Среда, 08.05.2024
Журнал Клаузура

На острие времени…

Во главе творческого коллектива Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского работают представители 4-го поколения династии, воспитанники Вальтера и Татьяны Запашных — это их сыновья, народные артисты Российской Федерации(РФ).

Директор цирка Эдгард и художественный руководитель Аскольд Запашные при этом остаются артистами в жанре цирковой дрессуры. А подрастающие ребятишки уже принимают участие в представлениях, и видят себя артистами циркового искусства — династии в пятом поколении, начало которой датируется 1882 годом.

Российский цирковой артист, народный артист РФ, дрессировщик хищников Вальтер Михайлович Запашный (1928-2007), как и его супруга Татьяна Васильевна, цирковая артистка, с детства готовили своих детей к цирковой карьере. И все они –Марица (дочь Вальтера от первого брака), Эдгард и Аскольд Запашные продолжили дело знаменитого дрессировщика в традициях своей династии.

Будущее пятое поколение династии Запашных

Семья дрессировщика Вальтера Запашного

Когда говорят о магии высокого циркового искусства дрессуры, за этим стоит скрупулезная, до самых тончайших мелочей работа и интуитивное виртуально-действенное мышление дрессировщика, особенно работающего в жанре дрессуры хищных четвероногих воспитанников –артистов. Это настоящее чаро-действие, происходящее здесь и сейчас на глазах изумленного зрителя, восторженного и нередко потрясённого мастерством артиста. Этому цена не только преданность и любовь к выбранному делу, но и уровень духовного и физического совершенства, воспитанного уникальными традициями своей династии и проявляющегося нередко в полной мере в дуэте со своими «опасными» партнёрами—хищниками-артистами.

Всё началось с того, что, Михаил Запашный, отец Вальтера пришёл в цирковые артисты, как говорят, «с улицы». До выхода на арену он работал портовым грузчиком в Ейске и славился огромной силой. Однажды его заметил легендарный Иван Поддубный и пригласил попробовать себя в качестве борца.

Вскоре Михаил вместе с другом Георгием Мельченко создал номер силовых акробатов в традиционном в ту пору стиле гладиаторов. В афишах они именовались «Братья Мильтонс». А вот мама Вальтера-Лидия, была цирковой артисткой, дочерью знаменитого клоуна и эксцентрика Карла Томпсона, который выступал в России под именем Мильтона. Это были представители цирковой династии, которая вела свое начало с 1882 года, династии вольтижеров, акробатов и гимнастов.

Пятеро сыновей и дочь унаследовали и феноменальную работоспособность, и большой талант родителей. Но сам Михаил Сергеевич решительно не хотел, чтобы его дети посвятили себя манежу. Он стремился дать каждому из них хорошее образование и достойную профессию. Чтобы постоянно не возить семью с собой, он приобрел маленький домик и поселил семью в Ленинграде, где их застала война. Отец и старший брат ушли на фронт. В блокадном Ленинграде четверо детей (Вальтер, Игорь, Мстислав и Аня) остались с бабушкой Анной Макаровной. Потом была «Дорога жизни» и эвакуация. В саратовском бомбоубежище Вальтер и маленький Слава начали репетировать собственный цирковой номер. Впервые они вышли на арену в одной программе с мамой. Вальтеру тогда шел семнадцатый год, Мстиславу — седьмой. В 1946 году братьев были официально зачислены в артисты, и они представлялись цирковой группой «Братья Запашные»

В 1949 году Вальтера призвали в армию. Одиннадцатилетний Мстислав последовал за братом, получив статус сына полка. В 1954 году все четверо братьев Запашных создали номер «Акробаты-вольтижеры». Это была виртуозная работа. Младшие -высоко подлетали на руках у старших братьев, безукоризненно выполняя уникальные трюки, которые никто не повторил до сих пор. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве братья получили четыре золотые медали.

Шестидесятые годы XX века в судьбе Вальтера стали переломными, когда он всё-таки сделал свой выбор в пользу животных и посвятил им всю оставшуюся жизнь. В этом деле Вальтер Михайлович достиг совершенства. Ему удалось вывести одновременно на арену тридцать восемь хищников и впервые на манеже оседлать льва.

 Но семья пережила трагедию гибели отца Татьяны—Василия, когда тигры порвали его -по ошибке, случайно. И дети выросли с пониманием, что в настоящем цирковом искусстве, особенно в жанре дрессуры с хищниками, случайности абсолютно не допустимы, — как и в любимой шахматной игре семьи-всё должно просчитываться для победы на несколько шагов заранее.

В детстве Эдгард был живым и подвижным ребёнком, в сравнении с более спокойным Аскольдом. Поэтому ему постоянно доставалось от родителей из-за различных проступков и Эдгард вспоминал:

«…чаще всего от родителей попадало мне, потому что именно я был зачинщиком различного рода экспериментов. Папа воспитывал нас очень строго. Когда приходили из школы, он всегда проверял оценки. Конечно, бывало, и хвалил, покупал дорогие подарки, но иногда и попадало нам. Даже в студенческие годы папа продолжал контролировать нашу учебу».

Эдгард и Аскольд Запашные на арене цирка дебютировали в 1988 году в Риге. А, в тяжёлый перестроечный период для страны и цирка- 1991 год, вся семья по приглашению уехала в Китай. К этому времени погодки и одноклассники— (Эдгард родился в 1976г, Аскольд –в 1977 г.), уже закончили учебу в школе.

Специально для Запашных китайская сторона построила большой летний цирк в Сафари парке, близ города Шэньчжэнь. Предложенный выгодный контракт на несколько лет позволил сохранить всех своих воспитанников животных-артистов. Оба юноши овладели английским и разговорным китайским языкам.

География выступлений братьев была широкой -выступали с гастролями не только в Китае, но и в родной России, в Японии, Венгрии, Монголии, а в странах СНГ -Казахстане, Белоруссии, также в Монако, Италии, Финляндии, Латвии, Эстонии,

В 1998 году, на праздновании своего юбилея, Вальтер Михайлович Запашный передал сыновьям аттракцион «Среди хищников». Он ушёл с манежа в семьдесят лет, но до конца своих дней был художественным руководителем труппы «Братья Запашные».

В каждом выступлении Запашных, ярких и зрелищных- это всегда были волшебники, щедро дарящие радость, изумление и восторг своим зрителям—детворе и взрослым. А представления братьев и сегодня поражают мастерством дрессуры, умением показать удивительные возможности четвероногих воспитанников-артистов радостно и неповторимо.

Эдгард Запашный окончил Московский институт предпринимательства и права, а Аскольд- Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). У Эдгарда подрастают две дочери—Стефания и Глория.

Элен Запашная, супруга Аскольда и их дочери Ева и Эльза уже выходили на манеж Большого Московского цирка, принимали участие в новогоднем шоу в Лужниках. Все четыре сестры теперь в представлениях со своими отцами. И очень переживают, если по какой-то причине им не разрешают приехать в цирк к любимым лошадкам на тренировки. Но они стараются ежедневно тренироваться -выполнять трюки на лошадях, принимать участие в представлении канатоходцев и выполнять гимнастические трюки. Вполне вероятно, -в семьях шутят, что скоро к бренду «Цирк братья Запашные», добавится бренд «Сёстры Запашные». А вскоре, в 2017г., у Эдгарда родился сын — Даниэль.

Дети обожают дрессировать свои мягкие игрушки, как это делают в цирке их родители. Обе семьи уверены, что самое главное воспитать в детях уважение к труду, природе, к своим родителям и другим людям. Ребёнка нужно приучать к дисциплине и к определенным границам дозволенного. Ведь свобода и вседозволенность, которую иногда путают в современном обществе — это совсем разные вещи.

Эдгард и Аскольд стали соавторами ряда цирковых шоу, среди которых: «Камелот» (2008), «Садко» (2009), «Камелот—2: Наместник богов» (2010), «Легенда» (2011), «К. У. К. Л. А.» (2012), «Страшная сила» (2013), «Sиsтема» (2014), «Хозяйка мёртвого озера» (2015), «Sиsтема-2. Человеческий фактор» (2016).

Братья и соавторы книг: и с Анастасией Такки — «Интрига»( 2008); «Как мы дрессируем собак»(2008); «Камелот (2009); Осколки легенд. Эдгард — автор книги для детей «Мои друзья тигры».

Эдгард и Аскольд — не только народные артисты РФ (2012 г.), но и отмечены указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 года «О награждении государственными наградами Российской Федерации».

Братья вписаны в Книгу рекордов Гиннеса. Эдгард — с трюком на лошадях — обе ноги стоят на крупах бегущих лошадей, ничем не закреплённые. Он держит на плечах двух артисток, общий вес которых достигает ста десяти килограммов. В трюке трое исполнителей трюка на скачущих лошадях поднимаются друг другу на плечи и строят колонну. Эффектное выступление готовилось полтора года. Аскольд—с блистательно исполненным трюком—прыжком верхом на льве.

Когда Эдгарда Запашного спросили о сложностях и опасностях в их цирковой жизни, он ответил:

«…я не мог долго прийти в себя, когда тигр порвал маму, а она у отца продолжительное время проработала с хищниками. И когда брата по лицу ударила тигрица на гастролях. Это было во время представления. Аскольд вышел из клетки весь в крови. Его тут же увезли в больницу, и я дорабатывал шоу без него. После всего случившегося, даже не знал, увижу ли я ещё своего брата… Это было действительно ужасно.

В общем, видел большое количество травм, горе, покалеченных артистов и человеческих жизней. Видел серьезные травмы, ребят- прикованных к постели, у которых разбивались родственники, погибая на манеже. Помимо этого, сильно переживал, глядя на сильно порванные ноги моей мамы, после нападения тигра на неё. Отец два раза попадал в реанимацию после нападения на него тигрицы-людоеда.

Был свидетелем фанатизма людей, который им не позволял останавливаться в любых случаях, и они продолжали работать, любить и уважать цирк…»

В таком опасном деле, как дрессировка хищных животных особенно важна поддержка самого близкого человека, поэтому в самых сложных своих номерах братья работают только вместе.

Эдгард и Арнольд Запашные со своим питомцем

В ноябре 2012 года Эдгард Запашный победил в конкурсе на замещение должности директора Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернандского, продолжая оставаться выступающим артистом.

Братья всегда вместе, причем они умеют делить сферы влияния, чтобы не возникало ненужных ссор и конфликтов. Так старший Эдгард — организатор и ответственный на финансы и Генеральный директор цирка. Кроме того, он ведущий программы «Легенды цирка» на телеканале «Звезда», он также продюсер и ведущий Всемирного фестиваля циркового искусства «ИДОЛ».

А младший Аскольд больше сосредоточен на художественной части, он – художественный руководитель в том же цирке, а с сентября 2018 года − профессор кафедры «Режиссура цирка» Российской академии театрального искусства (РАТИ).

Эдгард Вальтерович, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, способствуя поддерживать высокую планку развития отечественного искусства цирка. Аскольд Вальтерович- член общественного Совета при Министерстве культуры РФ.

Они являются сторонниками и активными популяризаторами цирка с животными, выступая за грамотную и ответственную дрессировку, в основе которой — династийный опыт работы, раскрытие индивидуальных способностей животных и гуманное отношение к подопечным.

На острие надежд и мечты—сегодняшнего непростого времени была бы организация и работа школы-студии для детей из цирковых династий не только нашей страны. Многим маленьким зрителям на представлении очень хочется понять, как правильно дрессировать своих любимых животных, например, собак.

Эдгард Вальтерович Запашный написал для таких любознательных ребят очень интересную книгу «Мои друзья тигры» с картинками, по которым многое становится понятным в этом ответственном и удивительном процессе, требующего неимоверного упорства, терпения и любви к своим воспитанникам. Только в таком случае, обязательно полюбят дрессировщика четвероногие подопечные и, как правило, навсегда.

Народные артисты РФ, Эдгард и его брат Аскольд Запашные(слева направо) работают вместе со своими подопечными тиграми и львами очень бережно с любовью, но строго, показывая своим зрителям — на что способны их талантливые питомцы-четвероногие артисты

Из книги Эдгарда Запашного «Мои друзья тигры»:

Игры и тигры

Взрослых диких тигров в цирк обычно не берут. Если зверь уже пожил в тайге или в джунглях, охотился там, значит, он уже сформировался как хищник. Дрессировать его будет очень трудно и опасно. Поэтому мы берём в цирк маленьких тигрят. Месяцев до восьми любой тигрёнок — это просто тигриный ребёнок. Которому всё время хочется просто побегать, повеселиться, попрыгать, чего-то с них требовать? Мы даём тигрятам наиграться. Затем потихоньку начинаем включаться в их игры. Например, ставим им в вольер тумбу и смотрим, как каждый тигрёнок себя ведёт. Они ведь очень разные. Один залезет на тумбу, опрокинет её, перепугается и убежит от страха. А другому, наоборот, интересно: он эту тумбу начинает лапой катать, разглядывать — отчего это она упала? А мы смотрим и примечаем: какой тигр более агрессивный, а какой — трусливый. Всё это проявляется у них ещё в детстве. А нам проще работать, зная характер каждого зверя. Тигры вообще любят играть, даже взрослые. Мы специально им в вольере вешаем автомобильные покрышки на цепях вместо игрушек. И каждый развлекается на свой вкус: один вцепится в неё зубами и висит так полдня, а другой прямо в колесо залезет — кому что больше нравится. Ещё мы даём им пни, деревяшки всякие. Они любят их грызть, когти о них точить. И, конечно же, тигры играют друг с другом, балуются, борются, устраивают возню. А ещё у нас есть такая любимая забава: я привязываю на кончик хлыста- он для работы дрессировщика, пустую пластиковую бутылку и начинаю крутить её вокруг себя. И вот тигры — огромные, взрослые, по двести килограмм весом — начинают бегать за этой бутылкой, охотиться на неё! Я стою в центре манежа с хлыстом, как с удочкой, а здоровенные тигры с азартом ловят пустую бутылку. Ну что тут скажешь? Одним словом — кошки!

Такие разные звери

Дрессура основана на изучении поведения животного, его особенностей, уровня умственного развития. Есть звери, которые вообще не поддаются дрессуре. Например, горилла — очень умное и поэтому очень опасное животное. Огромный вес и сила, природная жестокость, плюс — ум. С этим зверем работать нельзя. Горилла очень быстро поймёт, как можно расправиться с дрессировщиком, на чём его подловить, поэтому в цирке их практически нет. Или ещё пример — носорог, который тоже крайне редко встречается в цирке. Но уже по другой причине: он от природы очень тупой, в прямом смысле слова.

И с тиграми бывают похожие истории, хотя и очень редко. Например, есть у нас тигр Мартин. Он вырос у меня дома. У этого тигра печальная судьба: он родился в Нижегородском зоосаде, а мама-тигрица отказалась его кормить. Я увидел репортаж по телевизору, что в Нижнем Новгороде родились двое тигрят, и там ветеринары обращаются: товарищи дрессировщики, помогите! Мы с братом тут же отправили своих помощников, они поехали и купили этих тигрят. У одного из них оказалась тяжёлая болезнь. Через две недели он умер, и Мартин остался один. А в тот момент у нас не было ни одного тигрёнка, все взрослые, то есть никакой компании этому бедному детёнышу. Он был такой маленький, потерянный весь… И я решил взять его домой. Прожил у меня почти год — и спал в моей кровати, и кормил я его, и Новый год вместе справляли. Так вот вырос ручной тигр. Сейчас я спокойно к нему подхожу, трогаю, ласкаю, голову к нему в пасть могу положить, других людей могу к нему подвести… Я пробовал делать так ещё несколько раз. Брал других тигрят, растил их, но ничего не получалось. Только Мартин отблагодарил меня своим особым отношением. И это редчайший случай. Обычно, как бы хорошо человек ни относился к тигру, тот всё равно остается хищником по своей натуре.

А с хищником дружить — себе дороже. Поэтому, когда я слышу о том, как люди берут себе в дом тигрёнка и пытаются воспитывать его, то всегда говорю: этого делать ни в коем случае нельзя. Ведь он не будет тигрёнком всю жизнь. Это животное, которое очень быстро растёт, а вместе с ним растут и его зубы, когти… И вчерашние игры с малышом рано или поздно закончатся травмой. А когда тигр увидит, что его боятся, почует кровь — тут всё очень и очень плохо может кончиться. Поэтому скажу коротко и ясно: тигра дома держать нельзя. Как и других хищных животных.

Уважаемый тигр

Если кто-то скажет вам, что дрессировщики — бесстрашные люди, не верьте! Бесстрашный дрессировщик долго не проживёт.

 Страх вообще — нужное чувство, и он помогает нам в жизни очень часто. Например, когда мы переходим улицу, страх не даёт нам перебегать дорогу перед мчащимся автомобилем. И в работе с тиграми то же самое: я понимаю, что между мной и животным есть расстояние, которое нельзя нарушать, и с каждым это расстояние разное.

Всегда чувствуешь, что вот этому тигру не хочется, чтобы я подходил к нему ближе, чем он это позволяет. Слушаться дрессировщика он будет, но только на устраивающей его дистанции. А если я подойду слишком близко, может напасть. И будет по-своему прав — он же хищник и честно меня предупредил: не подходи, мол, товарищ, не перебарщивай. Ну и я так же уважительно к нему отношусь, как он ко мне. Я тоже принимаю те условия, которые его устраивают.

 А ещё, когда делаешь какой-нибудь номер с животными, надо смотреть, на что они способны физически. Всем нравится, когда тигры ходят на задних лапах, это всегда красиво и эффектно. Но если я вижу, что это крупный здоровый тигр, которому из-за большого веса тяжело подниматься, мне гораздо проще то же самое сделать с более подвижной и лёгкой тигрицей. Для чего мне мучить животное? Я ведь знаю, что у него потом спина будет болеть, задние лапы…

Хотя, конечно, чем крупнее тигр, тем интереснее для зрителей, что такая махина становится на ноги. Поэтому некоторые дрессировщики пренебрегают заботой о здоровье животного, но мы с братом — никогда. Животных нужно уважать и жалеть.

От собаки до тигра

Понятно, что тигры — это дело редкое и далеко не всем доступное. А вот собаки дома есть у многих. И, конечно, вы знаете, что самая первая и самая важная команда, к которой собаку нужно обязательно приучить, это «Ко мне!».

Такая команда необходима и для безопасности самой собаки. Например, выходишь ты во двор, а там машина едет по мостовой или большие псы гуляют без намордника. Ты своей собаке кричишь, а она тебя не слушается. Чтобы такого не случилось, нужно научить её прибегать сразу же. А делается это совсем просто — зовёшь к себе собаку: «Ко мне!» и показываешь ей лакомство. А когда она подойдёт, хвалишь и угощаешь. Постепенно собака привыкнет, что отзываться на команду — хорошо и приятно, и станет подбегать уже и без лакомства. Только учить собаку нужно обязательно самому, чтобы она откликалась лишь на твой голос. И вот когда вы свою собаку к этой команде приучите, можно приступать к обучению своего питомца самым настоящим цирковым трюкам.

Для них мы обычно используем команду «Ап!». Все вы видели, как собаки в цирке прыгают с тумбы на тумбу. Начать обучение этому трюку нужно с подготовки тумб. Если вы попытаетесь учить собаку прыгать с одного расшатанного стула на другой, ничего не получится. Животное будет бояться на них залезать. А если и прыгнет, то, скорее всего, перевернёт стул, а может даже и повредить себе лапы при падении. Поэтому в качестве тумб нужно использовать очень устойчивые предметы с нескользкой поверхностью. Тогда собака будет чувствовать себя на них уверенно и спокойно.

А когда тумбы готовы, можно приступать к дрессуре. Сдвиньте тумбы совсем близко, чтобы собака могла спокойно перейти с одной на другую. Дайте команду «Ап!» и поманите питомца лакомством, чтобы он перешел с тумбы на тумбу. А когда он сделает то, что требуется, угостите вкусненьким.

Потом раздвиньте тумбы ещё чуть-чуть шире. Когда собака привыкнет — ещё шире. И каждый раз перед исполнением говорите «Ап!». И так: ты даёшь команду, она перепрыгивает, ты её сразу же угощаешь и хвалишь. Вот и вся дрессура! Постепенно твоя собака научится прыгать не хуже цирковой! Только не перестарайтесь! Иногда люди думают: сегодня собака должна сорок раз перейти с тумбы на тумбу, чтобы у неё этот навык закрепился. А ей, может, и двух раз в день вполне достаточно, она очень быстро всё усваивает. Тут ведь кроме угощения ещё одна хитрость есть.

Собака запоминает, что она сделала то, что требовали, и больше её это делать сегодня не заставляют. То есть она выполнила команду, ты её похвалил, угостил — и всё! Три раза прыгнула — гуляй до завтра! Примерно так же можно научить собаку прыгать через обруч. Сначала подготовьте сам обруч. Стоит обмотать его тканью, чтобы он не гремел при случайном падении и не пугал собаку. Потом ставите обруч на пол, говорите «Ап!», и пусть собака просто через него проходит. А ты её за это угощаешь.

Дальше можно потихонечку приподнимать обруч от пола. Собака сначала будет перешагивать через него, а потом прыгнет. Но и тут есть распространённая ошибка: ты поднимаешь обруч выше и выше, и вдруг животное всего один только раз догадывается пройти под обручем. И сразу понимает, что прыгать-то было вовсе не обязательно! Тогда всё нужно начинать с самого начала, то есть с пола. А чтобы этого не случилось, нужно первое время под обруч ставить что-то вроде барьерчика. Чтобы она не могла пролезать снизу, а только прыгать.

Ещё можно в обруч продевать поводок, чтобы собака лучше понимала, куда ей нужно идти. Только ни в коем случае нельзя тянуть за поводок — иначе она тут же начнёт упираться. Точно так же можно учить животных и другим трюкам. Если собачка небольшая, она с удовольствием будет ходить по команде на задних лапках. Обучение точно такое же, как с тумбами и обручем. Говоришь «Ап!» и поднимаешь руку с лакомством вверх. Затем помогаешь пёсику подняться и немножко постоять. А дальше, конечно, хвалишь и угощаешь.

Начни с этих несложных, но эффектных трюков, а другие можно будет потом подсмотреть у дрессировщиков в цирке или даже придумать самому. И тогда — кто знает — быть может, пройдёт время, ты окончишь наше цирковое Московское училище, придёшь к нам и скажешь: «Я хочу дрессировать тигров». Вот тогда мы и поговорим о тиграх подробнее.

А пока учись любить животных, бережно к ним относиться, понимать и уважать их. Без этого стать дрессировщиком просто невозможно.

 ***

Сегодняшний уровень и доступность интернет- пространства позволяет прикоснуться к главной тенденции в науке о животном мире и опыте династий Мира — это преемственность между практикой и теорией в дрессировочном процессе. Возможно такой подход позволит, со временем, открыть отделение дрессуры в Московском училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева и поможет в квалифицированной подготовке профессионалов дрессировщиков в нашем Отечестве.

Ведь наша общая задача, считают Эдвард и Аскольд Запашные, в том, чтобы совершенствовать традиции династийности и развивать потенциал циркового искусства страны. А, в отечественной дрессуре самая острая проблема и мечта в создании базы для обучения и условий для формирования умений и навыков дрессуры у будущих дрессировщиков. Кроме того, это необходимость максимального использования многотрудного опыта великих династий дрессировщиков подрастающим поколением, выросшего из «опилок» на манеже. Важно при этом последовательно осуществлять преемственность разнопланового практического опыта наших отечественных и мировых достижений в искусстве дрессуры с достижениями науки о животном мире. Не случайно Франция предложила подготовку к дрессуре начинать после окончания Высшей школы с углубленным изучением зоопсихологии и других особенностей проявления жизнедеятельности организма животных. Цель и задачи очень важные и ответственные –проведение исследований психоэмоциональных особенностей и функциональных закономерностей организма у представителей животного мира в процессе дрессуры с помощью современных технологий и методик. И здесь остаётся не менее серьёзной — проблема обогащения теории и практики мировой науки о животных- зерном наследия, которое дарит уникальный практический опыт династий многовекового искусства цирковой дрессуры.

В бережных руках профессионалов-дрессировщиков, народных артистов РФ, братьев Запашных — будущее молодого поколения цирка, верных высоким традициям своих династий. Это подтверждает всё то, что они предпринимают для создания школы-студии юных дрессировщиков при Большом Московском государственном цирке на проспекте Вернадского.

Галина Ергазина-Галеррос


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика