Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Тайна трех богатырей

В сокращении

Изучая книгу «Будинский изборник», (БИ), а именно находящуюся в ней «Аскольдову летопись», я пришел к определенному выводу, что имеющиеся на сегодня исторические реалии существенно расходятся с данной летописью и что устоявшиеся истории не соответствуют истине.

Когда я по тексту летописи, написал полный вариант истории трех богатырей, меня попросили сократить текст, т.к. он был сложным к пониманию и слишком много кровавых жизненных событий. Можно понять тех людей кто хочет засыпать с улыбкой на лице, поэтому я дам короткий бескровный вариант, тем более у меня основная цель статьи не детализация информация, а конкретно показать в чем состоит тайна.

Для начала предлагаю прочитать основную существующую версию о трех богатырях на сегодняшний день. «В былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алёша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются. Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века…

Родился Илья Муромец примерно между 1150 и 1165 гг. А погиб он в возрасте около 40–55 лет, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., когда Печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами. Причиной смерти послужил, видимо, удар острого орудия (копья или меча) в грудь.

Православная церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. Илья Муромец был причислен к лику святых уже в 1643 году и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской лавры». (Источник).

Его мощи по сей день хранятся в пещерах лавры. Следует учитывать, что документы подтверждающие, что именно это мощи Ильи Муромца, отсутствуют.

Такая же надуманная ошибка сопровождает и Алешу Поповича, считается, что «историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году». (Википедия)

Александр Попович герой, но не каждый Попович может попасть в тройку легендарных богатырей.

Не бывает такого, что бы прославленных героев с разницей в 300 лет ставили в один ряд, такая «каша» не возможна, т.к. в каждом поколении всегда хватало своих выдающихся героев. Трудно представить, как можно современных героев 21 века поставить в один ряд с героями 200-300 летней давности.  В «Аскольдовой летописи» книги БИ совсем иная, крайне противоположная информация, которая в перехлесте с другой, взятой со стороны фактурой открывает провалы истории, и ошибочные домыслы предыдущих исследователей.  Денная версия дается в этой статье впервые.

1 — Начнем с Добрыни Никитиче, в БИ дана его богатая биография и составлена родословная, как и у многих иных князей,  т.к. он по происхождению княжеского рода.

Добрыня (Добран), 911- 990 г. умер в г. Хольмграде, (ныне Великий Новгород), в 79 лет. «В год 911-й родился у Мала, князя древлянского, в городе Овруче первенец, которого назвали Добраном; … А этот Добран, как и дед его и прадед Яромир, весьма дородный, широкоплечий и сильный, и когда возмужал, то стал княжить в Искоростене…». (БИ, ср.196). Современный г. Коростень Житомирской области Украины.

«В год 937-й пошел Ингвар, (князь Игорь, сын Рюрика, муж Ольги), с большим войском и с варягами, и с Асмундом, и со Свенельдом на древлян, на Мала, и устроили тайную засаду в густом лесу, у дороги к их городу Искоростеню, и окружили город, и ночью поймали несколько древлян, которые хотели выйти из города, и пленили детей Мала: сына Добрана, который был очень крупного телосложения, и дочь Малушу … ; и спрашивает Добрана Свенельд: «А где отец ваш, князь Мал, мы пришли за душой его». И отвечает Добран: «Отец наш живет во Вручем»…. И второй раз спрашивает Свенельд: «А где ваша мать?» И отвечает девушка: «Наша мать умерла давно, а я живу у брата моего Добрана, и он мне как отец, а наш родной отец снова женился, и молодая мачеха недобра к нам, и живут они во Вручем»…. И в третий раз спрашивает Добрана Свенельд: «Коль пойдете служить к Ингвару, то добро будет вам и городу вашему, потому что установим малую дань и мир дадим этому городу навсегда …». И говорит Добран: «Давно хочу русам служить, потому что у полян жизнь справедливая, но боюсь отца Мала, потому что он зол на полян и на князя вашего, а мать нашу не любил и гневался на нее всегда, пока она не умерла…. »

… И пошли Добран с Малушей и с некоторыми древлянами служить к князю Ингвару и дали клятву ему о честном и добросовестном служении, и приказал Ингвар принять их с добром и возложить малую дань на Искоростень, и вернулся с миром в Киев …. И начал Добран охранять дом князя Ингвара, а сестра его Малуша стала ключницей, (завхозом), у княгини Ольги, потому что она девушка умная, и княгиня Ольга назвала ее Малфредью…

В год 939-й тайно женился князь Святослав на Ольгиной рабыне Малфреди, и она забеременела, и княгиня Ольга хотя очень прогневалась на свою служанку и отослала ее в Будутино, но дала ей кормилицу и велела ухаживать за Малфредью, и вскоре, в год 940-й, родила Малфредь первенца, и он был наречен бабкою Ольгой Владимиром, а матери его Малуше было 20 лет <…> (БИ, стр. 200-201). Добрыня стал дядей Владимиру.

Далее кратко  и по возможности бескровно опишу события– в 945 г. князь Мал пленил князя Игоря (Ингвара) и казнил его. В год 946-й пошла Ольга на древлян, на Искоростень, чтобы отомстить за Ингвара и большую дань получить от древлян.  Мала поймал воевода Свенельд , приволок его на могилу Ингвара, и там казнил.

«В год 970-й пошел Святослав (сын княгини Ольги) войной на болгар и пришел к Преславу — городу их, а в Киеве, у полян, оставил Ярополка с воеводой Блудом, а в Овруче, у древлян, — Олега с воеводой Ильей, а в Новгороде, у словен, — Владимира с воеводой Добраном». (БИ, стр. 207).  В год 973-й они стали там же княжить.

В тот же 979-й год послал Ярополк в Новгород дружины Полянские и русичей- словутичей, и древлян, и северян и с ними воевод своих: детей Свенельдовых Мууствига с младшим Нуурвигом для владения землей Словенской, и [приказал] Мууствигу княжить у словен и дани Киеву платить, а Нуурвигу быть в посадниках и охранять власть Ярополка, а людей Владимира задерживать, а некоторых убивать ….».  Владимир бежал из Новгорода. Здесь следует отметить, что именно Ярополк первым пошел на Владимира, чтобы взять его врасплох и захватить его удел.

«В год 980-й пошел Владимир с дядей своим Добраном к Полоцку,  к троюродному брату Владимира  князю кривичей Рогволоду, просили безрезультатно у него дружину. Там развернулись трагические события, в результате Полоцк был осадой взят, Рогвалод убит, его дочь Рогнеда изнасилована. Земля кривичей была присоединена к словенам.

… В год 980-й вернулся Владимир с варяжскими полками, а Добран привел множество воинов из словен и мери, и суми, и чуди, и из других поморян и подошел с огромным войском к Новгороду и говорит воеводе Ярополка: уходите, мол, с миром из этого города и идите в Киев, и скажите Ярополку, что идет на него Владимир и хочет мстить за Олега

В тот же 980-й год пошла огромная рать Владимирова от Полоцка к Киеву, в землю полян, и, услышав об этом, Ярополк очень испугался и ушел из Киева в Родню, что на реке Роси,» (БИ, стр. 213), там и смерть свою нашел.

 «С года 981-го и до года 987-го Владимир вместе с дядей своим Добраном провели много сражений с разными народами и победили поляков и вятичей, и ятвягов, и болгар, и печенегов, и с некоторых дань получали, а с другими заключили мир и пределы Руси расширили от Черного моря и до Волги*….

В год 990-й умер в Новгороде Добран, дядя Владимира, и всех лет жизни его 79, и оставил сына Константина, который был посадником в Новгороде, и внука Остромира, и похоронен на Волотовом поле ….» (БИ, стр. 215-216).

2 – Алеша Попович в «Аскольдовой летописи» первый раз упоминается, как уже авторитетный воевода, в 1001 г., т.е. после 11 лет кончины Добрыни, Поэтому можно предположить, что Алеша был молодым дружинником еще при Добрыне и в результате своей военной доблести стал воеводой, и что они естественно были хорошо  знакомы. Поскольку в летописи нет воеводы между Добрыней и Алешой, не исключаю, что Алеша стал воеводой после смерти Добрыни.

Об Алеше Поповиче в БИ написано немного, в период 1001-1004 годов, а вот о самом сильном богатыре Илье Муромце ничего нет, есть только  о богатыре Яне Усмашвеце.

«В тот же 1001 год снова пришли на Русь печенеги с огромной силой, и с ними был некий печенежин огромного роста [и злобный], как разъяренный тур, и он кричал русам: «О кто здесь смелый и пойдет на меня смерть принять?» … И думал, безбожный, что испугаются русы его смелости и буйству, но вышел на поле против него некий рус, которого звали Ян Усмошвец, ростом Ян невелик, зато очень широк в плечах и силу в руках имеет, и стал печенежин смеяться над русом, а рус подошел к печенежину и внезапно схватил того левой рукой за шею, а правой за бок и содрал кожу на теле печенежина, и заревел печенежин, как гром в небесах, и упал на землю, и истек кровью, и вскоре умер.

И, увидев это, побежали печенеги, но Алеша Попович с дружиной стал убивать множество печенегов и поймал их князя Родомана с тремя сыновьями, и привели их в Киев и повергли к ногам князя Владимира, который приказал сотворить великое и светлое торжество по поводу победы и раздать нищим и убогим милостыню от князя в церквях и монастырях, и в Киеве был великий праздник, и приказал Владимир раздать людям и воинам вина и медов, и квасов, и всякой еды: и мяса, и рыбы, и овощей раздать всем русским людям, и так было семь дней ….

В год 1004-й опять пришли печенеги на Русь и пошли на Белгород, и послал Владимир на них русских воинов с Алешей Поповичем и Яном Усмошвецем, и, услышав об этом, печенеги убежали быстро в Поле из Руси <…>.(БИ, стр. 219-220). Ян обладал не человеческой силой, сильнее его богатырей не было.

Приведу другую давнюю информацию, странно, что ранее никто не заметил перехлеста тематики. Опять помогла википедия, на странице «Илья Муромец», в разделе «Фольклор за пределами Русского Севера», сказано: — «до нашего времени дошло как минимум четыре украинские былины о Ильке Муровце (где он фигурирует под разными именами, такие как Илья Мурин, Илья Швец и т. д.)….. «Илья Швец и Змей» (издание: малорусские народные предания и рассказы. Свод Драгоманова М — М., 1876. — С. 248—249)».

В украинских былинах наш сегодняшний Муромец, так и остался Швец. Получается прототипом богатыря Ильи Муромца был Ян Усмошвец (Швец) — объясню, почему в этом не следует сомневаться.

Для информации – в Руси обязательные фамилии были введены законом лишь в ХII –ХIV веках для князей, бояр, затем дворян и именитых купцов. Среди крестьян фамилии стали употребляться с ХVI-ХVIII вв. Поэтому  Усмашвец это прозвище, профессиональное прозвище. Усма — означает производитель кожи из шкуры, швец – означает производитель сапог, обуви, одежды из кожи, сегодня сказали бы усмашвец это кожаных дел мастер. Также и у Алеши было прозвище Попович, возможно, его отец был из попов. У Добрыни было не отчество, а прозвище Никитич, это, скорее всего, трансформация прозвища  его отца Мала, которого звали  Низкиня.

Не исключено, что во время крещения, а дружинников в обязательном порядке, Яну дали имя Илья, может народная молва его так нарекла. А прозвище ему дали, в честь города Мурома, с которым он каким-то образом был связан, по народной молве он жил в пригороде. В народном фольклоре Ильку называли Муровец, невооруженным глазом видно, что слово сложено из двух слов Муром и Швец, поэтому его называли то Муром, то Швец. По логике прозвище муромский Швец трансформировалось в Муромшвец, затем в более короткое Муровец, далее трансформировалось в более конкретное, понятное и современное слово Муромец, где от имени Швец осталось только окончание.

Богатырю Яну Усмашвец впоследствии, и скорее всего после написания летописи, было дано новое прозвище Илья Муромец. И это естественный и обязательный процесс, ведь у него изменился жизненный статус, он из мастерового стал дружинником и даже воеводой. В результате того, что историки своевременно не соединили эти два имени, следы Ильи Муромца, кроме народной молвы, в летописях не проявились, затем это пустое место было занято вымыслами. Данную гипотезу предлагаю взять за основу.

Так почему же смена прозвища не отмечена в летописях? Летописцы отражают главные исторические события, биографию и некоторые подробности из жизни князей,   вершителей этой истории, краткую информацию о их воеводах. Ян Усмашвец вошел в  историю как эпизодический герой то, что он сменил прозвище на Илью Муромца, для исторических событий самой летописи не имеет значения. В те времена летописцы не могли представить, что информационный поток сделает трех богатырей чуть ли более известными, чем князей, что они станут флагманами русского духа.

Интересно получается путем сравнения сопряженных фактов из двух источников, можно раскрыть, мягко говоря, обман 800 летней давности, выяснить, что в Киево-Печерской лавре, находятся мощи не легендарного богатыря Ильи Муромца, а всем на обозрение предъявляют мощи другого война и у них никакой святости. В крайнем случае,  с натяжкой, можно предположить, что этот воин при жизни взял себе это же прозвище Муромец, от чего и произошла путаница.

Вывод

Добрыня, Алексей и Илья, реально жившие люди и реально богатыри, у них были свои конкретные, сегодня благодаря «Аскольдовой летописи» известные, жизненные события и подвиги, с конкретной фактурой и датами. Их объединяет то, что они были воеводами у князя Владимира, и то, что в результате их верной, героической службы и многих военных завоеваний произошло объединение земель Руси, за что богатырям низкий поклон. Они были ключевыми фигурами, без них исторические события могли бы развиваться по другому не благоприятному сценарию.  Народ это понимал, поэтому в благодарность сохранил память о них в былинах, сказаниях, легендах, сказках.                                                                  

Олег Киттер


1 комментарий

  1. Станислав Федотов

    Вполне убедительная гипотеза. Она не понравится киевским националистам, поскольку они считают мощи Муромца в КП лавре подлинными Ильи, а самого Муромца украинским богатырем. При этом отбрасывают резон, что тогда не было русских и украинцев, были поляне, древляне, кривичи, словены и т.д. и с Владимира начались первые попытки создать нацию русских.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика