Новое
- Лев Мей — русский писатель (1822-1862)
- Валерий Румянцев. «Трудные дни». Рассказ
- Александр Балтин. «Шок, смешанный с ужасом». Рассказ
- Шедевр постановки пьесы «Материнское сердце» в БДТ, и современная школа
- Отличительная черта графики Эгoна Шиле
- Форум Ed.FUTURE: перезагрузка образования и новые горизонты для карьерного роста
Что может, и чего лучше не делать писателю…
06.08.2021«Писатель – это человек, которому писать труднее, чем всем остальным людям»
Поговорка, имеющая хождение в литературных кругах
Сейчас очень многие, желающие рассказать о себе, поделиться мыслями, поведать миру об интересных историях, которые создало их воображение, и по многим-многим другим причинам, пробуют себя на ниве «литературного творчества».
Я – не исключение, поэтому и решил поделиться опытом успешного (Относительно, конечно!) становления и продвижения себя, любимого.
В процессе развития своих способностей как автора, и популяризации писательской деятельности, я поставил цель ни много ни мало: стать самым читаемым в мире фантастом из Узбекистана. И этой амбициозной цели я добился.
Грех не воспользоваться возможностью рассказать о моём опыте публикаций на этой платформе, в «Клаузуре».
Разные авторы к процессу собственно – творчества подходят с разных позиций. Поэзию, стихи пишут в-основном – сердцем. Драму и трагедии – чтоб рассказать о «бушующих страстях». Комедию и юмор – чтоб повеселить людей. Научная же фантастика всё же – плод работы не сердца, но мозга. И требует специфических научных и исторических знаний. Равно как и умения пользоваться определёнными литературными приёмами.
Главное при этом – огромное желание, плюс грамотный подход.
И — без ложной скромности! — в настоящее время я действительно, по данным беспристрастной статистики – самый читаемый в мире писатель-фантаст, да и просто – писатель, из Узбекистана. По рейтингу популярности и числу прочтений выше меня только Дина Рубина, но она сейчас в Узбекистане не живёт.
Проверить мои слова нетрудно: в настоящее время крупнейшая в мире библиотека русскоязычных книг и авторов – Майбук. Более 20 млн. (!) читателей – каждый месяц! У них очень солидное и серьёзное оформление портала, огромный выбор авторов и книг (около миллиона!), невероятная простота пользования для любого – зарегистрированного, или не зарегистрированного! – читателя.
И – главное! — внятная и понятная Статистика.
Так вот, если зайти в «Библиотеку», и из всех категорий выбрать жанр «Фантастика», появится строка с категорией «по популярности». Но она – субъективна. Нужно выбрать – «По количеству читателей». Это и есть объективный показатель прочтения книг.
Если открыть 360 страниц этих самых бесплатных книг – то уже на четвёртой есть моя книга: «Доступная женщина». И далее – на первых же 50 страницах есть ещё 25 или более, моих книг. Что, на мой взгляд, однозначно говорит о том, что их – читают!
Если зайти не в бесплатные, а «все» книги фантастики – т.е. и платные тоже, там ситуация чуть похуже – моя книга примерно на 16 странице, и далее на 50 страницах из 1500 (!) – 5 или 6 моих книг. Но к моему глубочайшему удивлению и сожалению, там нет никого из признанных «мэтров» Узбекской «классической» фантастики эпохи СССР.
Как же я добился популярности? И какими предпосылками руководствовался?
Мысль, которой я руководствовался в 1-ю очередь – та, что сейчас заканчивается эпоха бумажных книг. И начинается эра электронных. Понял я это в тот день, когда моя дочь должна была написать какой-то реферат по творчеству Тургенева, а книга «Отцы и дети» стояла в нашей спальне. А мы с женой уже спали. И тогда дочь просто скачала себе эту книгу на мобильник – из бесплатной электронной библиотеки.
А дальше – ещё хуже. У нас по соседству есть пункт приёма макулатуры, где за гроши можно купить те самые книги, за которыми мы стояли в очереди, а кто помнит – и сдавали по 20 кг. Макулатуры!!! Более того – почти никто их и за эти гроши — не берёт…
А писатели из России, с которыми я поддерживаю связь, пишут, что у них не заморачиваются и сдачей в макулатуру: просто выставляют связки книг возле мусорки: берите, кто хочет… Но почти никто не хочет – только истинные патриоты бумажных книг.
Но их поколение сейчас вымирает, а молодое, подрастающее, не желает держать дома эти «пылесборники», только занимающие место на полках.
Далее. Когда я в 1999 г. пошёл в издательство Шарк, с рукописью моего раннего романа «Возвращение чувств», его глав. Ред. даже не стал её читать. Спросил только: «Сколько авторских листов?» Я ответил: 20. Он сказал: «4 млн. сумм – и издадим»!
А это по тем временам – моя зарплата за 4 года. А у меня уже была семья.
И это тоже было аргументом против бумажного варианта издания.
Но почему я издаюсь в России, и ближнем и дальнем зарубежьи, а не в Узбекистане? Отвечу цитатой: «узбеки читать не любят, если честно». – это сказал в интервью Курбан Джулиев, сотрудник издательства при Союзе Писателей Узбекистана. Более того: при тогдашнем Руководстве русскоязычному автору издать что-либо в нашей стране на бумаге можно было только за деньги!
Но как же сделать это без денег?!
Ответ есть! Надеюсь, мой опыт поможет кому-нибудь избежать всех тех шишек и капканов, которые получал, и в которые попадался я. Буду этому очень рад.
Итак, к делу!
Начать хочу тоже с цитаты:
Иисус Христос как-то сказал такую фразу (За точность не ручаюсь, но смысл примерно такой): «Ежели кто сказал слова хорошие, добрые и правильные, но не услышали его – значит, он и не говорил их».
Стивен Кинг по этому же поводу сказал так: «Без постоянного и массового читателя вы – лишь голос, попискивающий в пустыне!»
По моему глубочайшему убеждению, писатель – это не тот, кто пишет. А тот – кого читают!!!
Чтоб реально добиться поставленной цели стать «самым», нужно было выработать рабочую концепцию. И разработать стратегию. Поведения в целом, и письма в частности.
Я разложил задачу на три составляющих элемента.
Первое. Мотивация.
Второе. Нахождение портала, или порталов, где моё творчество было бы максимально доступно русскоязычному читателю.
Третье. Освоение приёмов литературного мастерства. И их применение.
Ну, с первым-то пунктом всё более-менее ясно. Желание писать есть у каждого из читающих и пробующих себя на литературном поприще. Однако!
В мире встречаются два основных типа писателей. Первые утверждают, по большей части кокетничая, что пишут «для себя». И вполне довольны своими способностями и умением. (Их полно на «Самиздате» у Мошкова. Но число их читателей… Удручает.)
Такие, в-принципе, могут дальше не читать.
Вторые прекрасно осознают, что пишут для читателя. К ним я и обращаюсь. В надежде на то, что те удары и пинки, которые я получил в результате личного опыта, помогут им избежать повторения моих ошибок, и сразу покажут им, в каком направлении двигаться. И какими методическими материалами при этом руководствоваться.
Итак.
Мне с мотивацией, если честно, было достаточно легко определиться. Я читаю с 4 лет – моя прабабушка научила меня по заголовкам газеты «Правда». Потому что ей некогда было читать мне сказки вслух. Вот она и хотела, чтоб я был на «самообслуживании», и ей делать её дела не мешал. Так передо мной открылся волшебный мир книг.
А ещё мне повезло, что моей матери удалось подписаться и достать «Библиотеку приключений», и «Библиотеку современной фантастики». Собственно, именно это и позволило мне понять, какие книги мне нравится читать, и какие я хотел бы писать и сам. Свой первый фантастический рассказ я написал примерно в восемь лет, и очень жалею, что не сохранил его.
С детства я стараюсь читать много – когда исчерпал возможности семейной, а затем и школьной библиотеки, направился в районную. (Там, кстати, и познакомился с моей будущей женой.) В целом я читаю, конечно, не как Ленин – по странице за секунду – но могу прочесть большую книгу примерно за два-три дня. Случались годы, когда я проглатывал 50-60 книг. К сожалению, не все они были достаточно хорошего качества – я имею в виду, что не все были написаны хорошо и интересно, и остались в памяти.
И, подумав, что я и сам смогу написать не хуже, я и стал писать рассказы. И рассылать – в журналы вроде «Техника – молодёжи», «Юный техник», «Знание – сила», и вообще – везде, где публиковали фантастические рассказы. Я очень благодарен главреду «Техники молодёжи», Михаилу Пухову – он хоть моих рассказов не принял, но дал ряд полезных и ценных советов.
Я рассылал рукописи и романов – в частности, «Возвращение чувств» — в Центрполиграф, Эксмо, АСТ, и другие солидные Издательства. Но нигде её не принимали, хотя из Ленинграда рукопись вернули, с пометкой, что написана неплохо, и они даже делают для меня исключение: а обычно рукописи они не возвращают.
Затем я женился, и родилась дочь. А из-за того, что вскоре после этого развалился Советский Союз, и моя первая работа в области ирригации закончилась в связи с банальным отсутствием централизованного финансирования, пришлось не писать, а выживать.
К тому времени я работал на трёх работах, чтоб элементарно прокормить семью. И мой ежедневный график выглядел примерно так: подъём в четыре утра. До шести — написание произведений. В шесть – завтрак, и на завод. Оттуда – на вторую работу, оттуда – в театр. Вечером в десять – ужин. И – спать.
Это было трудно. И я благодарен жене, что она не слишком сильно ворчала на то, что я «ерундой (Она применяла другое слово!) занимаюсь». Но я так и продолжал писать «в стол», и хорошо. Потому что я иногда достаю те, ещё отпечатанные на пишмашинке, с пожелтевшими ломкими страницами, рукописи, и перевожу в электронный вид. И публикую. Я не смог бы «наваять» 50 книг, если б не те, старые, запасы.
Далее начались мытарства по второму пункту программы: то есть – выбор Издательства, где приняли бы и согласились опубликовать моё творчество.
Полегче с этим стало, когда в 2010 мы купили бэушный комп, и принтер, чтоб дочь, поступившая в Универ, могла не бегать по интернет-кафе, а скачивать материалы прямо из Сети, и распечатывать рефераты и т.п. на дому, в любое время суток.
Вот тогда я и познакомился с возможностями интернета.
Первый рассказ, а затем – и два романа я отправил в редакцию ЭИ «Аэлита», Борису Долинго, редактору и журнала фантастики «Уральский следопыт». Именно ему я обязан своему умению правильно форматировать и оформлять тексты. Однако, хоть тексты и приняли, но указали на их раздутость, и плохое качество. Я решил поработать над самосовершенствованием, и скачал из сети (Тогда это можно было сделать бесплатно!) ряд учебников и справочников, которые очень мне помогли в работе над этим. Но про них я собираюсь рассказать в третьей части, а сейчас – об издательствах.
Так вот: уважаемый Борис настоял, чтоб книги я выставил платно – а то, якобы, «читатель считает бесплатные книги – слабыми и графоманскими». И два (!) года книги так и стояли на его портале. И никто почти их не покупал. А поскольку тогда я уже познакомился с издательской платформой «ЛитРес:Самиздат», я книги и забрал, и разместил там. Они выставляют книги своих авторов и в Майбук, и в другие интернет-библиотеки, с которыми у них подписаны Договора. Так же мне пришлось поступить и с книгами, которые я размещал тоже платно через издательскую платформу «Ридеро». К сожалению, не удалось забрать и выложить бесплатно те две книги, что я опубликовал через Украинское издательство «Стрельбицкого», иначе мне пришлось бы платить неустойку.
А вообще я шёл по двум путям. Первое – повысить качество своего письма. И второе: сделать своё имя – известным. То есть – «зарисоваться» в издательском и читательском пространстве в интернете. Для этого я участвовал в 2015 -2017 гг. в примерно 50-60 сетевых конкурсах фантастики (И даже некоторые – выиграл!), и рассылал свои рассказы во все журналы, фэнзины и альманахи фантастики, которые только нашёл в каталоге – разумеется, только русскоязычные.
И это принесло плоды: мои рассказы опубликованы в таких журналах, как «Космопорт» (Беларусь), «Великороссъ», «Эдита», «Астра Нова», «Знание – сила», «Наша Гавань», «МирФантастики», «Полдень», и многих, многих других – сейчас даже не упомню их названий! А когда в 2016 году конгресс Интерпресскон присудил мне звание лауреата Премии «Полдня» за повесть «Доступная женщина», я понял, что усилия не пропали даром. (Поясню: для фантаста, пишущего на русском эта Премия – всё равно, что «Оскар» для американской кинематографии.)
Так что теперь я отбросил «заигрывания» и прощупывания почвы, как я, было, пробовал в отношении издательства «Альтасфера», или с Гильдией «независимых авторов», «Рипол-классик», и многих, многих других, и публикуюсь только через ЛитРес. А ещё – через «Автор-тудей» там можно выкладывать — поглавно.
Мои книги в ЛитРес, согласно статистике на моей авторской странице, читает 3000-4000 (!) человек в месяц, только официально! А есть ещё и пиратские порталы, несколько десятков, которые тоже выставляют мои книги. Бесплатно.
Я не против этого: как я уже упоминал, моя задача — сделать доступ читателю к моим книгам – максимально удобным, и бесплатным. Потому что сейчас за деньги читают, и то, с неохотой – только «раскрученного» или распиаренного автора – типа того же Лукьяненко, или Головачёва, или Пелевина. Ну, или иностранных «китов» — Мартина, Асприна, Роулинг, Пратчетта, Дэшнера, и других.
Дело в том, что читатель сейчас реально избалован «халявой»: то есть – он хочет читать, много, и интересных книг – бесплатно!!! Я же хочу, чтоб мои книги прочло как можно больше людей. Так что пока наши цели и задачи совпадают. Да я и никогда не ставил себе целью зарабатывать на литературном творчестве. Меня вполне устраивает, что меня просто — читают. Массово. (Тьфу-тьфу.)
И уж я старался, и стараюсь, чтоб мои книги были яркими, запоминающимися и интересными!
А вот как их сделать именно — интересными – в третьей части.
Стивен Кинг пишет в своём учебнике, что для того, чтоб писать на высшем уровне своих возможностей, нужно много читать и много писать.
И это верно: читая, мы знакомимся со стилями, и способами подачи материала.
Но только в процессе практики – то есть, письма! – мы постигаем, как писать!
Без этого – без практики! – никогда не достичь нам, авторам, высот профессионализма. Как, например, не может спортсмен поднять штангу в 200 кг., если не будет тренироваться каждый день, толкая и толкая упрямое железо, или не наберёт виртуозности пианист Мацуев, если не будет по 5-6 часов в день терзать инструмент!
Так что писатель, который желает, чтоб его возможности реально раскрылись – обязан, уж извините, писать каждый день! То есть – регулярно!
Однако!
Стивен Кинг, и я тоже – против так называемых «творческих семинаров».
Почему? Очень просто: «устрица творит жемчужину из соринки под мантией, в тишине и одиночестве. А не на семинарах по созданию жемчуга с участием других устриц».
Но для того, чтоб новичку начать творить, в первую очередь всё же нужно ознакомить его с азами лит. творчества. То есть – с приёмами письма.
Они известны давно, со времён Аристотеля, и постоянно применяются на практике теми, кто так или иначе связан с писательством, как с работой. Изобретать велосипед не нужно – нужно просто с этими приёмами познакомиться. Где? Сейчас расскажу.
Самым полезным учебником лично для меня оказалась книга того же Стивена Кинга «Как писать книги» («On Writing»). Вторая её часть – замечательное методическое руководство, как, вот именно, писать интересные читателю книги.
Далее, конечно, учебник Юрия Никитина «Как стать писателем». Там описано, как из скучной и серой книги можно убрать всё лишнее («Отжать воду!»), и сделать повествование живым и динамичным.
Ещё полезны Справочник Розенталя – по редактуре и художественной правке, книга Норы Галь «Слово живое и мёртвое», учебник Хаецкой, учебник Дж. Фрея «Как написать гениальную повесть», учебник Батчера, учебник Басова «Творческое саморазвитие», и, конечно, «50 приёмов письма» Роя Питера Кларка. А так же знаменитая книга МакГи – «История на миллион долларов».
Освоив их, я смог доработать свои ранние «шедевры», и сразу правильно писать новые книги. И вот, добившись кое-какой популярности и наград, я сделал самую большую глупость. А именно – решил поделиться опытом успешных публикаций с Союзом Писателей Узбекистана.
Написал на их официальный портал – по их электронной почте. Ответа не было. Написал в Министерство культуры. Ответа не было. Написал в фонд поддержки культуры – ответа не было. Другой бы отступился. Я – никогда!
Написал на портал Президента. Описал там всё то, что изложил выше, и многое другое. (Уж я-то знаю, как это работает – чиновники из аппарата спустят моё письмо – в тот самый СП, и тамошним бюрократам волей-неволей придётся мне ответить – чтоб показать, что они «отреагировали». ) И вот какое письмо мне пришло:
Исполнитель г-н. Ильин Н.Д.:
«Уважаемый Андрей Арсланович!
Нам было передано письмо, которое Вы направили высшим руководителям государства по поводу работы Союза писателей Узбекистана в сфере популярных интернет-ресурсов для публикации произведений наших авторов. Как Вы знаете и отмечаете в своём письме, в нашей стране существуют другие другие литературные порталы СП Узбекистана, зиёнет, зиёуз, кутубхон, Культура.уз и др. Это сравнительно новые структуры. вы совершенно правы в том отношении, что названные порталы ещё не очень активны и популярны. Существует и другая проблема: определённый консерватизм, особенно у представителей старшего поколения, к средствам электронной печати. Эти проблемы мы хорошо осознаём и стараемся их решить доступными нам средствами.
Что касается популярных зарубежных электронных порталов, то участие в них является следствием индивидуального решения каждого автора, пишущего в настоящее время. Вопросы же популяризации классического наследия решаются совместно с представительными писательскими организациями других стран. СП Узбекистана как организация не может быть поставщиком литературной продукции на массовые порталы, массовость и популярность которых в значительной степени обеспечивается тем, что там публикуются все желающие и зачастую нет должного контроля за качеством публикуемых материалов. Эта массовость очень часто служит элементарным рекламным целям, не имеющим прямого отношения к литературе. Практика показывает, что публикация на сайтах таких порталов отнюдь не способствует подлинной популярности публикуемых авторов, утверждению их в литературно-критическом сообществе и признанию их талантов.
Обнаружить в электронной сети названные Вами порталы с информацией об их деятельности не представляет никакой сложности для людей, элементарно владеющих компьютерной грамотностью. Они достаточно известны участникам нашего литературного процесса, и отсутствие их произведений на этих сайтах объясняется тем, что они доверяют другим, более близким им по интересам.
СП Узбекистана ещё раз благодарит Вас за Вашу инициативу, за Вашу заботу о популяризации художественных произведений наших писателей
Заместитель председателя Гайрат Мажидов.»
комментариев 5
Андрей Мансуров
29.11.2023Некрасиво злопыхать и говорить: «Я же вам давным-давно это предлагал!», но Договор Узбекским СП с Издательством «ЛитРес» заключён в июне этого года. И теперь книги узбекских авторов будут размещены в ЛитРес и Майбук. Чему я, пусть мне могут и не поверить, рад! Реалии нашего времени предопределяют действия даже самых злостных ретроградов!
Александр
11.08.2021Благодарю автора за интересные мысли и подсказки по учебникам и способствующей литературе, имхо — это ценная информация! Вторая половина (опять же имхо) выглядит реально лишней, все эти разборки к литературе отношения не имеют, хотя общий посыл, безусловно, верен — время СП (скопом) старой формации прошло безвозвратно. С уважением
Мансуров Андрей Арсланович
16.08.2021Уважаемый Александр. Рад, что справочная литература по приёмам творчества оказалась полезна. Секретами мастерства в наше алчное время готовы поделиться не все «мэтры»! Ну а насчёт моего «общения» с нашим СП — так это — как раз для того, чтоб вы и молодёжь просто — НЕ ПОВТОРЯЛИ мои ошибки!!! Потому что Бюрократов учить — глупо! И только отрывает время от работы. А время — единственный реально ценный ресурс у писателя! Так что — просто не делайте такого. Чтоб не наступать на те грабли, на которые уже наступил я. Вот и весь смысл второй части статьи…
Алексей Курганов
06.08.2021Ая считаю что писатель в первую очередь пишет тексты для САМОвыражения. То есть, сочинительством тешит своё САМОлюбие. И не вижу в этом ничего дурного.
Мансуров Андрей Арсланович
08.08.2021Я ничего плохого в отм, чтоб писать «для себя» не вижу. Но! если оставаться на такой позиции, и без читателей, это — просто пустоцветство. такой человек может писать в тетрадке, и запирать её в сейф — как делал Сэллинджер после публикации «Над пропастью во ржи». Ну а уж если выкладываете в Сети — то не нужно лицемерить. ЭТО — для ЧИТАТЕЛЕЙ!!!