Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Аккордика песни Ю. Визбора «Вот хорошо и тихо, и достойно»

Серия статей «Галерея концертной аккордики бардов».

Статья № 4

Как и в предыдущей статье, мы будем придерживаться тройственной структуры в подаче нашей информации, а именно: 1) разбор отзывов читателей на предыдущую статью; 2) подробности инструментария и программы накопления опыта аккордового аккомпанемента хорошего исполнителя песен; 3) аккордика песни, названной в заголовке статьи.

§ 1. Разбор отзывов читателей на статью № 3

Читатели, как всегда, раскачиваются потихоньку. На нашу статью № 3 было меньше отзывов, чем на первую и вторую статьи. Но, все же, отзывы есть. Мы их обобщили и представляем здесь с нашими на них ответами.

Вопрос № 1. Вы снова сделали ошибку, наверное, умышленную. Ряд латинских букв, который вы используете в маркировке аккорда, содержит неверные буквы G и g, а должно быть S (соль-мажор) и s (соль-минор). Правильно? — Да, вы правы. Браво. Это была умышленная ошибка, ориентированная на внимательность читателя.

Вопрос № 2. Вот посмотрел о вас в Циклопедии. Там описана просто грандиозная работа по созданию вашей теоретической модели «Песенность бардов». В чем причина того, что вы так много написали по этой теме? – Во-первых, автор уже не мальчик, уже приближается отметка 7 десятков лет. Поиск теоретической модели занял около 30 лет. Движение в эту сторону идет и сейчас. Тема ведь грандиозная. Барды — это не артисты сцены или театра, не гитаристы или исполнители-иллюстраторы песен, которыми их пытаются представить современные «Гитарные школы» и фестивали «авторской песни». Бардом можно стать только самостоятельно, на основе саморазвития сквозь песенную материю. Именно здесь цепочка зажигания качества «бард». Источник синкретики «песен бардов». Пространство тайны не жанра «авторская песня», а целой «Авторской культуры песенности бардов».

Вопрос № 3. Зачем вообще нужна ваша теория. Нужно петь и все. – Действительно, на дверях КСП можно было бы написать «Лучше спой, чем говори о песне». Но дело в том, что мне до сих пор не приходилось встречать ни одного человека, который бы сказал: «Я знаю, что такое явление «песни бардов» в Целом»[2]. Это невозможно сделать, если не привлекать специальную исследовательскую деятельность. Ведь явление «песни бардов» – это гигантское множество мощностью примерно в 20 000 песен от 300 авторов песен. Как получить представление о таком Целом, не делая специальных построений?! Ни архивисты, ни орги, ни хранители библиотеки текстов песен, ни авторы песен или их исполнители этого не сделали. Так может быть этого и не надо делать? – Мы — живой пример противления такому мнению. Без представления о Целом невозможен «культурный след», который предлагается воплотить в виде оригинальной «культурологической конструкции» с названием «Живой Музей Бардов». Иначе все следы просто канут в Лету. Сейчас время не собственно клубов песни, а время «площадок культурного роста» в пространстве «Живой Музей Бардов».

Замечание № 1. Вам легко строить всякие модели. Вы ведь не заботитесь о маркетинге ваших построений, вам не надо зарабатывать на этом деньги. Вас не интересует потребительский рынок ваших теоретических результатов. Мы же, учителя «Гитарных школ», поставлены в зависимость от финансовой прибыли наших школ, поэтому и модель обучения у нас ориентирована на особенности спроса – на гитарный аккомпанемент песен вообще, а не только «песен бардов» или «авторской песни». Ваши построения не обслуживают современный мейнстрим интересов общества. – Да, вы правы. Нам до рыночного спроса нет дела. Речь идет о движении к Истине, а не о поиске дружбы. Мы выкладываем наши статьи в секторе «социальные сети Интернет», которые созданы для преодоления замкнутости современного человека – читай «для поиска единомышленников по планам или целям». Однако мы не ищем контактов, чтобы дать исполнительский или авторский концерт песен на выезде, хотя это в наших силах и иногда такие концерты складываются, как «камерные», «домашние» или даже «уличные». Так сложилось в процессе нашего жизненного самоопределения.

Замечание № 2. Зачем вы тисните свои статьи в среду интернет-тусовок песенных практиков. Хотите заниматься наукой, идите в сектор науки «Авторская песня». Там и конференции, и дискуссии, и пленительная маета умственных сил. — К сожалению, там нет того, что нужно и возможно. Если вы не заинтересуетесь, то там это и подавно невозможно. Нам пришлось познакомиться с большим массивом диссертационных работ в отмеченном вами секторе научных работ. Там уже написано более 80 диссертаций, это по всему мировому русскоязычному полю. Но представления о Целом там нет и не предвидится!!!

Пожелание № 1. Пишет вам преподаватель одной из «Гитарных школ» небольшого провинциального города России. Мы работаем со старшими школьниками и студентами, при местном государственном доме культуры. Хочется выделить проблему выбора учебных песен. Такая проблема сильно зависит от склонностей ученика. Скажите в этом направлении хотя бы пару слов. – Ваша проблема общеизвестна. Решение у нее простое. Вспомните спорт, там есть обязательная и произвольная программы. Считайте, что обучение – это культурная трансляция обязательной программы. Такая программа в явлении «песни бардов», по нашему мнению, не может быть выстроена без учета представлений о Целом. Бард – это носитель Целого, исполнитель песен бардов – это человек, способный к тому, чтобы в каждой исполняемой песне учитывать связь с Целым. Исполнить песню по-бардовски – это значить развернуть в пространстве песенного слуха отношении «конкретное ↔ Целое». Настоящие барды это могут. Подлинная учебная программа соединяет «навык песенного исполнительства» (делают многие) и «метафизику бардов» (представление о Целом, есть только у нас). Вариант такой программы представлен нами в нашем учебнике «Песенная гитара бардов». Там 72 песни от 27 бардов. Ваше пожелание похоже на заказ статьи. Возможно, так и будет.

Пожелание от автора статьи. Уважаемые читатели, нам жаль, что никто из читателей не обратил внимания на расхождение информации в монтажном листе песни, представленной в статье № 3. Ведь аккордовая гармония, надписанная над словами песни не соответствует аккордовым схемам, приведенным чуть ниже. Неужели никто не пробовал играть представленную нами песню? Или все же играл, но на основе своего опыта аккордовых пальцовок по строчке аккордового аккомпанемента? Уважаемые читатели, будьте внимательны и проверяйте наши аккомпанементы практически, взяв в руки вашу гитару и на основе тех аккордовых схем, которые предложены в монтажном листе. Проиграв аккомпанемент, следует заполнить ваш личный накопитель опыта аккордового аккомпанемента. Именно такая практика восприятия наших статей будет оказывать позитивное влиянием на то, что мы называем «процесс накопления опыта аккордового аккомпанемента песен бардов» и «движение к освоению концертной аккордики песен бардов». Правильный образ монтажного листа № 03 мы не скрываем, его можно увидеть по ссылке на накопитель материалов наших статей на облаке в Интернет.

§ 2. Программа и инструментарий накопления опыта

И так, исполнитель песен бардов видится нам как «бард – исполнитель песен». Если он исполняет «песню бардов» как исполнитель в образе «бард», то это значит, что он попал в русло «песенность бардов». То есть, он выполнил «исполнительскую триаду барда» (сокращенно «ИТБ»): 1) развернул песню по-бардовски; 2) удерживает песенную тему по-бардовски; 3) завершил песню по-бардовски, оставив песенный след послезвучания.

Когда мы говорим о накоплении опыта исполнения «песен бардов», мы говорим о накоплении опыта реализации «ИТБ», которая всегда двойственна – имеет две опоры: культурологическую (образные представления) и технологическую (техника слухового владения гитарой).

А. Культурологическая опора

Опора песни на бас. Когда у нас возник вопрос как правильно сделать слуховую запись исполнения песни под аккомпанемент гитары, то мы стали подробно рассматривать процесс подбора аккордового аккомпанемента по слуху. Обнаружили простую закономерность – все начинается с определения правильного баса. Аккорды аккомпанемента как бы подвешены – каждый на своем басе. Аккордовая строчка появляется над словами песни как канва басов, давших начало этим аккордам. Следовательно, культурологический опыт рассмотрения песенной практики бардов говорит нам: «Привяжите обозначения аккордов к маркеру его баса». Последовательность аккордов песенного аккомпанемента берет начало из последовательности басов такого аккомпанемента.

В предыдущей статье № 3 мы ввели наш оригинальный трехпозиционный способ записи аккорда (см. рис. 1).

Рис. 1. Простая позиционная структура маркера записи аккорда песенного аккомпанемента.

То, что мы назвали «буквой» имеет прямое отношение к маркировке баса. Такая маркировка имеет тройную нагрузку: 1) называет звук баса (один из звуков «музыкальной гаммы»); 2) называет базовый звук тональности (начало «музыкальной гаммы»); 3) называет название тональности и ее тип.

Опора песни на «аккордовую лесенку». Звучание песни опирается на закономерности слуховой гармонии, базу которой образует понятие «аккордовая лесенка». Детальное описание этого типа закономерности мы дадим в следующей статье этой серии статей. Здесь же только отметим, что такая «лесенка» позволяет аккомпаниатору песни ориентироваться в возможных путях позиционного движения аккордо-извлекающей руки по грифу гитару.

Пример. Рассмотрим небольшой и простой на слух пример. Пусть звучит известная песня Б. Окуджавы «Не клонись-ка ты головушка». Нам нужно маркировать по слуху аккорды гитарного аккомпанемента этой песни. Как это сделать? — Для этого нужно выполнить ряд действий: 1) определить тональность, в которой звучит песня. Мы засекаем начало песни и созвучие первому аккорду песни звуку на басах нашей гитары. Наше ухо обнаруживает, что первый аккорд созвучен звучанию пятой открытой басовой струны (в стандартном строе это звук «ля»). По своему звуковому характеру песня звучит минорно. Значит мы имеем дело с тональностью «ля-минор», которая маркируется как «l» (маленькая латинская буква эль); 2) определить первый аккорд песни. Первый аккорд, который извлекает Б. Окуджава в своей песне является аккордом в простой пальцовке[1] и начитается с первого лада грифа гитары. Если теперь опереться на знание «лесенки аккордов» в тональности «ля-минор» и от этой аккордовой позиции, то слуховой подбор аккордового аккомпанемента быстро достигнет положительного результата.

Однако, в этой, казалось бы, простой, песне Б.Ш. Окуджавы есть и изюминка. На слово «головушка» Б.Ш. Окуджава берет бас «ми» (открытая шестая струна), хотя звучит аккорд «ля-минор», который профессиональные музыканты часто сопровождают басом «ля» (открытая пятая струна). Здесь уместно вспомнить один случай. Мы присутствовали на камерном концерте «песен бардов» и «авторской песни», который исполнял известный и одаренный исполнитель таких песен А. А. Медведенко (Дов). Вот он объявил песню Б.Ш. Окуджавы «Не клониська ты головушка» и стал исполнять первый куплет. Наш слух застыл в ожидании звучания песенного слова «головушка». Слово прозвучало, но исполнитель песни промахнулся – с аккордом «ля-минор» был взят бас «ля», а не «ми». Профессиональная ориентация слуха взяла верх над бардовской оригинальностью, которая вытекала из условного «гитарного невежества Б.Ш. Окуджавы».

Б. Технологическая опора.

В предыдущей статье мы обещали читателям ввести в поток рассмотрения информацию о «накопителе базовых пальцовок». Сделаем это сейчас.

Личный накопитель пальцовок. Тема «накопитель базовых пальцовок» указывает на начальный уровень темы «личный накопитель пальцовок» и неразрывно связана с темой «гармоническая лесенка аккордов» (см. рис. 2). Дадим краткое описание всех элементов этой схемы[8].

Полный накопитель пальцовок. Формируется в соответствии с представлениями о пересечении множеств «нотное поле грифа гитары» и «все варианты звукового состава аккордов». При этом действует ограничение, что варианты пальцовок аккордов не должны растягиваться более чем на 4-е рядом стоящих лада грифа. Накопитель состоит из трех типов пальцовок: 1) простые. В таких пальцовках мускульное усилие руки минимально (нет баре или специальной растяжки пальцев); 2) универсальные. Такие пальцовки можно перемещать вдоль грифа, не меняя их схемы; 3) специальные. Использование таких пальцовок требует специальной практики.

Сегодня полное множество пальцовок и аккордов шестиструнной гитары уже построено. Это сделано с помощью компьютерной программы и выложено в Интернет.

Личный накопитель пальцовок. Это те пальцовки, который сформировались у исполнителя песен в процессе его индивидуальной практики аккомпанемента песен. Здесь можно предложить двухсекторную организацию (см. рис. 2): 1) база. Накопитель базовых пальцовок (см. табл. 1). Это то, что часто используется в практике исполнителя песен; 2) другое. Это то, что собрано «про запас». Например, сюда входят упражнения по поддержанию технического уровня владения гитарой (пальцовки, в которых можно играть «гаммы аккордов»; «связки плавных переходов» и др.).

Рис. 2. Оргсхема формирования «личного накопителя пальцовок.

Вопрос № 1. Сколько пальцовок имеет аккорд «ля-минор»? – Мы предлагаем три разных базовых варианта – три базовых пальцовки. В таблице 1 это пальцовки с номерами 1, 2, 3.

Вопрос № 2. Сколько пальцовок имеет аккорд «ля-мажор»? Ответ тот же, что и для минорных аккордов. Мы предлагаем три базовых пальцовки. В таблице 1 это пальцовки с номерами 1, 2, 3.

Вопрос № 3. Почему пальцовки называются «базовыми»? Это вытекает из того, что такие пальцовки можно без изменения перемещать вдоль гитарного грифа и давать основание множеству разных аккордов. Название аккорда меняется, а его пальцовка остается неизменной.

Таблица 1. Пример личного «Накопитель базовых пальцовок» аккордики бардов. Буква названия аккорда определена названием звука, извлекаемого опорным басовым звуков аккорда.

Пример. Пусть нам дан аккомпанемент уже отмеченной выше песни Б.Ш. Окуджавы «Не клониська ты головушка» в традиционной маркировке (см. строку № 1 табл. 2). Запишем этот аккомпанемент в нашей маркировке (см. строку № 2 табл. 2). Аккорд G маркировать полностью в нашей записи мы не можем, в таблице 1 пока нет такой пальцовки. Более широкий вариант заполнения этой таблицы будет дан в следующей статье нашей серии.

Таблица 2. Аккордовый аккомпанемент песни Б. Ш. Окуджавы «Не клониська ты головушка»  в двух разных маркировках аккордов. Номера пальцовок взяты из таблицы 2.

Гармоническая лесенка аккордов. Любая песня звучит в одной тональности или в связке тональностей. При этом, музыкальная гармония[5] используется песней так, что можно выделить «гармоническую магистраль», по отношению к которой происходят гармоническое движения песни – смена аккордов в песенном аккомпанементе. Такая «магистраль» получила у практиков название «гармоническая лесенка» – базовая цепочка аккордов одной тональности. Сколько таких цепочек нужно освоить? — Таких цепочек две – одна для минорной тональности и одна для мажорной тональности. При этом каждая из этих цепочек имеет не менее трех вариантов своей реализации на гитаре: а) из верхней позиции пальцовки аккорда; б) из средней позиции; в) из нижней позиции.

Особенностью бардов является явное предпочтение закономерностей минорной тональности. Происходит опора на образ «гармоническая лесенка аккордов», показанный в таблице 3. Мы приводим не один, а два образа такой лесенки, чтобы акцентировать часто встречаемый путь накопления опыта аккордового аккомпанемента у бардов – путь от образа «простая лесенка» (дворовой опыт[4]) к образу «нормальная лесенка» (зрелый исполнитель песен).

«Простая» цепочка аккордов содержит 8 разных аккордов, в 7 разных пальцовках [9]. В ее пределах находится опыт аккордового аккомпанемента таких известных бардов, как: Б.Ш. Окуджава, М.Л. Анчаров, В.С. Высоцкий. Однако известный бард О.Г. Митяев уже владеет более развитой формой аккордовой лесенки – формой «нормальная», в которой уже 11 различных аккордов.

Таблица 3. Минорная гармония аккордики бардов на уровне «Гармоническая лесенка аккордов» [7].  Схема лесенки дана для случая, когда она начинается из положения «среднее» для пальцовки аккорда Am. Обозначения: сплошная линия – барэ, штриховая линия – возможно барэ.

Разыгранные гармонии. Практика аккордового аккомпанемента песен происходит в пространстве не одной, а двух «параллельных тональностей» – мажорной тональности и тональности «параллельный минор». Основные звуки этих тональностей разделены интервалом в три полутона (три элементарных интервала) и соответственно маркируются латинскими буквами  Хm и (Х+3), например – Am (ля-минор, Х=A) и С (до-мажор, три интервале вверх по гамме от звука «ля»: А → X+3=C). Можно считать, что эти тональности образуют общее поле аккордов и обозначать такое поле маркером «гармония». Таким образом, понятие «гармония» у нас указывает на пространство музыкальных закономерностей употребления исполнителем песен аккордов двух параллельных тональностей. Уже известная[6] читателю форма «накопителя аккордов аккомпанемента» опирается именно на такое конкретное понимание гармонии – видение гармонии как процесса оперирования (растягивание, сужение, выход за границу)[10] образом «гармоническая лесенка аккордов».

Сколько гармоний должен знать практик песенной гитары бардов? – Это гармонии, в которых поют песни многие не профессиональные любители песен. По нашему мнению, таких гармоний четыре: 1) Am ↔ C; 2) Dm ↔ F; 3) Em ↔ G; 4) Hm ↔ D. А это в свою очередь означает, что исполнитель должен иметь в накопителе своего опыта аккордового аккомпанемента от 4-х до 8-ми песен, которые он должен регулярно повторять как специальные упражнения в аккордовом аккомпанементе песен.

§ 3. Монтажный лист песни

В этот раз читателю предлагается монтажный лист (см. фото 1) песни Ю.И. Визбора «Вот хорошо и тихо и достойно». Аккомпанемента песни звучит в связке из двух тональностей A ↔ Am.

Фото 1. Монтажный лист песни Ю.И. Визбора «Вот хорошо и тихо и достойно». Буквенное обозначение аккордов сделано в общепринятой, но укороченной маркировке, ориентированной на самостоятельное слуховое доопределение.  Где: Eaр – аккорд Е (ми-мажор) в аранжирующей пальцовке.

Необходимо подчеркнуть, что приведенный аккордовый аккомпанемент песни Ю.И. Визбора открывает прямой доступ к освоению аккордовых концертных аккомпанементов двух известных песен Б. Ш. Окуджавы из позднего этапа его песнетворчества: «Как бы мне сейчас хотелось» (гармония A ↔F#m), «С Моцартом мы уезжаем из Зальцбурга» (гармония A ↔F#m).

Сергей Орловский

Примечания:

  1. Информация о том, что Б. Окуджава играл простыми пальцовками и аккордами широко известна.

  2. Не помогают здесь рассказы А. М. Городницкого, лекции А.З. Мирзаяна, учебные курсы Ю.Л. Лореса, учебные семинары В.И. Ланцберга, статьи стенной газеты «Менестрель» московского КСП, книга организатора московского клуба и подмосковных песенных слетов И.М. Каримова, журналистские «обзоры и думы» о Грушинском фестивале, мысле-сентенции ученых сектора науки «Авторская песня» или «Гитарная песня», статьи интернет-страницы «Авторы и авторская песня» на сайте bard.ru или статьи раздела «печатный двор» на этом же сайте, «теоретические чтения» в ЦАП г. Москвы, именные музеи отдельных бардов (В.С. Высоцкого, Б.Ш. Окуджавы, Ю. И. Визбора) и т.д. и т.п.

  3. В реальности это не обязательно только практика гитары «песен бардов». Например, может присутствовать практика аккомпанемента песен другой направленности и практика чисто инструментальных произведений для гитары. Мы уже писали, что современные «Гитарные школы» вышедшие из КСП идут к «песенной гитаре» от «инструментальной гитары».

  4. Это лесенку знают все, кто известен в своем дворе как человек, любящий публично исполнять «дворовые песни» под гитару и делающий это достойно. Например, известный бард В.Л. Туриянский не раз публично рассказывал, что ему, еще в годы юности, один из соседей по дому показал «лесенку» на семиструнной гитаре, знанием о которой он потом все время пользовался в аккомпанементах своих песен.

  5. Музыка – это процесс проявления отношений тяготения музыкальных звуков друг к другу в реальном времени. Практика показывает, что такие отношения имеют закономерности, собранные в содержании понятия «музыкальная гармония». Например, легко на слух обнаружить, что звук «основа музыкальной гаммы» образует ярко выраженное тяготение к пятому звуку (квинта, интервал в 7 полутонов) гаммы. В практике аккомпанемента песен особенное значение имеет закономерности музыкальной гармонии, выражаемой движением аккордов.

  6. Форма «накопителя опыта аккордового аккомпанемента» описана в статье № 3 этой серии статей.

  7. Такие «гармонические лесенки аккордов» проявлены нами на основе анализа большого массива аккордовых аккомпанементов «песен бардов». Схема «нормальная» выглядит более насыщенно чем схема «простая» (дворовая). Различие здесь, как минимум, имеет три признака: 1) по количеству аккордовых звеньев. Цепочка «нормальная» длиннее цепочки «простая»; 2) в цепочке «нормальная» добавлены аккорды, имеющие функции «прослойка»; 3) в цепочке «нормальная» добавлен аккорд, выполняющий функцию «связь с фольклорно-народной традицией».

  8. Напомним читателю, что: а) пальцовка – это локальная схема (образ) расположения пальцев аккордо-извлекающей руки на струнах гитарного грифа. Если привязать пальцовку к тому или иному ладу гитарного грифа, то она превращается в аккорд; б) аккорд – это звучащая пальцовка. Это – не менее трех разных и одновременно звучащих звуков. По отношению к аккорду можно обнаружить такие его качества, как: главная опора, носитель мажорной или минорной ячейки (соответственно 4 и 3 элементарных или единичных интервала), отметка уровня устойчивости аккорда (квинта, септима и др.). Он может начинаться с басовых струн в трех вариантах, образованных вариативностью расположения одного из трех звуков аккорда на басовых струнах (в басовом регистре).

  9. Аккорд E (ми-мажор) получается путем сдвига пальцовки аккорда F (фа-мажор) на один лад влево (направление к колкам струн по грифу).

  10. В качестве примера растягивания образа «гармонической цепочки аккордов» мы предлагаем читателю самостоятельно исполнить песню С.Я. Никитина «Напоследок дурацкий круиз».


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика