Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Начнем с имени: Уфимский Народный театр имени Шеина

Начнем  с имени, который носит Народный театр «Третье поколение». Петр Александрович Шеин родился  в  1941 г. в деревне Бугабаево Кармаскалинского района Башкирии. Удивительно, как рано у этого мальчика из башкирской глубинки появилась страсть к лицедейству. Богатая фантазия, воображение  вкупе со строгой дисциплиной  и требовательностью к себе привели его в Высшую профсоюзную школу Ленинграда, где ему посчастливилось постигать азы мастерства у Георгия Александровича Товстоногова, которого он считал своим учителем на всю жизнь. После окончания поехал по распределению  в молодой город Нефтекамск, где стал директором дворца культуры. Там же и организовал свой первый театр. Успехи заметили, и когда в Уфе под новый 1981 год открыли самый большой Дворец культуры, Петр Шеин стал его директором. Конечно, и здесь он организовал драматический коллектив, получивший в 1986 году звание «Народный театр».

В театре было поставлено более 80 спектаклей, причем не просто легких незамысловатых комедий, но серьезной драматургии, мировой классики. С ними коллектив ездил на фестивали и побеждал на всероссийской и всесоюзной арене. Работать приходилось с теми, кто пришел просто по зову души, часто не имея никакого профессионального образования, но Шеин  никогда не выгонял актеров из своего театра. Просто тем, кто не тянул роли,   навсегда оставался в массовке. Что же касается сотрудников Дворца Культуры, то лентяи среди них не задерживались. Руководителем  он был жестким и даже жестоким. Ответственность была большая, ведь здесь проходили все правительственные концерты и мероприятия.

Умер Петр Александрович в 2008, и собранием коллектива был утвержден новый руководитель театра Юрий Георгиевич Стульников.  Еще юным учеником уфимского авиационного техникума он в 1975 начал заниматься в студенческом театре миниатюр, которым руководил Михаил Исакович Рабинович, будущий главный режиссер Русского академического театра драмы Уфы. После окончания юридического факультета Башкирского университета некоторое время был директором Башкирского театра оперы и балета, но затем занялся тем, что ближе его душе и творческим стремлениям: стал после Шеина продолжателем его дела. Театр поучил звание Народного в 1986, а теперь он носит имя своего   первого руководителя и называется Народный театр «Третье поколение».

Он и ведущий актер театра, в котором им сыграно более 40 ролей, среди них: Ганнибал в пьесе Д. Патрика «Странная миссис Сэвидж» (1986г.), ангел А – И. Шток «Божественная комедия» (1988г.), Труфальдино – К. Гальдони «Слуга двух господ» (1989-1990г.г.), Алеха – В. Ерофеев «Вальпургиева ночь или шаги Командора» (1990г.), комиссар Полю – Робер Тома «Цирк Фреди» (1992г.), Палач – С. Цанев «Вторая смерть Жанны Д.Арк» (1994г.), Май – Зиновий Сагалов «Клип» (1995г.), Люциус – И. Шток «Чертова мельница» (1996г.), ученик – А. Володин «Мать Иисуса» (1997г.), Тартюф – Ж.Б. Мольер «Играем Тартюфа» (1997г.), Наташин – В. Дыховичный, М. Слободский «Женский монастырь» (1999г.), Акоп – А. Цагарели «Проделки Ханумы» (2000г.), Петр Первый — Гр. Горин «Шут Балакирев» (2003г.). Перечислила, разумеется, только самые значимые, но  и по ним виден масштаб дарования и интересов.  Указом Президента Республики Башкортостан в 2002году  Стульникову  присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан». Театр занимает сцену в самом большом и красивом дворце в центре Уфы, который теперь называется Государственный концертный зал Башкортостан.

Ветераны сцены  —  художественный руководитель театра Заслуженный работник культуры Башкортостана Юрий Стульников и актер Марат Шайдуллин начинали еще в 14-летнем возрасте, будучи студентами авиационного техникума, где руководителем СТЭМа тогда был Михаил Исакович Рабинович.

Из 25 актеров труппы пятеро: Ольга Попова, Владимир Колесников, Юрий Никульченко, Владимир Улитин, Марат Шайдуллин в театре им. Шеина  с 1982, с основания, Юрий Стульников — с 1986, самое молодое пополнение — с 2017.

Люди трудятся в разных сферах: есть инженеры, адвокат, спортивный психолог, следователь-криминалист, преподаватели высшей и средней школы, но все они, одержимые сценой, три-четыре раза в неделю приходят на репетиции. И хотя театр зарабатывает — зал всегда заполнен, билеты проданы — деньги идут на декорации, костюмы и аренду залов, один репетиционный, другой — зрительный. Так что всё — на энтузиазме и любви к театру.

Все играют заразительно. Актерский ансамбль сложился.

Репертуар за годы существования, с 1982, так обширен и разнообразен, что лишь перечень сыгранных спектаклей, а их почти 80, занял бы полстатьи. А начинали с очень популярной пьесы (только в Москве она ставилась более ста раз) украинского драматурга, лауреата премии Шевченко, заслуженного деятеля искусств Николая Ивановича Мирошниченко «Третье поколение», давшее название Народному театру.

Дальнейших успехов! Зритель вас любит!

Нина Турицына

Фото с официальной группы театра в OK


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика