Новое
- Николай Новиков — просветитель, публицист, издатель (1744-1818)
- Искусство благотворительности: Всероссийский Съезд объединит культурную элиту и меценатов в Храме Христа Спасителя
- Четыре страны в одной биографии
- В это невозможно поверить
- Философский взгляд на лингвистику
- Александр Балтин. «Вольтовы дуги жизни». Рассказ
«Пою я твое воскресение…». Слово о поэте Федоре Сухове
30.03.2021
Жизнь поэта… Тайна, загадка. Человеческая стезя и человеческий суд подлинному поэту не страшен. Он отворачивается (как бы в старину на Руси молвили — отвращается…) от суеты мира, от его соблазнов и славы, распрей и оскорблений, хвалы и клеветы. И, да, совсем по Пушкину, их приемлет равнодушно… и уходит в затвор.
В затвор счастья творить.
Творчество… пение… одинокий голос…
Есть у меня поэма, названа она — «Одинокий голос». Это архетипическая формула, символ-знак существования, бытия поэта. Таким был Федор Сухов. Таким и остался.
Время, время… Всепожирающее время… А не властно оно над голосом. Что достойно — да услышано будет. Что драгоценно — да сохранится в анналах великих земных письмен для будущих поколений.
Федору Григорьевичу не нужна была земная слава, ее грохот, ее фанфары. Он довольно наслушался страшного грохота войны. Помню его на Рождественском концерте в Центральном Доме литераторов: вечер именовался «Русская религиозная поэзия и музыка», в зале — аншлаг, всю наряженные елки, серпантин, конфетти на паркете. Темная пасть зала. За кулисами Сухов подходит ко мне, протягивает мне руки. Крепко пожимает мои.
— Не волнуйтесь, Леночка! Читайте спокойно! С Новым годом!..
И потом — тихо и веско, глядя мне в глаза весело и странно-скорбно:
— С Рождеством Христовым…
И вдруг повеяло на меня Библейским ветром. Выжженной пустыней. Полынью. Ширью смертного страшного поля после великого сражения.
«Вот и опять я в Осёлке, сижу уже второй месяц. Ничего такого не высидел, потому что больше двигаюсь, хожу по полям, по лугам, слушаю, как говорят между собой ромашки, колокольчики; они говорят своими запахами, сейчас особо слышно говорит полынь. В августе она всегда слышно и очень громко говорит…»
(Из письма Фёдора Сухова Ивану Данилову, 3 августа 1970 года)
***
Стихи были ему — воздух. Писал, как дышал. Однако этот призрачный, световой, пламенеющий воздух стоял под сводами крепкого русского слова.
Но почему меня — и тогда, и теперь, все эти годы — не покидает ощущение древности, чувства несомненной, небесной библейскости, когда я читаю его стихи или вспоминаю о них и о нем, живом?
…А я — уже не я. Я только тень, я эхо
Бегущей по полю, гудящей колеи,
Я — память жившего когда-то человека
В моей измученной бессонницей крови.
Жизнь без сна: вместо него — поэзия. Жизнь без быта: вместо него — поэзия.
Жизнь без мести и ненависти, зато — с Богом.
Вместо ненависти — поэзия.
Всякий истинный поэт, настоящий художник, живет с Богом и в Боге; отвращается, снова произнесем это библейское слово, от ужаса злобы и мерзости духовного запустения.
Поэзия — Давидово начало, великая Псалтырь Давида-царя. У Федора Григорьевича есть такая вещь в стихах — «Аввадона». Она — в рукописи. Дай Бог Елене Федоровне, его дочери, которая благородно и постоянно занимается заботами о его литературном наследии, опубликовать этот текст. Я знаю об «Аввадоне» понаслышке. Но я догадываюсь: это не только образы Писания. Это — о Времени. Это — о нас с вами. И это — изображение пламени, как на фреске в старом храме: когда оно из пламени Адова вдруг превращается в Божий огонь. В Благодатный Огонь.
***
Пламя войны… Страшный, преисподний огонь войны…
Федор Григорьевич воевал. И, как многие, войну с берега на берег переплывшие, задумывался о том, что такое жизнь и смерть, победа и поражение, торжество над поверженным врагом и полынная горечь при мысли о павших на поле брани — близких друзьях и неведомых миллионах:
…купленная ранами Победа —
она моею вовсе не была.
Война… Кто воевал, не любит о войне говорить. Тяжело это, слишком больно.
Но боль военная — боль вечная; боль Библейская. Она — да, навсегда..
В дыму всемирного пожара,
Когда могло все пеплом стать,
Когда сама земля дрожала,
А я старался не дрожать.
А я сидел в своем окопе
С противотанковым ружьем,
И багрянел в великой скорби
Раздвинувшийся окоем.
Ах эти люди, люди, люди,
Враждой всемирной воскипя,
Они из всех своих орудий
Увечили самих себя.
Свидетельствую непреложно,
Подросшим говорю лесам:
Поплакать было невозможно, —
Война не верила слезам.
А как хотелось мне поплакать
На безымянный бугорок, —
Я сам волок себя на плаху,
На место лобное волок…
Кто воевал — и неверующий, уверовал.
***
Федор Сухов верил в Бога. Верил сызмальства, изначально. Это явственно просвечивает сквозь все восхитительные, то густые, то прозрачные, как нежные летние облака, слои глубоко лирической, пронзительной музыки его стихотворений.
Пою я Твое Воскресение,
О Господи, подвиг Твой славлю!
Избавь меня от искушенья,
Я сам-то себя не избавлю.
Поставь поскорее стопы мои
На путь, что протоптан Тобою,
Пусть дождь Твои пажити вымоет,
Своей обласкает любовью…
Так и звучит внутри тот его ангельски-легкий, чуть с хрипотцой, веселый голос, сопровождаемый странно-печальным, древне-печальным взглядом из перекрестий морщин:
«С Рождеством Христовым!..»
комментария 2
Елена Фёдоровна Сухова
27.10.2021Дорогая Елена! Спасибо за добрые слова о моём отце. Это очень важно вспоминать поэта не банальными строками — а вдохновенным словом! Желаю Вам успехов!
Инга
31.03.2021Хорошая, светлая статья о достойном и мужественном православном человеке и поэте Федоре Григорьевиче Сухове. Спасибо Елене Крюковой.