Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Борис Бланк. Мастер-класс

От редакции: Наш журнал начинает серию публикаций о наиболее интересных российских художниках-сценографов сцены и экрана. Некоторое время назад мы публиковали фрагменты книги воспоминаний Бориса Бланка «Ва-БЛАНК». Сегодня мы представляем его творчество. Материалы подобрал и любезно предоставил журналу Евгений Леонидов (он, кстати, был соавтором недавно опубликованного нами киносценария «Крылья стрекозы» о В. Шухове). С его эссе о Борисе Бланке мы и начинаем данную публикацию.

Крыло стрекозы. Сценарий полнометражного художественного фильма

***

БОРИС БЛАНК

Говорить о Борисе Бланке можно много, можно коротко. О нем говорить сложно, даже очень сложно. А можно и очень просто. Потому что Борис Бланк – человек возрожденческой творческой емкости.  Он блистательный художник театра и кино, режиссер театра и кино, эссеист, философ, человек, любящий жизнь со всеми ее невероятными проявлениями. А с другой стороны, можно сформулировать просто – это один из самых цельных слепленных из очень многих качеств и количеств, но в некое цельное, очень образное явление. И поэтому его нельзя разложить или разделить по тем или иным жанрам и направлениям. Я не хотел бы, чтобы мое небольшое эссе превратились в панегирик, но восторг перед этим человеком не дает мне возможности высказываться по-иному.

Он оформил значительное количество фильмов, из которых наш зритель, конечно, помнит и любит «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен», «Гори, гори, моя звезда», «Дядюшкин сон», «Успех», «Шестое июля» и многие другие. Он был сценографом таких знаменитых спектаклей, как «Добрый человек из Сезуана» в Театре на Таганке, «Иисус Христос – суперзвезда», «Доктор Джекил и мистер Хайд», «Римская комедия» в Театре имени Моссовета, «Виктория», «Дети Ванюшина», «Правда – хорошо, или Райские яблочки» в Театре имени В.Маяковского и др.. Поставил, оформил замечательные фильмы «Карьера Артуро Уи. Новая версия», «Грех», «Смерть Таирова», спектакли «Зыковы», «Карьера Артуро Уи», «Русский шансон», написал множество статей, эссе, подготовил и опубликовал несколько книг и много, много, много, много…

Общение с Борисом Бланком доставляет невероятное наслаждение, ибо беседы с ним насыщены блистательными афоризмами, парадоксами, мудрыми мыслями. Застолье с ним – это удовольствие, потому что это — чествование жизни.   Лекции, которые он проводит со студентами, завораживают даже это новое бесшабашное полуосмысленное поколение.

Борис Бланк с Евгением Леонидовым

Я не хотел панегирика, но он сложился сам собой. Так неужели Борис Бланк — идеал? Нет, он далеко не идеал. Он бывает жестким, оскорбительно-едким, желчным, раздражительным, сильно выпившим, нетерпимым, взрывным и многое-многое.

Но хочу вам сказать, что если бы не его слабости, то, вероятно, вы бы не поверили мне, что это просто человек. Я горжусь дружбой с ним, я его бесконечно люблю и мне бы очень хотелось, чтобы эту любовь к нему разделили со мной читатели этого издания. Представляю вам его эскизы, портреты, фотофрагменты из его фильмов. Смотрите и наслаждайтесь.

Евгений Леонидов

КИНО о МАСТЕРЕ КИНО. И СЦЕНЫ

Фильм о замечательном сценографе и художнике, народном художнике РСФСР Борисе Бланке смотришь, не отрываясь ни на миг.

Называется он «Борис Бланк. Мастер-класс».

 

Сложная, глубокая, многогранная творческая личность – это о Борисе Бланке.  Его творчество многообразно. Множество регалий и наград. Все не перечислишь… Как не перечислить всего, что он сделал как художник, как сценограф, как постановщик.

Как художник-постановщик Борис Бланк работал на пятидесяти с лишним фильмах и на десятках спектаклей. Сам, как режиссер, проставил девять фильмов и три спектакля. Сотрудничал с крупнейшими мастерами экрана и сцены – режиссерами, операторами, актерами. И самодостаточны, и самобытны его портреты тех, с кем работал и творил…

И вот как рассказать обо всем этом в 40-минутном фильме?

Постановщик фильма и автор сценария Ирина Измайлова создала увлекательный экранный коллаж.

Фрагменты фильмов и спектаклей; портреты – и тут же короткие реплики-рассказы самого Бланка о тех, кого портретировал; эскизы декораций – и тут же фотографии сцен из фильмов и спектаклей, к которым эти эскизы сделаны.

Но стержень фильма – диалог Бориса Бланка с самим собою. А сделано это так.

Начало, черно-белый пролог – эпизод из фильма Бориса Бланка «Карьера Артуро Уи». В шикарном фраке Артуро Уи танцует (в его роли – Александр Филиппенко). А затес перед нами уже актер Филиппенко. Он наносит грим – маску клоуна. И начинает читать прямо в лицо Борису Бланку фрагменты из его же книги «Ва Бланк».

И затем каждый эпизод фильма – как своеобразный куплет. А рефрен или припев к нему – общение Бориса Бланка впрямую с нами, зрителями, «через экран»: он делится сокровенными мыслями об искусстве, о творчестве, о времени, о восприятии жизни художником; рассказывает об узловых перипетиях и поворотах своей судьбы.

А в диалоге с Борисом Бланком – он же сам. Только текстами из своей книги, которые читает ярко, броско, подчеркнуто остро и порой язвительно Александр Филиппенко во фрачном наряде, цилиндре и в гриме клоуна в стиле комедии дель арте.

Борис Бланк в своих высказываниях и фрагментах из книги предстает неординарной творческой личностью. Это высказывания много испробовавшего и достигшего художника – высказывания искренние, честные, порой нелицеприятные, глубокие, самокритичные… иногда ироничные до сарказма! А эпилогом служат фотопортреты самого Бориса Бланка – от нынешних дней до подростковых лет. И везде – острый взгляд человека и художника, а через него светит острый взгляд души.

Мне кажется, фильм о Борисе Бланке удался. И очень точен подзаголовок названия – «Мастер-класс». Это действительно мастер-класс того, как строить свой путь художнику в меняющемся и противоречивом мире.

Валерий Бегунов

театральный критик

Б. Бланк с режиссером П. Хомским

Борис Лейбович Бланк

Народный художник РСФСР (1991)

Заслуженный художник РСФСР (1980)

Художник и режиссер театра и кино, педагог, писатель

Родился 2 октября 1938 года в Москве. В 1960 году окончил художественный факультет ВГИК (мастерская Г.А. Мясникова, М.М. Курилко). В 1964 г. Б. Бланк стал автором декораций самого первого спектакля Театра на Таганке «Добрый человеку из Сезуана» Ю.Любимова. В том же 1964 году дебютировал как художник-постановщик в кино фильмом «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (реж. Э.Климов). Художник-постановщик свыше 50-ти художественных фильмов. Работал с такими кинорежиссёрами, как Э.Климов, Ю.Карасик, Э.Лотяну, А.Сахаров, А.Митта, В.Меньшов, В.Мотыль, Г.Полока и др. Сценограф свыше 80 спектаклей ведущих театров Москвы: ЦАТРА («Гарольд и Мод»), Театра на Таганке («Театральный роман», «Евгений Онегин»), Театра Моссовета («Иисус Христов – суперзвезда», «Римская комедия», «Опасные связи») и других городов. С 1991 года – режиссёр театра и кино.  Трижды лауреат премии «Ника» в номинации «Лучшая работа художника» за фильмы: «Мать Иисуса» (1991), «Если бы знать…» (1993), «Карьера Артуро Уи. Новая версия» (1997).

Борис БЛАНК c художником-сценографом С. Бархиным

Президент Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов России. С 2007 по 2017 гг. — главный художник Театра киноактёра. С 2015 года преподаёт в Британской школе кино и в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. В 2016 году в издательстве «Академический проект» вышла его автобиографическая книга «Ва-бланк! Повествование в 3-х действиях».

Награждён Орденом Дружбы народов (1987), Орденом Почета (2010), Орденом Дружбы (2014). В 2019 году вышел фильм посвященный художнику «Мастер-класс. Борис Бланк», в 2020 году – второй фильм под названием «Лестница».

Б. БЛАНК с актером и депутатом Евгением Герасимовым

ФИЛЬМОГРАФИЯ (художника-постановщика Бориса Бланка)

1964 Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

1965 Похождения зубного врача

1966 Дядюшкин сон

1967 Арена

1968 Шестое июля

1969 Гори, гори, моя звезда

1969 Тоска (к/м)

1970 Денек без тормозов (к/м)

1970 Обыкновенная история (фильм-спектакль)

1970 Чайка

1971 Вся королевская рать

1971 Сестра музыканта

1972 Человек на своем месте

1973 Дорогой мальчик (фильм-спектакль)

1974 Самый жаркий месяц

1975 Мой дом — театр (Страницы жизни)

1975 Пузырьки

1976 Розыгрыш

1976 Собственное мнение

1978 Любовь моя, печаль моя (СССР/Турция)

1978 Мой ласковый и нежный зверь

1979 Возвращение доктора

1979 Стакан воды

1980 Кто заплатит за удачу

1980 Старый Новый год

1980 Что можно Кузенкову? (новелла в киноальманахе)

1981 С вечера до полудня

1983 Анна Павлова (СССР/ Великобритания/ ГДР/Куба/ Франция)

1984 Успех

1987 Без солнца

1987 Время летать

1987 Конец вечности

1989 Лестница

1989 Мир Вам, Шолом! (док.)

1990 Мать Иисуса

1990 Похороны Сталина

1990 Самоубийца

1990 Смерть в кино

1990 Прости, народ православный!

1991 Кремлевские тайны шестнадцатого века

1993 Если бы знать…

1993 Месть шута

1993 Шейлок

1994 Простодушный

1995 За что? (Россия/Польша)

1996 Карьера Артуро Уи. Новая версия

1997 Возвращение Жар-птицы (кинотрилогия)

2000 Царевна Лягушка (фильм-спектакль)

2000 Репете

2002 Мишель

2003 Смерть Таирова

2004 Егерь

2004 Чердачная история

2007 Грех

2010 Око за око (Беларусь-Россия)

Б. БЛАНК на открытии персональной выставки

Л.Свинцицкий, И.Лемешев, Б.Бланк, А.Налич

Народный художник РСФСР

Художник-постановщик более 50 фильмов

«Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен» и «Похождения зубного врача» Элема Климова,

«Шестое июля», «Чайка» и «Стакан воды» Юлия Карасика,

«Гори, гори, моя звезда» Александра Митты,

«Человек на своем месте» Алексея Сахарова,

«Розыгрыш» Владимира Меньшова,

«Мой ласковый и нежный зверь» и «Анна Павлова» Эмиля Лотяну,

«Старый Новый год» Наума Ардашникова и Олега Ефремова,

«Успех», «Мать Иисуса» и «Смерть в кино» Константина Худякова,

«Простодушный» Евгения Гинзбурга,

«За что?» Ежи Кавалеровича,

«Око за око» Геннадия Полоки

и другие.

Борис Бланк

СЦЕНОГРАФ 70 СПЕКТАКЛЕЙ

Среди них:

«Иисус Христос – суперзвезда», «Римская комедия» и «Опасные связи» Павла Хомского в Театре имени Моссовета,

«Добрый человек из Сезуана», «Театральный роман» и «Евгений Онегин» Юрия Любимова в Театре на Таганке,

«Обыкновенная история» Галины Волчек в Театре «Современник»,

«Дети Ванюшина» и «Виктория» Андрея Гончарова в Театре им. В.В. Маяковского

и другие

РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК И ХУДОЖНИК

9 фильмов и 5 СПЕКТАКЛЕЙ

Художественные фильмы:

«Кремлевские тайны XVI  века»

«Если бы знать…»

«Артуро Уи. Новая версия»

«Месть шута»

«Шейлок»

«Смерть Таирова»

«Грех»

Документальный фильм:

«Тайна жены и зверя»

Театральные постановки:

«Карьера Артуро Уи»

«Русский шансон»

«Зыковы»

«Камелии для дамы»

и другие

Трижды Лауреат премии «НИКА»

Президент Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов Российской Федерации

Кавалер Ордена Дружбы народов, Ордена Дружбы и Ордена Знак Почета

Материал подготовил Валерий Бегунов

Фото Евгения Леонидова


1 комментарий

  1. Инга

    Валерию Бегунову и Валерию Леонидову -нижайший поклон и благодарность за бесценный подарок увидеть жизнь и творчество Мастера — Бориса Бланка, переданное и средствами слова, и средствами кинематографа, и талантом
    Филиппенко… и всё это, не выходя из дома! Чудесный фильм ! Одновременно вспомнить, увидеть прекрасные и любимые картины, и побывать во всех театрах одновременно на лучших спектаклях! Это ли не чудесный подарок нам всем! И главное — это можно показать друзьям-товарищам, и не один раз! Слава, слава мастерам и нашему кинематографу! А в рассказах самого Мастера о себе сколько всего поучительного, истинного, какая признательная память и уважение к учителям-наставникам — Климову, Любимову… Фильм на 40 минут, а сколько полезной для ума и души информации! Его можно смотреть, когда хочется всколыхнуть память и дать душе радость. Невозможно выразить все свои чувства благодарности! Всё это остаётся людям на добрую память о Мастере…

Добавить комментарий для Инга Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика