Только ленивый во время пандемии не говорит о том, что мир становится другим, и обратного пути нет. И дело, хочется верить, не только в негативе от цифровизации и дистанта, плюсы тоже должны быть, по-другому просто не бывает.
Мир внешний сделать таким, как тебе хочется, получится вряд ли, но зато можно постараться создать гармонию в мире внутреннем. Об одном из таких путей беседую с Натальей Деревягиной, ведущей литературно-музыкального салона вокально-речевой «Кайф-студии» в Ростове-на-Дону.
—
Почто кайфуем?
— Арабское слово «кайф», как известно, на русский переводят как «удовольствие», не уточняя подробностей. Какого рода удовольствие ты предлагаешь посетителям салона?
— В первую очередь, удовольствие от общения и, одновременно, от познания себя. Мы ведь познаём и мир, и себя через других людей и через отношение к ним, через возможность понять, что думает другой человек, потому что всё время сравниваем. А иначе как без измерителя изменить что-то вообще? Единственный измеритель – это мы сами. По крайней мере, с моей стороны всегда так было, начиная с самого детства.
Наталья Деревягина (слева) и Юлия Гридина (справа)
— А требуется ли современным людям, особенно молодым, познавать себя или познавать кого-то? Ощущение, что они очень уверенные в себе, амбициозные, по крайней мере, внешне. По-моему, кроме себя им никого не надо, да и себя знают ли они?
— Конечно, человек подвержен каким-то пришедшим извне социальным воздействиям – взять ту же рекламу, те же политические течения, да и пристрастия в культуре. И всё это постоянно меняется, но не всегда под нужным углом. А молодые другого просто не знают. В нашей юности, когда мы росли, нам всегда приводили в пример каких-то героев, какую-то положительную модель. Сейчас это критикуется. Возможно, что-то и было преувеличено, но на таких людей хотелось походить. Тот же Николай Островский – ребята, он лежал, он не мог двигаться, он мог только диктовать, но он написал книгу. По этой книге можно посмотреть, как человек работал над собой. И, я думаю, никто не прошёл мимо чеховских слов о выдавливании из себя раба по капле.
Не будь ведомым
— Получается, человек – это то, что из него сделали, а не набор качеств от Создателя.
— Если человек бессознательно идёт за этим, то да. А если он понимает, что реклама и иже с ней навязывают определённый образ жизни, то он уже не спит и понемногу себя ищет. В своё время, после перестройки, когда в нашу страну хлынули различные псевдокультурные и псевдорелигиозные течения, мне довелось встретиться с представителями одного из них, пришедшего из Америки. Всё было построено очень грамотно — вроде бы христианское учение, которое с вежливыми пояснениями старались тебе внушить. Это очень многих затягивало, но на самом деле шло внутреннее искажение. И, если ты не понимаешь, что тебя привлекают, чтобы потом тобой манипулировать, а не помочь разобраться в себе и понять, где истина, заблудиться можно серьёзно. Такие вещи на каждом шагу, и не только иноземные.
— Получается, что в любые времена человек просто манипулируемый биоробот, и только редкие люди пробираются к себе. А надо ли с этим бороться и как? Может, цель твоего литературно-музыкального салона как-то с этим связана?
— Я не очень люблю слово «бороться», сразу видится меч в руках. А то, что человек – существо, которым общество хочет постоянно манипулировать, это — несомненно. Но если человек понимает и разбирается в этом или, по крайней мере, хочет, разобраться, управлять им сложнее и он постепенно перестаёт быть роботом, он становится человеком. В принципе мы в мир приходим для того, чтобы стать людьми. Недаром же Экзюпери в своей повести «Военный лётчик» написал: «Жить – значит медленно рождаться». И мне кажется, что люди, живущие для того, чтобы медленно рождаться, они совсем другие. Не зря ведь последние 20 лет сколько у нас монастырей возрождается, открывается, создаётся – люди туда идут, чтобы рождаться заново. Это моё видение. А вот в рамках литературно-музыкального салона я не претендую на что-то очень высокое, но у каждого человека должна быть возможность заглянуть внутрь себя разными способами, так почему бы не через литературу и музыку? Искусство – тоже часть познания себя, способ познания себя, иначе бы у нас не было великих произведений, великих авторов, таких, как Чехов, Гоголь, Толстой, Достоевский.
Занятия в «Кайф-студии»
Зачем приходят?
— А кто приходит в салон? Наверное, люди разные и по возрасту, и по наполнению какому-то человеческому?
— Люди, действительно, очень разные, и по роду занятий тоже. Психологи, учителя, госслужащие и т.д. Одним словом, приходят люди, которым необходима отдушина. И Кайф-студия — это, в первую очередь, музыкальная студия, а литературно-музыкальный салон – это проект, который возник совсем недавно и возник именно из желания людей не только петь, но и научиться владеть своим голосом. Очень многие люди открывают для себя, что неумение петь – это не значит отсутствие слуха, это неумение владеть собственным голосом и собой тоже. Мы не умеем говорить, у нас обеднённый словарный запас. А все литературные источники, как проза, так и стихи – это способ обогатить не только свои эмоции, но и обогатить словарный запас. Взять хотя бы то же слово «кайф», которое звучит действительно очень часто: мы забываем, что существует огромное количество его синонимов – наслаждение, удовольствие и прочие, прочие. Мы в этом упражняемся. Была у нас тема «круг», и я предложила подобрать характеристики – каким он бывает? Участники напряглись, и мы нашли массу характеристик, а, казалось бы, просто круг, что о нём можно сказать? И, когда мы занимаемся этим, учимся доносить свою мысль, учимся слышать других людей – согласись, люди перестали друг друга слышать. Мой опыт говорит, что на сегодняшний день люди научились, и это очень хорошая черта, отстаивать свою точку зрения, но разучились одновременно, слышать других людей. Поэтому, наверное, и возрастной состав студии, созданной для непрофессионалов, очень разнообразный – это и 18-летние, и те, кому за 50. И это очень хорошо.
— А рассказывают, зачем пришли?
— Конечно. Хотят научиться говорить, уметь позиционировать себя на работе, в каких-то презентациях и проектах, на каких-то конкурсах. Вот приходит, скажем, человек на собеседование, и понимает, что не может о себе рассказать, самопрезентация оказывается для него большой проблемой. Я столкнулась с этим, когда стала участвовать в различных конкурсах красоты, там одна из позиций – трёхминутная самопрезентация. Людям нечего сказать о себе, они просто себя не знают. А кто-то говорит: «Мне не хватает дыхания», «Мне не хватает воздуха». Эти люди приходят в Кайф-студию именно за этим. Руководитель студии Юлия Гридина, старший преподаватель Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова, разработала собственную методику раскрытия природы голоса через организованные движения свободного тела. Сейчас, кстати сказать, и среди детей, и среди взрослых логопедических много проблем – дислалия, дислексия, заикание, и сложности эти не всегда физиологические, очень часто они психологического плана. И вот они приходят сначала в узком кругу учиться говорить. Другие в узком кругу, среди друзей общаются свободно, а в незнакомой обстановке — во рту каша, звуки проваливаются и человек с этим ничего не может поделать. Есть люди, которым нужна аудитория, и это тоже очень приятно. Достаточно много пишущих людей, много поэтов и им интересна реакция зрителей на их произведения. Мне кажется, это тоже очень интересная грань работы литературно-музыкального салона.
— В общем, все в вашей студии человека внутренне раскрепощают?
— Юля – создатель Кайф-студии, она ведёт именно музыкальную часть, и основные группы её. С детьми работает Анна Лысенко, моя часть – именно литературно-музыкальный салон. Учимся дышать и говорить, а на выходе — какое-то стихотворное произведение, наложенное на музыкальное сопровождение для отчётного концерта.
Чем помог локдаун?
— А как студийцы пережили самоизоляцию? …и её влияние на невозможность раскрепоститься? Говорили, что это психологическое давление сильное?
— Желание людей общаться неистребимо, и самое интересное – именно во время самоизоляции таких желающих в Кайф-студии стало гораздо больше. И вот тут интересная деталь – цифровое направление сработало в плюс: занятия продолжались, и у многих в это время произошёл очень большой скачок в развитии – ведь появилось время для себя.
— А каждый ли может этим временем воспользоваться?
— Вот в том-то и дело – к нам приходят люди, для которых словосочетание «потратить на себя» не связано с рекламным «вы этого достойны» и горами платьев, духов, косметики или бесцельной прожаркой на пляже, они тратятся на усилия по саморазвитию, что отзывается большим эффектом и задевает более глубокие пласты.
Давным-давно, когда я только начинала педагогическую деятельность, во время подготовки ко Дню Учителя кто-то из таких же молодых коллег задал вопрос: «Какое самое главное качество должно быть у учителя?» И, рассуждая, мы пришли к выводу, что учитель умирает, когда перестаёт сам учиться. Как только ты сказал, что всё знаешь, и мне больше ничего не надо, учитель в тебе умер — можно увольняться. Так вот и человек «умирает» тогда, когда перестаёт совершенствоваться, думаю. И отрадно, когда в перерывах между занятиями студийцы делятся своими успехами, своими озарениями во внутреннем самопостижении. Уверена, внутреннее – это, в первую очередь, умение слышать. И они рассказывают, как начинают различать уже оттенки эмоций, интонаций.
«Ой, а я об этом и не думал»
— А как тебе знание биологии, твоя основная профессия, помогает? Ведь ты не только с некими эфемерными вещами работаешь, но и с конкретными физическими, и биология, несомненно, отличная подпорка.
— Да, конечно, поэтому я и стараюсь разбить двухчасовое занятие на этапы: мы начинаем с упражнений – дыхательных, речевых, и я их не просто подбираю, но ещё и объясняю, почему это упражнение лучше применять перед началом выступления, почему нельзя форсировать звук, как это сказывается на голосовых связках и т.д. А вообще, когда начинаешь говорить о речи, о гласных, о согласных – это же всё физиология. Дыхание – физиология, и какие-то вещи подсознательные, когда начинаешь объяснять людям с точки зрения именно физиологической, биологической – это же тоже понимание себя. Кто-то нет-нет, да и скажет: «Ой, а я об этом и не думал».
— А кто из литераторов, по-твоему, наиболее полно может раскрывать человеческую душу?
— Я, во всяком случае пока, не делаю тематических занятий, т.е. не беру только одного писателя или поэта. У меня, наверное, сейчас такой интересный период, может быть, это связано с зимними праздниками, может, со статусом бабушки, но я заново открываю для себя детских писателей и понимаю, что очень многие из них писали не только для детей, и читать их полезно не только детям. Конечно, я не исключаю и Пушкина, и любимого Лермонтова, которого можно читать, читать и каждый раз находить новые глубины, сочетания, мысли, эмоции, но, например, и у Благининой несколько стихов я для себя просто открыла, Константина Симонова, которого читала довольно много, тоже нашла несколько новых для себя стихотворений. И я бы, например, не исключала и Вознесенского с Рождественским, да мало ли их, прекрасных. И каждый отражает свою эпоху, и язык у них разный, а это большое богатство для саморазвития. Я предпочитаю брать не конкретного автора, а тему. Скажем, тема «круг» пришла из одного из стихотворений Благининой.
Все мы из детства
— Интересный поворот: самые открытые люди ведь дети, а вы занимаетесь детской поэзией, прямо сразу в точку бьёте.
— А мы же все из детства. Поэтому, мне кажется, важно вернуться в исходную точку и посмотреть на себя того, скорректировать. В любом случае, человеческая жизнь – это же вектор, и мы по стрелочке идём. И можно направление стрелочки чуточку подкорректировать, а можно тупо идти дальше не в то пространство. А кто-то вообще посреди пустыни сидит на чемоданах и ждёт поезда или корабля. Поэтому уже счастье, что люди пришли и пытаются разобраться, и у кого-то, например, запросы после каких-то операций, после ношения брекетов, мышцы лицевые работают хуже, артикуляционный аппарат стал хуже работать – с этим тоже приходят.
— А если обратиться к нашим школьным годам, твоя любовь к стихам и желание выступать на сцене, как-то связалось с этой студией?
— А у меня это как-то не прекращалось удивительным образом, хотя мечта о сцене не осуществилась, но учительство, урок – это каждый день сцена, и получается, что те качества, которые я развивала – даже умение говорить, определённый тембр голоса, определённым образом построенная речь — всё используется, и люди, оказывается, обращают на это внимание, уже на первое «здравствуйте» реагируют, это притягивает внимание, а, значит, и занятия не впустую. Я ведь тоже саморазвитием занимаюсь – преподаю, участвую в моделинге, порой выхожу на сцену в качестве конферансье.
— Но всё в мире двояко: голосом и всеми этими навыками человека можно увести не туда. Люди-то доверяют, а каким должен быть ведущий, чтобы не воспользоваться доверием человека?
— Здесь, я думаю, основополагающим должно быть внутреннее содержание, для меня это – вера. Мы отдаём миру то, что есть у нас внутри, чем мы себя наполнили. И если нет внутри веры, в моём случае это вера христианская, нет Бога в душе, ты действительно можешь навредить.
Фото: Ольга Паничева
комментария 3
Инга
28.01.2021Наташа, это замечательно, когда талантливый и увлечённый человек вовлекает в этот процесс других и помогает людям «творить себя»! Я мечтаю о возрождении в стране кружков по интересам, как это было в советское время, а руководили такими группами специалисты, увлечённые любимым делом и передавали, заражали своей энергией молодых. Это так помогает нам жить интересно, разумно и благородно! Спасибо Вам! Успехов всем участникам Вашего салона!
Алексей Курганов
25.01.2021А мне у Экзюпери нравится другое высказывание: » Свыкаешься с убогим счастьем, когда устанешь ждать настоящего.». Горько, но справедливо. Спасибо автору за интересный текст.
«
Татьяна Михайловна Чеснокова
24.01.2021Интересно! Спасибо за материал!