое никем. Марк Трояновский –из числа первопроходцев в прямом и переносном смысле. Он принадлежит к тем операторам-хроникёрам, которые учились сами и учили других импровизационной «операторской» режиссуре, такой документальной съёмке, когда событие, совершающееся в настоящую минуту, должно быть композиционно и драматургически выстроено и «срежиссировано» в тот же миг, в те же мгновения, когда работает камера. Более того, такое событие необходимо предугадать, предварительно обдумать, чтобы в нужный момент и в нужном ракурс поймать в объектив то, что станет эпизодом фильма и страницей истории.

Кадры, снятые Марком Трояновским, – хрестоматийные примеры подлинной журналистики, школа репортажа, образной кинохроники, думается, мы не имели бы многих кадров, которые по праву входят сейчас с сокровищницу нашей кино-летописи страны…».

В 2020    г   Марку  Антоновичу (1907—  1967) исполняется  113 лет со дня его рождения, из них почти 40 лет было отдано документальной хронике непростой жизни  Родины, особенно дням  трагических  испытаний во время  Великой Отечественной войны.

9 мая 2016 год. Бессмертный полк. Алексей Трояновский с портретом отца, Марка Трояновского

Особое место в его жизни и творчестве занимает Великая Отечественная война, в которой он участвовал с первых дней. 26 июня 1941 года Марк Трояновский ушел на фронт вместе с первой группой кинооператоров.

1941 год. Советские операторы и начальники фронтовых киногрупп перед отправкой на фронт. На переднем плане в 1-м ряду (слева направо) — А. Левитан, Н. Самгин. Во 2-м ряду (слева направо) — М. Трояновский, М. Юрков. В 3-м ряду (слева направо) — А. Брантман, Б. Макасеев. На заднем плане в 4-м ряду (слева направо) — А. Кузнецов, С. Коган

Вскоре он возглавил киногруппу Южного фронта, снимавшую оборону Одессы, вместе с оператором С. Коганом отходил из осажденного города с последними кораблями. Эти события оставили в душе Марка глубокий след.

По возвращении в Москву в октябре 1941 года он написал в дневнике:

«О, Одесса! Как она много сделала для меня лично. На всю жизнь она воспитала во мне веру в несокрушимый русский Дух, в силу нашего оружия, в нашу Армию».

Материалы использовались в выпусках Союз-киножурнал, в числе первых съёмок — оборона Одессы.

Снимал военный парад 7 ноября 1941 года, по вине НКВД речь И. Сталина не была снята на параде. Постановочная съёмка «выступление Сталина на параде 1941 года» происходила 27 ноября 1941 года в декорациях, построенных в одном из залов Кремля. Съемку поручили Марку Трояновскому, имеющему как опыт работы со звуком в сложных условиях, так и опыт комбинированных съемок. Съёмочная группа состояла из М. А. Трояновского (оператор), Л. В. Варламова (режиссёр) и И. В. Сталина (играл самого себя).

После Одессы он возглавлял киногруппу Южного фронта. Снимал эвакуацию населения из районов Молдавии и Приднестровской Украины. Его группа являлась одной из лучших групп кинохроники, обеспечившей съемки наибольшего количества боевых эпизодов.

Затем он стал руководителем киногрупп(1942-1943) Закавказского и Северо-Кавказского фронтов. А, в сложных условиях Закавказья, несмотря на протяженность фронта, успешно организовал съемки боевых действий, в частности, в горах— было  отснято 5 сюжетов и другие материалы…

В письме матери есть такие слова:

«Не знаю, найду ли таких друзей, с которыми связала меня судьба и тяжелые дни отступления в период боев за Кавказ. От тех знакомств останутся следы и отношения на всю жизнь…»

В январе 1942 года Марк Трояновский проводил съемки боев за Таганрог, затем на различных участках фронта в Донбассе и, наконец, совместно с И. Шоломовичем шли съемки боев в районе Ростова. Осенью 1942 года началось освобождение городов и сел на Кавказе, многие города были разрушены, но еще более поразительным  и жестоким было то, как вела себя бравая немецкая армия на захваченных территориях.

На основе снятого материала в 1943 году был сделан полнометражный фильм «Битва за Кавказ» (режиссёр Л. Варламов), по неизвестным причинам упоминание о Малой земле было исключено из фильма, также не был выпущен подготовленный киноочерк «Малая Земля». Возможно, снятый материал, по ошибке, попал в брак.

Марк Трояновский на съемках на Малой Земле

В конце 1943 года М. Трояновский   возглавил отдел фронтовых киногрупп на ЦСДФ в Москве и одновременно был назначен заместителем главка по хроникальному кино в Госкино — «Главкинохроники». Через полгода сдал дела и добился отправки на фронт. С декабря 1943 года до июня 1944 года он исполнял обязанности начальника Управления фронтовых киногрупп.В Краснодаре проходил судебный процесс над пособниками фашистов, убивших многих местных жителей. Были записаны речи прокурора, защитника, последние слова подсудимых— приговор приведён в исполнение. По материалам съёмок и был сделан фильм «Приговор народа» (реж.: И. Сеткина). Марк Антонович воспользовался присутствием звукооператора с аппаратурой (в то время – это было большой редкостью) и реализовал свой воспитательный план – организовал синхронные киносъемки (со звуком) в подопечных авиационных частях.

В 1944 году был награжден «За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин». Подробное и чёткое фиксирование происходящего было характерной чертой Марка Трояновского. Ему были невероятно интересны люди – участники событий.

Марк Трояновский перед киносъемкой командования 2-го Белорусского фронта. Крайний слева — начальник штаба 2-го Белорусского фронта генерал-полковник А. Н. Боголюбов. Крайний справа — командующий 2-го Белорусского фронта маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский

Закончил войну в Берлине в составе 2-го Белорусского фронта).Снимал совместно с другими фронтовыми кинооператорами многие фильмы и специальные выпуски, от «Освобождение Ростова» (1941) до «Берлин» (1945).

Марк Антонович был отмечен правительственными наградами: в 1942 — Медаль «За боевые заслуги» и Медаль «За оборону Одессы» (за участие в героической обороне Одессы; в 1944 — Медаль «За оборону Кавказа» (за участие в героической обороне Кавказа; в 1944 — Орден Ленина (за руководство фронтовыми киногруппами в период 1941-1944 гг.);в 1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; в 1945 — Орден Отечественной войны I степени (За руководство фронтовыми киногруппами 2-го Белорусского фронта).  Уже после его смерти в свет вышли две книги, в основу которых легли его воспоминания, дневниковые записи, также фотографии.

В историю документальной летописи нашего Отечества вошли  знаменитые фильмы  Марка Антоновича, запечатлевшего на кинопленку многие события эпохи:  от строительства Магнитки, ледового похода на «Сибирякове» (1932) и гибели ледокола «Челюскин»—спасение его экипажа (1934), экспедицию Папанина на Северный полюс (1937) до трагических дорог Великой Отечественной войны к Победе (1941-1945). В мирное время — первый перелёт по маршруту Москва – Антарктида (1962), строительство Асуанской плотины в Египте (1964) и многое другое.

Помимо документальных фильмов он оставил завещание будущему своего Отечества, неравнодушным горячим сердцем великого документалиста в подготовленном и завершённом его сыном, Алексеем Марковичем, большом литературном наследии — дневниках, записках, письмах.

Галина Ергазина-Галерро


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика