Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

«Космос». К 110-летию Аркадия Райкина

Космос Аркадия Райкина включал в себя многое: но важным элементом, перехватывающим его сильными смысловыми дугами, было именно осветляющее начало: ничего пошлого, никакого телесного низа…

Равно – никакой грубости, вульгарности, потакания низменному в человеке: рваных гэгов, рассчитанных на жеребячий хохот, дешёвых поисков грошовой популярности.

Пересматривая добрый, в чём-то наивный, прозрачно-акварельный фильм «Мы с вами где-то встречались», ощущаешь именно световые токи, исходящие от виртуозно исполненной киноработы, от сатирических фрагментов, прохватывающих человеческий негатив, мешавший жить людям на тогдашнем этапе.

И герой Райкина: актёр театра миниатюр, попадающий в разные смешные ситуации, словно сам соткан из деликатности, столь противоречащей его профессиональным возможностям, и – тем не менее…

Герой подчёркнуто интеллигентен, и напрочь лишён мании величия – весьма присущей (в большинстве) людям его узнаваемости.

В жизни популярность Райкина была чрезвычайной: причём, не имея ничего общего с ухищрениями пиара, о которых тогда не знали, росла она именно из народных глубин, из самой плазмы народной, из её разнородного и густого состава: росла, ширилась, вовлекая всё новых и новых людей: от студентов до академиков, от грузчиков до писателей, — охватывая всё больше и больше слоёв общества.

…некогда в Риге расширенная семья Райкиных, включая многочисленную родню отца, проживала в доме по Московской улице, 19-21: и, казалось, артист навсегда сохранил в памяти шумную, пёструю, колоритную атмосферу, какая – как знать? – может быть, и помогала ему создавать характеры, подсмотренные с детства.

Ибо он создал букеты разнородных человеческих образов: весёлых, нелепых, гнусных, но даже через эту ауру обаятельных, забавных, примитивных…

Вот алкаш (как колоритно совершенно не пьющий Райкин изображал оную породу людей!)  – объект товарищеского суда на тогдашнем производстве: как актёр показывает перемену состояний: сначала жалкий, согласный нести кару, потом, видя, что находятся сочувствующие, обвиняющие коллектив в его…так сказать, падении, набирающий обороты: мол, вы и виноваты!

Проморгали человека!

Вот родительское собрание: и маски меняются, соответствуя типажам, представляемым мастером: интеллигентная бабулька, грубый лопух из народа, якобы – именно якобы! – интеллигент, на которого – взгляни, как следует, на всю жизнь заикой останется…

А это – мужичонка во вкривь и вкось сидящем костюме пришёл в пошивочный цех, выяснять, кто ж сие сотворил, и как вообще оное возможно: да, не выяснив ничего, повествует, шепелявя, поскольку ещё мост – не через Каму, или Оку – через рот строит, как приняли его…

Недоброжелательно, понятно: и бракоделы – одна из людских категорией, постоянно подвергавшихся райкинскому осмеянию.

Вот и начальник: гордящийся одним — никогда не опаздывает.

Не опоздал: прибежал в последнюю секунду, забыв переодеться, в домашнем, в кофте жены – да и заснул на собственном столе.

Сколько кривого в жизни социума от дурацкого, неумелого руководства – и снова работает сила райкинского таланта: словно ловит за руку таковых, призывая общество одуматься, не сажать в массивные кресла кого попало.

Местком, домком, партком – забытые понятия, столько значившие в жизни советских граждан: и вновь жёстким наждаком проходится мастер по всем кривдам, присущим оным группам людей.

Вот краткий, мускулисто сделанный фильм: «Волшебная сила искусства», где, ставший известным актёр, встретивший свою школьную учительницу и узнавший, как ту притесняет в коммуналке парочка соседей-жлобов, является к ним домой, представ алкоголиком-маргиналом, скандалистом, превосходящим хамские возможностями тех, разжиревших…

Как играет низовая речь!

Какими оттенками перекипает в устах интеллигентнейшего Райкина, высококлассного ценителя и знатока классической поэзии!

А тут: В лоб захотел, старый таракан? Я те брызну! Пущай я четвёртый раз пятнадцать суток отсижу, но я те брызну!

Нечто от Зощенко, от его бессмертных типажей: заскорузлых, криво говорящих мещан, анти-мечтателей, страстно желающих оттяпать кусок побольше, да комод покрупнее, мелких паразитов общества, сутяг, скандалистов, алкоголиков…

…вновь и вновь абсолютный трезвенник Райкин изображает бесконечную череду пропойц, почитая национальный российский порок достойным осмеяния, точно веря в возможность оздоровления общества: каким оно ни будь…

Каждый актёрский жест выверен, мастерство, казалось, даже не наработанным с годами – природным, идущим из глубин именно так организованной личности.

Природный актёр.

…в пёстром калейдоскопе мелькали, соединяясь, бранясь друг с другом, наивно задираясь, стремясь показать своё превосходство мелкие чиновники, дураки командировочные, маски с вымышленного собрания родительского коллектива, хитрые и ленивые директора производств, и снова – пропойцы, пьяницы, выпивохи…

Вот…посетитель музея произносит в бессчётный раз монолог «В греческом зале» — и вы смеётесь: вновь и вновь, зная многое наизусть…

Разворачивается многосерийная лента «Люди и манекены» — тут в рассуждениях таксиста (тоже в райкинском исполнение) уже звучит и метафизическое осмысление жизни: соль опыта сверкает на солнце духа; но сценки, на которых собственно и построен фильм, разнообразием оттенков, деталей, ситуаций точно открывают галерею тогдашней жизни.

Тексты Жванецкого звучали в исполнение Райкина совсем особенно: их парадоксальность точно позволяла выявить актёру ещё одну меру тонкости, заложенную в нём.

Его любила страна.

Его слушали всегда, — случайно включив радио, или нажав на телевизионную кнопку, и, попав на его концерт, или одиночное выступление, уже смеялись до конца.

Он был самым популярным сатирическим актёром своего времени: не утратив оной популярности и сейчас, предлагая образцы комического, которые иначе, как высокими не назовёшь.

Александр Балтин

Фото: © Николай Малышев/ТАСС


1 комментарий

  1. Инга

    Спасибо автору статьи за тепло, любовь и правду! Аркадий Райкин — на века в нашей культуре, явление, которое повторить невозможно ни в чём — ни в мастерстве, ни в сути человеческой личности ! Счастье, кто видел и слушал его при жизни, он завораживал голосом и , казалось бы, не прилагал особых усилий , рисуя образы знакомых всем антигероев из нашей жизни, зал замирал, а потом обрушивался громом аплодисментов! Спасибо, что кино сохранило для последующих поколений уникальный образец художественной критики всего дурного, что так убедительно показал Мастер.

Добавить комментарий для Инга Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика