Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Святитель Николай Мирликийский Чудотворец*

СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

Днесь память празднуя твою,

Приносим мы тебе хваленье,

И воссылаем в умиленье

Молитву тёплую свою.

Воззри на нас с выси небесной

Молитве нашей ты внемли,

Зажги в сердцах огонь чудесный –

Огонь божественной любви!

Вложи в нас истины познанье,

Дорогу к свету укажи,

Во дни скорбей и испытанья

Нас защити и поддержи!

Отчизне нашей православной

И мир, и тишину подай,

Услышь же нас, великий, славный,

Святитель Божий Николай!

Протоиерей Николай Гурьянов

…Его называют по-разному: Николай Чудотворец, Николай Угодник, святой Николай, святитель Николай. На Руси это один из самых почитаемых святых, а число посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Пресвятой Богородицы.

Никола был и остаётся наиболее близким и самым «народным» святым. С жалобами, с призывом о помощи люди обращаются прежде всего к Николаю Угоднику, ибо он считается – «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Он – покровитель весны, обходил поля и дома, заботился о крестьянской живности, спасал от пожара, покровительствовал путешествующим, благословлял детей и новобрачных, но строго карал воров и мздоимцев, лежебок и тунеядцев.

В каждой православной семье рассказывали детям нехитрую притчу про Николая Угодника:

«Шли однажды полем Никола да Касьян. Видят, в лощине мужик увяз с возом, бьётся – вытащить не может. Покликал он на помощь путников – Касьян отмахнулся, некогда, мол, по делу спешим, а Никола – к возу, подставил плечо. Перепачкался в грязи, а воз вытащил на сухое. За то доброе дело Бог установил Николе два праздника – весной и зимой. А Касьяну – один, да и то 29 февраля, т.е. раз в четыре года!»

Но благодарные русичи поминают святителя Николая трижды: 19 декабря – день его упокоения; 22 мая – день прибытия честных мощей в г. Бари; 11 августа – рождество святого Николая, а кроме того, службы во имя его совершают каждый четверг во всех церквах. Так кто же он был этот всеми любимый Святой?..

О РОЖДЕНИИ

Святитель Николай, великий Чудотворец родился в городе Патары около 260 года. Родители его были люди благочестивые, знатные и богатые, оказывали многие благодеяния и помощь нуждающимся, за то и удостоились произрастить святую ветвь, «как древо, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (Пс. 1,3).

Когда родился сей отрок, ему дали имя Николай, что значит победитель народов. И по благословению Божьему, он воистину явился победителем злобы, на благо всему миру. Предание доносит, что Николай с рождения стал совершать чудеса прежде, чем начал питаться молоком матери, и стал постником ранее, чем привык вкушать обычную пищу.

Во время крещения в купели младенец три часа без поддержки простоял на ногах, воздавая честь Пресвятой Троице, великим служителем и предстателем Которой он явился впоследствии. А постничество его проявлялось в том, что по средам и пятницам младенец вкушал молоко матери лишь вечером, по совершению родителями обычных молитв. И позже, до самой кончины, Николай питался исключительно растительной пищей.

ПЕРИОД УЧЕНИЯ

Когда пришло время познания Божественного Писания, святой Николай силою и остротою своего разума в малое время постиг многую премудрость и преуспел в книжном учении так, как подобает искусному пастырю. Достигнув совершенства в слове, отрок стремился к совершенству и в повседневной жизни. Николай всячески уклонялся от суетных друзей и праздных бесед, избегал разговоров о женщинах и даже не смотрел на них. Юноша хранил истинное целомудрие и усердно посещал храм Божий. Там он проводил целые дни и ночи в молитве и чтении божественных книг, набираясь разума духовного, впитывая благодать Святого духа, созидая в себе достойное для Него жилище. У Николая не замечалось никаких дурных привычек, свойственных юности: по своему нраву он был подобен старцу, вызывая удивление и всеобщее уважение. Известно, если старый человек уподобляется безумной молодости, то для всех служит посмешищем, и наоборот, если юноша имеет нрав старца, то все оказывают ему почтение, ибо «неуместна в старости юность, но достойна уважения и прекрасна в юности старость».

НАЧАЛО ДУХОВНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ

Был у святого Николая наставник, его дядя, епископ города Патары – Николай, в честь которого он и был назван. Сей епископ, видя, что его тёзка ведёт добродетельную жизнь, всячески устраняясь от мира, посоветовал его родителям, отдать сына на службу Богу. Те прислушались к доброму совету и посвятили Господу своё чадо. Епископ, приняв юного «старца», поставил его чтецом и сделал своим помощником, поручив ему говорить поучения пастве, а позже возвёл Николая в пресвитерский сан. Когда же епископ рукополагал его во священника, то обратившись к народу, бывшему в церкви, пророчески произнёс:

– Я вижу, братия, новое солнце, восходящее над землёю и являющее собою милостивое утешение для скорбящих. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его у себя пастырем, ибо сей добр, упасёт души заблудших, пропитает их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях.

Приняв пресвитерский сан, святой Николай неустанно трудился, бодрствуя и пребывая в непрестанной молитве и посте, день ото дня всё более процветал красотою души. И когда епископ Николай отправился в Палестину на поклонение святым местам, то управление Церковью доверил своему помощнику, и он не ошибся: Николай, заступив на место, заботился о делах Церкви так же усердно, как и сам епископ. Так совпало, что в это же время преставились его родители. Получив богатое наследство, святой Николай всё роздал нуждающимся. Отныне он не обращал внимания на скоропреходящее богатство и не заботился о его умножении, отрекшись от всех мирских желаний, со всем усердием старался предать себя Единому Богу, взывая:

«К Тебе, Господи, возношу душу мою. Научи меня исполнять волю Твою, потому что ты Бог мой»

СПАСЕНИЕ ТРЁХ ДЕВ ОТ БЕСЧЕСТИЯ

Много благих деяний совершал Николай Угодник. Вот одно из многих дел его милосердия.  Жил в городе Патаре некий муж, знатный и богатый, и было у него три дочери. Но пришла беда – семья лишилась самого необходимого, и отец замыслил отдать дочерей на любодеяние, чтобы таким образом добывать средства для жизни.

Святой Николай, услыхав о крайней нужде этого мужа и о злом его намерении, решил спасти несчастных, но тайно, следуя словам Евангелия: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми» (Мф.6,1). С другой стороны, он знал, сколь тяжела и унизительна милостыня для того, кто от богатства и славы впал в нищету. Поэтому Николай, взяв мешок золота, пришёл в полночь к дому мужа и, бросив мешок в окно, поспешно скрылся.

Утром муж, обнаружив мешок с золотом, пришёл в смятение: откуда?!.. Приписав сие чудо Божественному Промыслу, он, возблагодарив в душе своего спасителя, выдал замуж старшую дочь, дав ей богатое приданое.

Но святой Николай решил спасти и вторую девушку, и так же тайно, ночью бросил в окно мужа ещё мешок. Встав по утру и обнаружив столь ценный подарок, отец дочерей, пав на землю, обливаясь слезами, взмолился:

– Боже милостивый, искупивший меня самою кровью твоею и ныне спасающий златом детей моих от сетей вражьих, покажи мне слугу Твоего милосердия, земного ангела, который хранит нас от греховной погибели: ведь теперь я могу выдать замуж и вторую дочь и тем избежать бесчестия.

Уповая на Бога, отец надеялся, что и третьей дочери Господь подаст избавление от нищеты и бесчестия. Но желая узнать, кто принесёт золото, он не спал ночи, подстерегая спасителя. Недолго прошло времени, и тайный благодетель явился. Святой Николай, бросив мешок, поспешно удалился, но, муж, услыхав звон золота, быстро бросился вдогонку. Настигнув благодетеля и узнав Святителя, пал ему в ноги:

– Если бы ты, – говорил он со слезами, – не осыпал меня своими щедротами, то я, несчастный отец, давно уж погиб вместе с дочерьми в огне Содомском! Ныне же мы спасены тобою и избавлены от ужасного грехопадения!..

Николай Угодник, премного смущённый, поднял мужа с земли и взял с него клятву, что тот никогда и никому не расскажет о том, что случилось!..

ПАЛОМНИЧЕСТВО В ПАЛЕСТИНУ

После возвращения епископа в Патары, святитель Николай тоже пожелал отправиться в Палестину морским путём, чтобы увидеть и поклониться святым местам, где Господь наш Иисус Христос, ходил пречистыми Своими стопами. Когда корабль приближался к Египту, у святого Николая возникло видение, что вскоре поднимется буря, и дьявол, проникший на корабль, намерен всех потопить в пучине морской. Он предупредил об этом своих спутников, но они ему не поверили. И в тот самый час небо неожиданно покрылось тучами, и разразилась сильнейшая буря!.. Людей обуял ужас, и они кинулись к отцу Николаю: «Если ты Угодник Божий, – умоляли они, – не поможешь нам своими молитвами, мы все погибнем!».

Повелев неразумным мужаться, святой начал усердно молиться Господу, и вскоре море успокоилось и настала великая тишина. Возликовав, спутники воздали благодарение богу и Его угоднику – отцу Николаю, вдвойне удивляясь его предсказанию и чудесному избавлению от смерти. Но после того один матрос полез на мачту, чтобы расправить паруса. Спускаясь оттуда, бедняга оборвался, упал, разбился и лежал бездыханным. Святой Николай тотчас воскресил его своею молитвой, и тот встал, словно пробудившись от сна, чем несказанно поразил мореплавателей.

После сего, подняв все паруса, при попутном ветре, корабль успешно достиг Александрии, а Угодник Божий святой Николай продолжил путь в Палестину.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЛИКИЮ

Достигнув святого града Иерусалима, святой Николай пришёл на Голгофу, где Христос, простёрши на кресте Свои пречистые руки, даровал спасение роду человеческому. Здесь Угодник Божий от горящего любовью сердца горячо молился, воздавая благодарение Спасителю.

Посетив все святые места и пробыв в Иерусалиме довольно долгое время, святой Николай намеревался удалиться в пустыню, но был остановлен Гласом Божественным: Господь Бог не благоволил, чтобы светильник, который должен светить в Ликийской митрополии остался в пустыне.

Вернувшись на корабль, отец Николай договорился с корабельщиками, чтобы они доставили его в родную страну. Но те обманули святого, изменив курс корабля. Заметив это, Николай Угодник начал умолять моряков направить корабль в Ликию, но те лишь посмеялись над ним, не подозревая, что Господь не оставит Своего Угодника. Вдруг откуда ни возьмись налетела страшная буря и, развернув корабль, понесла его по направлению к Ликии, и таким образом святой Николай благополучно прибыл в родное отечество.

По своему незлобию, отец Николай не стал наказывать обидчиков, даже ни единым словом не попрекнул, простил и отпустил с благословением в свою страну. Сам же он пришёл в родную обитель, где оказался желанным гостем. Обретя в этом монастыре тихое пристанище, святой Николай надеялся до конца жизни провести здесь неисходно. Но Бог указал иной путь: однажды святой Николай, стоя на молитве, услышал глас:

– Николай, если ты желаешь удостоиться от Меня венца, иди и подвизайся на благо миру!..

Услышав сие, святой Николай разволновался: что бы это значило? И снова услышал:

– Николай, та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод, не здесь, – иди в мир, и да будет прославлено в тебе имя Моё.

Лишь тогда святой Николай уразумел: Господь требует от него оставить подвиг безмолвия и идти на служение людям.

ВСТУПЛЕНИЕ НА АРХИРЕЙСКИЙ ПРЕСТОЛ

Стал Николай думать, где служить: в отечестве своём или отправиться в иное место, где бы его никто не знал, ибо Угодник всегда избегал суетной славы.

В Ликии был славный город Миры, столица митрополии. Туда святой Николай и отправился. Здесь он никому не был известен и потому жил, как нищий, не имея подчас, где преклонить голову. Лишь в доме Господнем и находил приют.

Так случилось, что в это время скончался архиерей Иоанн, первопрестольник Ликии. По сему в Миры собрались все епископы страны, чтобы избрать на освободившийся престол достойного. Но возникло среди братии большое несогласие, и тогда старейший сказал:

– Избрание епископа на сей престол есть дело Божие, а потому нам подобает молиться, чтобы Сам Господь открыл, кто достоин принять такой сан и быть нашим пастырем.

Внимая молитве епископов, Господь открыл старейшему из них Свою волю. Когда стоял на молитве, пред ним явился светлообразный муж и повелел ночью отправиться к дверям церковным и ждать, кто прежде всех войдёт в церковь.

– Сей, – сказал Он, – и есть Мой избранник; примите его с честью и поставьте во архиепископы: имя мужу сему Николай.

О божественном видении архиерей известил собратьев, а сам встал, где было указано. Когда настало время утренней службы, святой Николай явился к церкви прежде всех, ибо он имел обычай вставать в полночь на молитву. Лишь только он вошёл в притвор, епископ остановил его и попросил назвать себя. Святой Николай молчал. Архиерей снова спросил его о том же. Святитель кротко и тихо произнёс: «Имя моё – Николай, я раб твоей святыни, Владыко».

Благочестивый старец, услышав такую речь, понял, что пред ним тот, коему Бог благоволил быть первопрестольником митрополии. Тотчас взяв святого Николая за руку, он сказал:

– Следуй за мною, чадо.

Молва о том, что по воле Божией явлен Ликии первопрестольник, разнеслась повсюду, и к церкви стеклось бесчисленное множество народа.

– Братья, – обратился старейший к народу, – примите своего пастыря, коего помазал Сам Дух Святой и коему Он вручил попечение о душах ваших. Не человеческим собранием поставлен он, но Самим Богом. Ныне мы имеем того, кого желали, нашли и приняли, кого искали.

Весь народ, воздавая благодарение Господу, приветствовал пастыря. Не перенося человеческих похвал, святой Николай долго отрекался принять священный сан; но уступая усердным мольбам собора и всего народа, вступил на архиерейский престол. К этому его побудило и божественное видение, бывшее ему ещё прежде смерти архиепископа Иоанна:

Однажды ночью святому Николаю привиделось, что пред ним стоит Спаситель и подаёт ему Евангелие, украшенное золотом и жемчугом. А по другую сторону – Пресвятая Богородица, возлагающая на него Свой омофор. А через несколько дней после того видения архиепископ Мирский и скончался.

Николай принял кафедру, и удостоенный великого сана, право правил слово истины и мудро наставлял свою паству в учении веры. Себе же угодник Божий повторял: «Николай! Принятый тобою сан требует иных обычаев, чтобы ты жил не для себя, но для других».

Прежде он жил, втайне служа Богу, Который Один ведал его подвиги. Теперь же жизнь его стала открыта всем. Святой Николай по своим добрым делам был как бы зерцалом для своего стада и, по слову апостола, «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим, 4, 12). Он был нравом кроток и незлобив, смирен духом, избегал всякого тщеславия. Одежды его были просты, пища – постная, которую он вкушал один раз, вечером. Весь день святой Угодник проводил в положенных сану трудах, выслушивая просьбы и нужды к нему приходящих. Двери его были открыты каждому: сиротам он был отец, нищим – милостивый податель, плачущим – утешитель, обиженным – помощником, всем – великий благодетель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ТЕМНИЦУ

Так святитель Николай усердно пас вверенное ему стадо словесных Христовых овец. Но завистливый змий лукавый воздвиг гонение на Церковь Христову: нечестивые императоры Диоклетиан и Максимиан издали указ, чтобы христиане отверглись от Христа и поклонялись идолам. Тех, кто не повинуется этому приказу, – принуждать к тому заключением в темницу и тяжкими муками, а особо «упёртых» – предавать смертной казни!..

Эта дышащая злобою буря вскоре достигла и Мирского града. Блаженный Николай, вопреки повелению, свободно и дерзновенно проповедовал Христово учение и потому был схвачен нечестивцами и заключён вместе со многими христианами в темницу. Здесь Николай пробыл долгое время, перенося тяжкие страдания, претерпевая голод и жажду и тюремную тесноту. Своих соузников он питал словом Божьим, укрепляя в них веру во Христа, подавая пример, быть твёрдыми в страдании за истину.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Настало время, когда благочестие, как солнце после тёмных туч, воссияло вновь… Император Константин Великий, познав Единого Бога, низринул с престола Диоклетиана и Максимиана и повелел разорить идольские капища и восстановить христианские храмы. Он освободил всех пострадавших за Христа из темниц, почтив их, как мужественных воинов и возвратил сих исповедников Христовых каждого в своё отечество. И великий пастырь Николай вновь вернулся в город Миры. Как и прежде, он исцелял страсти и недуги людей, и не только верных, но и неверных, и все любили его, ибо он сиял чистотой сердца и праведностью.

Но оставалось ещё много капищ, и многие жители пребывали в опасности. Архиерей, заботясь о душах заблудших, прошёл по всем этим местам, безжалостно обращая в прах идольские капища. Так ратоборствуя с духами злобы, святой Николай пришёл в храм Артемиды, главное прибежище бесов. Он сравнял этот храм скверны с землёю, и лукавые духи, испуская злобные вопли, со страхом бежали, побеждённые молитвенным окружением воина Христова.

Архиепископ Николай, как добрый пастырь, чутко заботился о своём стаде, откликаясь на все его нужды, как духовные, так и телесные.

Однажды в Ликии случился великий голод, и в Мирах возник недостаток в пище. Люди в ожидании корабля с пшеницей буквально погибали от голода, а торговец, надеясь продать жито подороже, изменил курс и вместо Ликии, направился в другую сторону. Тогда святитель Николай явился к нему ночью во сне и, вложив в его руку три золотых монеты, повелел плыть в Миры. Поутру проснувшись и обнаружив золото, купец пришёл в ужас: откуда монеты?! Не решился торговец ослушаться святителя, – отправился в Миры и доставил хлеб его жителям. При этом он поведал им о чуде – явлении ему во сне святого Николая и о трёх монетах, которые тот вложил ему в руку. Слушая рассказ купца, страдальцы воздавали Богу славу, прославляя чудесного своего Угодника Николая.

МЯТЕЖ ВО ФРИГИИ. ЧУДЕСНОЕ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СМЕРТИ ТРЁХ МУЖЕЙ

В то самое время во Фригии поднялся мятеж. Узнав о том, император Константин послал трёх воевод с войском навести в стране порядок. Поспешно они отплыли из Константинополя, но из-за сильного волнения моря были вынуждены зайти в Адриакскую гавань в ожидании тихой погоды.

Во время стоянки воины, выходя на берег за покупками, многое брали силой. Местные жители озлобились, и начались раздоры. Узнав об этом, святитель Николай отправился туда, чтобы прекратить междоусобную брань. Граждане с воеводами рассказали всё архипастырю, ничего не утаив. Святой Николай увещевал воевод приструнить воинов и не позволять им притеснять людей, после чего пригласил их к себе и радушно угостил. Воеводы наказали виновных и тем прекратили волнение в городе.

Тем временем из Мир пришли несколько граждан. Припав к ногам святителя, они со слезами жаловались, что правитель Евстафий, подкупленный завистниками и злыми людьми, осудил на смерть трёх ни в чём неповинных мужей.

– Весь наш город, – говорили они, – сетует и плачет, ожидая твоего возвращения, Владыко! Если бы ты был с нами, правитель не посмел бы сотворить неправедный суд!..

Услышав об этом, святой Николай в сопровождении воевод немедленно отправился в путь, стремясь спасти от смерти невиновных.

Достигнув места казни, он увидел, что в присутствии множества народа приговорённые со связанными руками и закрытыми лицами, в ожидании неизбежного, преклонились к земле, а палач уже обнажил меч. Немедля ни минуты, святитель Христов прошёл толпу и вырвал из рук палача меч, а затем освободил осуждённых мужей. И никто не посмел его остановить, потому как в действиях его являлась Божественная сила.

Избавленные от казни мужи, приливали слёзы горячие, а народ воздавал благодарение святителю. Прибывший сюда правитель Евстафий хотел, было, подойти к святителю, но угодник Божий с презрением отвернулся от него, а когда тот упал ему в ноги, оттолкнул. Святой Николай обещал сообщить о самоуправстве императору. Правитель испугался и попытался свалить вину на городских старейшин. Но ложь не возымела действия, ибо святитель хорошо знал подноготную мздоимца. Долго умолял Евстафий простить его и лишь тогда, как он с великим смирением и со слезами осознал свой грех, Христов угодник даровал ему прощение.

КОНЕЦ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ УГОДНИКА

Визуальная реконструкция внешности святителя Николая. Изображение с сайта Радио «ВЕРА» — https://radiovera.ru/kak-vygljadel-pri-zhizni-svjatitel-nikolaj.html

Великий угодник Божий прожил много лет в городе Миры, сияя Божественной добротой, по слову Писания:

«как утренняя звезда среди облаков, как луна полная, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь ливаны в летние дни»

Сир. 50, 6-8

Достигнув глубокой старости, святитель отдал долг человеческой природе и после непродолжительной телесной болезни мирно окончил своё временное житие.

На его погребение собрались епископы Ликийской страны со всем клиром и иноками и бесчисленное множество народа из всех городов. Честное тело святителя с честью было положено в соборной церкви Мирской митрополии в шестой день (19 по н.ст.) декабря месяца 342 года. От святых мощей угодника Божьего совершалось множество чудес. Ибо его мощи источали благовоние и целебное миро, коим помазывались больные и получали исцеление. По этой причине к его гробу притекали люди со всех концов земли, ища исцеление своим болезням и получая его, ибо тем святым миром исцелялись не только телесные недуги, но и душевные: святитель не только при жизни, но и после своего преставления вооружался на бесов и побеждал их, как побеждает и ныне.

ОХОТА ЗА МОЩАМИ

Жизнь в Мирах (ныне г. Дембре на юге Турции), на окраине Византийской империи, в XI веке была неспокойной. Ликия подвергалась многочисленным нападениям сельджуков (турок). Жителям Мир приходилось скрываться в горной части острова.

У латинян шла настоящая охота за святынями. Верили, что мощи, каким бы способом их ни достали – всё равно будут спасать. Бари был крупным портовым городом. Венеция – полукупеческая-полупиратская морская держава. Оба города стремились завладеть мощами Святителя как покровителя мореплавателей.

Согласно древним хроникам, баряне дважды приезжали за мощами, но город был заполнен сельджуками, и они не смогли высадиться на берег. Продав зерно в Антиохии, на обратном пути баряне вновь наведались в Миры, на этот раз удача им улыбнулась.

Турок в городе не было, а местные жители под угрозой набегов ушли в горы. В храме святого Николая оставались лишь четыре монаха. Барийский отряд вошёл в храм, и под угрозами один из монахов показал, где находится святыня. Мощи Святителя покоились под спудом, в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой. Баряне разбили её ломом, и один из моряков спустился в гробницу. Мощи (главу святителя и фрагменты скелета) по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Всё это перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось: мореплаватели торопились, опасаясь мести ликийцев.  На пристани была лишь небольшая группа мирян, и помешать похищению они не могли. Баряне в порядке компенсации оставили им икону святителя Николая и пожертвовали значительную сумму денег храму великого Чудотворца.

Так неприглядно выглядело перенесение честных мощей из Мир Ликийских в Бари. Но как впоследствии оказалось, на то была милость Божия: бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена после завоевания Византии Османской империей…

Через несколько дней после набега барян в Мирах высадились венецианцы с той же целью – забрать мощи Чудотворца. И всё повторилось. Но поскольку мощей Николая Чудотворца осталось мало (примерно одна пятая часть), венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: чужой череп, женские и детские косточки. Впоследствии в течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая, и щедро раздавали мощи.

А баряне мощи никому не отдавали. Построили храм Святителя Николая и хранили их там под спудом. И сама гробница не открывалась вплоть до пятидесятых годов ХХ века.

ДВЕ ГРОБНИЦЫ

Вскрытие гробницы в Бари производилось только один раз, в 1953-1957 г.г. Но так повезло, что Луиджи Мартино, профессор, антрополог, исследовавший мощи, прожил довольно долго. В молодости он исследовал мощи святителя Николая в Бари, а в Венеции – в 1992 г., когда был уже очень пожилым человеком. Именно тогда и выяснилось, что в Венеции хранится та часть святых останков, которых не хватает в Бари, а к ним прибавлены чужие кости (в т.ч., детские и женские).

Возможно, привлечение новых научных методов, – например, анализ ДНК, – позволит прекратить хождение по миру «лже-мощей».

Но это в будущем. Однако уже сейчас антропология дала ответы на многие вопросы. Например, подтвердила, что иконы верно передают облик святителя Николая. В 2005 году группа британских, а позже и советских учёных-антропологов, реконструировали по черепу внешний облик святого Николая. Он был крепко сложен, ростом примерно 167 см; его характеризовал высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа. Кроме того, исследования мощей показали, что Николай Мирликийский был строгий постник: питался только растительной пищей, а болел теми хворями, которые настигают людей, кто долго находился в заключении, причём – в тесной и сырой тюрьме. Из жития Святителя известно, что во времена царствия Диоклетиана гонения на христиан он был брошен в темницу.

Почил великий Угодник Божий, как показали исследования, в возрасте между 70-80 годами. Благодаря этому можно вычислить время его рождения, приблизительно — 260 год.

***

«Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море угодник. Он помогал людям в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобождённых домой, избавляя от уз темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим исцеления, слепым прозрение, хромым хождение, глухим слух, немым дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником тёплым заступником м скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Да прославится в нём Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя для восхваляется во веки вечные. Аминь».

Свт. Дмитрий Ростовский

Святитель Отче Николае, моли Бога о нас, грешных!

* — Печатается по изданию Свт. Дмитрий Ростовский. «Жития святых». «Житие святителя и чудотворца Николая архиепископа  Мирликийского».

Материал к публикации подготовила 

Римма Кошурникова


1 комментарий

  1. Инга

    «Жития» русских Святых, представителей Русской Церкви, великих князей, государственных деятелей появились в России с принятием и укреплением в народе христианства. С развитием грамотности сборники о «Житии» прославленных людей были любимым чтением в народе. Времена менялись, но люди хранили в душе имена многих Святых и обращались к ним за помощью в трудную минуту. Одним из таких любимых народом Святых был и есть преподобный Николай Чудотворец. Важность публикации состоит в
    том- все имя Святого Николая Чудотворца знают, прибегают к его помощи, но далеко не все знакомы с такими подробностями его жизни, с которыми нас знакомит «Житие святителя и чудотворца Николая архиепископа Мирликийского». Спасибо Римме Кошурниковой за подготовку публикации к Празднику Рождества Христова.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика