Вторник, 30.04.2024
Журнал Клаузура

Кому кого жалеть? Детей деревни пора услышать

В конце января Российский академический молодёжный театр представил в пространстве Чёрной комнаты новую премьеру – вербатим «Деревня и я» режиссёра Дмитрия Крестьянкина.

Когда ты не можешь чего-то достичь или тебе отчего-то больно, попробуй это прокричать или заявить со сцены. И тебя обязательно услышат – честное слово, обязательно. Услышат и задумаются – над твоей жизнью, да и над своей тоже.

Документальное исследование о жизни современного школьника, взрослеющего и осознающего себя вдали от больших городов — часть большого социального проекта РАМТа, цель которого — дать подростку, не имеющему опыта театрального переживания, возможность оказаться его соавтором, пусть даже на короткое время, но стать видимым для жителей мегаполисов.

«В этом проекте, — говорит Дмитрий Крестьянкин, — мы хотели показать скрытое, невидимое, позволить говорить тому, кто лишён этой возможности в силу обстоятельств. В данном случае — деревенским детям. Я сам когда-то жил в сельской местности, и мне интересно, что происходит там сейчас. В какой-то момент мы поняли — эта история не про подростка и деревню, а про человека и мир. Изначально мы хотели, чтобы сельские ребята могли выйти на столичную сцену и лично рассказать о себе и о своей жизни. Но пока этот замысел неосуществим в силу финансовых обстоятельств. Очень надеюсь, что в будущем мы сможем реализовать и это».

Зона деревни, и особенно подростковой жизни в ней, по убеждению авторов проекта, — чёрная дыра, о которой вечно спешащему городскому человеку ничего не известно.

Они живут в небольших деревеньках и созерцают мир вокруг себя. И замечают не только бездорожье и мусор, но и прекрасные пейзажи, с любовью говорят о своих лесах, озёрах и речках, где можно чудно порыбачить, а потом сварить рыбную солянку. Они могут здесь потрогать вдохновение руками.

Жаль, что часто они не могут дотянуться до мечты – например, попасть в художественную школу или научный кружок, чтобы стать потом дизайнером или учёным. Не каждый видел большие города – у родителей просто нет на это денег, но хотели бы, а оттого задаются вопросом: как там живётся, в этом бурном потоке? Какие там люди,  бьют ли они друг друга? Безопасно ли там? О чём думают? Чем дышат?

Кто-то хочет уехать из деревни, выучиться, найти хорошую работу, создать семью и помогать родителям, кто-то мечтает стать поваром и остаться в родном селе, а иные грезят дальними горизонтами – добраться бы до Дубая.

И все они любят музыку – разную, кому-то ближе очень современная, а кто-то обожает слушать Магомаева.

А ещё они размышляют: людям в городе, кажется, что нас нет… почему человека отпинали, а получилось, что он виноват… что за патриотизм, который перерастает в расизм…

Но всё же они надеются на лучшее – раз поют и видят красоту, раз умеют чувствовать себя счастливыми и хотят дарить счастье другим, раз умеют радоваться всего лишь поездке за шаурмой.

Со стороны мы можем их пожалеть, а, может, им надо жалеть нас? У них есть стремления, а у многих из нас лишь пресыщенность ….

Спектакль «Деревня и я» — результат Лаборатории по поиску новых форм коммуникации театра с современными детьми и подростками, которая состоялась в РАМТе в декабре 2019 года. Он один из тех пяти, что стали победителями конкурса проектов Лаборатории.

Участниками исследования и героями спектакля стали школьники от 12 до 17 лет из села Головтеево Калужской области, деревни Взвад Новгородской области, села Ильинского Тверской области, сёл Сабуро-Покровское и Глазок Тамбовской области, городов Выкса Нижегородской и Малая Вишера Новгородской областей.

«Деревенская тема своей неожиданностью задела, наверно, всех, — сказал после показа проектов художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин. — К нашему стыду, сегодня она так мало изучена. На мою молодость пришёлся взрыв деревенской прозы, и вот сегодня, в попытке отыскать что-то новое, мы вновь едем в деревню и с удивлением обнаруживаем там живой источник, которого нам всем так не хватает».

Бородин считает, что такой социальный проект близок Молодёжному, как ему близко всё, что связано с человеком. Говоря о Лаборатории в целом, он заметил, что театру необходимо такого рода «броуновское движение» — смешение видов, жанров, направлений, включение разных творческих работников – без которого всё останавливается.

Главный режиссёр театра Егор Перегудов, справедливо считает, что театральная лаборатория не может дать моментального эффекта: как и в фундаментальной науке, здесь можно рассчитывать только на отсроченный результат. Но он обязательно будет, не может не быть

Наталья Косякова

Фото предоставлены пресс-службой РАМТа

На фото к статье: Актёры Сергей Печёнкин и Нелли Уварова


1 комментарий

  1. Инга

    Над темой»Как помочь развиваться творчески сельским детям?» надо думать серьёзно , это важнейшая государственная задача, я так понимаю. В первую очередь надо поднимать саму жизнь в русских деревнях до уровня достойного проживания в ней каждого человека. Об этом кричать можно со сцены академических столичных театров очень полезно, чтобы слышали все ответственные за эту проблему в стране товарищи чиновники, Театр должен призывать к действию и обнажать пороки сегодняшней жизни общества в том числе сёл и деревень. Разве мало талантов родила русская деревня для страны в разных областях искусства?! Разве мало было в деревне героев труда, знаменитых ,прославленных своим неповторимым ремеслом сёл и деревень? А в массе своей не из деревень ли вышли наши писатели-классики?! Художники, поэты? Так почему, спрашивается ,забыта и умирает сегодня деревня? Да, театрам надо кричать об этом со сцены так, чтобы мороз по коже у зрителя! Не только увидеть , а почувствовать беду деревенского жителя сегодня! И не в город звать , а городским театрам чаще посещать деревни со спектаклями, активно взаимодействовать.

Добавить комментарий для Инга Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика