Новое
- Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 -1744) — Русский поэт-сатирик и дипломат
- Подведены итоги VII ежегодной Премии в области дизайна Best for Life Design
- Бизнес-сообщество «БизнесСевер» отмечает трехлетие успешной работы
- Если ты такой умный…
- Белые крылья Непрядвы. Литературная премия в стенах Института славянской культуры
- В ожидании премьеры: новая постановка в Театре-студии Всеволода Шиловского
Перелом времен. О романе Елены Крюковой «Солдат и Царь»
30.12.2020Вы когда-нибудь отрубали голову петуху, чтобы сварить суп? Нет? А я отрубал. И, знаете, его широко открытый глаз перед казнью, когда я его положил на пенек, до сих пор снится мне.
Смириться с ощущением, когда ты сам, своими руками отнимаешь жизнь, трудно. Но человек привыкает ко всему и, к примеру, на скотобойне спокойно и методично выполняет свою рутинную работу.
Охотник стреляет в зверя и тоже убивает его. Плохо это? Или хорошо? Однако охотники на земле не переводятся.
Убить человека страшно. Человек помнит всю жизнь не только то, как он совершил убийство, но и свои предварительные действия, которые привели к тяжелым предсмертным испытаниям других людей. Помнит — и не может себе этого простить. В таких случаях убийце те, кто знает о его преступлении, советуют: иди к батюшке, исповедайся, покайся, и станет легче.
Не знаю, не знаю. Может, Бог и простит, а вот сам себе я, человек, никогда не прощу свой грех, причинив последнюю, самую страшную на свете боль себе подобному существу. Убийство человека само по себе тяжелая ноша, угнетающая душу. И правильно, что за это деяние в миру предусмотрено наказание.
Но вот метаморфоза! Независимо от общественного строя, человек, подчиняясь требованию защиты своего отечества от тех, кого он считает другими (чужими), готов лишить жизни огромную массу этих чужих, и общество, вместо неприятия и осуждения этого деяния, считает это героизмом.
Война. Только человек придумал эту общественную форму массового убийства, награждая победителей почетом, уважением и наградами.
Война. Она регулярно уносит тысячи жизней, и основной ее особенностью является отсутствие жалости у генералов и их подчиненных при массовом уничтожении себе подобных.
И это не скотобойня. Это хуже.
Это порождение человека, не чувствующего боли тысяч людей.
Это как ученый-математик, тщательно рассчитывающий процессы в водородной бомбе, не думает о том, что произойдет, когда эта бомба взорвется.
Вот об этом бесчеловечном участии в убийстве себе подобных и написан роман Елены Крюковой «Солдат и Царь».
Роман, конечно, не только об этом. Не только об ужасах революции и войны.
Но тема этих ужасов красной нитью проходит через весь насыщенный, одновременно и событийный, и психологически нагруженный текст.
Прежде всего читатель окунается в атмосферу Первой мировой войны. В начале первой части романа показана картина бессмысленного массового убийства с той (немецкой) и с другой (российской) сторон. Рвущиеся вперед под диктовку хладнокровных «математиков» – генералов — истекающие кровью солдаты, сумасшедшие атаки на окопы противников и охладевшие трупы бойцов, выполнивших свой долг, бесславно погибшие по приказу этих генералов.
И вот эта картина безумной бойни показана через восприятие нескольких персонажей романа: русских солдатов Мишки Лямина, Сашки Люкина, Пашки Бочаровой. Ведомые приказами офицеров, солдаты, побеждая страх, чувство опасности, шли в атаку.
«И они бежали; и Лямин глядел – а кто-то уже лежал, так и остался посреди этого дубняка с разлитыми по земле мозгами, с вывернутыми на молодую траву потрохами; (…) и люди орали, чтобы заглушить, забить живыми криками ледяное и царское молчание смерти:
– А-а-а-а-а-а! Ура-а-а-а-а-а!»
«(…) Мелькнула дикая мысль: а эта война, она-то людям на кой ляд?! – но времени ее додумать не было. Солдаты поднялись с земли и вновь побежали навстречу огню».
Атаки, захватывающий массы людей психоз на полях войны, вышибали из головы солдата все святое, превращали его в зверя. Война, при всех попытках (и во все времена) облагородить ее и оправдать, отбрасывает человека в далекое прошлое, в мир животного, не обладающего чувством сострадания. И тогда Мишка Лямин, выдержавший схватку с врагом, но на миг потерявший после этого человеческий образ, изнасиловал молоденькую деревенскую девчонку, убив ее бабушку из пистолета.
Конечно, это жуткий поступок. Но таковы реалии войны, внезапно сделавшие из простого русского парня страшное чудовище. Потом он сам ужасается содеянному. Война взяла у живой человеческой души свою жестокую плату.
Роман Елены Крюковой – не только и не столько о последнем русском Царе Николае Втором, как то явствует из названия, но — прежде всего — о трагических последствиях Первой мировой войны, об изменениях в сознании людей России под воздействием грандиозных изменений в общественной жизни страны и всего мира.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ