Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Реплика: Пушкин. Что изменилось?

Пушкин –  наше всё.  Творчество Александра Сергеевича – величайшее сокровище русской литературы. Но современность накладывает свой отпечаток на восприятие  произведений великого поэта.

Когда — то я считала, что Татьяна Ларина поступила неправильно, оставшись с мужем и отвергнув ухаживания любимого. Мне казалось, что из троих двое были бы счастливы. Сегодня большинство женщин сделало бы выбор в пользу Онегина.  Но  строгие правила  дворянской чести не позволяли Татьяне  рисковать репутацией своего рода и репутацией мужа.  Её решение было единственно возможным. Выбора у неё  просто не было.

Во времена Пушкина было и другое отношение к возрасту.  О матери Татьяны Онегин говорит:

«А кстати: Ларина проста,

Но очень милая старушка»

Этой «милой старушке»  было лет 36.  Сегодня в этом возрасте некоторые только замуж выходят. Сейчас «в 40 лет жизнь только начинается».

И старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке», которая прожила со своим мужем тридцать  лет и  три года, было около пятидесяти.  Тоже ещё хотелось покуролесить женщине. Что она хорошего видела в жизни? Когда появилась возможность эту жизнь изменить, старуха случай не упустила. Её можно за это осуждать? Да! Она  вернулась к прежней жизни. Но  теперь, сидя у разбитого корыта, ей было что вспомнить! Она же пожила на полную катушку! Молодец!

Вот и получается, что современный человек более свободен: он не размышляет о нравственности и  не ограничен рамками понятий о чести и достоинстве. Сейчас решающую роль играют  личная выгода и  собственное благополучие. Современному молодому человеку трудно понять душевные терзания героев произведений Александра Сергеевича Пушкина, и идея  автора может сильно искажаться.

Наталья Николаева


комментариев 7

  1. Мансуров Андрей Арсланович

    Не согласен, что женщины «отдают сердца ненадёжным и опасным» представителям мужского пола. Всяких «зеков» и «хулиганов с экстремалами» предпочитаю не более 10% представительниц слабого пола. (Статистика даёт и ещё меньшие показатели.) Во всех современных сериалах ЧЁТКО прослежена и культивируется психология современной женщины и её приоритеты: «выйти замуж за миллионера и ни хрена больше не делать!!!» И именно на таких позициях сейчас и стоят практически все современные девушки. Раньше в фильме «Ищите женщину» старая дева говорила: «Женщину украшает скромность!». На что ей «продвинутая» юная секретарша чётко ответила: «Это если других украшений нет!». Вот и всё философское кредо современной женщины. Ну, или — сделаем поправку на статистику! — 90% их. А насчёт Татьяны — всё и вообще понятно. И просто. Без заумных «вывертов и изысков». Если мужчина оскорбил женщину, презрев и отвергнув её предложение «отдаться» — так она на всю жизнь затаит на него обиду! И ненависть! Это как — раздеть женщину и не переспать с ней! Кровное оскорбление! И тут уж не до «логики». Просто — банальная месть. Обидчику. Попробую позже написать и про ЭТО статью…

    • Наталья Николаева

      Андрей Арсланович, я не могла и мечтать, что моя маленькая заметка вызовет такую бурю эмоций. Боюсь, что мы можем в этой полемике выплеснуть младенца вместе с водой.
      Если мужчины так плохо понимают современных женщин, то вряд ли им удастся разгадать душу дворянской утончённой девушки, которая жила несколько веков назад. Татьяна и не думала мстить Онегину. Зачем ей это? Она стала богата и знатна. Её муж по статусу и влиянию в обществе гораздо выше Онегина. Мстить человеку, который уже наказан, глупо. Неблагородно добивать поверженного. Но я ни с кем не спорю. Это только моё мнение.
      В том и талант великого русского поэта, что его роман в стихах, как драгоценный бриллиант, играет разными гранями, и каждый в нём видит своё.
      Не могу согласиться с тем, что женщинам нужны только миллионеры. Зачем женщине денежный мешок, который всё норовит купить и во всём и во всех видит товар? Не всё в этом мире продаётся. Я бы написала об этом, но у журнала «Клаузура», как я поняла, другая направленность.
      Спасибо за эмоции.

  2. Наталья Николаева

    Благодарю Вас, господин Воложин, за комментарий.
    Все люди разные, и у каждого свой Пушкин. Я не претендую на научное исследование произведений Александра Сергеевича. Вы сослались на одну из работ Лотмана, но, согласитесь, что это тоже особое мнение отдельного человека (пусть и очень авторитетного) о творчестве великого поэта.
    Отказ Татьяны Лариной можно объяснить и тем, что она поняла Онегина, как вы справедливо указали, на подсознательном уровне. В комнате своего возлюбленного Татьяна обратила внимание на книги и сразу поняла, что Онегин сформирован Байроном.
    Что ж он? Ужели подражанье,
    Ничтожный призрак, иль еще
    Москвич в Гарольдовом плаще,
    Чужих причуд истолкованье,
    Слов модных полный лексикон?..
    Уж не пародия ли он?
    Построить счастливый брак с «призраком», который не понимает, какой он на самом деле, согласитесь, невозможно. Евгений и сам честно признаётся влюблённой в него неопытной и чистой девочке:
    Я, сколько ни любил бы вас,
    Привыкнув, разлюблю тотчас…
    О Пушкине можно говорить бескоечно. Да здравствует Пушкин! Пусть будет вечной память о нём.
    Мне очень приятно, что моя реплика вызвала отзыв в Вашей душе. Спасибо.

  3. михаил александрович князев

    Современный человек не более свободен, чем герои Пушкина. Сейчас условности другого свойства. Зачастую это вседозволенность, которая заканчивается моральным крахом. Идея Пушкина абсолютна. Ларина показывает пример семейного долга, который выше интрижки с Онегиным. Ларина очень уважает своего мужа, она счастлива.На хрена ей Онегин? Бездельник безответственный.

  4. Воложин

    Вы продемонстрировали то, что называется «наивно-реалистическое» восприятие художественного произведения. То есть для вас персонажи (условность) не отличаются от живых людей. И вы о персонажах судите, как о живых людях, а не как об условных приспособлениях, придуманных автором для того, чтоб донести до вашего подсознания подсознательный идеал свой.
    Что Пушкин движим был подсознательным идеалом (вдохновением иными словами) свидетельствует, например, одно его письмо, в котором он жалуется, что его Татьяна «удрала» неожиданную для него штуку (не помню, что именно).
    Факт тот, что созданием текста произведения распоряжалось НЕ ТОЛЬКО сознание поэта.
    Наука о литературе, хотя и не признаёт пока категорию «подсознательный идеал», практически как бы следует ему. И, например, из работы Лотмана о «Евгении Онегине» понятно, что содержанием вдохновения Пушкина тогда было, после горького разочарования в том, что историей правят великие люди в добрых намерениях, ощущение, что историей, вообще жизнью, Добро не правит. Не то, чтоб правило Зло. Но что точно – это что Добро в малой степени.
    Для выражения этой (подсознательной) идеи Пушкин не мог сделать счастливым конец. Для этого он сделал Татьяну не обычной женщиной, а пассивной демонисткой. Для неё в жизни царит Зло. И от жизни можно только бежать. (А мне, Онегин, пышность эта, / Постылой жизни мишура, / Мои успехи в вихре света, / Мой модный дом и вечера, / Что в них?) Она ПОТОМУ и Онегину отказывает.
    А не из-за верности долгу.
    Было б для Пушкина изменой себе, если б он, тоже разочарованный (но не так сильно, как Татьяна), вернул бы Добру силу и заставил бы Татьяну быть верной женой.
    Вот ТАК надо рассуждать о «Евгении Онегине» (да и о «Сказке о рыбаке и рыбке»), если не задерживать на детском уровне восприятия искусства.

    • Наталья Николаева

      Вы , конечно, правы,Михаил Александрович: вряд ли с таким безответственным мужчиной, как Евгений Онегин, можно создать счастливую семью. Но почему-то женщины чаще всего отдают свои сердца именно ненадёжным красавцам. Татьяне решение оторваться душой от Онегина далось большой кровью. И вряд ли она его забудет. Любовь слепа.

      Я вас люблю (к чему лукавить?),
      Но я другому отдана;
      Я буду век ему верна».

    • Наталья Николаева

      Вот ТАК и пишите. Кто вам мешает?

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика